Урок_1
Тема: Введение. Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Цели и задачи урока:
· Познакомиться со значением географии материков и океанов.
· Сформировать представление о соотношении суши и водной поверхности на планете Земля
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником (слайд 2); критериями выставления оценок.
2. Изучение нового материала
- Мы приступаем к изучению нового курса географии – география материков и океанов. Это один из интереснейших курсов географии. В этом году мы познакомимся с материками и островами, океанами, горами и равнинами. Вы сами ответите на вопросы: почему на экваторе идут дожди, а в Сахаре – сухо. Почему в разных районах Земли обитают и живут разные растения и животные и на многие другие вопросы. Для начала вспомним, что такое география (слайд 3)
- Как вы думаете, что изучает география материков и океанов? (слайд 4)
- Распределите все названия в нужную колонку.
- Проверьте себя по учебнику (стр.6-8 от слов Материки и острова… до конца)
Проверка прочитанного:
Задание: распределите (назовите и покажите на карте) океаны по мере увеличения занимаемой ими площади. (слайд 6)
Задание: распределите (назовите и покажите на карте) материки по мере уменьшения их размера (слайд 6)
- Мы с вами познакомились с делением суши на материки. Однако, кроме деления на материки, суша делится ещё и на части света. Также как и материков, существует 6 частей света (слайд 7)
- Условная граница между Европой и Азией проходит следующим образом: (слайд 8)
по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.
Есть ещё одна часть света: Америка. (слайд 9) располагается на двух материках — Южная Америка и Северная Америка. К тому же части света включают в себя и отнесённые к ним острова.
Иногда острова объединяются в группы. Большие группы островов называются архипелагом. (слайд 10)
- Какой интересный факт вы прочитали о Мировом океане? (самое глубокое место Марианский желоб)
Исследования Марианского желоба, были положены экспедицией (декабрь 1872 — май 1876) английского судна “Челленджер” (HMS Challenger), проводившей первые системные промеры глубин Тихого океана. Этот военный трехмачтовый корвет с парусным оснащением, был перестроен в океанографическое судно для гидрологических, геологических, химических, биологических и метеорологических работ в 1872 году. Также, значительный вклад в изучение Марианского глубоководного желоба, был сделан советскими исследователями. В 1958 году, экспедиция на “Витязе” установила наличие жизни на глубинах более 7000 м, тем самым опровергнув бытующее в то время представление, о невозможности жизни на глубинах более 6000-7000 м. Полвека назад, 23 января 1960 года, произошло знаменательное событие в истории покорения мирового океана. Батискаф Trieste, пилотируемый французским исследователем Жаком Пикаром (Jacques Piccard, 1922–2008) и лейтенантом ВМС США (US Navy) Доном Уолшем (Don Walsh), достиг самой глубокой точки океанского дна — бездны Челленджера, расположенной в Марианской впадине и названной в честь английского судна “Челленджер”, с которого в 1951 году были получены первые данные о ней. Погружение продолжалось 4 ч 48 мин и завершилось на отметке 10911 м относительно уровня моря. На этой страшной глубине, где чудовищное давление в 108,6 МПа (что более чем в 1100 раз больше нормального атмосферного) сплющивает все живое, исследователи сделали важнейшее океанологическое открытие: увидели, как мимо иллюминатора проплывают две 30-сантиметровые рыбки, похожие на камбалу. До этого считалось, что на глубинах, превышающих 6000 м, никакой жизни не существует. Таким образом, был установлен абсолютный рекорд глубины погружения, превзойти который невозможно даже теоретически. Пикар и Уолш были единственными людьми, побывавшими на дне бездны Челленджера. Все последующие погружения к самой глубокой точке мирового океана, с исследовательскими целями, совершали уже беспилотные батискафы-роботы. Но и их было не так много, поскольку “посещение” бездны Челленджера — дело и трудоемкое, и дорогостоящее. (просмотр видеофрагмента о представителях животного мира Марианской впадины)
3. Итог урока
4. Домашнее задание: §1, вопросы к параграфу
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.