Разработка урока "Великий немой" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока МХК на тему: «Великий немой»На уроке используются различные методы,приемы. Тип урока: комбинированный. Цель: сформировать представление учащихся о творчестве Чарли Чаплина. Задачи: 1. Познакомить с героем и режиссёром немого кино 20 века. 2. Дать представление о фильмах 20 века. 3. Воспитание собственного отношения к искусству кинематографа прошлого столетия.Разработка урока "Великий немой" 10 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Разработка урока МХК на тему: «Великий немой» Тип  урока: комбинированный. Цель: сформировать представление учащихся о творчестве Чарли Чаплина. Задачи:  1. Познакомить с героем и режиссёром немого кино 20 века. 2. Дать представление о фильмах 20 века. 3. Воспитание   собственного   отношения   к   искусству   кинематографа прошлого столетия. Оборудование:  ­   диски   с   фильмами   Чарли   Чаплина   «Малыш»,   «Огни   большого   города», «Золотая лихорадка», «Великий диктатор»; ­ мультимедийный проектор; На доске эпиграф: «…Он пытается быть мужественным перед лицом судьбы, но   может   и   пыль   в   глаза   пустить.   Он   готов   и   посмеяться   над   собой,   и пожалеть о своей участи» Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение пройденного материала Игра «Верно – неверно» 1. Аппарат     для   съёмки   и   проецирования   «движущихся   фотографий» создали братья Люмьер (верно). 2. Эффект «стоп­кадра» открыли братья Люмьер (неверно). 3. «Монтаж» с французского означает «изображение» (неверно). 4. Первый   игровой   фильм   «Понизовая   вольница»   был   снят   в   Москве (неверно). 15. Настоящим открытием Сергей Эйзенштейна стал фильм «Броненосец Потёмкин» (верно). 6. Картина «Путешествие на Луну» была поставлена по романам Ж.Верна и Г.Уэллса (верно). 7. Известный фильм Жоржа Мельеса носит название «Человек без головы» (неверно). 8. В   фильме   «Броненосец   Потёмкин»   режиссёр   использовал   монтаж (верно). 9. «Броненосец   Потёмкин»   был   создан   к   двадцатилетию   первой российской революции (верно). 1. 4. 7. 2. 5. 8. 3. 6. 9. 3. Изучение нового материала Учитель:   на   сегодняшнем   уроке   речь   пойдёт   о   великом   человеке   в истории немого кино, актёра  и режиссёра 20 века. Обсуждение   эпиграфа   урока.   Учащиеся   предполагают,   о   чём   пойдёт речь на уроке, формулируют тему и цель. 2(1889 – 1977) Тема урока: Великий Немой Проблемный вопрос: Как детство и  жизненный путь  Чарли  Чаплина отразились в его кинофильмах? Сообщение ученика о жизни Чарли Чаплина. Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его мать, Ханна Хилл, — актриса мюзик­холла с неудавшейся карьерой. Отец Чарли Чаплин сначала играл мимические сценки, потом стал, как тогда говорили, "драматическим и жанровым певцом". Личные и житейские неурядицы неустроенного актерского быта не обошли и эту семью. Гастроли, жизнь порознь, интрижки на стороне... Чарли и его сводный брат Сидней росли с матерью.  Чаплин­старший   жил   в   бедности   и   не   мог   помогать   им.   Чтобы   свести   концы   с концами,   Ханна   нанималась   сиделкой,   обшивала   членов   церковной   общины.   Но   их положение   оставалось   отчаянным.   "Мы   жили,   —   вспоминал   Сидней,   —   в   нищенской комнатушке и большей частью впроголодь. Ни у меня, ни у Чарли не было башмаков. Помню, как мать снимала с ног туфли и отдавала их тому из нас, чья очередь была идти за даровой похлебкой для бедняков, единственной нашей едой за целый день…» В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле кокданса "Восемь ланкаширских парней". Два года он разъезжал с ансамблем по английской провинции. После того как Чаплин покинул ансамбль, выступления с песенками, танцами, пародиями чередовались с прозаическими занятиями продавца газет, рассыльного, слуги в частном доме, печатника в типографии, подмастерья, даже учителя танцев, пильщика дров и стеклодува.  Чарли   было   восемнадцать   лет,   когда   он   очутился   в   труппе   Карно.   Во   время американских   гастролей   труппы   в   конце   1912   года   его   приметил   представитель кинофирмы "Кистоун". Через год, обговорив все условия, Чаплин подписал с "Кистоуном" контракт и переехал в Лос­Анджелес. В 1915 году он выпустил двенадцать фильмов для чикагской фирмы "Эссеней". Наибольшим успехом пользовались "Чемпион", "Бродяга", "Женщина", "Вечер в мюзик­ 3холле".  В 1925 году Чарли Чаплин снимает один из лучших фильмов всех времен и народов —   "Золотую   лихорадку"   (1925).   Снимает   с   редкой   изобретательностью,   заставляющей романтические и даже трагические ситуации неожиданно переходить в комические. Чаплин и сам считал эту картину шедевром. В марте 1928 года Чаплин приступил к работе над своей первой звуковой картиной "Огни   большого   города"   (1931),   в   которой   развивал   две   сюжетные   линии:   любви маленького бродяжки Чарли к слепой продавщице цветов и его дружбы с алкоголиком­ миллионером. В годы войны Чаплин как мог боролся против фашизма: писал статьи, произносил речи перед солдатами. Однажды его попросили выступить на митинге Комитета помощи России в войне. Речь в Сан­Франциско Чаплин начал с приветствия "Товарищи!" и горячо призвал помочь русским.  В 1967 году Чарльз Чаплин поставил свой последний фильм "Графиня из Гонконга". Сам   Чарли   появлялся   лишь   в   кратком   эпизоде   (роль   старого   стюарда,   страдавшего морской болезнью). И хотя критика признала картину неудачной, имя гениального Чаплина обеспечило ей успешный прокат во всем мире.  За   выдающиеся   заслуги   в   мировом   кинематографе   Чаплину   был   вручен   орден Почетного легиона. На международном кинофестивале в Венеции Чарльз был удостоен также "Золотого льва" (1972). Отметила Чаплина и американская киноакадемия, присудив ему   премию   "Оскар"   (1972)   за   выдающийся   вклад   в   киноискусство.   Великий   Чарли приготовился   к   нападкам,   но   появление   его   на   церемонии   вызвало   бурные   овации. Пораженный   таким   приемом,   он   с   трудом   подбирал   слова   и   продемонстрировал знаменитый трюк с котелком.  В   последние   годы   Чаплин   работал   над   вариантами   новых   сценариев   (общее количество их достигало чуть ли не двух десятков), озвучивал полнометражные немые фильмы. В октябре 1974 года он приехал в Лондон на презентацию альбома "Моя жизнь в фильмах". А в марте следующего года королева Англии возвела его в рыцарское звание. Церемония вылилась в безусловный триумф Чаплина.  Наконец,   25   декабря   1977   года   голливудским   кинематографистам   после четырехлетней   борьбы   разрешили   выпустить   на   экраны   фильм   о   жизни   и   творчестве гениального актера и режиссера — "Джентльмен­бродяга".  Чаплин был женат 4 раза, у него осталось 12 детей. Чаще всего его жёны были значительно младше его. Чарльз Спенсер Чаплин тихо скончался в рождественскую ночь, 25 декабря 1977 года, в возрасте 88 лет. Его скромно похоронили на кладбище при англиканской церкви в Веве. Вопросы по тексту: 1. Как   вы   думаете,   повлияло   ли   детство   Чарли   на   его   жизненный выбор? 2. Почему   в   последнем   фильме   Чаплин   сыграл   роль   второго   плана (старый стюард, страдавший морской болезнью)? 3. Почему фильм о его жизни был назван «Джентльмен – бродяга»? Просмотр отрывка из фильма «Малыш» (1920 год) 4Задание:   запишите   в   тетради   одним   словом   (словосочетанием)   ваше впечатление от фильма. (ирония, жалость сатира, желание помочь и т.д.)  Учитель:   Маленький,  добрый,  влюбчивый   человек,  пытающийся   жить среди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы людей – ещё один герой немого кино Чарли Чаплина. Внимание на экран! Показ отрывка из фильма «Золотая лихорадка» (1925 год) Задание: выделите основную идею этого фильма и запишите в тетрадь. Учитель: Этот фильм забойкотировали в Америке, но в Европе приняли восторженно. Великий учёный Эйзенштейн заметил: «Вы не комик, Чарли, вы – экономист!» Просмотр отрывка из фильма «Огни большого города» (1931 год) Задание:   докажите   сценами   из   фильма   утверждение   Эйзенштейна, выскажите своё мнение, аргументируйте свою точку зрения. Учитель:   Эпоха   немого   кино   изжила   себя.   Наступает   эра   звукового кинематографа. И всё таки он заговорил! Первым по­настоящему звуковым фильмом   стал   «Великий   диктатор».   Чаплин   и   Гитлер   –   одногодки.   Более того,   они   родились   в   одном   месяце,   и   Чарли   старше   Адольфа   на   4   дня. Возможно, этот факт стал важным в экранизации фильма 1940 года «Великий диктатор». Просмотр отрывка из фильма «Великий диктатор». Вопрос: есть ли сходство Чарли Чаплина с Адольфом Гитлером? Если есть, то в чём? (обсуждение) Учитель: некоторые склонны считать, что Гитлер позаимствовал свои усики  у бродяги Чарли, надеясь стать не менее популярным, чем Чаплин. Так что   для   «Великого   диктатора»   актёру   даже   не   пришлось   особенно гримироваться.  4. Закрепление изученного материала. 5Учитель:   шляпа   –   котелок,   трогательные   усики,   забавная   походка «пятки   вместе»,   неизменная   тросточка   –   эти   приметы   лучше   всех   слов говорят   нам   о   конкретном   человеке   –   Чарльзе   Спенсере   Чаплине.   Хотя миллионы поклонников его таланта называют своего кумира просто «Чарли». С этим удивительным сценаристом, режиссером и актёром мы познакомились сегодня на уроке.  Напишите синквейн об этом удивительном человеке эпохи немого кино. Пример: Чарли. Весёлый, низкорослый. Удивляет, играет, сострадает. Гений эпохи немого кино. Бродяга. 5. Рефлексия Учитель: у вас на партах лежат листы, на которых изображена лестница. Нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. И это будет оценкой ваших знаний, полученных на сегодняшнем уроке.  И в заключение нашего урока я предлагаю вам прочесть советы Чарли Чаплина «Как стать успешным человеком». Приложение. Советы Чарли Чаплина «Как стать успешным человеком» 1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.  2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.  3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.  4. Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.  65. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.  6. Не упускайте мгновения удачи.  7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом  стремитесь к покорению новых высот.  8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к  движению вперёд.  9. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.  10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать  уроки из каждого прожитого дня.  11. Любите людей, и они ответят вам тем же. 7