9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
01.03.2018
Рабочая программа разработана для учащихся среднего звена 9 класса. Планируется развить готовность к повышению своего образовательного уровня, интерес к русскому языку и литературе, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной деятельности. Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание курса и календарно-тематическое планирование.
9 фря.docx
Рабочая программа
практикума по русскому языку
«Практическая стилистика. Сжатое изложение» Пояснительная записка
Рабочая программа
разработана на основе следующих нормативноправовых
документов:
Федерального закона №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №081786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
«Лицейинтернат «Подмосковный»;
«Подмосковный»;
Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО
Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицейинтернат
Учебного плана ЧУОДО «Лицейинтернат «Подмосковный» на 20162017 уч г.;
Данная программа является рабочей программой практикума по русскому языку в 9
классах базового уровня. Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа
рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Программа курса «Практическая стилистика. Сжатое изложение» предназначена для
работы по развитию связной речи учащихся 9х классов. Она направлена на планомерное
изучение способов анализа различных текстов.
Данный курс обеспечит условия выработки алгоритма написания изложения, его
закрепления; взаимопроверка, обсуждение результатов, совместная выработка критериев
оценки изложений будут способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Задачи практикума:
1. Научить обучающихся
слышать текст, воспринимать его тему и главную мысль, его логику, а также
определять функциональный тип речи и особенности авторского стиля;
читать текст с целью подробного ознакомления с его содержанием или с целью
найти подробную информацию, воспринимая тему и главную мысль прочитанного,
функциональный тип речи и стилистические особенности;
слушая и читая – запоминать последовательность изложения, главные факты и
опорные слова;
воспроизводить услышанное и прочитанное в устном пересказе или письменном
изложении в соответствии с функциональным типом и стилем речи.
2. Формировать основные компоненты литературных способностей в той мере,
которая обеспечила бы:
полноценное восприятие художественных произведений;
творческий подход к анализу.
3. Формировать точную и выразительную устную и письменную речь. 4. Развивать образное мышление.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования
следующих компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для
понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и
условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ
науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с
изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для
усвоения национальнокультурной специфики русского языка, овладения русским речевым
этикетом. Раздел 1. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны:
Знать:
требования к изложению;
правила чтения и слушания текста с целью дальнейшего пересказа;
систематизировать материалы.
Уметь:
создавать письменные тексты различных типов;
владеть различными видами изложения текста;
использовать в соответствии с учебной программой различные виды чтения;
различать тексты в соответствии с функциональной наполняемостью;
составлять сложный план текста;
подробно и сжато излагать текст.
Ожидаемые результаты:
Воспитанник будет знать:
что такое изложение;
стили и типы речи, уметь определять их;
как составлять план текста (сложный и простой);
как писать изложения сжатые и подробные;
как письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;
основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться
их не допускать;
требования к изложению.
Воспитанник будет уметь:
адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной
в прочитанном тексте проблеме;
анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;
кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и
функциональносмысловым типом речи, используя разнообразные грамматические
конструкции и лексическое богатство языка;
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Воспитанник сможет решать следующие жизненнопрактические задачи: умение аргументировать свою позицию;
формировать самокритичность, уверенность в себе;
организовать свою деятельность и анализировать ее;
осознавать значимость результата;
развивать творческую способность.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
тактичность и терпимость;
стремление помогать другим;
умение самовыражаться.
Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в
5–9х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для
девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности,
расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения.
В современных условиях выпускникам необходимо владеть различными стилями
речи, свободно, грамотно излагать свои мысли. Это понадобится при выборе профессии и
дальнейшей социализации.
Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на
факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов
деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных
текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках
русского языка (саморефлексируют).
Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели.
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
определять стилевую принадлежность текстов, исходя из совокупности
характерных признаков;
воспринимать текст на слух и обрабатывать его в соответствии с заданием (план,
пересказ, изложение);
излагать содержание текста в соответствии с требованиями (подробно, сжато,
выборочно).
Раздел 2. Содержание программы
I
II
III
Введение (1ч.)
Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение текста». Значение факультативного
курса.
Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч)
Понятие об изложении. Виды изложений.
Алгоритм написания изложения
Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного
текста с его письменным изложением
Стили и типы речи (2ч.)
Семинарпрактикум «Стили и типы речи».
Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч.)
IV Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (3ч.)
Искусство слушать текст. Как составить
Последовательность событий
Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста.
план текста. Основные пункты плана.
V
VI
Тезисы текста (2ч.)
Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы)
Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм написания тезисов.
Текст. Виды переработки текста. (9 ч.)
Текст как единица языка. Признаки текста.
Тема, идея, проблема текста.
Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное». (Выделение главной мысли,
формулирование проблемы текста).
Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Практическая работа
№ 3.
Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Практическая
работа № 4.
Абзац. Микротема.
Виды информации в тексте. Главная и второстепенная информация.
Подготовка к сжатому изложению по тексту: «Дружба»/
Написание сжатого изложения по тексту: «Дружба»/
VII
Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (6 ч.)
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Технология написания
сжатого изложения.
Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.
Отработка приема исключение. Практическая работа № 5.
Отработка приема обобщение. Практическая работа № 6.
Отработка приема упрощение. Практическая работа № 7.
Практическая работа № 8. Выбор приемов компрессии текста.
VIII Ошибки, которые подстерегают (6 ч.)
Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание сжатого изложения.
Критерии оценивания сжатого изложения.
Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.
Речевые ошибки, их классификация. Грамматические ошибки, их классификация.
Орфографические ошибки.
Пунктуационные ошибки.
IX
Заключение. Итоговый контроль (2ч.)
Написание сжатого изложения по тексту: «В жизни всегда есть место подвигу».
Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом. Итоги учебного курса. Раздел 3. Календарнотематическое планирование. 9 «А» класс.
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Наименование разделов и тем
Прим
ечани
е
Введение (1ч.)
Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение
текста». Значение факультативного курса.
Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч)
Понятие об изложении. Виды изложений.
Алгоритм написания изложения
Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения
на сравнение исходного текста с его письменным изложением
Стили и типы речи (2ч.)
Семинарпрактикум «Стили и типы речи».
Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч.)
№
п/п
I
1
II
2
3
III
4
5
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста
6
IV Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (3ч.)
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные
7
пункты плана. Последовательность событий
Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста.
8
9
V
10
11
VI
12
13
14
15
16
17
18
Тезисы текста (2ч.)
Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы)
Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм написания тезисов.
Текст. Виды переработки текста. (9 ч.)
Текст как единица языка. Признаки текста.
Тема, идея, проблема текста.
Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное».
(Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста).
Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и
тексте. Практическая работа № 3.
Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и
контактная связь. Практическая работа № 4.
Абзац. Микротема.
Виды информации в тексте. Главная и второстепенная
информация. 19
20
VII
21
22
23
24
25
26
VIII
27
28
29
30
31
32
IX
33
34
№
п/п
I
1
II
2
3
III
4
5
Подготовка к сжатому изложению по тексту: «Дружба»/
Написание сжатого изложения по тексту: «Дружба»/
Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (6 ч.)
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.
Технология написания сжатого изложения.
Основные приемы компрессии исходного текста: исключение,
обобщение, упрощение.
Отработка приема исключение. Практическая работа № 5.
Отработка приема обобщение. Практическая работа № 6.
Отработка приема упрощение. Практическая работа № 7.
Практическая работа № 8. Выбор приемов компрессии текста.
Ошибки, которые подстерегают (6 ч.)
Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и
оценивание сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого
изложения.
Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.
Речевые ошибки, их классификация.
Грамматические ошибки, их классификация.
Орфографические ошибки.
Пунктуационные ошибки.
Заключение. Итоговый контроль (2ч.)
Написание сжатого изложения по тексту: «В жизни всегда есть
место подвигу».
Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с
образцом. Итоги учебного курса.
Календарнотематическое планирование. 9 «Б» класс.
Наименование разделов и тем
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Прим
ечани
е
Введение (1ч.)
Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение
текста». Значение факультативного курса.
Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. (2ч)
Понятие об изложении. Виды изложений.
Алгоритм написания изложения
Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения
на сравнение исходного текста с его письменным изложением
Стили и типы речи (2ч.)
Семинарпрактикум «Стили и типы речи».
Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста (1ч.)
6
IV Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение (3ч.)
Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста 7
8
9
V
10
11
VI
12
13
14
15
16
17
18
19
20
VII
21
22
23
24
25
26
VIII
27
28
29
30
31
32
IX
33
34
Искусство слушать текст. Как составить план текста. Основные
пункты плана. Последовательность событий
Выделение микротем.
Упражнения в абзацном членении текста.
Тезисы текста (2ч.)
Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы)
Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм написания тезисов.
Текст. Виды переработки текста. (9 ч.)
Текст как единица языка. Признаки текста.
Тема, идея, проблема текста.
Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное».
(Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста).
Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и
тексте. Практическая работа № 3.
Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и
контактная связь. Практическая работа № 4.
Абзац. Микротема.
Виды информации в тексте. Главная и второстепенная
информация.
Подготовка к сжатому изложению по тексту: «Дружба»/
Написание сжатого изложения по тексту: «Дружба»/
Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (6 ч.)
Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения.
Технология написания сжатого изложения.
Основные приемы компрессии исходного текста: исключение,
обобщение, упрощение.
Отработка приема исключение. Практическая работа № 5.
Отработка приема обобщение. Практическая работа № 6.
Отработка приема упрощение. Практическая работа № 7.
Практическая работа № 8. Выбор приемов компрессии текста.
Ошибки, которые подстерегают (6 ч.)
Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и
оценивание сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого
изложения.
Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.
Речевые ошибки, их классификация.
Грамматические ошибки, их классификация.
Орфографические ошибки.
Пунктуационные ошибки.
Заключение. Итоговый контроль (2ч.)
Написание сжатого изложения по тексту: «В жизни всегда есть
место подвигу».
Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с
образцом. Итоги учебного курса.
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
9 класс факультативный курс «Практическая стилистика. Сжатое изложение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.