Технологическая карта урока
Предмет: Всеобщая история Класс:______ Дата проведения______
Тема |
Раздел 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI-ХI ВВ. Тема урока. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
|
Цели |
познакомить с преимуществами географического положения Константинополя, сущностью власти императора и его способами укрепления страны.
|
Планируемые результаты
|
предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
|
Основные понятия |
Ромеи, империя, иконоборчество |
Ресурсы |
карта «Византийская империя в VI—XI вв.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация. |
Тип урока
|
открытия нового знания. |
|
Ход урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
1. Организационный момент |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приветствие, положительный настрой на сотрудничество. Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.
|
Приветствуют. Настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Мотивация УД
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«В Константинополе к императорскому дворцу примыкает зала изумительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата... Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и наконец висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, и виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали масть, двигали языком и издавали громкий рев... При моем появлении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ми страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некоторыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли...» (Из записок Лиутпранда, посла итальянского короля Беренгара, о приеме во дворце императора в середине Хв.). Попробуем перенестись в Византию и поближе познакомиться с историей этой удивительной страны.
Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г. По древнему названию столицы это государство назвали Византийской империей, но сами византийцы называли себя ромеями. Они не только устояли в борьбе с варварами, но и создали сильное государство, просуществовавшее до 1453 г.
|
—Кто и когда перенес столицу Римской империи в Константинополь? —Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную? —Покажите на карте страны и области, вошедшие в Восточную Римскую империю. (Ученики отвечают на вопросы и выполняют задание.).
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.Постановка целей и задач урока |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация) План урока
1. Особенности развития Византии. 2. Власть императора. 3. Юстиниан и его реформы. 4. Внешняя политика Юстиниана |
— Предположите, какие
вопросы мы должны обсудить на уроке.
Оформляют записи в тетради.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров? Удалась ли попытка Юстиниана восстановить империю?
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4.Изучение нового материала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Особенности развития Византии Вы верно предположили, что история Византии будет отличаться от истории Западной Римской империи.
2. Власть императора |
Задание: опираясь на историческую карту и изученный материал, используя прием мозгового штурма, предположите, почему Византия оказалась более прочной, чем Западная Римская империя. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)
-Предположите, какой была власть императора в Византии. (Ответы учеников.) Задание: проверим наши предположения, поработав с п. 2 § 6. (Проверка выполнения задания и составление схемы.)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.Физминутка |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Организация физминутки Физминутка «Близнецы» Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:
присесть встать встать на пальчики, опуститься наклониться влево наклониться вправо прогнуться назад постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене открыть глаза и тихо сесть.
|
Проводят групповую физкультминутку |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение изучения нового материала |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Юстиниан и его реформы Власть византийских императоров (василевсов) не была юридически наследственной. Фактически на престоле мог оказаться любой человек. Наиболее прославленные византийские императоры не могли похвастаться высоким происхождением.
Слайд 1. В 527 г. императором стал Юстиниан — бедный иллирийский крестьянин, солдат, достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы церкви. Слайд 2. Юстиниан умело подбирал помощников. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Слайд 3. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь и потому легко верил доносам и был скор на расправу. Слайд 4. Богатство и пышность императорского двора «золотого века» вошли в легенды. Придворный церемониал был не только сложным, но и строго определенным, так как «ритуал помогает повысить значимость монарха». «Магистральная липни» церемоний закладывалась при Юстиниане, когда были выработаны основные принципы, которые надлежало соблюдать и ходе коронаций, рождения императорских отпрысков, венчаний и погребений, отъезда монарха из столицы и его возвращения, но время его пребывания на мероприятиях, например на бегах па ипподроме, во время приема послов, религиозных и государственных праздников. Но досконально все церемонии были описаны только в X в. Тогда даже изобретения в области механики использовались, чтобы подчеркнуть сверхчеловеческую природу монарха. Самым занимательным в этом ряду был механический фон. Однако и менее технически оснащенные троны выглядели впечатляюще, поскольку были изготовлены из дорогих материалов, отделаны драгоценными камнями, увенчаны балдахинами, вбиты редкими и дорогими тканями и стояли на возвышении. К ним прилагалась изысканно украшенная скамеечка для ног. Завидев императора, все должны были пасть на колени. колени, а величие этого зрелища производило достаточное впечатление на всех, кому выпало такое счастье, посла подводили к трону. По пути он должен был трижды остановиться и преклонить колено перед василевсом. Дойдя до трона, он протягивал верительные грамоты распорядителю церемоний и приветствовал императора от имени своего монарха. Император отвечал, осведомившись о здоровье последнего. Как единоличный источник закона и порядка, император был довольно занятым человеком, его день был долгим и насыщенным. Императора будили ежедневно в шесть утра тремя ударами в дверь. Он вставал и одевался без посторонней помощи, обходясь без каких-либо церемоний, подобных той, которую позднее ввел Людовик XIV, король Франции. Из своей спальни император шел в Золотой зал, чтобы помолиться перед иконой Спасителя, находившейся в специальной нише. После чего садился на трон и завтракал. Поев, он принимал управляющего двором и обсуждал с ним распорядок дня. Все императоры обладали самобытными характерами и были яркими личностями. У многих был широкий круг интересов, и они проводили часы досуга, занимаясь личными делами. Некоторые отличались общительностью и часто приглашали гостей, чтобы те разделили трапезу с императорским семейством, а часто сами с радостью принимали приглашения отобедать в домах своих подданных. Все они вели полноценную семейную жизнь, не выставляя ее на обозрение. Слайд 5. При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Император укрепил законность и правопорядок в стране. Во время его правления Константинополь стал художественным центром средневекового мира, палладиумом наук и искусств, за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней, — собор Святой Софии и церковь Сан-Витале в Равенне.
(Проверка выполнения задания.)
Примерный план учащихся: 1. «Единое государство, единый закон, единая религия». 2. Желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки. 3. Строил храмы и монастыри. 4. Подвергал гонениям язычников и иудеев, отступников от христианского вероучения. 5. Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры. 6. Создал «Свод гражданского права». 7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благо- творительностью. 8. Снизил налоги. 9. Помогал пострадавшим от землетрясения городам.
10. Создал систему имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом. 11. По законам Юстиниана раб считался человеком. Рабство не- отменялось, но теперь раб мог освободиться, если: а) становился солдатом; б) уходил в монастырь; в) становился епископом; г) его нельзя было убивать. 12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещен развод. 13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались еще пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распять на кресте, избить розгами до смерти и т. д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и караюсь смертью оскорбление императора |
Задание: изучая информацию презентации, выделите сильные ( троны личности императора Юстиниана и те черты, которые нам не нравятся. Свое мнение аргументируйте.
После просмотра слайдов. О человеке нужно судить по его делам, поэтому мы должны проанализировать деятельность Юстиниана, т. е. те реформы, которые он провел при жизни. Задание: работая с п. 3 § 6 учебника, составьте план текста «Реформы и деятельность Юстиниана». (Проверка выполнения задания.)
.
Задание: дайте оценку реформ и деятельности Юстиниана. (Проверка выполнения задания.)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Внешняя политика Юстиниана Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю и прежних границах.
После смерти Юстиниана Византия в течение нескольких столетий уступает своим многочисленным врагам все новые земли, теряет и могущество, и блеск Юстиниановской эпохи. С начала VI в. на Византию начали нападать славянские племена. Империя с трудом отбивала их набеги, а ослабление Византии открыло путь для заселения этой территории славянами. В VI в. с юга на Византию нападали арабы. Территория империи сократилась втрое.
|
Задание: работая с исторической картой и текстом п. 4, 5 § 6, исполните задание и ответьте на вопрос. - Заполните таблицу «Направления внешней политики Юстиниана». - Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в прежних границах? Почему? (Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся. Выслушиваются мнения учеников |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.Рефлексия. Подведения итогов. Оценивание. |
— В чем сходство и различие задач, которые решали императоры Византии и короли в Европе в то время? (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверяю выполнение заданий, провожу оценивание учащихся Рефлексия —Что нового узнали на уроке? —Какие умения и навыки отрабатывали? —С какими новыми терминами познакомились? —Что понравилось и что не понравилось на уроке? —Какие выводы сделали? ИЛИ ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8. Домашнее задание (дифференцированное). |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Для сильных учеников - § 6, написать размышление на тему «Можно ли считать Юстиниана выдающимся правителем?». 2.Для средних учеников — § 6, ответить на вопрос: почему замысел Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах был обречен на неудачу? 3. Для слабых учеников — § 6, провести исследование на тему «Сравнение географического и экономического положения Восточной Римской и Западной Римской империй».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.