Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс
Оценка 4.9

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
МХК
10 кл
10.06.2018
 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс
Тема: «Искусство доколумбовой Америки». Тип урока: комбинированный. Цель урока: - познакомить учащихся с художественной культурой народов доколумбовой Америки. Задачи: • дать представление о наиболее значительных достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки; • познакомить с характерными особенностями культуры народов доколумбовой Америки; • сспособствовать творческой деятельности учащихся; • продолжить работу над формированием приемов и навыков работы с информацией и ее применения в нестандартной ситуации. • формировать чувства прекрасного, уважения к культуре страны и людям, ее творившим; • формировать ответственное, бережное отношение к памятникам культуры как непреходящей ценности всего человечества • Воспитывать познавательную активность.урок
конспект.docx
Урок № 6                                       Дата проведения:  Тема: «Искусство доколумбовой Америки». Тип урока: комбинированный. Цель урока:  ­ познакомить учащихся с художественной культурой народов доколумбовой  Америки. Задачи:  дать   представление   о   наиболее   значительных   достижениях   художественной культуры народов Центральной и Южной Америки;  познакомить с характерными особенностями культуры народов доколумбовой Америки; сспособствовать творческой деятельности учащихся;   продолжить   работу   над   формированием     приемов   и   навыков   работы   с информацией и ее применения в нестандартной ситуации.   формировать  чувства  прекрасного,  уважения   к  культуре   страны   и людям,  ее творившим;   формировать ответственное, бережное   отношение к памятникам культуры как непреходящей ценности всего человечества  Воспитывать познавательную активность. Оборудование: диапроектор, компьютер + компьютерная презентация, учебник  под редакцией Даниловой. Ход урока Организация учащихся на уроке. Сообщение темы, целей урока. Работа по теме урока: I. II. III. 1)Проверка домашнего задания (в форме фронтального опроса) 2)Изучение нового материала и обобщение ранее изученного: «Жизнь коротка, искусство долговечно» ­ так говорили древние.  Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних.   Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского  континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили  в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.   Первое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения культуры ольмеков. Древнейшая цивилизация классического периода –II­I тысячелетия до н.э. Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо (побережье Мексиканского залива). 1 Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:  Культурные центры  Ступенчатые пирамиды  Каменная скульптура  Предметы декоративно­бытового искусства  иероглифическая письменность  Ритуальный календарь Архитектура сохранилась плохо из­за строительного материала: земля, щебень,  штукатурка. Скульптура ольмекской культуры отличается ярко выраженным  интересом к изображению человека, широтой и величественностью  замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости  обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки  внутренне напряженных лиц. Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и  весом до 40 тонн. На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором.  Обнаружены  в Ла­Венте, Трес­Сапотес и Сан­Лоренсо.  (вопрос по ольмекской культуре) Назовите характерные черты лица  в этой  скульптуре? (Голова из Сан­Лоренсо)   Второе проблемное задание – справка: годы существования и место расположения  культуры г.Теотиуакан. Цивилизация классического периода – II­VII вв. до н.э.  Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико.   Представлена двумя храмами, посвященные Луне и Солнцу, расположенных на  вершине огромной пирамиды (высота 64,6 м), состоящей из четырех усеченных  пирамид, находящихся одна на другой. Пирамида одновременно служила  «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия.    (вопрос по культуре города Теотиуакан) Чем отличаются пирамиды Египта от  пирамид города Теотиуакана? («Пирамида Солнца» в Теотиуакане)   Третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения  культуры тольтеков. Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в  Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство. В  своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным  народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).   Четвертое проблемное задание – справка: искусство культуры тольтеков.  третье проблемное задание – справка: годы существования и место расположения  2 культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и  место расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка:  годы существования и место расположения культуры тольтеков.третье проблемное  задание – справка: годы существования и место расположения культуры  тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы существования и место  расположения культуры тольтеков.третье проблемное задание – справка: годы  существования и место расположения культуры тольтеков.четвертое проблемное  задание – справка: В искусстве тольтеков преобладали военные темы. Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей,  воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми  сражениями. Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога  Кецалькоатля. Тула).   Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики.  Язык ацтеков – науатль.   Пятое проблемное задание – справка: годы существования и место расположения  культуры ацтеков. В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в  ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами –  государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а  затем и центральной Мексики. Столица ацтеков Теночтитлан, в переводе означает «плодовое дерево, растущее из  камня», выстроена на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была  порезана каналами. «Озерная Венеция» была разрушена в XVI веке испанскими  завоевателями – конкистадорами. (вопрос по культуре ацтеков) Пофантазируйте, о чем могли думать зодчие, строя  такой город?   Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей  Мексики – тольтеков и   других племен и народностей.  Она представлена:  Скульптура  Погребальные маски  Мелкая пластика  Ювелирное искусство В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью  статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой  правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски  исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и  раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия. Статуя Коатликуэ – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет  лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные  3 початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов,  извивающие змеи.   Монументальные статуи божеств (Статуя Коатликуэ) носят  абстрактный и условный характер. В качестве примера можно  привести огромную статую Коатликуэ – богини земли, смерти и  весеннего плодородия, матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица,  ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов:  кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов  и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов. Все это  нагромождение различных предметов строго симметрично и  уравновешенно. Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают  своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства  ацтеков: «Они могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или отлить  обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами и руками, а  в руки вложить игрушку, так что кажется она танцует с ней. Более того они берут  слиток, половина которого из золота, а половина – из серебра, и отливают рыбу со  всеми ее чешуйками, причем одна чешуйка золотая, а другая серебряная.»    (вопрос по культуре ацтеков) с каким русским умельцем можно сравнить  мастеров ацтеков?   Шестое проблемное задание – справка: годы существования и место  расположения культуры майя. Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300  года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго­восточной Мексики (полуостров  Юкатан), Гватемалы и Гондураса. Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет на VII­ VIII вв. н.э.):  Архитектура;  Скульптура  Фрески;  Росписи на сосудах;  Статуэтки;  Ювелирные украшения;  Резьба по дереву, кости, перламутру;  Иероглифическая письменность.    Представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти,  суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:   (существование канонов);   4  четырехгранные ступенчатые  пирамиды, на усеченных вершинах которых  находились небольшие храмы;  Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;  Ритуальные площадки для игры в мяч;  Колоннады;  Лестницы;  Триумфальные арки;  Стелы.   В 1 тысячелетии н.э.  появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен­Ица, Ушмаль, Паленке. В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен­ Ица, Майяпан. Пирамиды в Чичен­Ице – вершина зодчества майя. Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла  существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации –  конец IXстолетия. (вопросы по культуре майя) Были ли канонические установки в изобразительном искусстве племен майя и  являются ли они спутниками прогресса? Какие сферы жизни воспроизведены в скульптуре? Как вы думаете, что могло послужить причиной гибели цивилизации майя? Седьмое проблемное задание – справка: годы существования и место  расположения культуры инков. Империя инков – индейский народ, живший с XI в. на территории современного  Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.  Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть  которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко  Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки. Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих  жертвоприношений. В Мачу­Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном ­  лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам  изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих  животных. 5 Храм Солнца Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий:  дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось  геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.  (вопрос по культуре инков) как развивалась городская жизнь?   Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных  скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.  (вопрос по культуре инков) назовите какие темы и сюжеты стали приоритетными  в скульптуре инков?   Сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики.  Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной  поверхностью. Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне  известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.   3) Закрепление материала Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов  Центральной и Южной Америки. В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер.        (вопросы по пройденному материалу):   Вывод: Что же характерно для искусства   народов доколумбовой Америки?  Прежде всего, утверждение всемогущества и величия священного божества, культ  предков, прославление побед над врагами, возвеличение правителей и верховной  знати. IV. Подведение итогов.  Домашнее задание:        6

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс

 Конспект урока "Искусство доколумбовой Америки" 10 класс
Скачать файл