5 класс конспект урока математики на тему: масштаб.

  • docx
  • 12.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 класс математика.масштаб.docx

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»

Урок в 5-м классе по теме "Масштаб и его практическое применение в жизни"

Земцова В.Я.   учитель математики

 

Цели:

Образовательные:

  • дать  понятие о масштабе и его применении в жизни;
  • упражнять в вычерчивании отрезков в масщтабе;
  • закрепить навыки, связанные с преобразованием величин;

Коррекционные:

  • развитие и коррекция  логического мышления и пространственных представлений;
  • способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта;

Воспитательные:

  • формировать положительную учебную мотивацию в процессе практической деятельности;

·         воспитывать активность, настойчивость;

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, проектор, глобусы, модель машинок (масштаб 1:43),   географическая карта.

Ход урока:

      I.            Организация класса.

   II.            Коррекционное упражнение ( мышление).

а) Установи закономерность и продолжи ряд чисел:

320, 340,360,380,…

б) Какое число лишнее?

10,12,13,16,18,20

в) На какие две группы можно разбить ряд чисел?

167,950,36м, 84 км375м, 600,374,70кг800г, 308дм

 

  III.  Актуализация  знаний учащихся. Задание от Буратино.

Определить ключевое слово урока нам поможет тест по теме “Меры длины”. Без них нам сегодня на уроке никак не обойтись. А прежде вспомним перевод одних единиц в другие

1)  Закончить запись: 70см  = … дм,  47м = … дм,  120 дм = … м (Слайд 3).

2) Выполнение теста по теме “Меры длины” (Слайд 4).

 

Слон к 30 годам достигает роста 350 см = …м…дм

Ухо слона одинаковое по длине и ширине и составляет: 7 дм 6 см =… см

Бивни слона вырастают до размеров:  6 м =  … дм

 

Ключевое слово урока.

- Вам предлагается 7 высказываний. Определите, истинные они или ложные  Учащиеся выполняют  работу коллективно ( Слайд 5). За правильными ответами открываются буквы слова “масштаб”.

Высказывание: И или Л

1. Килограмм – не единица длины. +  

2. Рост человека может быть равен 13 136 мм.   +

3. 3 м = 300 см. +  

 4. Полкилометра меньше 560 м. +  

 5. 7 метров больше 7 дм в 7 раз   +

6. Неверно, что 1 м = 10 дм.   +

 7. 2 м 64 см меньше, чем 300 см. +  

IV. Эмоциональная разрядка.

1. Работа по Слайдам 6-7.

- Предлагаю  вспомнить отрывок из произведений Бориса Заходера “Кит и кот”. Кто помнит, что необычного было в этой истории?

В этой сказке нет порядка:
Что ни слово - то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.

- Забавный случай! А можно его связать с темой нашего урока? (Размеры Кота увеличены в несколько раз, а Кита уменьшены.) 

-Что в этом стихотворном отрывке неправильно? (Ошибка - опечатка была исправлена.) А мы исправим положение по-своему: в компьютере есть возможность быстро изменить масштаб текста и изображения (Слайд 7). Возможность масштабирования заложена и в фотоаппаратах и видеокамерах: мы приближаем и отдаляем объекты для съемки. При этом все их размеры одинаково увеличиваются или отдаляются.

V. Работа по формированию  понятия “масштаб”. Тема сегодняшнего урока “Масштаб: его применение”. Уточнение понятия с опорой на имеющиеся знания.

- Итак, “масштаб”. О чем вам говорит это слово?

Ответы детей можно дополнить демонстрацией реальных моделей предметов (глобус земли, географическая карта, показом моделей машинок, сделанных в масштабе 1:43).

http://festival.1september.ru/articles/521564/img2.gif 

 

- Мы увидели, что использование масштаба позволяет создавать модели реальных предметов (слайд 8).

- Само слово “масштаб” пришло к нам из немецкого языка. Maс означает: “мера”, штаб означает “размер”, что уже говорит о связи с математикой. Слово “масштаб”, придя из немецкого языка, хорошо прижилось в нашей речи. Какие родственные слова к нему вы можете назвать? (масштабный, крупномасштабный). Реже используется слово “масштабировать”, что означает – изменять все размеры в определенное количество раз. Это слово сегодня нам понадобится (слайды  9-10).

(А еще на уроке мы попрактикуемся с помощью масштаба  решать задачи и выполнять геометрические построения: например, при составлении плана квартиры, усадьбы, дороги от дома до школы и т.д.).

VI. Физминутка (11 слайд).

VII. Работа в тетради. (Слайд 12) Задание от Буратино

Задача. Божья коровка за 10 мин проползла 10 см. Изобразите ее путь в тетради в масштабе  1: 2. После разбора с учителем запись решения в тетрадь.

 Решение:

10 см: 2=5см.

VIII. Работа с учебником.  1)  Задание №936   на странице193

Даны отрезки длиной 10 см, 26 см, 8 см. Построить эти отрезки в масштабе    М: 1:2. (самостоятельно) – слайд 13.

2) Задача №937 страница 194(слайд 14).

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня?
  • Какие виды заданий вызвали затруднения?
  • Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?
  • Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться! (Слайд 15).

X. Домашнее задание: задача № 841, примеры № 846 (а). (Слайд 16).