5 класс История Казахстана КСП
Оценка 4.6

5 класс История Казахстана КСП

Оценка 4.6
docx
02.12.2020
5 класс История Казахстана КСП
5 ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА КСП.docx

Краткосрочный план урока   № 1

 

Школа:

Дата:«____»____________20___г.

 

ФИО учителя:

 

Класс:5 «____» класс.

Количество присутствующих:

                        отсутствующих:

Тема урока:

Что изучается в  древней истории Казахстана

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

5.1.1.1 Общий обзор древней истории Казахстана

Цели урока:

Ознакомить учащихся с понятием  история, развитие и формирование истории как науки

Дать знания о предпосылках развития человека, исторических источников

 Сформировать у учащихся навыки работы с картой: читать карту по условным обозначениям, использовать ее для понимания новых тем, как дополнительный источник знаний

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

вести исследовательскую деятельность,

-отвечать на поставленные вопросы и конкретизировать мысль в наглядной форме Большинство учащихся будут уметь:

работать в группе,

-сравнивать, анализировать

Некоторые учащиеся смогут:

распределять полученную информацию по историческим источникам

Критерии успеха

 Учащийся достигает цели обучения, если:

Правильно соотносит научные знания, решения проблемы и создание новых технологий

Учащиеся знают основные понятия истории, мсторический метод; применяют их при решении заданий, аргументируют, анализируют, обобщают и систематизируют изученный ранее материал

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: самопознание, познание мира, естествознание, география

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код

Предварительные

знания

. рассуждать о необходимости изучения природы, отвечать на вопросы, правильно использовать термины

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя

Здравствуй, год учебный,  школьный!

В добрый путь, ученики!

Перезвоном колокольным

Пусть звенят, звенят звонки!

Окружает вас, ребята,

Мир невиданных чудес,

Изучить все в школе надо!

Поторопимся скорей!

- Посмотрите в окно: какой замечательный солнечный день сегодня! Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи на уроке.

Читаем и отвечаем на вопросы.

  • Кого раньше называли шежиреши?
  • Что это слово означает?
  • Кто является родоначальником письменной истории в Европе и Китае?
  • Как назывались произведения Геродота и Сыма Цяня?
  • Что вы узнали о Рашид-ад-Дине?
  • Как вы думаете, зачем надо изучать историю?

 

До начала урока учитель прикрепляет в разных местах класса бумажные следы с буквами

П, Р, И, Р,О, Д, А

 

Доска

 

 

Карточки со словами

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

 

Критерии успеха

Учащиеся должны знать компоненты действий, правила нахождения неизвестных компонентов

 

 

 

Середина урока

 

Актуализация знаний     Стратегия  «ЗХУ»

Учитель предлагает составить таблицу и заполнить первые 2 столбца

Знаю

Хочу узнать

Узнал(-а)

 

 

 

 

(Г,Э)

История – древне греческое слово, т.е впервые это слово использовали греки и арабы, а в

 казахском языке оно звучит как «тарих», с арабского история, рассказ о прошлых событиях.

 В переводе оно значит «исследование», и «рассказ о событиях».

     Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили

 в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас. История, как и астрономия, арифметика считается одной из самых древнейших наук.

    Жизнь людей не проходит бесследно на Земле, она оставляет следы. От древнейших людей дошли

 до нас только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Найдены также сделанные ими

 рисунки, вырезанные из кости фигурки. Вещи древних людей, их кости, а также все, на чем сохранились

 следы их деятельности, называются вещественными источниками. Как из водного источника черпают

 влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом. Ученые производят раскопки,

 обнаружив места где находятся следы жизни древних людей. Наука, изучающая жизнь людей по

 вещественным источникам, называется археологией, что значит «наука о древности». Ученых,

 производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют археологами.

    Люди которые сохранили исторические сведения и повествование для народа в казахском народе

 именовались шежире (летописцы или сказатели). Слово шежире означает то, что нужно хранить в

 сознании, знания, отложившиеся в памяти народа, его духовные богатства. Родоночальником

 письменной истории считается древнегреческий историк Геродот живший в 484-425гг. до н.э. Он

 написал труд «История», в результате этого на западе его стали называть «отцом истории». На

 востоке свой отец истории Сыма Цзянь жил в 146-86гг. до н.э.. Его книга «Исторические записки» из

 130 глав.

       Крупный историк, который описал историю с древнейших эпох до средневековых царств, монголов

 был Рашид-ад Дин жил в 1247-1318гг. его книга «Жамиат таурих»(Сборник историчесмких повествований).

      Раньше в некоторых странах, цари и ханы специально держали при себе людей для записывания событий, исторических фактов их называли летописцами.

     По п.3 (Зачем нужно изучать историю) поставить вопрос перед учениками. ---Прочесть этот п. вслух.

Самостоятельно изучают новый материал.

Ученики демонстрируют свои знания. Отвечают на тестовые вопросы. Выполняют упражнения.

Что такое история?»

«Строительное искусство». Архитектура=зодчество. В рез-те арх-х раскопок средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-ата и Костобе обнаружены остатки жилых домов, которые дают ясные представления о достаточно высоком уровне арх-ры и строительства в то время. Акыртас, Билеули, Мырзарабат, Якка.

 просмотр презентации

комментирование после просмотра презентации2, 3, 4, 5- по группам

Вниманию учащимся предлагается видеоматериал «О племенах проживавших на территории Казахстана»

Каждая группа работает по данному заданию. Например:

1-я группа обращает внимание на ключевые слова из видеоматериала и записывает их в тетрадь.

2-я группа рисует движения и действия из видеоматериала на бумаге.

3-я группа: записывает количество людей, хронологию событий, все что связано с цифрами, и делает выводы.

4-я группа: описывает орудия труда, оружие, традиции и дает им объяснение.

Например: «Древний Казахстан – древние люди населяли нынешнюю территорию Казахстана более 1 миллиона лет д н.э..

В эпоху бронзы на огромной территории Сибири, Казахстана и Средней Азии проживали племена родственные по происхождению и единой исторической судьбе Эти племена оставили яркую, однообразную культуру. Эта культуру ученые  назвали андроновской. В эпоху раннего железа (I в. до н.э). в Казахстане сформировались племенные объединения. 

 

.Самостоятельно разобрать. (произвести взаимообучение)

Историю Казахстана м: на 4 периода

  1. история древнего Каз-на
  2. история Каз-на средних веков 5-15вв
  3. история каз-на нового времени 16-19вв.

новейшая история Каз-на начало 20в. по настоящее время.

Работа в группах.

Учащиеся будут читать текст о древней истории Казахстана

1 группа – Горная система Казахстана

2 группа – Озеро-речная система и природа  Казахстана

3 группа – ПИ Казахстана.

Стратегия «Пометки на полях»

  1. Прочитайте текст, делая на полях пометки.

“√” отмечают информацию, которая вам известна.

“+” отмечают новую информацию, новые знания.

“?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

2.      Определите тему и основную мысль текста.

Разными маркерами закрасьте главную и второстепенную информацию

  взаимооценивание (по дескрипторам)

 Критерии оценивания

Дескриптор

Демонстрирует понимание   основной информации увиденного.

 

Прогнозирует события, исходя из основной мысли увиденного.

 

-определяет главную идею о древней истории Казахстана

 

 

 

 

-делает вывод о последствиях измененияж природы, приводя аргументы.

 

 

Несколько видов мячей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с примерами  основных функций науки.

Ресурс об основных функциях науки: http://science_philosophy.academic.ru

 

Сайт на рус. языке «Мир идей» http://miridei.com/interesnye-idei/izobreteniya/

Критерии успеха

Обогащение словарного запаса, развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

Конец урока

 

По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об истории, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.

Историческое эссе

Вопросы для закрепление урока;

  1. что означает слово история
  2. Кого мы называет отцами истории
  3. Кого называют шежиреши, а кого летописцами
  4. Зачем нужно изучать историю

Рефлексия.

В группе учащиеся выбирают одно предложение и отвечают.

1 группа

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

2 группа

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Домашнее задание.

Составить синквейн со словом «профессия»

1 строка – Профессия

2 строка – 2 прилагательных (какая?)

3 строка – 3 глагола (что делает профессия?)

4 строка – предложение из 4 слов

5 строка – синоним к слову «профессия»

Приветствуется написание синквейна на листе А4 и рисунок по теме «Особенности профессии»

 

Критерии успеха

усвоения (повторения), психологического комфорта, определяют совместные результаты работы

 

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

Целое и части  презентация задания

 

К концу урока учащиеся научатся:

Проведите работу по самооцениванию учащихся спомощью Лестницы успеха в рабочей тетради.

№1:

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт.

 

№2

На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

 

 


Краткосрочный план урока   №2

 

Раздел долгосрочного плана:

Школа:

Дата:

Имя учителя:.

Класс: 5

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока: Жизнь древнейших людей

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.1.1.1 описывать антропологию первобытных людей 

5.1.2.1 демонстрировать жизнь и быт первобытных людей в творческой форме  (рассказ, изображение, постановка, макет

Цели урока

Подвести учащихся к пониманию того, что способность  трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

изучаетя условий жизни древнейших людей;

 Знает  причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей

 Большинство учащихся будут уметь:

Работают  над формированием умения давать краткий, логически выстроенный ответ

 Некоторые учащиеся смогут:

проверить умение применять теоретические знания на практике;

Критерии оценивания

Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении.

Языковые цели

Научиться измерять расстояние на глобусе,  знать различия между планом местности и картой, знать виды карт,.

Предметная лексика

изучают  и углубить знания о живой планете, сравнить растительный и животный мир.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Докажем прямым методом, что...

Привитие ценностей

предлагается поработать с энциклопедией изучить особенности строения растений и животных.

 

Межпредметные связи

Связь с литературой: умение обосновывать (доказывать) свою точку зрения, опираясь на известные факты, жизненный опыт

Навыки использования ИКТ

 

Первоначальные знания

Аксиомы планиметрии

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

Запланиро-ванные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

1 мин

Учитель знакомит учащихся с темой и целью урока.

 

3 мин

Актуальность изучаемой темы.

Создание коллаборативной среды. Физминутка «гимнастика сидя»

Слушают

Выполняют упражнение

Проверка домашнего задания

«Парад планет»  (названия планет Солнечной системы)

Слушают  и задают вопросы.

Выполняют задания

Задание для групп: нарисовать план пути в школу.

 Что такое история?

(наука о прошлом)

Кого называют археологами?

(ученые, изучающие прошлое по вещественным источникам)

Как работают археологи?

(занимаются раскопками)

Что называют историческим источником?

(все то, что рассказывает нам о прошлом)

О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?

(до появления письменности)

Какие виды исторических источников вы знаете?

(они бывают письменами и вещественными)

Что такое периодизация?

(деление всего исторического процесса на определенные промежутки времени)

 

Формируют группы

Рисуют, объясняют. Находят различия в изображении.

Ставят для себя цели и задачи что хотят узнать на уроке

 

Середина урока

 

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)

Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.

Работа с картой где жили древнейшие люди

где следы их жизни не обнаружены

почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)

Работа с иллюстрациями учебника

Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей.   чем древние люди отличались от людей нашего времени?

(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека. 

чем древнейшие люди отличались от обезьян?

(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать

что называют орудием труда?    Орудие труда- это то , чем человек работает – записать

что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

Как древнейший человек добывал себе пищу?      Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь

Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать

В стаде было несколько десятков человек.      Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших         к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся  происходило страшное.

Подумайте, как люди научились добывать огонь?   (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)

1.      Составление кластеров

Выделите основные теории о происхождении человека в современной науке

Какой теории вы доверяете и почему?

работа с учебным пособием

школьная лекция

Работа с учебником – запись в тетради

Составление антропологической карты

Австралопитек –

Питекантроп

Синантроп

Неандерталец

Кроманьонец

 

Человек разумный

составление кластера (коллажа)

 

Напишите рассказ как человек заселили территорию Казахстана

 

 

Конец урока

 

Стратегия «Открытые мысли»

Цель: учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного (повторение ранее изученного материала), расширяющего (позволяют узнать новое об изученном объекте) и развивающего характера (вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало), формировать коммуникативные навыки; развить умения обсуждать проблему, сравнивать обобщать, делать вывод.

 

Кто такие первобытные люди?

(люди, жившие до появления письменности)

На каком материке найдены следы древнейшего человека?

(Африка)

В чем главное отличие человека  от животных?

(в умении изготавливать орудия труда)

Какие орудия труда древнейшего человека вам известны?

(палка-копалка, каменное рубило,  дубина)

Почему первобытные люди жили группами?

(потому что  так легче было выжить)

Как назывались эти коллективы?

(человеческое стадо)

Что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его?

Вопросы:

1) Что являлось основным занятием древнейших людей?

 

2) Какие орудия труда,  использовались в раннем палеолите? Почему?

Задает вопрос, задает дополнительные уточняющие вопросы. Дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, отмечает наиболее точные ответы. Не опровергает неверные ответы, предлагает лишь их дополнить или подкорректировать

Работа с таблицей. Каждый ученик работает самостоятельно в тетради.

Обсуждение и рефлексия

Прием «Допиши предложения»

Оценивают собственную деятельность на уроке. Делают выводы о целесообразности применения в дальнейшем полученных навыков.

 

3 мин

Рефлексия:

- достигли ли цели урока?

- какие затруднения возникли?

- а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?»)

Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток.

 

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Учитель распределяет задания для парной работы и командной работе в соответствии со способностями учащихся

Критерии успеха (лист оценки учащегося); словесное поощрение, комментарии учителя

Регламентированное использование интерактивной доски, проветривание кабинета

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

 

Все ли учащиеся достигли ЦО?

 

Если нет, то почему?

 

 

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

 

 

 

Выдержаны ли были временные этапы урока?

 

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Краткосрочный план урока № 1

Краткосрочный план урока № 1

Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес,

Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес,

Как из водного источника черпают влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом

Как из водного источника черпают влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом

Каждая группа работает по данному заданию

Каждая группа работает по данному заданию

Демонстрирует понимание основной информации увиденного

Демонстрирует понимание основной информации увиденного

Дифференциация Каким образом

Дифференциация Каким образом

Краткосрочный план урока №2

Краткосрочный план урока №2

Запланированная деятельность на урокеРесурсы 1 мин

Запланированная деятельность на урокеРесурсы 1 мин

Орудие труда - это то , чем человек работает – записать что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку,…

Орудие труда - это то , чем человек работает – записать что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку,…

Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого

Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого

Какие орудия труда, использовались в раннем палеолите?

Какие орудия труда, использовались в раннем палеолите?

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2020