7 кл Диффузия Броуновское движение

  • ppt
  • 25.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7кл Диффузия. Броуновское движение_.ppt

Добро пожаловать

Урок физики
7 класс


Учитель Конюшенко Т.Л.
Сосновская СШ


тема:
« Броуновское движение. Диффузия»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:
Уметь описывать и объяснять явление диффузии
Личностные:формирование убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Предметные:формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий, первоначальных представлений о физической сущности природы.

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Демонстрации: диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, презентация(в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.

Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
Причину броуновского движения, явление диффузии, зависимость скорости диффузии от температуры тела, проявление диффузии в природе.
Уметь:
Приводить примеры явлений, объясняемых тепловым движением: броуновское движение, диффузия.
Предметные результаты:
выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации.
Универсальные учебные действия:
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Личностные результаты:
объяснять явления, процессы происходящие в твердых телах, жидкостях и газах
убедиться в возможности познания природы

Тип урока: урок «открытия новых знаний».
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Межпредметные связи: биология, химия, природоведение.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, флакон с духами, стаканы, холодная и горячая вода, кристаллики перманганата калия, раствор медного купороса, нашатырный спирт.

ПРОВЕРКА Д/З заходим в Якласс – проверочная работа; выполняем

Михаил Васильевич Ломоносов
в 1745 году
разграничил понятия атом и молекула

Повторим…

Что такое молекула?
Из чего состоят молекулы?
Из каких частиц состоит молекула воды?
Можно ли утверждать, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных – различные по размерам и форме?

Повторим…

5. Справедливо ли утверждение о том, что при нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах?
6. Можно ли говорить, что при нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами?

* «Распространение молекул духов в комнате»

Эксперимент

Броуновское движение.

Роберт Броун – британский ботаник, член Лондонского королевского общества. Родился 21 декабря 1773 года в Шотландии. Учился в Эдинбургском университете, изучая медицину и ботанику.

В 1827 году Броун, разглядывая под микроскопом выделенные из клеток пыльцы североамериканского растения взвешенные в воде цитоплазматические зёрна, неожиданно обнаружил, что они непрерывно дрожат и передвигаются с места на место.

Мариан Смолуховский (1872–1917)

Впервые в 1904 году дал строгое объяснение броуновского движения

Наилучшее экспериментальное подтверждение того, что молекулы веществ движутся непрерывно и хаотично.

Броуновское движение - беспорядочное движение мельчайших частиц в газе или жидкости.

Немецкий ученый
Альберт Энштейн (1879-1955)

«Движение броуновской частицы»

Броуновское движение никогда не прекращается.В капле воды , если она не высыхает , движение крупинок можно наблюдать в течение многих лет . Оно не прекращается ни летом, ни зимой , ни днем , ни ночью

Мельчайшие частички вели себя, как живые, причем «танец» частиц ускорялся с повышением температуры и с уменьшением размера частиц и явно замедлялся при замене воды более вязкой средой.

Какова причина броуновского движения?

Непрерывное, никогда не прекращающиеся движение молекул жидкости (газа), в котором находятся крупинки твердого тела

Отрывок из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей»

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперёд в лучистом сиянии света…

Диффузия.

Явление, при котором молекулы одного вещества проникают между молекулами другого, называется диффузией

ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание)

Взаимодействие молекул жидкостей

*«Растворение сахара в воде»

Взаимодействие молекул твердых тел

Две хорошо отшлифованные пластины свинца и золота пролежали друг на друге 5 лет. За это время молекулы свинца и золота проникли друг в друга (перемешались) на расстояние около 1 мм.

*«Диффузия твердых тел»

Наиболее быстро диффузия происходит в газах, медленнее в жидкостях и совсем медленно (годами) в твердых телах.

Скорость диффузии зависит от температуры

Применение диффузии

Применение диффузии

Первичное закрепление знаний.
Разобьемся на 4 группы по Каждой группе выдается маршрутный лист и оборудование.

Первичное закрепление знаний.
ГРУППА№1
Задание №1
ПОБРЫЗГАЙТЕ на короткое время из болончика . Принюхайтесь. Что вы почувствовали?_________________________
Как можно объяснить распространение запаха из болончика с точки зрения молекулярного строения вещества?______________________________
____________________________________________________________________

Первичное закрепление знаний.
ГРУППА№2
Задание № 1
В стаканчик с холодной водой поместите кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете?_________________________________
№2.Проделайте опыт, описанный в пункте 1, но на этот раз опустите кристаллик марганцовки в стаканчик с горячей водой.
В каком случае диффузия происходит быстрее: при выполнении пункта1 или 2?
___________________________________________________

Первичное закрепление знаний.

ГРУППА №3
Задание № 1
1. ВОЗЬМИТЕ кусочек сахара, положите на него кристаллик марганцовки.
Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление. ____________________________________

Первичное закрепление знаний.

ГРУППА№ 4
Задание № 1
КАПНИТЕ на салфетку две капли йода. Что вы наблюдаете? Объясните происходящее явление. __________________________________________________________

(У уч-ся может получится схема):

ДИФФУЗИЯ-

взаимное проникновение

молекул одного вещества

между молекулами другого.




ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ ЗАХОДИМ КУНДУЛЮК ПО ССЫЛКЕ ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЕ

Вывод

Диффузия играет большую роль в жизни человека. Она используется не только на предприятиях и в промышленности, но и в быту. Благодаря диффузии происходит множество важных жизненных процессов, обеспечивающих жизнь на Земле и существование всего живого.

Рефлексия:

1. Что вы нового знали на уроке?
2. Вам это в жизни пригодиться?
3. На уроке было интересно?



1.Учебник §9,10

2. Составить ПРЕЗЕНТАЦИЮ о вредных проявлениях процесса диффузии.

Домашнее задание