Рабочая программа
по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5 класс
основное общее образование
(ФГОС ООО)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию для 5 класса Л.Н. Боголюбова. М. «Просвещение», 2016.
Рабочая программа реализуется через УМК учебник «Обществознание 5 класс» Л.Н. Боголюбова. М. «Просвещение», 2016г. Рабочая тетрадь «Обществознание 5 класс» Л.Н. Боголюбова. М. «Просвещение», 2016г.
Согласно учебному плану учреждения «Лицей-интернат «Подмосковный», на реализацию этой программы отводится 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.
РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметныe результаты:
ü относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
ü знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
ü знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
ü умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ü знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
ü понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
ü понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
ü понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
ü знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
ü знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
ü понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
ü понимание значения коммуникации в межличностном общении;
ü умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Метапредметные результаты:
ü способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
ü овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
ü способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
ü готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
ü активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Личностные результаты:
ü мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
ü заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
ü ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 час). Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса.
Глава 1. ЧЕЛОВЕК В обществе (19 часов)
Загадка человека. Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.
Потребности человека. Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.
Человеческие интересы. Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.
Как человек оценивает себя и других. Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.
Деятельность. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.
Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Социализация. Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Положение человека в обществе. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Возрасты нашей жизни. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.
Что такое гендер. Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
Различия в поведении мальчиков и девочек. Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Национальная принадлежность. Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.
Юные граждане России. Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Здоровый образ жизни. Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.
Безопасность жизни. Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.
Промежуточный контроль .
Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ подростка
Самые близкие люди . Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Семейные отношения. Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.
Государственная поддержка семьи. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Межличностные конфликты. Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Контрольных работ (в том числе) |
1. |
Человек в обществе |
14 |
1 |
2. |
Особенности подросткового возраста |
4 |
0 |
3. |
Юные граждане России |
4 |
1 |
4. |
Ближайшее окружение подростка |
10 |
0 |
5. |
Повторение |
1 |
0 |
|
Годовая контрольная работа |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
34 |
3 |
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока, занятия |
Наименование разделов и тем |
Планируемые сроки прохождения темы |
Фактические сроки |
Примечание |
1. |
Введение (1 ч) Введение в обществознание: зачем нужно изучать обществознание. |
|
|
|
Глава1. Человек (6ч). |
||||
2. |
Загадка человека. |
|
|
|
3. |
Что такое наследственность. |
|
|
|
4. |
Отрочество – особая пора жизни. |
|
|
|
5. |
Практикум – «Самостоятельность – показатель взрослости». |
|
|
|
6. |
Практикум по теме «Человек». |
|
|
|
7. |
Семья – ячейка общества. |
|
|
|
8. |
Практикум – «Семейные заботы». |
|
|
|
9. |
Семейное хозяйство. |
|
|
|
10. |
Практикум – «Учимся помогать вести семейное хозяйство. Дому нужен хозяин». |
|
|
|
11. |
Свободное время. |
|
|
|
12. |
Практикум - Что такое хобби? |
|
|
|
13. |
Практикум по теме «Семья». |
|
|
|
Глава3. Школа (7ч). |
||||
14. |
Образование в жизни человека. |
|
|
|
15. |
Практикум – «Профессия – ученик». |
|
|
|
16. |
Образование и самообразование. |
|
|
|
17. |
Практикум – «Самообразование – путь к успеху». |
|
|
|
18. |
Одноклассники, сверстники, друзья. |
|
|
|
19. |
Слово не воробей. |
|
|
|
20. |
Практикум по теме «Школа». |
|
|
|
Глава4. Труд (5ч). |
||||
21. |
Труд – основа жизни. |
|
|
|
22. |
Как оценивается труд? |
|
|
|
23. |
Труд и творчество. |
|
|
|
24. |
Практикум – «Что такое творчество?» |
|
|
|
25. |
Практикум по теме «Труд». |
|
|
|
Глава5. Родина (9). |
||||
26. |
Наша Родина – Россия. |
|
|
|
27. |
Что значит быть патриотом? |
|
|
|
28. |
Государственные символы России. |
|
|
|
29. |
Практикум - Государственные символы России. |
|
|
|
30. |
Гражданин России. |
|
|
|
31. |
Права и обязанности граждан России. |
|
|
|
32. |
Мы – многонациональный народ. |
|
|
|
33. |
Многонациональная культура России. Практикум по теме «Родина». |
|
|
|
34. |
Итоговое повторение и обобщение по курсу «Обществознание». |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.