6 класс урок географии Туман и облака
Оценка 4.8

6 класс урок географии Туман и облака

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
6 кл
03.05.2020
6 класс урок географии Туман и облака
6 класс урок географии Туман и облака
6 класс урок географии Туман и облака.doc

 

Тема урока: Туман и облака

 

Тип урока (по целям):  изучение нового материала.

Вид урока( по форме проведения):  комбинированный урок.

Цели урока:

1.     Образовательная: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; познакомить с видами и особенностями образования облаков.

2.     Развивающая: Формировать умение познавать сущность географических явлений через литературу и искусство;  научить учащихся выполнять практические задания по определению типов облаков и облачности; развивать память, логическое мышление, творческие способности, умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.     Воспитательная: Прививать интерес к изучению географии.

 

    Методы и формы  учебной деятельности:  эвристическая беседа, решение географических задач и проблемных вопросов.

Частично-поисковая деятельность: установление зависимости типа осадков от вида облаков.

Анализ литературных произведений.

 

Оборудование: мультимедийный комплекс, инструктивные карты, пуховое перышко.

 

                                               Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                Опрос.

Задания на знания понятий:

- Что называется абсолютной влажностью?

- Дайте определение относительной влажности.

- Что такое насыщенный воздух (ненасыщенный)?

 

Задания на знание закономерностей:

- Назовите причины, от которых зависит количество водяного пара в воздухе.

- Что является главной причиной выделения воды из насыщенного водяным паром воздуха?

 

Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей:

- Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры +10 С? (стр 84 учебник).

- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье. Почему?.

- Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар?

 

Задания на проверку умений:

- Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30 С содержалось 15 г воды, а в 1 м воздуха над тундрой при температуре + 10 С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была  более высокой.

- Может ли 1м воздуха при температуре – 10 С вместить 3 г водяного пара?

 5г при температуре при + 10 С? 

     10 г при 0 С?

 

III.             Изучение нового материала.

 

Вхождение в тему:                                   

Ребята, почему водяной пар-невидимка вдруг иногда становится видимым? Приведите примеры.

Загадка:

                                   Молоко над речкой плыло,

                                   Ничего не видно было.

                                   Растворилось молоко –

                                   Стало видно далеко

                                                                                           (туман)

- Дайте свое определение слову «туман». Сравните его с определением с в учебнике или на доске (стр 85, слайд 2).

Загадка:

                                     Без крыльев летят,

                                     Без ног бегут,

                                     Без паруса плывут.

                                                                  (облака).

- Туман и облака очень похожи между собой. А теперь я попрошу вас посмотреть на фотографии тумана и облаков. Какие мысли у вас возникают? (А если поднять туман выше?)

- Что тогда произойдет? (образуется облако)

- Запишите свои версии определения термина «облако». (Облако – туман на высоте).

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, будем говорить  о небесных странниках – облаках.

    Облака называют индикаторами погоды. Узнать какая погода на улице довольно легко. Иногда беглый взгляд на небо может дать больше информации, чем подробный анализ погоды, переданный по радио: над головой будет или беспредельная голубизна, или черные грозовые тучи, ясно говорящие о надвигающемся ненастье. Но всегда ли понятен «язык облаков»?

    В небесном алфавите не так уж много «букв», всего 10. Именно столько основных типов облаков различают метеорологи.

Слайд 3 . Просмотр флеш –схемы

  И каждый из них располагается на определенных ярусах или «этажах». Облака имеют разную форму и от этого разное название.

   Сегодня мы познакомимся с тремя основными типами облаков. По ходу нашего с ними знакомства вам необходимо заполнить в тетради схему.

                                Тучки небесные, вечные странники.

                                Степью лазурною, цепью жемчужною.

                                Мчитесь вы будто как я же, изгнанники

                                С милого севера в сторону южную

   Так писал об облаках (кто?) М. Ю. Лермонтов. А что же такое облако с точки зрения науки?

Заполнение схемы с доски и учебника стр. 86.

Проблемный вопрос:

- Из чего состоят облака? (из воды).

- А что тяжелее: воздух или вода? (конечно вода).

- А почему облака плавают по воздуху и не падают?

      Учитель берет пуховое перышко – это капли дождя. Бросает перышко вверх и снизу дует на него. Какой возникает ответ? (снизу восходящие потоки поднимают каплю вверх).

- А в каком случае капля – перо упадет на земную поверхность? ( перышко упадет если его масса будет преодолевать поднимающиеся потоки воздуха).

- Всегда ли мы видим на небе одинаковое количество облаков?  (нет).

   Найдите в учебнике (стр 87) определение как называется степень затянутости неба облаками. (облачность).

- Какова роль облаков? (роль одеяла).

 

Инструктивная карта, задание 4   .

 

   баллы

        0

     1-2-3

       4-5-6

    7-8-9

         10

Количество облаков

Чистое небо

1/10,2/10,3/10

Неба покрыто облаками

4/10,5/10,6/10

Неба

Покрыто

облаками

7/10,8/10,9/10

Неба

Покрыто

облаками

Все

Небо

Покрыто

Облаками

Характе-

ристика

Безоблачное

небо

Незначительная облачность

Средняя облачность

Облачность с просветами

Сплошная облачность.

Условные обозначения

 

 

 

 

Работа со слайдом 4 по определению облачности. Определение облачности сегодняшнего дня. Какие облака?

   - А сейчас я хочу предложить вашему вниманию отрывки произведений известных поэтов. Ваша задача определить по виду осадков тип облаков.

Дождь дороги заболотил,

                                                Ветер режет их стекло

                                                Он платок срывает с ветел

                                                И стрижет их наголо.

                                                Брызжет дождик через сито

                                                Крепнет холода напор

                                                Точно все стыдом покрыто,

                                                Точно в осени позор.

                                                                      Б.Пастернак

(слоистые облака, затяжной моросящий дождь)

 

Помнишь, мы не ждали

                                                  Ни дождя, ни грома,

                                                  Вдруг застал нас ливень

                                                  Далеко от дома.

                                                  Дождик лил сквозь солнце,

                                                  И под елью мшистой

                                                  Мы стояли точно

                                                  В клетке золотистой.

                                                                         ( Майков)

( грозовой внезапный дождь – кучево-дождевые облака)

 

Загадки:

                                                 Подходила, грохотала,

                                                 Стрелы на поле метала

      Нам казалось, шла с бедой,

 Оказалось, шла с водой.

 Подошла, да пролилась,

   Вдоволь пашня напилась.

( туча, кучево-дождевые облака)

 

Уж не солнце ль виновато, что висит на небе вата?   (кучевые облака)

 

- Как вы понимаете, что такое осадки?

Слайд 5

Атмосферные осадки – это вода в твёрдом или жидком состоянии, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на земную поверхность или предметы.

- Какие виды осадков вы знаете?

- Существует несколько видов осадков, некоторые из них мы запишем в виде схемы  (заполнение схемы)

- Глядя на данную схему, скажите, какие из этих осадков выпадают в тёплое время года? (холодное время года)?

- Какие виды осадков образуются в верхних и средних слоях атмосферы? (близко к земной поверхности или на земле)

Слайд 6

- Иногда по телевизору или радио мы слышим, что выпало такое-то количество миллиметров осадков. Как определили данные величины? Для этого существует специальный прибор, который называется осадкомер.

- осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Для того, чтобы измерить выпавшее количество осадков, из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений.

- Как вы думаете, как посчитать количество осадков за месяц? За год?

Практическая работа.

- А сейчас мы научимся строить и анализировать диаграмму годового количества осадков.

На столах лежит план построения столбиковых диаграмм годового количества осадков.

План.

1.     Начертите систему координат с точкой отсчёта в левом нижнем углу.

2.     По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах.

3.     По горизонтальной оси – месяца, начиная с января, одно деление (1 см) – один месяц.

4.     Откладываем на отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков на данный месяц.

5.     Чертим столбик шириной 1 см, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 см.

Построение столбиковой диаграммы

Проверка построения

 

Этап рефлексии: закончите одно из предложений.

1.     Сегодня на уроке…

2.     Больше всего на уроке мне…

3.     Я бы хотел (а)…

4.     Мне не понравилось…

5.     Раньше я думала, что…, а сейчас знаю…

 

    Домашнее задание:

Учебник: §31-32, составить тест из 5 вопросов по тексту (хорошистам и отличникам обязательно, остальным по желанию)

Творческое задание (на выбор):

- Написать мини-сочинение «Я-облако»;

- Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, незначительная, с просветами, сплошная;

- Подобрать строки из стихотворений с описанием осадков и уметь объяснить, с каким типом облаков они связаны.

 

 

 

 

                                  

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта.

Тема урока: Туман и облака.

 

I.                  Повторение пройденного материала:

 

Задания на проверку усвоения причинно-следственных связей:

- Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении 1м воздуха, содержащего 7 г водяного пара до температуры +10 С? (стр 84 учебник).

- Проанализируйте, в какую погоду быстрее сохнет мокрое белье. Почему?.

- Почему зимой над незамерзающим водоемом клубится пар?

 

Задания на проверку умений:

- Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30 С содержалось 15 г воды, а в 1 м воздуха над тундрой при температуре + 10 С содержалось 9 г водяного пара. Где относительная влажность была  более высокой.

- Может ли 1м воздуха при температуре – 10 С вместить 3 г водяного пара?

 5г при температуре при + 10 С? 

     10 г при 0 С?

 

II. Изучение нового материала:

 

Задание 1. Дайте свое определение слову «туман» (устно). Сравните его с определением с в учебнике (стр    ).

 

Задание 2. Запишите в тетради вашу версию определения термина «облако».

 

Задание 3. Используя объяснение учителя и учебник (стр 87) заполните в тетради схему:

 

 

                                                                      Облака

 


Вид

 

 


Высота

 

 


   Что

приносят

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4: Используя таблицу «Облачность» (из презентации) заполните :

 

   Баллы

         0

    1-2-3

    4-5-6

    7-8-9

        10

Характе-

ристика

 

 

 

 

 

Условные обозначения

 

 

 

 

 

 

Использовать (характеристика): незначительная облачность, безоблачно-ясно, облачность с просветами, сплошная облачность, средняя облачность,

 

 

 

 


Этап рефлексии: закончите одно предложение

6.     Сегодня на уроке…

7.     Больше всего на уроке мне…

8.     Я бы хотел (а)…

9.     Мне не понравилось…

10. Раньше я думала, что…, а сейчас знаю…

 

    Домашнее задание:

Учебник, стр 86-88  (пересказ), составить тест из 5 вопросов по тексту (хорошистам и отличникам обязательно, остальным по желанию)

Творческое задание (на выбор):

- Написать мини-сочинение «Я-облако»;

- Нарисовать пейзаж с одним из видов облачности: безоблачно, незначительная, с просветами, сплошная;

- Подобрать строки из стихотворений с описанием осадков и уметь объяснить, с каким типом облаков они связаны.

 


Тема урока: Туман и облака

Тема урока: Туман и облака

Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30

Над пустыней в момент наблюдения в 1м воздуха при температуре +30

Степью лазурною, цепью жемчужною

Степью лазурною, цепью жемчужною

Точно все стыдом покрыто,

Точно все стыдом покрыто,

Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений

Количество осадков за сутки вычисляется путём сложения результатов двух измерений

Инструктивная карта. Тема урока:

Инструктивная карта. Тема урока:

Где относительная влажность была более высокой

Где относительная влажность была более высокой

Этап рефлексии: закончите одно предложение 1

Этап рефлексии: закончите одно предложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020