9 класс фгос
Оценка 4.8

9 класс фгос

Оценка 4.8
docx
11.01.2021
9 класс фгос
раб программа 9 класс фгос.docx

Пояснительная записка по географии

     Рабочая программа по географии 9 класс составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования  География России: Хозяйство и географические районы, 9 класс: учебник/  под редакцией А.И. Алексеева, В.А.Низовцев, изд. Дрофа 2019г.

Главная цель курса - формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих его народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

-  сформировать географический образ своей страны в ее многообразии  и целостности  на  основе  комплексного  подхода  и  показа  взаимодействия основных компонентов;

-  сформировать представление     о  России  как  целостном  географическом регионе   и   одновременно      как   о   субъекте   мирового   географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные,так и специфические региональные процессы и явления;

-   показать   большое   практическое   значение      географического   изучения взаимосвязей  природных, экономических,  социальных, демографических, этнокультырных, геоэкологических  явлений и процессов в нашей стране, а также географических    аспектов  важнейших     современных    социально-экономических проблем России и ее регионов;

-  вооружать   учащихся       необходимыми       практическими   умениями       и навыками     самостоятельной работы     с     различными     источниками географической   информации,   а   также       умениями   прогностическими, природоохранными и поведенческими.

Изменения, внесенные в программу, обоснования:

   Рабочая  программа по географии в 9 класса   рассчитана на 68 учебных часов.

     Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Учебник:   География 9класс, авторы А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, изд Дрофа 2019 г.

     Место предмета в базисном учебном плане.

  Предмет география включен в Федеральный базисный учебный план. На его изучение в 9-х классах в текущем учебном году отведено  68 часов (2 часа в неделю). Практических работ -12: 

  Формы организации учебного процесса:

 устные ответы учащихся, фронтальная, индивидуальная, тестирование, практические работы, письменные работы

Требования к уровню достижений  обучающихся

в результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

                 основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

                 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

                 географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

                 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

                 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

                 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

                 находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

                 приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

                 составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

                 определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

                 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                 ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

                 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

                 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

                 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

1.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретно осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;             осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника

– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения

– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» в 9 ом  классе являются следующие умения:

– осознание роли географии впознании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

– использование географических умений:

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

– использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

– понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Общая характеристика учебного предмета.

  

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей географического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутри предметных связей. Географическое образование на ступени основного общего образования способствуют формированию систематизированных знаний об историческом прошлом страны, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении человеческой деятельности. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию географических закономерностей развития экономической, социальной политики страны. Тем самым, географическое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Содержание  тем  учебного предмета

 

 Раздел 1.  Хозяйство России (21 час)

 Развитие хозяйства. Особенности экономики России. Географическое районирование. ТЭК. Угольная промышленность .Нефтяная промышленность  Газовая промышленность..Электроэнергетика. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Учимся с «Полярной звездой» Транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Учимся с «Полярной звездой». Информационная инфраструктура . Обобщающий урок по теме «Хозяйство России!»

Практическая работа №1 Оценка географического положения

. Пр . работа №2.Чтение карты угольной промышленности.

Раздел 2. Регионы России   - 47 часов)

Центральная Россия..

Центральная Россия.. Пространство Центральной России. Освоение территории и население.  

Центральная Россия: хозяйство  (1,2) Учимся с «Полярной звездой» Работа с текстом. Москва — столица России.

 Европейский Северо –Запад.

Европейский Северо –Запад. Пространство Северо –Запада. Северо –Запад- «окно в Европу». Северо –Запад: хозяйство, особенности географического положения Калининградской области.

Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Европейский Север

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой).

Европейский Юг

  Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ).

Поволжье

   Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.

Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

Урал

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.

Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа: «Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт»

Практическая работа: «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам»

Практическая работа: «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт»

Практическая работа: «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»

Практическая работа:  «Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации»

Практическая работа: «Оценка ресурсов региона на основе карт»

Сибирь

  Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.

  Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.

Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.

       Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.

Дальний Восток

Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.

Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Географическая исследовательская практика

Практическая работа: «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»

Практическая работа: «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»

Практическая работа: «Оценка географического положения Дальнего Востока»

Россия в мире 

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

Пространство района    

Природные ресурсы «Русский чернозем»

ЦЧР-9ч.: освоение территории , население и хозяйство

Агропромышленный

комплекс.  Учимся с «Полярной звездой»

Развитие промышленности КМА и черная металлургия

Транспорт района

Территориальная структура и города

Перспективы развития района. Учимся с «Полярной звездой» Сфера услуг

 Практическая  работа №12 Оценка географического положения ЦЧР.

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план по географии в 9 классе

№ п\п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

класс

1.

 Хозяйство России

21

2

1

9

2.

 Регионы России

47

 из них

9

1

9

3.

 Россия в мире

1

 

 

9

4.

 Центрально – Черноземный район

9

1

 

9

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

 68

12

 

 

 

Формы и средства контроля: тестирование, повторительно – обобщающие уроки, зачет, итоговое повторении ( контрольная работа  за полугодие), практические работы

Перечень учебно – методических средств:

1. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, География  Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 7е издание, М.:

Просвещение, 2019.240

1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 7е издание, М.:

Дрофа, 2019.332

2.А.И. Алексеев, В.В. Николина приложение к учебнику А.И. Алексеев, В.А. Низовцева, Э.В. Ким. География России. Хозяйство и географические районы России 9 класс. Население России.

2. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В.В. Николина  М.: Просвещение, 2017.

3.Николина В.В. География. Проекты и творческие работы. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение

2017. 176с.

3. Географический атлас 9  класс. – М.:Просвещение, 2019

4.География в таблицах и диаграммах. О.В. Чичерина, Ю.А. Моргунова­

М.; АСТ:Астрель: Хранитель, 2017


 

Пояснительная записка по географии

Пояснительная записка по географии

Требования к уровню достижений обучающихся в результате изучения географии ученик должен знать/понимать  основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по…

Требования к уровню достижений обучающихся в результате изучения географии ученик должен знать/понимать  основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по…

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных…

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных…

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

России в мире. – использование географических умений: – прогнозировать особенности развития географических систем; – прогнозировать изменения в географии деятельности; – составлять рекомендации по решению географических…

России в мире. – использование географических умений: – прогнозировать особенности развития географических систем; – прогнозировать изменения в географии деятельности; – составлять рекомендации по решению географических…

Развитие хозяйства. Особенности экономики

Развитие хозяйства. Особенности экономики

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» )

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» )

Восточная Сибирь. Состав района

Восточная Сибирь. Состав района

Учебно – тематический план по географии в 9 классе № п\п

Учебно – тематический план по географии в 9 классе № п\п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2021