6 к. Основные способы образования слов в русском языке
Оценка 5

6 к. Основные способы образования слов в русском языке

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
26.11.2023
6 к. Основные способы образования слов в русском языке
Поурочный план по теме "6 к. Основные способы образования слов в русском языке"
6 к. Основные способы образования слов в русском языке.docx

Гайнуллина Г.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 4 г. Бугульма

Класс: 6

Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»

Цели:

1.                  обобщить и систематизировать знания об основных способах образования слов;

2.                  развивать умение правильно проводить морфемный и словообразовательный разборы слов;

3.                  развивать интерес к изучению русского языка;

4.                  развивать навык работы с текстом.

Задачи:

1) Образовательные:

-повторить изученные сведения о составе слова и морфемных способах образования слов;

-продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

2) Воспитательные:

-воспитывать языковую чуткость и внимание к слову;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

3) Развивающие:

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-совершенствовать культуру речи учащихся

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационный момент.   Работа с эпиграфом

Найти корень слова – это значит найти  внутренний затаённый  смысл – то же, что зажечь внутри фонаря  огонёк.

(М.А. Рыбникова) Мария Александровна Рыбникова (8 (20) февраля 1885 года, д. Александро-НевскаяРаненбургский уездРязанская губерния — 3 июня 1942 годаСвердловск) — российский педагог, методист, фольклорист, литературовед. Википедия.

Слушаются ответы детей.

Предлагаю отгадать шарады:

Корень мой не в земле, не в воде,
Он очень ценный и в цене,
Приставку поищи в опоре,
Суффикс тоже найдётся вскоре:
Он в книжке, в уголке,
Слово шепни на ушко мне.

Слушаются ответы.

Предлагаю отгадать другую шараду:

Корень мой закоренелый,

Ты его отыщешь смело,

В слове коренник и коренной,

Корень второй скорее отрой

Он в саду плодовом, и смотри,

Думаю, ты на верном пути,

Соедини их с буквой Е,

Слово тихонько ты скажешь мне?
2. Опрос:

Молодцы, ребята, вы разгадали первую шараду, это оценка,

Назовите значимые части слова. (Слушаются ответы на вопросы, что такое корень, приставка, суффикс и окончание). Выявляется, как дети понимают рассказанные правила.

Теперь вы можете сказать, чем мы можем заниматься на уроке, тема нашего урока?

Основные способы образования слов в русском языке

3. Запись темы урока, работа со слайдами.

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:

писать → выписать

вид → подвид

забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:

находить → находка

цвет (цветок) → цветник

улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:

локоть → подлокотник

беседа → собеседник

свежий → освежить

море → заморский

мох → замшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:

взводить → взвод   

припевать → припев   

свинья → свин   ой

золото → золот   ой

восемь → восьм   ой

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:

кто → кто-то

что → что-нибудь

где → где-либо

когда → когда-то

бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:

слушать →вслушаться

нюхать →принюхаться

думать →вдуматься

тосковать →истосковаться

ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

толпа → толпиться

скупой → скупиться

переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

кресло-кровать;

платье-халат;

ракета-носитель;

ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север, восток   → северо-восток

сухие фрукты → сухофрукты

свод   неба → небосвод

птица, фабрика → птицефабрика

хранилище для овощей → овощехранилище

4.                  Когда дети читают слайды, опрашивать их придумать свои примеры.

5.                  Вставьте пропущенные буквы З или С, объясните условия выбора орфограмм.

Бе_толковый, бе_характерный, и_пользовать, и_следовать, и_жарить, и_требить, во_лагать, во_питать, ра_шатать, ра_считывать, бе_вольный, ра_дать, в_помнить, во_дать, во_клицать, _жечь, ни_ложить, ни_падать, ра_колдовать.

6.                  Рефлексия. Кратко в вопросах-ответах повторить пройденное на уроке.

7.                  Д.З. Записать в тетрадь-справочник по 2-3 примера на каждый случай.

8.                  Использованная литература:

1). Учебник 6 класса «Русский язык» авторы: Баранов П.А., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Издательство: Просвещение;

2). Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования. Пособие для учителей Светлана Львова. Издательство: Просвещение, 2013 г.

3). (Источник: https://russkiiyazyk.ru/slovoobrazovanie/sposoby-slovoobrazovaniia.html)

4). Шарады из сайта «Стихи.ру» © Copyright: Гульжиган Гайнуллина, 2023
Свидетельство о публикации №123112606578 

© Copyright: Гульжиган Гайнуллина, 2023
Свидетельство о публикации №123112606693 


 

Скачано с www.znanio.ru

Гайнуллина Г.М., учитель русского языка и литературы

Гайнуллина Г.М., учитель русского языка и литературы

Назовите значимые части слова. (Слушаются ответы на вопросы, что такое корень, приставка, суффикс и окончание)

Назовите значимые части слова. (Слушаются ответы на вопросы, что такое корень, приставка, суффикс и окончание)

Когда дети читают слайды, опрашивать их придумать свои примеры

Когда дети читают слайды, опрашивать их придумать свои примеры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023