7 класс. Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.
Оценка 4.7

7 класс. Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.

Оценка 4.7
docx
29.01.2020
7 класс.  Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.
7 класс.Тема урока. Класс Пресмыкающиеся.docx

Поурочный план                                 Дата   

                                                                 Класс  7

Урок         биологии

Учитель   

Тема урока: Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие

Цель: углубить и расширить знания  учащихся  о классе Пресмыкающиеся на примере представителей Змеи.

Выполнить лабораторную  работу.

Образовательные: расширить знания школьников о змеях, ужах, гадюках, рассмотреть сходство и отличие змей и ящериц, ядовитый аппарат змеи, действие змеиного яда, выработать навыки  первой помощи при укусе ядовитой змеи,  их значение  в природе и в жизни человека

Развивающие: развивать познавательный интерес через активизацию деятельности учащихся; умения выделить главное, сравнивать, анализировать;

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, видеофильмы

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

 

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь. Вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

 

II.

Мотивация

Мотивация к учебной деятельности. Учитель:

Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха.

1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась «невестой Нила». А кто был её «женихом»? (Нильский крокодил) Ученик 2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это? (Аллигаторы) 
2.“Так вот где таилась погибель моя! Мне смертью кость угрожала! Из мертвой главы гробовая змея, Шипя, между тем выползала, Как черная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь”. А знаете ли вы: О каком животном идет речь? (Змея. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»).

2 этап Актуализация и пробное учебное действие (работа по определению темы и цели урока).

Учитель: И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите на слайдах одним предложением. 1. змеи (способны к гипнотическому взгляду) 2. черепахи (долгожителями) 3. крокодилы (кровожадны) 4. ящерицы (юркие) 5. хамелеон (переменчив) Учитель: Замечательно. Так их называют в простой жизни, а кто из вас знает, как их называют с точки зрения науки биологии? Ученик: Пресмыкающиеся или Рептилии. Учитель: Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока? Ученик: Класс Пресмыкающиеся или Рептилии, или Гады.

Деление  на  группы /ящерицы, и змеи/

 

III.

 Изучение н/м:

А). Оцени свою работу на уроке по  следующим критериям (слайд 3).

Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

Оценка «3 » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

 Оценка «4» -. «Я много сделал  для нашей группы, но мог бы больше».

Оценка «5» - «Всё что мог, я сделал для нашей группы»

 

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13

Просмотр  видео   о  представителях.

Работа  в  группах.

 Я раздаю  вам  листы . Вам  нужно  составить  кластер 1 2  группам.

 »Учитель: Подумайте и обсудите в группах, какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? Сухая кожа, линька, шея, когти, третье веко. (ответы учеников).

Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудим немного герпетологами и изучим особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать.

1 группа .  Задания касаются особенностей внешнего строения и скелета пресмыкающихся.

 

 

Физкультминутка (проводит ученик).

Установить соответствие признаков между классами Рыбы, Земноводные

Рыбы - взмахи руками;

Земноводные – повороты туловища в стороны.

1.      Кожа голая

2.      Кожа покрыта костной чешуёй

3.      Есть плавники

4.      Сердце трехкамерное

5.      Один круг кровообращения

6.      Два круга кровообращения

7.      Орган чувств – боковая линия

8.      Имеется барабанная перепонка

9.      Сердце двухкамерное

10.  Дышат жабрами

11.  Есть веки

12.  Есть клоака


Учитель: Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.

Учитель: рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

 Выступление 2 группы 1. Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику. 2. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела). 3. В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей. 4. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку.

 

Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечаете «Да» или «Нет» 1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА) 2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА) 3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ) 4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА) 5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА) 6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ) Учитель: Молодцы. Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета пресмыкающихся (ответы обучающихся)? 7 Рефлексивно-оценочный этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание 1 группе

Найди ошибку в тексте.

1.     Снаружи тело рептилий покрыто плотной, сухой кожей, которая не содержит желёз.

2.     В верхнем слое кожи пресмыкающихся образуется костная чешуя.

3.     Позвоночник подразделяется на 4 отдела.

4.     У змей ребра причленены к позвонкам всей туловищной части позвоночника и не соединяются с грудиной; грудной клетки у змей нет.

5.     В шейном отделе один позвонок.

6.   Рост тела пресмыкающегося возможен только в результате линьки.

Задание 2 группе

.Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы.

1.      Глаза ящерицы защищены веками.

2.      Подвижно только нижнее.

3.      У ящерицы имеется полупрозрачная мигательная перепонка – третье веко.

4.      Кожа ящерицы сухая.

5.      Она покрыта роговой чешуёй.

Какое пресмыкающееся является символом медицины?

Змея и чаша. Чаша со змеей - наиболее распространенная в нашей стране медицинская символика. 
Считается, что изображение чаши, обвиваемой змеей, появилось только в XVI в. благодаря знаменитому врачу Парацельсу. Возможно, что змея символизирует мудрость, знание, бессмертие. Кроме того, чашу со змеей связывает история ядов и противоядий. О лечебном действии змеиного яда писали многие врачи и философы. Именно чаша со змеей в наше время является символом аптечного дела. Змея – символ добра и зла одновременно. С одной стороны это символ мудрости и знаний. Знак чаши со змеёй это символ медицины.

 

На Урале ящерица представляла дух горы, богатой медной рудой.

Рефлексия. Учитель: Рефлексию, т.е. самооценку результатов своей деятельности на уроке мы проведем посредством современной мобильной связи. Я предлагаю, вам отправит своему товарищу СМС. На столах лежат заготовки вопросов:

  • Вас заинтересовала данная тема, и хотели бы вы расширить знания по ней?
  • Как считаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке в жизни и где?
  • Для меня было открытием, то что…
  • У меня вызвало затруднение…

Разноуровневое домашнее задание: 1. Прочитать параграф. Повторить признаки пресмыкающихся

 

 

IV. Закрепление

Лабораторная работа № 8.Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

 

 

V. Подведение итогов

Мы выявили общие черты сходства и отличия в строении ящериц и змей; познакомились с особенностями змей.

 

 

VI. Д/З:

§ 49 стр. 204

Ответьте письменно на вопрос:

Какую роль играют змеи в природе и жизни человека?

 

VII.

Рефлексия

Телеграмма  учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13

 

 

 

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=44e50dd9c7119dacb64354ecce25eff9-l&n=13

 

 

 

 

 

 

Оцени свою работу на уроке по  следующим критериям

Оценка «2» - Я не участвовал в работе группы, идеи не выдвигал, был пассивен.

Оценка «3 » - Я ответил на 1 - 2 вопроса или участвовал в обсуждении новой темы, но не в полную силу или задавал вопросы от группы.

 Оценка «4» -. «Я много сделал  для нашей группы, но мог бы больше».

Оценка «5» - «Всё что мог, я сделал для нашей группы»

 

 


 

Поурочный план

Поурочный план

Учитель: И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите на слайдах одним предложением

Учитель: И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите на слайдах одним предложением

Физкультминутка (проводит ученик)

Физкультминутка (проводит ученик)

НЕТ) 4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез

НЕТ) 4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез

III . Изучение н/м: А)

III . Изучение н/м: А)

7 класс. Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.

7 класс.  Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.

7 класс. Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.

7 класс.  Урок биологии: Класс пресмыкающиеся.

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020