« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
1 кл
10.11.2018
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Работа посвящена формированию основ социального проектирования учащихся начальной школы. Раскрыты стадии работы над проектом « Осенние забавы» в 1 классе. Актуальность проекта, собрать как можно больше фактов подтверждающих наступление осени, учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по своим наблюдениям. Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный интерес детей.
Поэтому социальное проектирование ходе учебной деятельности школьника можно рассматривать как «методический прием организации учения», позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей цели образования - гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Формирование основ социального проектирова.docx
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина
« Формирование основ социального
проектирования у учащихся
начальной школы»
Учитель начальных классов
Зайцева Ирина Михайловна
МБОУ СОШ №2
1 ст. Калининская 2018г
Аннотация
Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет
непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации
эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Работа посвящена формированию основ социального проектирования
учащихся начальной школы. Раскрыты стадии работы над проектом « Осенние
забавы» в 1 классе. Актуальность проекта, собрать как можно больше фактов
подтверждающих наступление осени, учить детей представлять материалы, рассказы
и зарисовки по своим наблюдениям. Воспитывать любовь к природе. Развивать
познавательный интерес детей.
Поэтому социальное проектирование ходе учебной деятельности
школьника можно рассматривать как «методический прием организации учения»,
позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей
цели образования гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
2 Содержание
1. Вводная часть.
Проектная деятельность как условие формирования УУД. стр 4
2. Актуальность метода проекта. стр 5
3. Реализация личностно ориентированного обучения
младших школьников через проектную деятельность . стр 6
4. Формирование у учащихся социальных компетенций. стр 6
5. Этапы работы над проектом. стр 8
6. Опыт работы над проектом « Осенние забавы». стр 11
7. Заключение (результат работы ). стр 12
8. Литература. стр 14
9. Приложение. стр 15
3 Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находит.
А. Дистервег
Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,
кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.
В.А. Сухомлинский
1. Вводная часть.
Проектная деятельность как условие формирования УУД.
Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план
выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В
основу Стандарта положен системнодеятельностный подход, который
и
предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
социально желаемого результата личностного и познавательного развития
обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий,
определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и
преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению
согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм
учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива
ученика.
Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и
воспитания.
вышли субъектные отношения. И системно
деятельностный подход становится основополагающем в учебновоспитательном
процессе. Поэтому нужно «перекраивать» уроки. Герой современного урока
Ученик, а не учительтранслятор знаний, истин и формул. Измениться должны и
методы (способы) подачи материала. Ребенок должен осознавать себя частью этого
мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы ни вышел, поэтому на
первый план выходят метапредметные технологии преподавания, позволяющие
формировать целостное мировоззрение, так как проблемы XXI века требуют
междисциплинарного подхода. Именно метапредметные технологии культивируют
другой тип сознания у учителя и ученика. Метапредметный подход предполагает,
На первый план
4 что ребенок не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает
УУД, сам добывает информацию о мире. Это требование ФГОСов. Идеальная форма
метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока
формируются метоумения ( УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез,
умение отличать факты от мнений и др.)
Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга.
«Обучение это один из лепестков цветка, который называют воспитанием», говорил
В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане ЛИЧНОСТЬ ребенка. Одним из
способов реализации воспитательной составляющей ФГОС интеграция общего и
дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Организационным механизмом такой интеграции
может быть разработка и
осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как
учебное и социальное проектирование, которое является одним из интенсивных
методов включения детей в жизнь.
2. Актуальность метода проекта
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться
к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена
идея о направленности учебнопознавательной деятельности школьников как на
внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности
становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Этот результат получается при решении той или иной практически или теоретически
значимой проблемы.
Проект как метод обучения ориентирован на достижения целей самих учащихся,
и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и
навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он
не заменим.
Ученику, живущему в информационной среде, малоинтересны традиционные
уроки с устаревшими технологиями. Поэтому педагогу приходиться идти в ногу со
временем, изменять свои методы работы. Развитие учебнопознавательных
компетенций учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя
не только объектом образовательного процесса, но и его субъектом, применяя свои
знания и умения и получая новые. Решение данной проблемы можно осуществить
через проектную деятельность.
Выстраивание единого деятельностного пространства на основе проектной
деятельности – это одно из важнейших направлений развития начальной школы,
которое ставит пред собой цель: создание условия для овладения педагогами основ
проектной деятельности.
5 Говоря о проектной и исследовательской деятельности как основном
инструменте развития учебнопознавательной компетентности учащихся, хочется
подчеркнуть, что очень многое зависит от самого ученика. Учебнопознавательная
компетентность рукотворна, она не может возникнуть до опыта, она зарождается и
совершенствуется только благодаря деятельности самого учащегося. И только
неоднократное применение инструктивных знаний и общеучебных умений в проектах
позволяет превратить их в совершенный инструмент познания.
Проектная деятельность целенаправленно формирует и развивает учебно
познавательную компетентность учащихся. «… Проектное обучение поощряет и
усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в
процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
3. Реализация личностно ориентированного обучения младших
школьников через проектную деятельность .
Проектная деятельность нацелена на реализацию личностно ориентированного
обучения младших школьников. Личностноориентированное обучение обеспечивает
право каждому школьнику на индивидуальное развитие, которое не противоречит его
психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Метод проекта
развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает
критическое и творческое мышление.
Учебный проект или исследование – это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре
соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью,
активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом
которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских
умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Для формирования исследовательских умений младших школьников при работе
над проектами необходимо соблюдать следующие условия: целенаправленность и
систематичность, мотивированность, творческая среда, психологический комфорт,
личность педагога, учет возрастных особенностей.
При применении метода проектов у школьников формируются следующие
компетенции:
Деятельностная – практическая деятельность в определённой учебно–
предметной области.
Мыслительная – экспериментирование, логические мыслительные операции.
Информационная – сбор и проверка информации, общение с людьми, как с
источниками информации.
Коммуникативная – умение выстраивать рабочие отношения в группе,
преодолевать разногласия между членами группы.
6 Презентационная – умение выступать перед аудиторией, использовать различные
средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать
артистические возможности.
Рефлексивная – умение адекватно выбирать роль в коллективном деле, отвечать на
вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?».
4. Формирование у учащихся социальных компетенций.
инициативность,
высокая ответственность,
В ходе проектной деятельности у ребят формируется ряд социальных
компетенций:
готовность к
сотрудничеству и творчеству, социальный интеллект (способность понимать людей и
управлять ими). И любая из этих компетенций в отдельности, и все они вместе
вплотную связаны с жизнью. А жизнь требует от и ученика, и от учителя
самостоятельного получения информации и умения обрабатывать её и применять на
практике.
Социальное проектирование — вид
деятельности, которая имеет
непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации
эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
В результате социального проектирования ребенок формирует свою « Я
концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром. В результате
совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с
социумом, формируется
«продукт» деятельности, имеющий для ребенка
практическое значение.
Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба,
социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут
существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как
взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу,
практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки
для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной
действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было
познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование
социального объекта, явления, ситуации.
Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма
способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности
созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет
ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника,
способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать
на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша
новая школа").
Реализация проекта позволит: повысить качество обучения, усилить внутреннюю
мотивацию, повысить интерес к изучению предметов, сформировать основные
личностные компетенции, необходимые в реальной жизни.
7 (игровыми),
экологическими,
приключенческими
художников—оформителей,
Проектная деятельность может быть индивидуальной, парной или групповой. По
своему содержанию, структуре, методам исследования проекты могут быть:
литературнотворческими,
естественнонаучными,
информационными,
творческими,
исследовательскими. Любой проект начинается с определения темы, выбора
проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли: журналистов,
исследователей,
и
вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к
презентации, сама презентация и рефлексия. В 1ом и 2ом классах к работе над
проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с
учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и
направить его в определённое русло. Учащиеся 3го и 4го классов с проектами
справляются самостоятельно и под руководством учителя. Проекты бывают
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, которые по продолжительности
разрабатываются от одного урока до нескольких недель. В проектной деятельности
возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык,
литературное чтение и окружающий мир, окружающий мир и русский язык и т.д. Это
вызывает наибольший интерес у учащихся, так как в одной работе они могут
соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.
фотокорреспондентов
5. Этапы работы над проектом.
Этапы
Задачи
Деятельность
учащихся
Деятельность
учителя
Организационный.
Определение
темы и целей
проекта.
Формирование
рабочих групп.
Обсуждают
задание.
Уточняют
информацию.
Обсуждают цели
проекта.
Распределяют
функциональные
обязанности
среди участников
группы.
Мотивирует
учащихся.
Организует
обсуждение целей
проекта.
Способствует
продуктивному
распределению
обязанностей
среди участников.
Наблюдает за
учащимися.
Прогностический.
Анализ
проблемы.
Планирование
выполнения
Выявляют
проблемы.
Уточняют
информацию.
Помогает в
формулировании
проблем, в
планировании
8 проекта.
Формируют
задачи этапов
выполнения
проекта.
выполнения этапов
проекта.
Наблюдает за
учащимися.
Практический
Определение
возможных
источников
информации.
Поиск
необходимой
информации.
Определяют
источники
информации.
Работают с
информацией.
Обобщающий
Обобщение
процесса и
результатов
реализации
проекта.
Презентационный.
Представление
результатов
проектирования.
Итоговая оценка
результатов
реализации
проекта.
Анализируют и
оценивают
процесс,
промежуточные и
итоговые
результаты
реализации
проекта.
Оформляют
проект.
Готовят
презентацию
проекта.
Защищают
проект.
Участвуют в
коллективной
оценке
результатов
деятельности.
Обеспечивает
консультирование
учащихся.
Предлагает
продуктивные
методы работы с
различными
источниками
информации.
Наблюдает за
учащимися.
Организует
аналитико
обобщающую
деятельность
учащихся.
Наблюдает за
учащимися.
Предлагает формы
представления
результатов
проекта.
Участвует в
коллективном
анализе и итоговой
оценке
результатов
проектирования.
Наблюдает за
учащимися.
9 Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно
относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда
и труда своих товарищей. В работе над проектами учащиеся научились
ориентироваться в информационном материале: читать книги, пользоваться
Интернетом, находить материал в энциклопедиях. И к каждому уроку учащиеся, при
подготовке домашнего задания, стали самостоятельно готовить рефераты, доклады,
презентации и кроссворды к разным темам. Каждый ученик теперь имел возможность
показать свои знания, полученные из дополнительных источников и повысить свою
самооценку и авторитет среди учащихся класса. На уроках окружающего мира в виде
проектов прошли уроки: «В тундре», «В Арктике», «Водоёмы нашего края и их
охрана», «Луг – природное сообщество», «Жилибыли динозавры».
Уроки литературного чтения по обобщающим темам были также проведены в
виде творческих проектов. Например: обобщающий урок по разделу «Русские
народные сказки». Дети работали в парах. Каждая пара готовила свою сказку в
разной форме: инсценировка, чтение по ролям, составление кроссворда, блицтурнир
вопросов. К уроку была подготовлена выставка иллюстраций к сказкам, на основе
которых была проведена викторина. Вопросы к викторине составлялись учащимися
самостоятельно. Аналогично были проведены краткосрочные проекты на уроках
чтения по разделам: «Басни И. Крылова», «Оглянись вокруг», «Золотая колесница»,
«Мир волшебных звуков» и другие.
Очень интересно и увлекательно проходят с использованием проектного метода
уроки ИЗО и труда. Чтобы оценить результаты работы над проектом, я создала
оценочные листы.
Оценочный лист ученика 2 класса
ФИО
Самооценка Оценка товарищей Оценка учителя Итоговая оценка
Нравилось ли ребятам работать над проектом? Этот вопрос задает себе каждый
учитель, чтобы понять, нужно ли использовать метод учебного проекта в работе. Для
этого я провожу анкетирование.
Нравилось ли тебе работать над проектом?
Какие трудности ты испытывал?
Какими источниками пользовался?
Каковы были взаимоотношения между товарищами?
Кроме этого я использую листы наблюдений за деятельностью обучающихся во
время работы над проектом.
Лист наблюдений
ФИ
Группа
Взаимоотношения с
товарищами
Работа с
дополнительными
источниками
Продукт
деятельности
10 Эти формы работы позволяют мне определить эффективность работы над
проектом и оценить значимость метода учебного проект. Работа в режиме проектной
деятельности позволяет развивать у учащихся учебнопознавательные компетенции,
которые формируются параллельно с ключевыми компетенциями: готовность к
решению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию
информационных ресурсов.
Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно
ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной
деятельности.
ребенок может заявить о себе,
продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность,
исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
В проектировании
Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная
деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует
целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей
жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела.
Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное
содержание, нестандартные варианты.
Стадии работы над проектом это — это «пять П»: Проблема —
Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа,
схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для
презентации.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задачарезультат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
возрастает нагрузка на учителя;
ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,
технические накладки);
психологические коммуникативные проблемы;
проблема субъективной оценки.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо
учитывать возрастные психологофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных
11 предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию
включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных
интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом
ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как
общеучебными умениями.
Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать
учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных
источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса,
предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации,
обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов
реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и
др.).
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи
со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее,
создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и
способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее
способностей, склонностей, интересов.
6. Опыт работы над проектом « Осенние забавы».
различных способов деятельности развивать личность
Я поделюсь своим опытом работы над проектом « Осенние забавы».
Социальный проект «Осенние забавы» предполагает обобщение представления
учащихся о характерных признаках осени в неживой и живой природе. Показать
связь живой природы с неживой
Социальный проект «Осенние забавы» , рассчитанный на 1 год проект
реализован в 2017 г. в МБОУ СОШ № 2 ст. Калининской) предполагает на основе
освоения
учащегося,
способствует ее социализации.
Актуальность проекта, собрать как можно больше фактов подтверждающих
наступление осени, учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по
своим наблюдениям. Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный
интерес детей.
В процессе работы учащимися осуществлялся сбор информации о том что
изменилось в не живой природе с приходом осени, повлияли ли эти изменения на
жизнь растений, животных и людей ,изучались приметы осени, пословицы и
поговорки, загадки, наблюдали за облаками, рекой, травой, собирали листья, делали
поделки из природного материала, составляли осенние сказки ; проводилась работа
по привлечению
внимания общественности к проблеме забота о
птицах( изготовление скворечников, кормление птиц в зимний период).
12 7. Заключение (результат работы ).
1.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление
расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в
существующие в природе связи и отношения.
2.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами,
загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более
грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном
разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять
свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое
позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического
сознания детей, формированию их мировоззрению.
3.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно
эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями
осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они
научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали
более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать
свои ощущения:
мимикой
жестом
в своих рассказах
рисунках
в музыкальноритмических движениях.
Результатом моей работы над проектами отмечается положительная динамика
общеучебных показателей развития (качества обучения) учащихся. Предметно
развивающая среда положительно повлияли на всестороннее развитие и уровень
воспитанности учащихся. Исследование мотивационной сферы выявило высокую
мотивацию к школьному обучению, высокий уровень учебной активности у 52%
учащихся.
Диагностика личностных особенностей учащихся выявила:
положительную динамику в развитии таких качеств личности, как волевой
самоконтроль, исполнительность, самокритичность, независимость, активность,
работоспособность.
Исследование эмоциональной сферы учащихся, в частности тревожности,
показало, что количество учащихся с высоким и повышенным уровнем уменьшилось,
а с оптимальным уровнем стало больше на 8%. Исходя из данных показателей в моей
работе, считаю, что проектную деятельность можно и нужно начинать с младшего
школьного возраста. Именно в начальной школе закладывается ряд ценностных
установок, личностных качеств и отношений. При занятии проектной деятельностью
с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы –
формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологии на уровне
компетентности. Поэтому социальное проектирование ходе учебной деятельности
школьника можно рассматривать как «методический прием организации учения»,
13 позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей
цели образования гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное
обучение не должно вытеснять классноурочную систему и становиться некоторой
панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или
косвенного обучения”.
Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную
систему, а органично дополняет и расширяет ее.
9. ЛИТЕРАТУРА
14 1. Алексеев Н.А. Личностноориентированное обучение в школе. Ростовна
Дону. Феникс.2006. с.130136.
2. Воровщиков С.Г., Новожилов М.М. Школа должна учить мыслить,
проектировать, исследовать. М.2007. с.89107.
3. Макаров Ю. Метод проектов// Начальная школа, 2006, №10, с.47.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. М.2005. с.7585.
5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа,
2006, №2, с.4549.
6. Симоненко Т.Д. Проектная деятельность учащихся// Завуч, 2007, № 8, с.36.
7. Тургунбаева Б.А. Педагогические технологии как условие перехода к
компетентностному образованию// Начальная школа Казахстана, 2006, №1, с.1214.
8. Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования// Народное образование, 2003, №2, с.5864.
9. Хуторской А.В. Методика личностноориентированного обучения. М.2005. с.
112129.
15 9. Приложение
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном
процессе начальной школы.
Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток,
рекомендаций.
Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия,
которые сформулированы в памятке для учителя.
Памятка для учителя.
1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать
учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих
возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать
интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
4. Создать психологический комфорт:
5. а) дети не должны бояться совершить ошибку;
6. б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;
7. в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
8. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему
новому, желание познавать мир.
9. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной
деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
10. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок
преодолевает все ступени сам.
1. Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению
решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
Памятка для родителей.
2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем
и проблем детей.
3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
6. Не сдерживайте инициативу.
7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с
книгой.
8. Не раздражайтесь.
9. Никаких отрицательных суждений, если чтото не получается.
10. Учите доводить дело до конца.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности –
презентация (защита) проекта.
Правила презентации для ученика:
1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
2. Найди удобное положение тела и место для рук.
3. Спокойно посмотри на слушателей.
16 4. Назови тему.
5. Заинтересуй слушателей выступлением.
6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку
выступления.
8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
9. Логично закончи свое выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации.
1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
2. Почему начали работу над проектом?
3. Решили ли вы проблему?
4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
5. Что не доделано, а может быть можно изменить.
6. Помогите оценить процесс проектирования.
7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
8. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить
номинации.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задачарезультат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
возрастает нагрузка на учителя;
ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические
накладки);
психологические коммуникативные проблемы;
проблема субъективной оценки.
17 Проект «Осенние забавы»
Цель проекта:
1.Собрать как можно больше фактов подтверждающих наступление осени.
2.Учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по своим наблюдениям.
3.Воспитывать любовь к природе.
4.Развивать познавательный интерес детей.
Задачи:
1. Научить детей кратко излагать свои мысли.
2. Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам
музыкальноэстетического воспитания.
3. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
4. Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
5. Научить детей самостоятельно делать выводы по наблюдениям.
Актуальность проекта: собрать как можно больше фактов подтверждающих
наступление осени, учить детей представлять материалы, рассказы и зарисовки по своим
наблюдениям. Воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный интерес детей.
Вид проекта:
Среднесрочный
Тип проекта:
Творческий
Участники проекта:
Дети и учитель; родители воспитанников.
Возраст детей:
7-8 лет
Срок реализации:
1 сентября по 30 ноября 2015 года.
18 Распределение деятельности по этапам проекта «Осенние забавы».
Этапы
Задачи
Деятельность
детей
Входят в проблему,
систематизируют
информацию по
проблеме через
организационную и
нерегламентированн
ую деятельность.
Деятельность
участников
Подбирают
материал,
распределяют
обязанности
каждого из
участников
проекта.
Для успешной
творческой
деятельности
создают такую
обстановку, в
которой детям
было бы
хорошо и
комфортно, в
которой
хотелось бы
творить.
Цель
1 этап
констатирующий
Определение
главного
направления
проектной
деятельности.
2 этап –
формирующий.
В процессе
реализации
проектной
деятельности,
пользоваться
методами и
приемами,
разработанны
ми на первом
этапе
деятельности.
Разработать
концепцию:
цель и задачи
предстоящей
работы;
изучить
литературу по
проектной
деятельности;
подготовить
диагностические
методики для
оценки хода и
результатов
проектной
деятельности;
провести
предварительную
работу и
разработать
дидактические
игры, конспекты
занятий, игровые
тренинги и т.д.
Разработать
перспективный
план мероприятий
для взрослых с
детьми;
апробировать
развитие
творческих
музыкальных
способностей при
создании попевок;
при слушании с
детьми
музыкальных
произведений
Проводят
совместную
работу по
ознакомлению
детей с
сезонными
изменениями в
природе
осенью.
Изготавливают
дидактический
материал,
проводят
выставки
продуктивной
Слушают музыку,
разучивают новые
песни, игры, стихи.
Принимают участие
в сочинении
попевок, загадок.
19 3 этап
контрольный
Обогащение
результатов
проекта.
пополнить багаж
музыкальных
впечатлений;
сделать фото
разнообразных
форм работы.
Проанализировать
результаты
проекта,
разработать
методические
рекомендации по
знакомству с
временами года.
деятельности,
планируют
деятельность
детей.
Написание
сценария
праздника
«Осеннее
путешествие»,
проведение
праздника.
Подведения
итогов по
результатам
проекта.
Участвуют в
празднике «Осеннее
путешествие»,
представляют
зрителям продуты
своей деятельности:
рисунки, книжки
малышки и т.д.
1
.
2
.
3
.
Работа учителя и педагога психолога
I. Составление сценария праздника «Осеннее путешествие», подбор музыкального и
литературного репертуара.
II. Разучивание музыкального материала.
III. Слушание:
1.
2.
3.
Шуман Р. «Жнецы»
Чайковский П.И. «Октябрь»
Вивальди А. «Осень»
IV. Психогимнастика Морозова Н.А.:
1. «Грязь» муз. Е. Тиличеевой
2. «Падающие листья» музыкальнопсихологический этюд под муз. вальса «Осенний сон»
V . Проведение осеннего праздника Чаепитие с яблочными пирогами.
Работа учителя
1.
2.
3.
4.
5.
Экологический проект «Разведка осенних примет»
Наблюдение на прогулке с детьми за сезонными изменениями в природе.
Наблюдение за сезонными изменениями реки.
Наблюдение за птицами.
Наблюдение за цветами на клумбах.
6.
7.
Наблюдение за пожухлой травой и исчезновением насекомых.
Рассматривание осенних берез.
Беседа о хлебе.
Составление коллажей из осенних листьев, и поделок из природного материала.
8.
9.
10. Подготовка к осеннему празднику – разучивание стихов.
Работа с детьми
1.
2.
3.
Разучивание с детьми музыкального материала.
Подбор с детьми осенних загадок для составления книжкималышки.
Разучивание с детьми пословиц об осени и о хлебе для составления книжки
малышки.
20 Развивать творческие способности детей, учить сочинять попевки об осени.
4.
5. Музыкальная викторина «Отгадай мелодию» по осеннему репертуару
6.
Собрать гербарий из осенних листьев.
4
.
5
.
Работа с родителями
1.
2.
3.
Сочинение вместе с детьми загадок на осеннюю тематику.
Подготовка костюмов к осеннему празднику.
Сочинить с ребенком осеннюю сказку.
Работа медсестры и учителя
1.
2.
Проведение беседы «Витамины в лукошке»
Проведение выставки поделок «Осенняя фантазия»
Социальный проект «Осенние забавы» предполагает обобщение представления учащихся
о характерных признаках осени в неживой и живой природе. Показать связь живой природы с
неживой.
Социальный проект «Осенние забавы» , рассчитанный на 1 год проект реализован в
2015 г. в МБОУ СОШ № 2 ст. Калининской) предполагает на основе освоения различных
способов деятельности развивать личность учащегося, способствует ее социализации.
В процессе работы учащимися осуществлялся сбор информации о том что изменилось в
не живой природе с приходом осени, повлияли ли эти изменения на жизнь растений, животных и
людей ,изучались приметы осени, пословицы и поговорки, загадки, наблюдали за облаками, рекой,
травой, собирали листья, делали поделки из природного материала, составление осенних сказок ;
проводилась работа по привлечению внимания общественности к проблеме забота о
птицах( изготовление скворечников, кормление птиц в зимний период).
Результаты нашей работы.
4.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить
свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и
отношения.
5.
В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками
осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с
большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание
самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где
выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию
эстетического сознания детей, формированию их мировоззрению.
6. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно
эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней
тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать
эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны,
эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
мимикой
жестом
21 в своих рассказах
рисунках
в музыкальноритмических движениях.
Календарно тематическое планирование
№
Тема
1
Рисунок «Осень»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
2
Подборка стихотворений на осеннюю тему
Слушание и разучивание осенних песен. Подготовка к
осеннему празднику.
Подборка осенних примет. Экологический проект
«Разведка осенних примет».
Поделка из осенних листьев .Составление коллажа.
Экологический проект «Разведка осенних примет».
Наблюдение за изменением в природе ( парк) Сбор осенних
листьев для гербария. Экологический проект «Разведка
осенних примет».
Ярмарка «Осень золотая»
Экскурсия к реке Понура. Наблюдение за птицами.
Экологический проект «Разведка осенних примет».
Рассматривание осенних берез. Наблюдение за цветами на
клумбах. Экологический проект «Разведка осенних
примет».
Наблюдение за пожухлой травой и исчезновением
насекомых. Экологический проект «Разведка осенних
примет».
Беседа «Витамины в лукошке». Психогимнастика
5
7
8
9
1
1
Конкурс рисунков и поделок на тему « Осень золотая»
1
1
Разучивание осенних песен. Подготовка костюмов к
осеннему празднику
Подборка осенних загадок, пословиц об осени для
составления книжки малышки.
часы
1ч
2ч
2ч
2ч
2ч
Дата по
плану
7.09
Дата по
факту
14.09
21.09
26.09
4.10
4 ч
12.10
4ч
3ч
2ч
19.10
28.10
5.11
2ч
8.11
2ч
2ч
2ч
2ч
13.11
16.11
20.11
22.11
22 1
Проведение праздника прощание с осенью
1
Подборка попевок об осени.
15.
16.
1
Музыкальная викторина «Отгадай мелодию» по осеннему
репертуару
17.
18. Подведение итогов
19.
Итого
Реализуется в рамках экскурсионной работы
23.11
26.11
28.11
30.11
4ч
2ч
2ч
2ч
24ч
42 ч+24
66ч
Праздник: Осеннее путешествие.
Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами долго готовились к осеннему празднику, и вот, наконец,
этот долгожданный день настал.
Как осень сегодня красива!
Запомнится нам листопад,
Осенние гроздья рябины
Огнем ярко красным горят!
Мы праздник осенний устроим
И Осень к нам в сад позовем.
Попляшем мы с ней, поиграем,
Осенние песни споем.
Песня «Осень к нам пришла» Е.В. Машечковой
(поют все дети на местах)
В конце песни входит Осень.
Осень:
Я – Осень золотая,
Спешу вас удивить
Богатством урожая,
Ковром цветным укрыть,
Расписанным листвою,
И гроздьями рябин,
Причудливой красою
Прозрачных паутин.
Здравствуйте, ребята! Как я рада, что каждый год в вашей щколе устраивается осенний
праздник. Я всегда с удовольствием прихожу повеселиться вместе с вами, но сегодня хочу сделать
вам сюрприз, и пригласить в осеннее путешествие. Вы согласны?
Дети: Да!
23 Осень: Ну, тогда сначала отправляемся в осенний лес!
Лист волшебный, ты лети!
В лес ты нас скорей веди!
Песня «Осенние подарки»
Дети:
1. Заглянем скорее в осенний мы лес:
Там шепчутся сосны у самых небес.
Там солнце, сплетая, как нити, лучи,
Березкам шьет новый наряд из парчи.
2. От ветра листочки осины дрожат,
И вдаль паучки на крылатках спешат.
Грибы изпод шляп с любопытством глядят,
Как в прятки играет с землей листопад.
Играхоровод «На дворе листопад»
Ведущий: Дорогая Осень! Это просто чудо – листочки ожили, пели и танцевали для нас!
Осень: И это еще не все, сейчас появятся грибочки и споют для вас свою песенку.
«Песенка Грибочков».
В конце песни грибочки становятся в круг, выбегают девочкилисточки и становятся
перед грибами.
Музыкальная игра «Ищи».
Звучит тревожная музыка, листочки и грибочки разбегаются по местам. Появляется
Леший.
Леший: Что за шум в моем лесу, что за непорядок? Кто это мешает лесу к зиме готовиться?
Осень: Здравствуй Леший! Это же я – Осень! А со мной мои гости – ребята из школы!
Леший: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Госпожа Осень! Не признал тебя сразу. Ты всегда
очень тихо появляешься в нашем лесу, осторожно ступаешь по дорожкам, бережно раскрашиваешь
листву деревьев, а если шумишь, так только ветром и дождиком.
Осень: Не ворчи, Леший! Ведь мы твои гости, а гостей нужно встречать добрым словом,
шуткой да забавой!
Леший: Чем же мне вас позабавить? Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Леший: Ну, тогда слушайте!
1.У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишку,
Труд крестьянский завершит,
24 А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
Кто ты? И услышим:……
Леший: Молодцы, ребята! Отгадали! Ну, эта загадка оказалась для вас слишком легкой, а у
меня есть хитрая книга загадок, здесь же и отгадки есть. Вопрос лишь в том: согласитесь ли вы с
этими отгадками.
Осень: Ты загадай, Леший, нам свои загадки! А мы попробуем отгадать!
Леший:
1. В чаще, голову задрав,
Воет с голоду…. жираф.
(волк)
2. Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый……волк.
(медведь)
3. Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей.
(свинья)
4. Кто любит по ветвям носиться,
Конечно – рыжая…лисица.
(белка)
5. Быстрее всех от страха
Несется…черепаха.
(заяц)
6. В теплой лужице своей
Громко квакал…бармалей.
(лягушонок)
7. С пальмы – вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова.
(обезьяна)
Леший: Молодцы, ребята! Не удалось мне вас запутать, как я не старался!
Осень: А за это ребятам полагается награда! Ну, Леший, чем ты наградишь ребят?
Леший: Я подарю вам, ребята, целую корзину грибов!
Осень: Вот, спасибо тебе, Леший! Но и у ребят есть для тебя сюрприз!
Леший: Ах, я очень люблю сюрпризы! Ну, какой, какой сюрприз?
Осень: Это песняшутка о том, как Медведь танцевал с Лисой, вот послушай!
25 Песняинсценировка «Лиса и медведь»
Леший: Ах, спасибо, ребята! Как вы меня порадовали! Давно я не получал такого
удовольствия!
Осень: Мы с ребятами тоже очень рады, что посетили твой лес, но теперь нам пора. До
свидания, Леший!
Леший: До свидания, Ребята! Приходите почаще ко мне в лес! Я буду вас ждать!
Осень: Ребята, из осеннего леса мы отправимся с вами на огород, посмотреть, что же там
созрело?
Лист волшебный, ты лети!
В огород нас приведи!
Дети выходят полукругом, и исполняют музыкальную композицию «Осеннее рондо»
«Осеннее рондо»
Загадаем вам загадку
Про осенний огород,
Что за вкусный, что за сладкий,
Что за овощ там растет?
Если отгадаешь – овощ оживет,
Песенку простую про себя споет.
1. Загадка.
Рыжая лисичка
Ростом невеличка,
Спряталась в норушку,
Оставила макушку.
Мы найдем плутовку,
Вытащим (морковку).
Песенка Морковки.
Я красная девица зеленая косица,
Собою я горжусь, я для всего гожусь.
И для сока, и для щей, для салата и борщей,
В пироги и винегрет, и зайчишкам на обед!
2.Загадка.
Он приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Он вам друг!
Он простой зеленый (лук).
Песенка Лука.
Говорят я горький, говорят не сладкий,
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю вам слово!
Ешьте лук зеленый – будете здоровы!
26 3. Загадка.
Закудрявилась листва,
Закрутилась густо.
Вышла чудо голова,
Выросла (капуста).
Песенка капусты.
Я бела и сочна,
Я полезна и вкусна.
Я стою на толстой ножке
И скрепят мои одежки.
Осень: Видите ребята, какие замечательные овощи выросли на огороде, они для нас пели, да
еще хотят сплясать веселый хоровод.
«Осенний хоровод»
После хоровода дети садятся на места. Раздается стук в дверь.
Осень: Ребята, кажется, к нам пришел гость.
Появляется Пугало.
Пугало: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Осень!
Осень: Здравствуй, Пугал! Какими судьбами в наших краях?
Пугало: Я служу на соседнем огороде, гоняю воробьев и ворон, и вдруг слышу – песни, смех.
Вот и пришел посмотреть, что же здесь за веселье?
Осень: Да это я привела ребят сюда, посмотреть, что же выросло на огороде, каков в этом
году урожай овощей?
Пугало: На этом огороде уродилось много овощей, только вот об урожае говорить пока
рановато.
Осень: Почему, что же может помешать?
Пугало: Ох, не все спокойно в нашей овощной стране, на соседних огородах появились
ужасные сорняки, заполонили все кругом и мешают зреть морковке, капусте, огурцам. Если они
появятся и здесь, урожай погибнет.
Ой, кажется, они идут сюда!
Осень: Кто идет?
Пугало: Сорняки!
Под музыку появляются сорняки.
Песня сорняков.
27 Пугало: Вот видите? Теперь сорняки и на вашем огороде! Что теперь делать?
Осень: Не плачь, Пугало! Мы сейчас с ребятами быстро очистим огород от сорняков!
Игра «Прогони сорняки»
Пугало: Ах, какие ребята молодцы! Так быстро и дружно очистили огород от сорняков.
Осень: Пугало, смотри, а овощи ведь поспели! Пора и урожай собрать.
Пугало: Осень, а я вот что придумал! Мы будем урожай собирать весело, играя!
Игра «Собери овощи»
(Играют 2 ряда детей, передают через весь ряд овощи, с подноса в корзинку.)
Осень: Ну, вот! Овощи мы собрали, а теперь нам пора отправляться дальше, посмотреть, как
в поле зреет пшеница. До свидания, Пугало!
Пугало: До свидания, ребята!
Осень: Лист волшебный, ты лети!
В поле нас скорей веди!
Ведущий: Осень – горячая пора для тех, кто убирает урожай. А хлеб – основной продукт
питания. Не зря говорят «Хлеб – начало начал» и наши ребята знают много пословиц о хлебе.
Дети:
1. У народа есть слова,
Хлеб всей жизни голова.
2. Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
3. А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного, трудового хлеба?
4. Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное – работой пахнет хлеб!
Осень: Ребята, давайте посмотрим, как же хлеб попадает к нам на стол?
Ведущий:
Весна звенит ручьями,
Стрекочет, как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник.
И вот под снегом талым
Распахнуты поля.
Платком пуховым стала
Широкая земля.
28 Ребенок:
Черная земелька.
А милее нет.
Черная земелька –
Белый, белый хлеб!
Хоровод «Земелюшка – чернозем»
Ведущий:
Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идет.
(Трактористы, держа в руках рули, выводят колоски. Появляется Петушок, бегает
между посеянными зернышками, пытается склевать).
Зернышко:
Ты не клюй меня, дружок
Голосистый петушок!
В землю колосом уйду,
К солнцу колосом взойду!
Дети:
Кышкышкыш! (Петушок убегает).
Ведущий:
Зеленеют стебельки,
Скоро будут колоски!
Дети: Дождик, дождик, лей, лей, лей!
Н жалей пузырей!
(Между рядами колосков бегает дождик, за тем убегает на стульчик.)
Дети: Золотое солнышко,
Ты согрейка зернышко!
(Девочкасолнышко обегает колоски)
Танецсценка Колосков.
Муз. материал: «Пойду ль да выйду ль я»
«Комбайнер» И.Кишко
Ведущий:
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры,
Полевые корабли!
(Комбайнеры под музыку уводят колоски).
Ведущий:
29 Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор!
Аттракцион «Кто быстрее отвезет хлеб на элеватор».
Дети: Побыстрей собирай,
Да зерно не рассыпай!
Ведущий: Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – гудельницу!
Дети:
1. Богатырь – муковоз
На завод муку повез.
2. От завода автомата
Льется теплый хлебный запах.
3. Так и скачут из печи
Плюшки, сушки, да ватрушки,
Куличи, да калачи,
Сладкие коврижки!
Игра «Кто быстрей найдет свой калачик»
(Р.н.п. «Бай качикачикачи»)
Ведущий: Дети, что вкусней всего на свете?
Дети: Хлебушек!
Появляется Осень с пирогом.
Осень:
Вот он хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Испекли для вас пирог
Вкусный, сладкий!
Кушайте, ребятки!
(отдает пирог Ведущему)
Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим Осень за этот вкусный пирог.
Дети: Спасибо!
Осень: Я рада, что все остались довольны! Но нам пора возвращаться в детский сад.
Лист волшебный, ты лети!
В детский сад нас отведи!
Ну, вот и закончилось наше путешествие, мне пора, ребята, у меня еще много работы, ведь до
зимы еще далеко. До свидания!
30 Под музыку Осень уходит.
Ведущий: Ребята, Осень ушла, а наш праздник продолжается. Сейчас в группах мы устроим
чаепитие с этими прекрасными пирогами, которые нам подарила Осень!
КОНЕЦ.
31 32
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
« Формирование основ социального проектирования у учащихся начальной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.