Цели урока:
Уметь описывать и объяснять явление диффузии
Личностные:формирование убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Предметные:формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий, первоначальных представлений о физической сущности природы.
Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Демонстрации: диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, презентация(в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
Причину броуновского движения, явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры тела, проявление диффузии в природе.
Уметь:
Приводить примеры явлений, объясняемых тепловым движением: броуновское движение, диффузия.
Предметные результаты:
выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации.
Универсальные учебные действия:
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Личностные результаты:
объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах
убедиться в возможности познания природы
Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Межпредметные связи: биология, химия, природоведение.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, флакон с духами, стаканы, холодная и горячая вода, кристаллики перманганата калия, раствор медного купороса, нашатырный спирт.
Михаил Васильевич Ломоносов
в 1745 году
разграничил понятия атом и молекула
Повторим…
Что такое молекула?
Из чего состоят молекулы?
Из каких частиц состоит молекула воды?
Можно ли утверждать, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных – различные по размерам и форме?
Повторим…
5. Справедливо ли утверждение о том, что при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах?
6. Можно ли говорить, что при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами?
В 1827 году Броун, разглядывая под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения взвешенные в воде цитоплазматические зёрна, неожиданно обнаружил, что они непрерывно дрожат и передвигаются с места на место.
Наилучшее экспериментальное подтверждение того, что молекулы веществ движутся непрерывно и хаотично.
Броуновское движение - беспорядочное движение мельчайших частиц в газе или жидкости.
Немецкий ученый
Альберт Энштейн (1879-1955)
«Движение броуновской частицы»
Броуновское движение никогда не прекращается.В капле воды , если она не высыхает , движение крупинок можно наблюдать в течение многих лет . Оно не прекращается ни летом, ни зимой , ни днем , ни ночью
Мельчайшие частички вели себя, как живые, причем «танец» частиц ускорялся с повышением температуры и с уменьшением размера частиц и явно замедлялся при замене воды более вязкой средой.
Первичное закрепление знаний.
ГРУППА№1
Задание №1
ПОБРЫЗГАЙТЕ на короткое время из болончика . Принюхайтесь. Что вы почувствовали?_________________________
Как можно объяснить распространение запаха из болончика с точки зрения молекулярного строения вещества?______________________________
____________________________________________________________________
Первичное закрепление знаний.
ГРУППА№2
Задание № 1
В стаканчик с холодной водой поместите кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете?_________________________________
№2.Проделайте опыт, описанный в пункте 1, но на этот раз опустите кристаллик марганцовки в стаканчик с горячей водой.
В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении пункта1 или 2?
___________________________________________________
Вывод
Диффузия играет большую роль в жизни человека. Она используется не только на предприятиях и в промышленности, но и в быту. Благодаря диффузии происходит множество важных жизненных процессов, обеспечивающих жизнь на Земле и существование всего живого.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.