«Мы за культуру мира против терроризма и экстремизма».
Эпиграф к уроку:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди»
я говорю
Слайд-1.
Цель: изучить сущность экстремизма и терроризма, его цели и типы.
Задачи:
1. Исследовать, почему терроризм и экстремизм стал обыденным явлением российской действительности.
2. Сформировать отрицательное отношение к экстремизму и терроризму.
3. Выработать принципы толерантного поведения. Слайд 2
Я: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня у нас с вами необычный разговор и мы встречаемся в непривычной для нас обстановке.
я:
Вдумайтесь ребята прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов.
Почему?
Сегодня у нас с вами необычный разговор. Каждый из вас выбрал жетон определенного цвета, таким образом, у нас образовались группы. Но, прежде чем начать, давайте поздороваемся.
1 группа – красные жетончики – вы здороваетесь как японцы ( поклон)
2 группа – синие жетончики – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)
3 группа – зеленые жетончики – вы здороваетесь как дагестанцы.
4 группа – желтые жетончики – вы здороваетесь как китайцы ( спрашиваете «Ты ел сегодня рис?» в ответ человек должен поклониться . Слайд 3,4,5,6
Учитель:
-В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу.
-Да ребята, мы будем говорить об экстремизме и терроризме. Для достижения цели занятия и задач, которые необходимо решить я предлагаю каждому взять лист, которые находятся на ваших столах. Теперь на этих листочках напишите любые слова, ассоциирующиеся с темой нашего урока. Слова в группе следует проговаривать, чтобы они не повторялись. Затем из написанных слов нужно вытянуть любые девять и составить из них таблицу 3x3.
-Теперь составьте пожалуйста предложения из любых трех слов выбранных вами по вертикали, диагонали или горизонтали согласно нашей теме.
(Ученики зачитывают составленные предложения). Слайд 7
Я:
- Молодцы - ребята.
Вы правильно определили мы будем говорить об очень серьёзной и актуальной теме: об опасности экстремизма, о толерантном отношении друг к другу, а также побеседовать о терпимости, благородстве, порядочности, гуманности и взаимном уважении, о недопустимости экстремизма и терроризма в межнациональных отношениях.
(небольшие сообщения о России). Слайд 8
Малика
- Наша Родина - Россия - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.
В ней проживает приблизительно 166 национальностей и
народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных
народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Каждый народ
вносит свою лепту в яркую палитру культур России. Только в братстве и тесном
единении друг с другом можно преодолеть любые испытания. Что и происходило на
нашей земле на протяжении многих веков.
Невозможно представить Россию без таких людей,
как
-Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой
Отечественной войны 1812г.;
-Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии,
эфиоп;
- Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового
словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка,
основоположник современной космонавтики - из поляков…
Лев Толстой, Георгий Жуков, Григорий Пономаренко, Расул Гамзатов, Илья Репин, Цезарь Куников, маршал Иван Христофорович Баграмян, Гарри Каспаров, Виктор Ан… Слайд 9
Я:
-Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории?
Алина
- Все мы граждане великой многонациональной Российской Федерации! Как прекрасен этот мир: голубое небо и яркое солнце, цветущие деревья и зеленая трава, поющие птицы и порхающие бабочки! Радость, любовь, улыбка, беззаботный смех.
Я:
- Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма. Слайд 10
Малика
С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него. Помнить тех людей, которые погибли от рук террористов в мирное время. Память об их подвиге и ужасных трагедиях должен сохранить каждый из нас. Слайд 11
Алина
- Да экстремизм в наше время – это действительно актуальная проблема?( потому что экстремистская деятельность приводит к беспорядкам, террористическим актам, человеческим жертвам). Слайд 12
Я :
По подсчетам создателей «Глобального индекса террористической активности» Россия входит в десятку стран, наиболее страдающую от терактов. Ближайшие соседи по индексу – Ирак, Пакистан, Афганистан, Индия, Йемен, Сомали, Нигерия, Таиланд и Филиппины.
Малика
2000 г. – 10 терактов: Волгоград, Москва, Кавказский регион.
2001 г. – 7 терактов: Кавказ, в Москве на станции метро «Белорусская-кольцевая», Астрахань.
2002 г. – 6 терактов: Кавказ, Москва, захват театра на Дубровке.
2003 г. – 11 терактов: Кавказ, Москва – взрыв на рок фестивале «Крылья, Краснодар, подрыв поездов в Ставропольском крае.
2004 г. – 8 терактов, один из которых захват школы в Беслане.
2005 г. – 4 теракта: Кавказ, Москва.
2006 г.- 2 теракта: Кавказ, Москва.
Алина
2007 г. – 7 терактов: Кавказ, Санкт-Петербург, Ставропольский край.
2008 г. – 3 теракта: Кавказ, Сочи.
2009 г. – 3 теракта: Кавказ, Санкт-Петербург.
2010 г. – 25 терактов: Санкт-Петербург, Кавказ, Москва, Ставрополь, Пятигорск, Владикавказ.
2011 г. – 12 терактов: Кавказ, Москва.Волгоград, Комсомольск-на-Амуре.
2012 г. – 6 терактов: Кавказ.
2013 г. – 10 терактов: 3 в Волгограде, Кавказ.
Я:
2014 г. – 4 теракта: Кавказ.
2015 г. – 2 теракта: Кавказ, катастрофа А-321.
2016 г. - 11 апреля — нападение на здание ОВД в селе Новоселицкое (Ставропольский край); один из нападавших подорвался, двое других были убиты силами МВД, других пострадавших не было.
Я:
-Терроризм в России не угасает, а, наоборот, набирает силу. Кто совершает все эти, на первый взгляд, бессмысленные преступления? Почему эти злодеяния совершаются так часто? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить террористические акты в будущем? Это те вопросы, ответы на которые мы должны знать. Но, к сожалению не все молодые люди знают, что терроризм это зло, что это путь достижения цели различных экстремистских организаций.
Психолог
Поэтому был проведен опрос среди учеников , с целью проанализировать степень информированности о данных понятиях среди молодежи. Результаты получились следующие.
Сообщение «Анализ анкеты-опросника
«Профилактика развития экстремистских настроений».
На вопрос «Ксенофобия – это …» только _____респондентов ответили, что это нетерпимость к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания. ____ответили, что это боязнь потерять свою национальную культуру, _____ - и вовсе затруднились ответить на данный вопрос.
Еще одно важное понятие при обсуждении экстремизма – это толерантность. Казалось бы данный термин на слуху, в нашем техникуме постоянно проходят мероприятия, посвященные формированию чувства толерантности, но ___респондентов затруднились ответить на вопрос «Что такое толерантность?». ____ сказали, что это уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и т.д.
Еще один термин, который вызывает много споров среди молодежи это «националист». ____ответили, что это человек, который считает представителей своей национальности лучше всех других людей. ____ответили, что это тот кто пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности. И ____ считают человека, который досконально знает свою национальную культуру.
Были и провакационные вопросы. Такие как «поддерживаете ли вы практику полиции проверять документы на улице у людей неславянской внешности?». ____респондентов ответили – Да, это нужно делать обязательно. _____ - Нет, это неприемлемо ни при каких условиях. _____ответили, что в некоторых случаях, когда человек выглядит подозрительно. ____ответили, что им все равно.
На вопрос проявляли ли сами обучающиеся нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства ____ ответили, что Никогда, _____ - затруднились с ответом.
____лично набюдали случаи унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания. ____ - видели такие случаи по телевизовру, ____- слышали от знакомых. И ____ оказались равнодушными гражданами, которые никогда не обращали внимание на подобные ситуации.
_____опрошенных встречались в нашем городе с нетерпимым отношением к людям другой национальности и вероисповедания. ____ считают, что у нас в городе такого случится не может. Все живут дружно. ____ - сказали, что вообще не хотят думать о таком. ____ ответили, что в нашем городе есть такая проблема и она очень большая. И еще ____ не знают ответа на данный вопрос.
Были вопросы и на определение уровня сформированности чувства толерантности. Так на вопрос «Какие чувства Вы испытываете при виде людей другой национальности?» ____ ответили, что положительные, ведь Россия многонациональная страна. ____ответили, что им все равно, на этот признак вообще не обращают внимание.
На вопрос «Какие взаимоотношения важны между людьми?» ____ ответили взаимоуважение/толерантность, ____ - денежно-экономические. И ____ - безразличные, отчужденные.
И на вопрос «Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другого вероисповедания» ____ответили почему бы и нет, ___ нет, это не может произойти у меня в семье. И ____ да, это вполне возможно.
Таким образом, Большинство обучающихся ТТТ терпимо относятся к людям другой национальности и вероисповедания, но мало знакомы с такими понятиями как ксенофобия, национализм, толерантность. Так же анализ ответов показал, что нашим обучающимся приходилось сталкиваться в повседневной жизни с проявлением нетерпимости по национальному, религиозному и имущественному признаку.
Видео «Что такое экстремизм?»
Учитель:
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: Слайд 14
1.Политический - это движения или течения против существующего конституционного строя.
2.Национальный - экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
3.Религиозный - Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Слайд 15
Малика
- каковы же причины возникновения экстремизма?
можно отнести следующие причины:
Алина
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. (Бедность, нищета)
-это нарастание социальной напряженности(статусы в социальной жизни)
Малика
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.(нет воспитания в уважении других религий)
-это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины. (безразличие, жестокость) Слайд 16
Очень часто путают политическую деятельность с экстремистской. Давайте, на примерах определим, какие наши действия будут противоречить закону, а какие нет. Будут ли являться проявлением экстремистской деятельности следующие примеры протестных действий: экологические акции «Гринпис», демонстрации антиглобалистов, несанкционированный митинг протеста, участники которого собираются на площади перед зданием городской администрации и выкрикивают лозунги?
Я:
Не секрет, что сегодня все больше и больше молодежи, которая хочет принадлежать к той или иной молодежной группе, сообществу. Может это порыв сердца, а может своеобразная дань моде. Некоторые такие сообщества совершенно безвредны и помогают действительно молодым людям найти свое место в обществе. Другие организации прикрывают красивыми лозунгами свою страшную деятельность.
Какие неформальные объединения подростков вы знаете? Может слышали о каких то эктремистски настроенных молодежных организациях?
(выступление психолога «Неформальные организации»)
Проявлением экстремизма могут быть и террористические акты. Сегодня проблема терроризма стала как никогда актуальна. Это уже не разовые акции недовольных существующей политической системой, а широкомасштабная война, глобальная проблема всего человечества. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.
Ребята вы скажите ну ведь надо бороться с этим злом. Правильно, организована борьба с терроризмом в РФ? За совершение террористического акта или призыва к его совершению следует наказание в Уголовном Кодексе Российской Федерации. сейчас проверяют даже странички в социальных сетях и можно попасть под контроль правоохранительных органов даже за лайки.
Слайд18,19,20,21
Какие формы и методы борьбы с терроризмом экстремизмом мы можем применить. В первую очередь чтобы предупредить вступление в экстремистские организации нужно воспитывать толерантность среди молодежи. Как Толерантность должна проявляться в повседневной жизни?
Малика
Толерантность – путь к миру!». Слайд22
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает
в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995)говориться: Слайд23
Алина
1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Слайд24
2. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»
Я :
- наше занятие нацелено направлено на формирование толерантности борьбу с экстремистской деятельностью к любви и уважению окружающих людей не смотря, какого они цвета, вероисповедания. Давайте подберем синонимы к слову толерантность это было домашним заданием: (терпимость, либеральность, либерализм, свободомыслие, приемлемость, терпимость, нетребовательность, снисходительность, кротость, доброта, мягкость, снисходительность, снисхождение, снисходительность, высокомерие, потворство, долготерпение, кротость, доброта, терпеливость, долготерпение, терпение, терпеливость, невзыскательность) Слайд25
Толерантны это когда мы относимся друг другу с понимание не критикуем чей-то выбор, уважаем мнение, решения других.
Игра «А я считаю…».
Учитель: Ведущий говорит о том, что он сейчас будет высказывать мнения по тому, или иному поводу. Кто согласен с этими мнениями становится на сторону с «+», кто нет – с «-«, а кто сомневается посередине. А затем, подводит итог, что на самом деле.
Не существует абсолютно правильных идей и мнений, каждый имеет право на свою точку зрения. От этого люди только интереснее. Главное, стараться, чтобы различия во мнениях не мешали жить, чтобы люди умели уважать и ценить мнение другого, умели договариваться между собой.
• Не иметь высшего образования стыдно.
• Самая лучшая музыка – это рок.
• В компьютер играть интереснее, чем смотреть телевизор.
• Самый важный предмет – математика.
• Самый интересный жанр книги – фантастика.
• Иметь деньги и власть– это круто и модно.
• Расул Гамзатов – замечательный писатель.
• Самое классное кино – «Эртугрул».
• Весна лучше осени.
• Лучший отдых – поход.
• Пирсинг и татуировки – универсальное украшение для молодого человека.
Я :
«Кто был прав в каждом случае?», Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что по поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Не кажется ли вам, что на все вопросы, о которых спорят люди нельзя ответить однозначно? Как Вы относитесь к человеку с мнением, которого не согласны?
Я: Вы поняли, что, нет в этой игре правильного и неправильного выбора, правильного и неправильного ответа. Каждый из вас имеет право на свою точку зрения, на свои представления о жизни. И эта разница во взглядах абсолютно не мешает Вам учиться в одной школе, жить в одном городе. Хотелось бы, чтобы не мешали нам жить мирно и другие отличия.
Приведем примеры :
Малика
Одноклассники обидели Оксану. Оксана – девочка из
бедной семьи.
Оксана стала смеяться над Димой. Дима – не очень сильный мальчик.
Дима стал качаться и избил Олега. Олег носит очки.
Олег пошёл работать в милицию. Однажды он без причины арестовал Сашу.
Саша не взял на работу Гию. Гия – грузин.
Гия с друзьями напугали Наташу. Наташа – блондинка.
Парень Наташи издевается над Толиком. Толик – музыкант.
Толик не хочет помогать Славе. Слава – инвалид.
Алина
Брату Славы обидно за Славу. Он вымещает свою злость на Али из общежития. Али –
палестинец.
Али воюет против Мойши. Мойша – израильтянин.
Анекдоты Мойши обижают Алёну. Алёна – русская.
Петя – друг Алёны, он служит в Российской армии и часто бьёт Володю. Володя –
из деревни.
Расул берёт одноклассников Оксаны в заложники...
Учитель: Всё может быть не так, если люди будут стремиться к сотрудничеству и толерантности и тогда никогда никто не сможет нас сбить с правильного пути
И сегодня мы не просто затронули такую значимую и важную тему, т.к. в последние годы все более актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремальной деятельности.
Молодёжь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим проявлениям и изменениям. Она замечает и остро реагирует на то/ что ей кажется несправедливым, то что не совпадает с её взглядами и общим мнением. Зачастую это мнение навязано ей псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов и газет, социальных сетей интернета.
И не для кого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
(статистические данные вовлечения молодёжи в экстремистские террористические действия). Слайд26
2 ведущий: Следующий конкурс : Игра «Самолетик».
- 4 пары : от каждой группы по паре участников – остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
- Вывод:
- Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
1ведущий: Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.
2ведущий:Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения.
Я Марк Лисянский написал стихотворение «Добрые слова».
- Ах, как нам добрые слова нужны!
- Не раз мы в этом убеждались с вами.
- А может, не слова – дела нужны?
- Они живут у каждого из нас,
- На дне души до времени хранимы,
- Чтоб их произнести в тот самый час,
- Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.
- И все же как же быть Если.. у каждого есть свои пожелания.
-
- Рефлексия: «Дерево толерантности» (творческое задание).
- Вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
- Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
- Не ссориться, стараться понять друг друга
- Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки
- Больше общаться, узнавать друг друга
- Уважать друг друга, стараться самому стать лучше
Учитель: Сегодня мы подняли одну из самых актуальных проблем в современном мире – экстремизм и терроризм. Как мы видим от этой заразы XXI в. не застрахован ни один человек. Беда может придти в каждый дом. Мировое сообщество, наше государство в лице правоохранительных органов активно борется с этими явлениями. Но и мы можем внести посильный вклад в эту борьбу, спасти себя и своих близких. Проявлять бдительность и избегать общения с людьми, которые навязывают вам ненависть к людям другой национальности, религии, других политических взглядов
Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены только любовью. И мы громко скажем: «Нет экстремизму! Нет терроризму
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.