8 класс
Оценка 4.9

8 класс

Оценка 4.9
docx
11.01.2021
8  класс
география 8.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смысл творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изучение  география  является созданием условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру,

Главная  цель школьного географического образования  -  формирование  у  учащихся географического мышления как основы, гражданской идентичности целостно -  ориентированной личности. Реализация  этой  задачи  заложена  в основу  современных образовательных программ по географии.

Курс по  изучению  географии в  8 классе нацелен на освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладением умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений, развивает познавательный интерес, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран

Нормативные документы

Данная рабочая программа составлена для 8  класса на основании:  программы федерального компонента образовательного стандарта по географии 2016 года. Примерной  программы основного общего образования, рабочей программы по географии для  8 классов, линии учебно – методических География: география России. Природа. Население.Хозяйство 8 кл. учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром – 3 издание, М.: Дрофа 2016.

В качестве учебного модуля включен предмет, отражающий географические особенности развития Тамбовской области.

Актуальность введения  модуля «Краеведение» обусловлена тем, что в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений в реальной действительности на примере своей местности, которая знакома с детства, взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность.          Обучающиеся в процессе этой деятельности приобретают знания о конкретном  геокомплексе на локальном уровне (как составной части земных оболочек). Одновременно формируются основные предметные понятия («река», «климат», «равнина» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. 

Сведения  о программе

            Учебная   программа  по географии  для учащихся 8 класса разработана  на   основании примерной  программы основного общего образования  по географии. Программа ориентирована  на  использование учебника по географии для  8 классов, линии учебно – методических География: география России. Природа. Население.Хозяйство 8 кл. учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром – 3 издание, М.: Дрофа 2016.

 

Обоснование   выбора авторской программы для разработки  рабочей  программы

            Авторы удачно выстроили учебник в  достаточном  объеме, содержащем теоретические  и  практические  задачи в  области географии. Имеются  разделы  и параграфы, которые заканчиваются выводами, вопросами  и заданиями, что дает возможность определить, и поурочно реализовать без дополнительного планирования учебный материал.

Информация о внесенных изменениях

            В соответствии с  Примерной программой  и календарным учебным графиком изучение курса  географии в 2  классе проводится  2  раз в   неделю, что составляет 70 часов в год.

Определение  места   и  роли учебного курса

Рабочая  программа  для  8 класса   отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. 

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, формирует бережное отношение к природным богатствам.

Информация о количестве   учебных  часов

Рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком рассчитана на изучение географии 2 часа в неделю, что составляет 70  учебных часа в год.

Формы организации образовательного процесса.

В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала, самостоятельно с помощью учебника, в диалоге с классом.

Технологии обучения.

Информационно – коммуникационные (аудиовизуальные, мультимедийные, цифровые);

Игровые (деловые, ролевые)

Обучение развитию критического мышления через интерактивные методы обучения (вовлечение учащихся в различные виды деятельности),

дифференцированное обучение через методы индивидуального обучения.

Предполагается использование элементов проблемного обучения, что в свою очередь предполагает формулирование проблемных вопросов, решение проблемных задач, моделирование проблемных ситуаций.

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. Информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Содержание обучения географии  отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, эволюционная и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция– овладение логическим мышлением, совершенствование речевой, мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков способствовать формированию эволюционного и экологического мышления.

Эволюционная компетенция- формирование знаний о  географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

Культуроведческая компетенция – знание   географических навыков  и умений в повседневной жизни, сохранение окружающей среды и социально- ответственное поведение в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Виды и формы контроля.

1.​ Текущий.

2.​ Четвертная промежуточная аттестация.

3.​ Годовая промежуточная аттестация.

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ, учащихся являются письменные, устные, комбинированные проверки.

Формы письменной проверки:

- письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, практические,  географические диктанты, письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; рефераты и другое.

Формы устной проверки:

- устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

Годовая промежуточная аттестация проходит в форме зачета.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года

В процессе изучения курса географии учащиеся должны знать:

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Содержание рабочей программы

 ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география.  Общие географические  сведения, основные направления применения географических  знаний.                                                                                                           

Требования к уровню подготовки по конкретной теме.

Знать: основные географические определения

Уметь: составлять схемы, карты,  работать с методическим аппаратом учебника.

Применять: географические  наблюдения за погодой

Россия на карте мира(6 часов)

Географическое положение как зеркало России. Особенности географического положения России. Экономико - и транспортно-географическое положение России. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

 

Знать:  Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Уметь.  Показать на карте

Применять:  при  изучении следующих тем.               

2.        Границы и административно-территориальное устройство России. 7 часов.                                                                                                                                                                                                                          

Состав и значение третичного сектора экономики. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания. Наука.

Знать:  основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

Уметь . Называть наукоёмкие отрасли. Объяснять проблемы российской науки, влияние науки на уровень экономического развития гос-ва.

Показывать главные центры науки

 Применять:  при  изучении следующих тем.                                                                                                                                                                                                                                                             

 

3.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.(11 часов)

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Рельеф России. Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера.

Знать. Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

 

Уметь . Работать с   картой.Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

 

Применять:  при  изучении следующих тем

 

4. Внутренние воды и водные ресурсы. 6 часов

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.

 

Знать:  Природные области. Тектоническое строение, древнее оледенение, рельеф, климат, реки, озёра, природно-хозяйственные зоны. Концентрация населения и экономики.

Показывать природные области, главные объекты природы, экономические районы, города-миллионеры.

Природные территории: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ.

Районы: Европейский Север, Северо-запад, Центральная Россия, Поволжье, Европейский Юг, Урал.

Формы рельефа.

Возвышенности: Среднерусская, Валдайская, Приволжская, Смолено-Московская, Северные Увалы,

Уметь: Объяснять: особенности тектонического строения, рельефа. Причины разнообразия климата, его влияние на воды суши, особенности природных зон, население. Причины преобладания в экономике отраслей вторичного и третичного секторов.

Применять:  при  изучении следующих тем.                                                                                                                                                                                                                                                             

 

5. Почвы и почвенные ресурсы.(3 часа)

Образование почв и их разнообразие.

Закономерности распространения почв.

Почвенные ресурсы России.

 

 

Знать. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования.

 Уметь Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности

 

Применять: при изучении других тем

 6.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(3 часа)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

7. Природное районирование. 8 часов

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Знать. Биологические ресурсы.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Уметь. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Применять: при изучении других тем

7. Население России(7 часов).

Численность населения России. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Городское и сельское население.

Знать: Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий.

Уметь: Прогнозы изменения численности населения России.

Применять: при изучении других тем

8.Хозяйство России(18  часов).

Что такое хозяйство. Как география изучает хозяйство. Состав первичного сектора экономики. Природно-ресурсный потенциал России. Богата ли Россия Ресурсами. Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Лесное хозяйство. Охота. Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества. Обобщение.

Знать: Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Уметь: работать с   картами раздаточным   материалом.

Применять: при изучении других тем

Учебно-тематический план

Содержание

кол-во часов

Введение

1

Россия  на   карте   мира

6

Границы   и административно – территориальное   устройство России

7

Геополитическое строение

11

Внутренние  воды

6

Почва  и  почвенные ресурсы

3

Растительный  и   животный  мир

3

Природное районирование

18

Итого

70

Требования к уровню подготовки обучающихся                                                                    

Обучающиеся должны знать:

- краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Обучающиеся должны уметь:
 -ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;  Обучающиеся должны применять полученные знания:            

   -использовать  географические  знания  и умения в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

                                             Литература и средства обеспечения                                                                                                  

Учебник  География 8-9 класс. География  России.  В.П. Дронов М.: Дрофа 2013

Т.П. Герасимова, О.В. Крылова методическое пособие по физической географии. 9 класс. Москва « Просвещение» 20013

В помощь школьному учителю. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. Физическая география. 10 класс.  «Вако» Москва 2015.

В.А. Низовцев, Н.А.Марченко «Школьные олимпиады. География»   6-11 классы. Москва. Айрис-пресс.2016.

Л.Е.Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. К учебнику Т.П. Герасимовой,

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,…

Информация о внесенных изменениях

Информация о внесенных изменениях

Культуроведческая компетенция – знание географических навыков и умений в повседневной жизни, сохранение окружающей среды и социально- ответственное поведение в ней; адаптации к условиям проживания на…

Культуроведческая компетенция – знание географических навыков и умений в повседневной жизни, сохранение окружающей среды и социально- ответственное поведение в ней; адаптации к условиям проживания на…

Состав и значение третичного сектора экономики

Состав и значение третичного сектора экономики

Почва – национальное богатство

Почва – национальное богатство

Обучающиеся должны применять полученные знания: -использовать географические знания и умения в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания…

Обучающиеся должны применять полученные знания: -использовать географические знания и умения в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021