Тема: «Погода»
Раздел: Атмосфера
Форма урока: объяснение нового материала с использованием презентации Power Point
Оборудование:
Компьютер, проектор, календарь погоды, учебник, тетради.
Ход урока
- Сегодня мы продолжим говорить об атмосфере и познакомимся с новой темой, название которой вы узнаете, разгадав ребус (слайд 1) (после отгадки щелчок мыши)
- Какую оболочку Земли вы изучаете?
– Перечислите элементы состояния атмосферы.
– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется?
– Можно ли при помощи барометра-анероида определить высоту полета самолета? Как?
– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?
– Над Белым морем температура ниже, чем над Вологдой. Откуда дует ветер?
– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере?
Задание: “Удивительное растение”.
В африканской пустыне Намиб есть растение – вельвичия. (слайд 2) Похоже оно на цветок с огромными лепестками. Но это листья. Ими оно впитывает влагу из воздуха, собирая росу после холодной ночи. Откуда влага в воздухе или роса в пустыне?
Заслушивание проектов детей по способам использования ветра в нашей местности.
Выполнение теста.
Вариант 1.
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1
1
1 1 1 |
1
2
3 4 5 |
Главная причина образования ветра: а) плотность воздуха б) подстилающая поверхность в) неравномерное распределение атмосферного давления г) разная влажность д) разные участки земной поверхности Область высокого давления – это: А) испарение Б) увлажнение В) антициклон Г) циклон Д) атмосферный фронт Дайте определение понятия ветер Назовите время суток, если ветер дует с моря на сушу Ветер, который образуется на берегу моря или реки и меняет своё направление в течение суток, называют … А) ураган Б) бриз В) муссон Г) шторм |
2 |
6
7 |
Какой ветер более сильный? Почему? Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку: а) воздух поднимается вверх; Объясните своё решение |
3 |
8 |
Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение: А) образование ветра Б) разница в нагревании моря и суши В) разница в давлении |
Вариант 2.
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1
1
1
1 1 |
1
2
3
4 5 |
Ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки: А) бриз Б) восточные ветры В) муссоны Г) западные ветры Д) пассаты Контактные зоны между воздушными массами, достигающие ширины в несколько км, называют: А) атмосферным фронтом Б) антициклоном В) коэффициентом увлажнения Г) воздушными массами Д) циклоном Область низкого давления – это: А) испарение Б) атмосферный фронт В) циклон Г) антициклон Д) увлажнение Назовите время суток, если ветер дует с суши на море. Главная причина образования ветра: а) плотность воздуха б) подстилающая поверхность в) неравномерное распределение атмосферного давления г) разная влажность д) разные участки земной поверхности |
2 |
6
7 |
Какой ветер более слабый? Почему?
Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку: а) воздух поднимается вверх; Объясните своё решение. |
3 |
8 |
Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра. Объясните своё решение: А) образование ветра Б) разница в нагревании моря и суши В) разница в давлении |
3. Новая тема
– Многие известные поэты в своё время описывали явления в атмосфере Послушайте отрывки из некоторых:
“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...”.
А.С. Пушкин
“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.
Н.М. Рубцов
– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов?
- Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Например: сегодня в Кустанае + 7о, а в Лисаковске +5о. А сейчас понятие полное? В течение прошлой недели погода была одинаковая?
- Так что же такое погода?
Погода – это состояние тропосферы в определённое время в определённом месте. (слайд 3)
– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды (слайд 4) за 5-8 января 2007 года, сделайте вывод о состоянии погоды. (слайд 5)
Дата |
5 января |
6 января |
7 января |
8 января |
Температура |
– 6о |
– 7о 760 |
- 9о 757 |
-10о |
- Что изменилось?
- Что оказалось общим?
- Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”. Как вы думаете почему? (Она изменяется)
- Выберите из перечисленного главную причину этих изменений: (слайд 6)
1. Высота солнца над горизонтом.
2. Ветер.
3. Перемещение воздушных масс.
4. Атмосферное давление.
5. Температура воздуха.
– Это перемещение воздушных масс.
- Как вы понимаете понятие воздушные массы?
Воздушные массы – это большие объёмы воздуха, отличающиеся друг от друга следующими свойствами: температура, влажность, прозрачность.
- Какими свойствами характеризуются воздушные массы?
- Какие они бывают по температуре? По влажности?
- От чего зависит это? Кроме того, они могут быть морские или континентальные. В чем между ними разница?
- А также, в зависимости от того, где сформировались воздушные массы, их разделяют ещё на 4 группы. Откройте учебник на стр. 95 и прочитайте п. 2 со слов «Воздушные массы обладают …» до слов «Воздушные массы перемещаются…».
После прочтения материала, заполните в тетрадях следующую таблицу. (слайд 7)
После выполнения задания производится взаимопроверка выполнения. Затем сравнивание с образцом на доске.
- Какие типы воздушных масс выделяют? (щелчок мыши)
- Каким свойствами обладает каждая из этих воздушных масс?
Ответы детей. (щелчок мыши)
Рассмотрим влияние воздушных масс на формирование погоды нашей местности. Общий
вид схемы выглядит следующим образом: (слайд 8)
- В зависимости от того, откуда дует ветер, такая погода и устанавливается. Глядя на схему скажите, какая погода установится, если будет дуть северный ветер? Западный? Восточный? Южный?
Ответьте на вопросы:
1.
Откуда приносят воздушные массы осадки в нашу местность?
2. Почему весной возможны заморозки?
3. При каком ветре может быть оттепель зимой?
– Погоду изучают специалисты. Кто они? Как они узнают, откуда?
- Откройте учебники на стр. 96 и прочитайте 3 пункт.
Ответьте на вопросы
- Для чего необходимо изучение погоды?
- Как прогнозируют погоду?
- Какие признаки устойчивой или неустойчивой погоды вы знаете?
- Как называются карты погоды? Для чего они нужны?
Итак, прогноз погоды составляется по синоптическим картам. К какому типу карта относятся эти карты? (тематические)
- Какая наука занимается изучением погоды? (метеорология)
4. Закрепление.
Задание: Выделите признаки устойчивой и неустойчивой погоды: (слайд 9)
1.
Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление высокое, не изменяется.
7. К ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
11.Сильная роса или иней ночью.
12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.
– Замечено давно, что растения и животные тоже могут точно предсказать погоду. Известен такой исторический факт. Осенью 1794 года французская армия вступила на территорию Голландии. У голландцев не было достаточного количества солдат и вооружения, чтобы оказать сопротивление противнику. Они открыли шлюзы каналов и затопили дороги, обочины поля. Путь французским войскам был закрыт, они стали готовиться к тому, чтобы покинуть Голландию, как вдруг командующий войсками отдал приказ задержать отступление. Как вы думаете, что было основанием для этого? Оказывается, от командующего армией поступило сообщение о том, что пауки начали энергично плести паутину. Так они обычно ведут себя при наступлении сухой и холодной погоды. И действительно, после временного потепления наступили морозы. Вода замерзла, и уже нечто не могло остановить французские полки.
- Естественно, что в настоящее время карты погоды составляются при помощи спутников Я хочу предложить посмотреть вам одну из таких карт. (слайд 10)
Практическая работа.
- А сейчас мы приступим к выполнению практической работы по построению графика хода температур и атмосферного давления, а также определим области и даты распространения циклона и антициклона. (презентация «Практическая работа)
План выполнения практической работы.
1. Выстроить координатную плоскость х и у, где х – это дни недели, а у – это температурные данные.
2. Определить точки пересечения между осями х и у (по данным таблицы)
3. Соединить все точки кривой линией карандашом синего цвета. Мы определили ход температуры за данный период времени.
4. Рядом с осью у начертить параллельную ось у1 – это ось давления (для удобства её можно начертить красным цветом)
5. По данным таблицы определить точки пересечения между осями х и у1.
6. Получившиеся точки соединить кривой линией карандашом красного цвета.
7. Отметить на графике дни с определёнными погодными условиями: ясно, облачно, переменная облачность, снег и т. д.
8. Определить области циклона и антициклона, а также область атмосферного фронта. Объяснить своё решение.
На столы выдаются таблицы с данными.
Проверка усвоения материала
Количество баллов |
№ вопроса |
Вопросы |
1
1
1
1 1 |
1
2
3
4 5 |
Состояние тропосферы в данный момент и в данном месте называют: А) фенологией Б) погодой В) климатом Г) облачностью Д) прогнозом метеорология – это наука о: А) реках Б) погоде В) озёрах Г) рельефе Д) ледниках Прогноз погоды составляется: А) по климатическим картам Б) по карте температур В) по синоптическим картам Г) по карте осадков Д) по физическим картам Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду. С какой из оболочек связаны все погодные изменения? |
2 2
|
6 7 |
Какие народные приметы, связанные с предсказаниями погоды, вы знаете? Какой вид воздушных масс, циклон или антициклон присутствует, если установилась солнечная, холодная и морозная погода без снега? |
3 |
8 |
Как вы думаете, для чего необходимо изучение погоды? |
5. Итог урока.
– Что сегодня на уроке было главным?
– Что было интересного?
– Что нового узнали?
VI. Домашнее задание.
№ 34 Подобрать материалы по вопросам:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.