ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Салтанат Сыздыкова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

4 класс тема: А. Кузнецов «Деревце»

Тема: А. Кузнецов «Деревце» Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”. Задачи: • формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение; • развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы; • развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей; • развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь; • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся; • углубление знания о том, что человек – часть природы; • воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней; • привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле. Тип урока: педмастерская. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая. Оборудование: • загадки; • модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок; • полоски красного цвета для SMS-сообщений; • 4 листа (формат А-3) для работы в группах; • рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед; • карточки с текстами; • карточки с заданиями для групповой работы; • набор цветных квадратов для каждого ученика; • заготовки запрещающих знаков (4 штуки); • краски, фломастеры, карандаши, ручки; • тетради по литературному чтению; • деревца для рефлексии; • ЭнтонХугес “Уединение в горах” (фоновая музыка); • песняИ.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”. 1. Вступительное слово учителя. – Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает? – Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания. – Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы? 2. Индуктор. • На фоне музыки (ЭнтонХугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево). Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес.) Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Лес.) Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.) С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.) Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.) Осенью кружатся, на землю ложатся, С земли не встают, тут и гниют. (Листья.) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.) Стоит Аленка, платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.) – Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.) – О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская? 3. Самоконструкция. – Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.) – Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…) – А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.) 4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”. – Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”. • На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце. • Запись в тетрадях. а) Работа с текстом до чтения. • Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию – Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…) – Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным. б) Работа над текстом во время чтения. • Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. • Чтение 1 части. Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти. – Что мы узнали из прочитанного? – Кто посадил деревце и зачем? – Что могло произойти дальше? • Предположения учащихся. 5. Разрыв. • Чтение 2 части. Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”. – Совпали наши предположения? – Какие чувства испытывал мальчик? Почему? • Ответы учащихся. – Одобряете ли вы поступок мальчика? 6. Самоконструкция. – Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет. • Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета. 7. Афиширование. • Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску. – Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.) – Какой еще вред можно нанести дереву? • Ответы учащихся. 8. Социализация. – Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание. № группы Текст Задание 1 группа Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что там одна веточка! У деревца их четыре”. • Иллюстрирование • Инсценирование прочитанного отрывка 2 группа Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку. “Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!” • Иллюстрирование • Чтение по ролям 3 группа Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало. • Иллюстрирование • Выразительное чтение отрывка 4 группа Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он”. Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. • Иллюстрирование • Пересказ 9. Афиширование. • Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание. – Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.) – Выразите свои чувства цветом. • У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …) – Какой цвет каждый из вас выбрал и почему? • Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист. 10. Работа с текстом (продолжение). – Что было дальше? • Предположения учащихся. • На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло. • Чтение хором. • На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева. – Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ? • Ответы учащихся. – Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите. • Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут). • Афиширование написанного. • Чтение последней части рассказа. Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”. А ты как думаешь? • Ответы учащихся на вопрос автора. Вам понятны речи ручейка и речки? Вам понятно до конца, что сказали деревца? Нет, не затрещали – что-то закричали. Нет, не заскрипели – что-то прохрипели. Это, вероятно, было непонятно. Тот, кто их ломал, тот не понимал. в) Работа с текстом после чтения. • Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”). • Работа над пословицей. – Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.) – Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …) – Прочитайте пословицу. Кто деревце не сбережет, леса не увидит. – Как вы понимаете смысл этой пословицы? – Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему? – Какая связь между одним деревцем и целым лесом? – Какую роль играет дерево в природе? г) Вопрос к тексту. – Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.) – Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему? 11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков). • Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть): Дереву трудно Обороняться: Оно ведь не конь, Не умеет лягаться, – Дерево молча Сгорает костром, Корчится молча Под топором … (М.Алимбаев. Кто, если не ты?) – Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе. • Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки. • Афиширование выполненных работ. – Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет! 12. Рефлексия. – В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас. • У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить. – Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.) – Вам нравится наш лес? Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь мелькает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, Человек природе друг! – От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас? – Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен. 13. Домашнее задание

  • Разработки уроков
  • Чтение
  • 4 кл.

закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ