Страны мира
Цели
урока:
• Сформировать представление
о многообразии стран мира.
• Формировать умение анализировать
диаграммы.
Оборудование: учебник, атлас,
политическая карта мира, диаграммы.
Основное содержание: страны мира.
Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны
мира. Зависимость стран друг от друга.
Проверка домашнего задания:
1. Почему в разных местах
земного шара плотность населения неодинакова?
2. Назовите и покажите на карте
крупнейшие по численности населения страны мира.
3. Назовите основные причины,
влияющие на изменение численности населения.
Изучение нового материала:
В настоящее время существует более
230 государств. Страны мира различаются по многим признакам. Некоторые
признаки, по которым можно подразделять страны, нами были изучены на предыдущих
уроках (по численности, по преобладающей религии, по преобладающему языку).
Можно подразделять страны по размеру
занимаемой ими территории. Учащимся предлагается найти на политической карте
крупнейшие по площади страны мира — Россию, Канаду, Китай, США, Бразилию,
Австралию. Их площадь составляет чуть меньше половины всей площади суши.
В то же время существуют очень маленькие страны, например Ватикан. Его
площадь всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют карликовыми.
К ним можно отнести Монако, Андорру, Сан-Марино и некоторые другие страны.
Различают страны и по географическому
положению. Наибольшее количество стран расположено на материках. Одни из них
имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров.
Выделяют страны островные, занимающие один или несколько островов,
и полуостровные. (Приведите примеры стран с различным географическим
положением.)
Важной отличительной особенностью любой
страны является политическое устройство и уровень экономического развития (или
экономическая мощь страны).
Политическое устройство стран учащиеся
определяют самостоятельно с помощью текста § 62, дополнительной
литературы и заполняют таблицу 11.
Таблица 11
Формы государственного устройства стран мира
Форма государственного устройства |
Страна |
Монархия |
|
Республика |
|
Зависимые территории (с указанием статуса) |
|
Для
выделения стран с разным уровнем экономики существуют разные показатели,
с которыми учащиеся познакомятся в старших классах. Главным
показателем является стоимость произведенных товаров и услуг в стране за
год. На рисунке 16 учебника показаны десять экономически развитых стран
мира.
Далее учащимся предлагается
проанализировать структуру занятости населения в представленных странах
(рис. 17 учебника), определить важнейшие географические и экономические
факторы, оказавшие влияние на сложившееся соотношение.
Домашнее задание: 1) изучить
§ 62; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.