8 б класс Мы за культуру мира против терроризма и экстремизма

  • docx
  • 07.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 б класс Мы за культуру мира против терроризма и экстремизма.docx

«Мы за культуру мира против терроризма и экстремизма».

Эпиграф к уроку:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

 как птицы, плавать под водой как рыбы,

 нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

 

 

 

 

 

я говорю                                                           

Слайд-1.

Цель: изучить сущность экстремизма и терроризма, его цели и типы.

Задачи:

1.     Исследовать, почему терроризм и экстремизм стал обыденным явлением российской действительности.

2.     Сформировать отрицательное отношение к экстремизму и терроризму.

3.     Выработать принципы толерантного поведения.                                   Слайд 2

Я: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня у нас с вами необычный разговор и мы встречаемся в непривычной для нас обстановке.

я: 

Вдумайтесь ребята прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.

Почему?

Сегодня у нас с вами необычный разговор. Каждый из вас выбрал жетон определенного цвета, таким образом, у нас образовались группы. Но, прежде чем начать, давайте поздороваемся.

1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон)

2 группа – синие жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа – зеленые  жетончики – вы здороваетесь как дагестанцы.

4 группа –  желтые  жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться                              .  Слайд 3,4,5,6

 

Учитель: 

-В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.

-Да ребята, мы будем говорить об экстремизме и терроризме. Для достижения цели занятия и задач, которые необходимо решить я предлагаю каждому взять лист, которые находятся на ваших столах. Теперь на этих листочках напишите любые слова, ассоциирующиеся с темой нашего урока. Слова в группе следует проговаривать, чтобы они не повторялись. Затем из написанных слов нужно вытянуть любые девять и составить из них таблицу 3x3.

 

-Теперь составьте пожалуйста  предложения из любых трех слов выбранных вами по вертикали, диагонали или горизонтали согласно нашей теме.

(Ученики зачитывают составленные предложения).          Слайд 7

Я:

- Молодцы - ребята.

Вы правильно определили мы будем говорить об очень серьёзной и актуальной теме: об опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а также побеседовать о терпимости, благородстве, порядочности, гуманности и взаимном уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных отношениях.

 

(небольшие сообщения о России).                               Слайд  8

Малика

- Наша Родина - Россия - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Каждый народ вносит свою лепту в яркую палитру культур России. Только в братстве и тесном единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на нашей земле на протяжении многих веков.
  Невозможно представить Россию без таких людей, как 
 -Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 
 -Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; 
- Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 
 Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков… 

Лев Толстой, Георгий Жуков, Григорий Пономаренко, Расул Гамзатов, Илья Репин, Цезарь Куников, маршал Иван Христофорович Баграмян, Гарри Каспаров, Виктор Ан…                                                                                                                          Слайд 9

Я:

-Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории?

Алина

- Все мы граждане великой многонациональной Российской Федерации! Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие деревья и зеленая трава, поющие птицы и порхающие бабочки! Радость, любовь, улыбка, беззаботный смех.

Я:

 - Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма.                                                                                 Слайд  10

Малика

С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него. Помнить тех людей, которые погибли от рук террористов в мирное время. Память об их подвиге и ужасных трагедиях должен сохранить каждый из нас.                                                                  Слайд 11

 

 

 

Алина

- Да экстремизм в наше время – это действительно актуальная проблема?( потому что экстремистская деятельность приводит к беспорядкам, террористическим актам, человеческим жертвам).                                                                  Слайд 12

 

Я :

По подсчетам создателей «Глобального индекса террористической активности» Россия входит в десятку стран, наиболее страдающую от терактов. Ближайшие соседи по индексу – Ирак, Пакистан, Афганистан, Индия, Йемен, Сомали, Нигерия, Таиланд и Филиппины.

Малика

2000 г. – 10 терактов: Волгоград, Москва, Кавказский регион.

2001 г. – 7 терактов: Кавказ, в Москве на станции метро «Белорусская-кольцевая», Астрахань.

2002 г. – 6 терактов: Кавказ, Москва, захват театра на Дубровке.

2003 г. – 11 терактов: Кавказ, Москва – взрыв на рок фестивале «Крылья, Краснодар, подрыв поездов в Ставропольском крае.

2004 г. – 8 терактов, один из которых захват школы в Беслане.

2005 г. – 4 теракта: Кавказ, Москва.

2006 г.- 2 теракта: Кавказ, Москва.

Алина

2007 г. – 7 терактов: Кавказ, Санкт-Петербург, Ставропольский край.

2008 г. – 3 теракта: Кавказ, Сочи.

2009 г. – 3 теракта: Кавказ, Санкт-Петербург.

2010 г. – 25 терактов: Санкт-Петербург, Кавказ, Москва, Ставрополь, Пятигорск, Владикавказ.

2011 г. – 12 терактов: Кавказ, Москва.Волгоград, Комсомольск-на-Амуре.

2012 г. – 6 терактов: Кавказ.

2013 г. – 10 терактов: 3 в Волгограде, Кавказ.

Я:

2014 г. – 4 теракта: Кавказ.

2015 г. – 2 теракта: Кавказ, катастрофа А-321.

2016 г. - 11 апреля — нападение на здание ОВД в селе Новоселицкое (Ставропольский край); один из нападавших подорвался, двое других были убиты силами МВД, других пострадавших не было.

     

Я:

-Терроризм в России не угасает, а, наоборот, набирает силу. Кто совершает все эти, на первый взгляд, бессмысленные преступления? Почему эти злодеяния совершаются так часто? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить террористические акты в будущем? Это те вопросы, ответы на которые мы должны знать. Но, к сожалению не все молодые люди знают, что терроризм это зло, что это путь достижения цели различных экстремистских организаций.

 

 

Психолог

 Поэтому был проведен опрос среди учеников , с целью проанализировать степень информированности о данных понятиях среди молодежи. Результаты получились следующие.

 

 

Сообщение «Анализ анкеты-опросника

«Профилактика развития экстремистских настроений».

На вопрос «Ксенофобия – это …» только _____респондентов ответили, что это нетерпимость к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания. ____ответили, что это боязнь потерять свою национальную культуру, _____ - и вовсе затруднились ответить на данный вопрос.

Еще одно важное понятие при обсуждении экстремизма – это толерантность. Казалось бы данный термин на слуху, в нашем техникуме постоянно проходят мероприятия, посвященные формированию чувства толерантности, но ___респондентов затруднились ответить на вопрос «Что такое толерантность?». ____ сказали, что это уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и т.д.

Еще один термин, который вызывает много споров среди молодежи это «националист». ____ответили, что это человек, который считает представителей своей национальности лучше всех других людей. ____ответили, что это тот кто пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности. И ____ считают человека, который досконально знает свою национальную культуру.

Были и провакационные вопросы. Такие как «поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности?». ____респондентов ответили – Да, это нужно делать обязательно. _____ - Нет, это неприемлемо ни при каких условиях. _____ответили, что в некоторых случаях, когда человек выглядит подозрительно. ____ответили, что им все равно.

На вопрос проявляли ли сами обучающиеся нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства ____ ответили, что Никогда, _____ - затруднились с ответом.

____лично набюдали случаи унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. ____ - видели такие случаи по телевизовру, ____- слышали от знакомых. И ____ оказались равнодушными гражданами, которые никогда не обращали внимание на подобные ситуации.

_____опрошенных встречались в нашем городе с нетерпимым отношением к людям другой национальности и вероисповедания. ____ считают, что у нас в городе такого случится не может. Все живут дружно. ____ - сказали, что вообще не хотят думать о таком. ____ ответили, что в нашем городе есть такая проблема и она очень большая. И еще ____ не знают ответа на данный вопрос.

Были вопросы и на определение уровня сформированности чувства толерантности. Так на вопрос «Какие чувства Вы испытываете при виде людей другой национальности?» ____ ответили, что положительные, ведь Россия многонациональная страна. ____ответили, что им все равно, на этот признак вообще не обращают внимание.

На вопрос «Какие взаимоотношения важны между людьми?» ____ ответили взаимоуважение/толерантность, ____ - денежно-экономические. И ____ - безразличные, отчужденные.

И на вопрос «Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другого вероисповедания» ____ответили почему бы и нет, ___ нет, это не может произойти у меня в семье. И ____ да, это вполне возможно.

Таким образом, Большинство обучающихся ТТТ терпимо относятся к людям другой национальности и вероисповедания, но мало знакомы с такими понятиями как ксенофобия, национализм, толерантность. Так же анализ ответов показал, что нашим обучающимся приходилось сталкиваться в повседневной жизни с проявлением нетерпимости по национальному, религиозному и имущественному признаку.

 

 

Видео «Что такое экстремизм?»

Учитель:

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:                                               Слайд 14

1.Политический - это движения или течения против существующего конституционного строя.

2.Национальный - экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

3.Религиозный - Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.                  Слайд 15

Малика

- каковы же причины  возникновения экстремизма?

 

 можно отнести следующие причины:

 Алина

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. (Бедность, нищета)

-это нарастание социальной напряженности(статусы в социальной жизни)

Малика

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.(нет воспитания в уважении других религий)

-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. (безразличие, жестокость)                                                                    Слайд 16

Очень часто путают политическую деятельность с экстремистской. Давайте, на примерах определим, какие наши действия будут противоречить закону, а какие нет. Будут ли являться проявлением экстремистской деятельности следующие примеры протестных действий: экологические акции «Гринпис», демонстрации антиглобалистов, несанкционированный митинг протеста, участники которого собираются на площади перед зданием городской администрации и выкрикивают лозунги?

 Я:

     Не секрет, что сегодня все больше и больше молодежи, которая хочет принадлежать к той или иной молодежной группе, сообществу. Может это порыв сердца, а может своеобразная дань моде. Некоторые такие сообщества совершенно безвредны и помогают действительно молодым людям найти свое место в обществе. Другие организации прикрывают красивыми лозунгами свою страшную деятельность.

Какие неформальные объединения подростков вы знаете? Может слышали о каких то эктремистски настроенных молодежных организациях?

(выступление психолога «Неформальные организации»)

Проявлением экстремизма могут быть и террористические акты. Сегодня проблема терроризма стала как никогда актуальна. Это уже не разовые акции недовольных существующей политической системой, а широкомасштабная война, глобальная проблема всего человечества. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.

Ребята вы скажите ну ведь надо бороться с этим злом. Правильно, организована борьба с терроризмом в РФ? За совершение террористического акта или призыва к его совершению следует наказание в Уголовном Кодексе Российской Федерации. сейчас проверяют даже странички в социальных сетях и можно попасть под контроль правоохранительных органов даже за лайки.

                                                                                                              Слайд18,19,20,21

Какие формы и методы борьбы с терроризмом экстремизмом мы можем  применить. В первую очередь чтобы предупредить вступление в экстремистские организации нужно воспитывать толерантность среди молодежи. Как Толерантность должна проявляться в повседневной жизни?                                                                                                                       

                                                                                                                                            

Малика

 

Толерантность – путь к миру!».                                                                Слайд22

 

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает

в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995)говориться: Слайд23

Алина

1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…                                                 Слайд24

2. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»

Я :

- наше занятие нацелено направлено  на формирование толерантности  борьбу с  экстремистской деятельностью к любви и уважению окружающих людей не смотря, какого они цвета, вероисповедания.  Давайте подберем  синонимы к слову толерантность это было домашним заданием: (терпимостьлиберальностьлиберализмсвободомыслие, приемлемость, терпимостьнетребовательностьснисходительностькротостьдобротамягкость, снисходительностьснисхождение, снисходительностьвысокомериепотворство, долготерпениекротостьдобротатерпеливость, долготерпениетерпениетерпеливость, невзыскательность)                    Слайд25

 

      Толерантны это когда мы относимся друг другу с понимание не критикуем чей-то выбор, уважаем мнение, решения других.

 

Игра «А я считаю…».

Учитель: Ведущий говорит о том, что он сейчас будет высказывать мнения по тому, или иному поводу. Кто согласен с этими мнениями становится на сторону с «+», кто нет – с «-«, а кто сомневается посередине. А затем, подводит итог, что на самом деле.

Не существует абсолютно правильных идей и мнений, каждый имеет право на свою точку зрения. От этого люди только интереснее. Главное, стараться, чтобы различия во мнениях не мешали жить, чтобы люди умели уважать и ценить мнение другого, умели договариваться между собой.

• Не иметь высшего образования стыдно. 
• Самая лучшая музыка – это рок. 
• В компьютер играть интереснее, чем смотреть телевизор. 
• Самый важный предмет – математика. 
• Самый интересный жанр книги – фантастика. 
• Иметь деньги и власть– это круто и модно. 
• Расул Гамзатов – замечательный писатель. 
• Самое классное кино – «Эртугрул». 
• Весна лучше осени. 
• Лучший отдых – поход. 
• Пирсинг и татуировки – универсальное украшение для молодого человека.

 

Я :

 «Кто был прав в каждом случае?», Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что по поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Не кажется ли вам, что на все вопросы, о которых спорят люди нельзя ответить однозначно? Как Вы относитесь к человеку с мнением, которого не согласны?

Я: Вы поняли, что, нет в этой игре правильного и неправильного выбора, правильного и неправильного ответа. Каждый из вас имеет право на свою точку зрения, на свои представления о жизни. И эта разница во взглядах абсолютно не мешает Вам учиться в одной школе, жить в одном городе. Хотелось бы, чтобы не мешали нам жить мирно и другие отличия.

Приведем примеры :

Малика

Одноклассники обидели Оксану. Оксана – девочка из бедной семьи. 
Оксана стала смеяться над Димой. Дима – не очень сильный мальчик. 
Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки. 
Олег пошёл работать в милицию. Однажды он без причины арестовал Сашу. 
Саша не взял на работу Гию. Гия – грузин. 
Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа – блондинка. 
Парень Наташи издевается над Толиком. Толик – музыкант. 
Толик не хочет помогать Славе. Слава – инвалид. 

Алина
Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает свою злость на Али из общежития. Али – палестинец. 
Али воюет против Мойши. Мойша – израильтянин. 
Анекдоты Мойши обижают Алёну. Алёна – русская. 
Петя – друг Алёны, он служит в Российской армии и часто бьёт Володю. Володя – из деревни. 
Расул берёт одноклассников Оксаны в заложники...

УчительВсё может быть не так, если люди будут стремиться к сотрудничеству и толерантности и тогда никогда никто не сможет нас сбить с правильного пути

И сегодня мы не просто затронули такую значимую и важную тему, т.к. в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремальной деятельности.

Молодёжь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим проявлениям и изменениям. Она замечает и остро реагирует на то/ что ей кажется несправедливым, то что не совпадает с её взглядами и общим мнением. Зачастую это мнение навязано ей псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов и газет, социальных сетей интернета.

И не для кого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность.  В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями  Уголовного кодекса Российской Федерации.

 (статистические данные вовлечения молодёжи в экстремистские  террористические действия).                                                                  Слайд26

 

 


2 ведущий: Следующий конкурс : Игра «Самолетик».

-   4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

-  Вывод:

-  Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

 

1ведущий: Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.

2ведущий:Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.

 

Я Марк Лисянский написал стихотворение «Добрые слова».

-  Ах, как нам добрые слова нужны!

-  Не раз мы в этом убеждались с вами.

-  А может, не слова – дела нужны?

-  Они живут у каждого из нас,

-  На дне души до времени хранимы,

-  Чтоб их произнести в тот самый час,

-  Когда они другим необходимы.

 

Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.

-   И все же как же быть Если.. у каждого  есть свои пожелания.

-   

-   Рефлексия:        «Дерево толерантности»  (творческое задание).

-        Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.

 

Возможные варианты:

-  Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

-  Не ссориться, стараться понять друг друга

-  Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность,     привычки

-   Больше общаться, узнавать друг друга

-  Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

УчительСегодня мы подняли одну из самых актуальных проблем в современном мире – экстремизм и терроризм. Как мы видим от этой заразы XXI в. не застрахован ни один человек. Беда может придти в каждый дом. Мировое сообщество, наше государство в лице правоохранительных органов активно борется с этими явлениями. Но и мы можем внести посильный вклад в эту борьбу, спасти себя и своих близких. Проявлять бдительность и избегать общения с людьми, которые навязывают вам ненависть к людям другой национальности, религии, других политических взглядов

                       

Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены только любовью. И мы громко скажем: «Нет экстремизму! Нет терроризму


 

Скачано с www.znanio.ru