Поурочный план Дата
Класс 7
Урок биологии
Учитель
Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие
Цель: углубить и расширить знания учащихся о классе Пресмыкающиеся на примере представителей Змеи.
Выполнить лабораторную работу.
Образовательные: расширить знания школьников о змеях, ужах, гадюках, рассмотреть сходство и отличие змей и ящериц, ядовитый аппарат змеи, действие змеиного яда, выработать навыки первой помощи при укусе ядовитой змеи, их значение в природе и в жизни человека
Развивающие: развивать познавательный интерес через активизацию деятельности учащихся; умения выделить главное, сравнивать, анализировать;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, видеофильмы
Ход урока
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Индивидуально-коррекционная работа |
I. Орг. момент
|
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь. Вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок. |
|
II. Мотивация |
Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха. 1. Согласно
Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из
знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась «невестой
Нила». А кто был её «женихом»? (Нильский крокодил) Ученик 2. Именно они,
начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в
Древнем Риме. Кто же это? (Аллигаторы) 2 этап Актуализация и пробное учебное действие (работа по определению темы и цели урока). Учитель: И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите на слайдах одним предложением. 1. змеи (способны к гипнотическому взгляду) 2. черепахи (долгожителями) 3. крокодилы (кровожадны) 4. ящерицы (юркие) 5. хамелеон (переменчив) Учитель: Замечательно. Так их называют в простой жизни, а кто из вас знает, как их называют с точки зрения науки биологии? Ученик: Пресмыкающиеся или Рептилии. Учитель: Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Ученик: Класс Пресмыкающиеся или Рептилии, или Гады. Деление на группы /ящерицы, и змеи/ |
|
III. Изучение н/м: |
А). Оцени свою работу на уроке по следующим критериям (слайд 3). Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен. Оценка «3 » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы. Оценка «4» -. «Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше». Оценка «5» - «Всё что мог, я сделал для нашей группы»
Просмотр видео о представителях. Работа в группах. Я раздаю вам листы . Вам нужно составить кластер 1 2 группам. »Учитель: Подумайте и обсудите в группах, какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? Сухая кожа, линька, шея, когти, третье веко. (ответы учеников). Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудим немного герпетологами и изучим особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать. 1 группа . Задания касаются особенностей внешнего строения и скелета пресмыкающихся.
Физкультминутка (проводит ученик). Установить соответствие признаков между классами Рыбы, Земноводные Рыбы - взмахи руками; Земноводные – повороты туловища в стороны. 1. Кожа голая 2. Кожа покрыта костной чешуёй 3. Есть плавники 4. Сердце трехкамерное 5. Один круг кровообращения 6. Два круга кровообращения 7. Орган чувств – боковая линия 8. Имеется барабанная перепонка 9. Сердце двухкамерное 10. Дышат жабрами 11. Есть веки 12. Есть клоака
Учитель: рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Выступление 2 группы 1. Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику. 2. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела). 3. В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей. 4. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечаете «Да» или «Нет» 1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА) 2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА) 3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ) 4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА) 5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА) 6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ) Учитель: Молодцы. Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета пресмыкающихся (ответы обучающихся)? 7 Рефлексивно-оценочный этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задание 1 группе Найди ошибку в тексте. 1. Снаружи тело рептилий покрыто плотной, сухой кожей, которая не содержит желёз. 2. В верхнем слое кожи пресмыкающихся образуется костная чешуя. 3. Позвоночник подразделяется на 4 отдела. 4. У змей ребра причленены к позвонкам всей туловищной части позвоночника и не соединяются с грудиной; грудной клетки у змей нет. 5. В шейном отделе один позвонок. 6. Рост тела пресмыкающегося возможен только в результате линьки. Задание 2 группе .Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы. 1. Глаза ящерицы защищены веками. 2. Подвижно только нижнее. 3. У ящерицы имеется полупрозрачная мигательная перепонка – третье веко. 4. Кожа ящерицы сухая. 5. Она покрыта роговой чешуёй. Какое пресмыкающееся является символом медицины? Змея и чаша. Чаша со змеей - наиболее распространенная в нашей
стране медицинская символика.
На Урале ящерица представляла дух горы, богатой медной рудой. Рефлексия. Учитель: Рефлексию, т.е. самооценку результатов своей деятельности на уроке мы проведем посредством современной мобильной связи. Я предлагаю, вам отправит своему товарищу СМС. На столах лежат заготовки вопросов:
Разноуровневое домашнее задание: 1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся
|
|
IV. Закрепление |
Лабораторная работа № 8.Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
|
|
V. Подведение итогов |
Мы выявили общие черты сходства и отличия в строении ящериц и змей; познакомились с особенностями змей.
|
|
VI. Д/З: |
§ 49 стр. 204 Ответьте письменно на вопрос: Какую роль играют змеи в природе и жизни человека? |
|
VII. Рефлексия |
Телеграмма учителю |
|
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям
Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.
Оценка «3 » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.
Оценка «4» -. «Я много сделал для нашей группы, но мог бы больше».
Оценка «5» - «Всё что мог, я сделал для нашей группы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.