Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс
Оценка 4.8

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
МХК
10 кл
10.06.2018
Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс
Интегрированный урок МХК и литература Тема: Отображение действительности в искусстве Цели урока 1. Создать целостный образ культуры путем постижения духовной жизни эпохи начала XX века, эпохи всплеска в искусстве и литературе; углубить представление учащихся о направлениях в искусстве и литературе – символизме, акмеизме, футуризме; 2. Учить соотнесению материала произведений и художественных полотен; 3. Учить выразительному и внимательному прочтению художественных произведений; 4. 1) формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, искать и отбирать материал; развивать образное и ассоциативное мышление, речевые навыки 2) пробудить интерес к творчеству отдельных деятелей искусства и литературы этого периода.Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс
конспект.docx
Интегрированный урок МХК и литература Тема: Отображение действительности в искусстве Цели урока 1. Создать целостный образ культуры путем постижения духовной жизни  эпохи начала XX века, эпохи всплеска в искусстве и литературе;  углубить представление учащихся о направлениях в искусстве и  литературе – символизме, акмеизме, футуризме;   2. Учить соотнесению материала произведений и художественных полотен; 3. Учить выразительному и внимательному прочтению художественных  произведений; 4. 1)   формировать   умения   самостоятельно   определять   задачи   своей деятельности,   искать   и   отбирать   материал;   развивать   образное   и ассоциативное мышление, речевые навыки 2) пробудить   интерес   к   творчеству   отдельных   деятелей   искусства   и литературы этого периода.                                                                                                 Ход урока. Учитель литературы: Вступление к уроку.  Прошлое столетие … Рубеж  веков…Начало 20 века… Россия переживает   перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной  напряжённостью, трагичностью времени. Это время трех  революций, двух   мировых  войн, гражданской войны. И целый ряд побед, оказавших влияние на мировую историю.  ­ Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события  характеризовали эпоху?    Выступление (ответы) учащихся  В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники  монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской  революции. 1 На   смену   некоторому   застою   в   экономической   и   политической   жизни России   последних   десятилетий  XIX  века   пришел   период   социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи. 1890 – начало эпохи экономического роста, реформы Витте. 1894 – начало царствования Николая П. 1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви С   1902   –   массовое   создание   политических   партий:   социалистических либеральных, консервативных, националистических. 1903 – второй съезд  РСДРП. 1904­1905 – русско­японская война.  Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности 1905­1907 – первая русская революция. 1906 – создание I Государственной Думы;            ­ аграрная реформа Столыпина. 1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты  из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната» 1914 – начало первой мировой войны. 1917 – Февральская революция; свержение самодержавия;         ­ Октябрьская революция. Совершены   научные   открытия    С.И.   Вавиловым,   И.П.   Павловым,   А.С. Поповым Учитель   литературы:  И   несмотря   ни   на   что,   наша   страна   выстояла благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи. Изменились все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Культура ­ это всегда отражение истории.  Главным   отражением     настроений   эпохи   стала   поэзия   с   ее  мгновенностью ощущения   и   быстротой   воплощения,   с   яркостью   и   силой   переживания. Активная   литературная   жизнь,   книги,   журналы,   поэтические   вечера, состязания, литературные салоны, литературные направления. Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось   множество   литературных   направлений.   Не   иссякала   мощь литературы   критического   реализма   в   лице   Л.Н.   Толстого,   А.П.   Чехова. 2 Традиции   критического   реализма   продолжали   сохраняться   в   творчестве И.Бунина. Наиболее ярким   представителем реализма в русской литературе начала 20 века явилось творчество  М.Горького ­Давайте вспомним, какие проблемы поднимает Горький в пьесе «На дне?»                         (Ответы учащихся ) Чтение наизусть монолога  Сатина о человеке из пьесы  Учитель МХК: Ведущий критерий художественности – верность  действительности; стремление к непосредственной достоверности  изображения. Признаётся право художника освещать все стороны жизни без  каких­либо ограничений.    Реализм в искусстве   (просмотр и беседа по одной из картин) И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик»,  «Неизвестная», «Пасечник», «Русалка», «Христос в пустыне», портреты Л.  Толстого, Н. Некрасова,М.Салтыкова­Щедрина, И. Шишкина. «Искусство  должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным… Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности  даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в  то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет  картин, а есть только благие намерения и только!» 14 бунтарей во главе с И.  Н. Крамским покинули Академию художеств и организовали в 1863г «Артель  свободных художников», которая просуществовала до 1870г.Позже  «Товарищество передвижных выставок». И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса»,  «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на  острове Валааме», «Рожь». 3 В. Е. Маковский (1846­1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв  (1830­1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв (1832­1890)  «Неравный брак» К. А. Савицкий (1844­1905) Основные работы: « Ремонтные работы на  железной дороге», «Встреча иконы», « На войну». В. И. Якоби (1834­1902)  «Привал арестантов» Г. Г. Мясоедов (1834­1911) «Знахарь», «Земство  обедает» А. К. Саврасов (1830­1897) Основные работы: «Грачи прилетели»,  «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима», «Лосиный остров в  Сокольниках», « Сельский вид». Н. Н. Ге (1831­1894) Реформатор  исторического жанра, друг и последователь Л. Толстого И. Е. Репин (1844 ­ 1930) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест  пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван  Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах  раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В  портретах современников раскрывал личность в психологическом и  социальном плане. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя­реалиста –  стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её,  понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем  всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным  изучением, чуждаться эффектов и фальши. Вывод: Учитель МХК – 4 ­Почему искусство обратилось к реальности? (Ответы учащихся­  Реализм ­ направление литературы и искусства, возникшее еще в 18 веке.  Реализм – это правдивое, объективное отражение действительности) Ответы учащихся: Ведущий критерий художественности – верность  действительности; стремление к непосредственной достоверности  изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся  право художника освещать все стороны жизни без каких­либо ограничений.  Работа в тетрадях (самостоятельно)  записать черты реализма Выполнение мини­ ТЕСТА????? Черты реализма:  ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.    СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В  ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ;  ­ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ  ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА  СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ;  БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО­БЫТОВОМУ  ФОНУ ВРЕМЕНИ; Учитель литературы: Создаваемые образы имеют свои особенности. На  первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания,  рождаемые его воображением картины.  ­ Кто из поэтов начала  XX  века   был по происхождению интеллигентом и являлся представителем символизма?   Ответ   учащихся:   (Это   был   А.Блок.     Человек   этой   тревожной, 5 противоречивой,   кризисной   эпохи   понимал,   что   живет   в   особое   время, предчувствовал   надвигающуюся   катастрофу,   находился   в   состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество) Учитель литературы:  Символизм обогатил русскую поэтическую культуру  множеством открытий,  придав слову неведомую прежде подвижность и  многозначность. Символисты на заре нового века по­новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм  искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей.  Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность,  загадочность. Чтение наизусть учеником стихотворения «Незнакомка» А.Блока – Учитель   МХК:  Если   литературный     символизм   являет   собой   идейное единство,   то   символизм   в   русской   живописи   явление   не   менее   пестрое   и противоречивое,   чем   европейский,   а   иногда   даже   переживает   острые идеологический конфликт со своей литературной основой. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности. Слово   «символ»   происходит   от   греческого   слова   symbolon,   что   означает «условный   знак».   В   Древней   Греции   так   называли   половины   разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого­либо явления.  Основным   настроением   являлся   пессимизм,   доходящий   до   отчаянья. Характерные     черты   символизма   в   России     заметно   отличают   его   от общеевропейского направления символизма. Русский символизм имеет свой особый самобытный характер, являясь уникальной вехой в истории мировой культуры.  ― Черты символизма:  поэтика намёка и иносказания;  эстетизация смерти как бытийного начала;  знаковое наполнение обыденных слов;  апология мига, мимолётности, в которых отражается вечность;  стремление создать картину идеального мира, существующего по  понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента законам вечной Красоты; тайнописи; 6  изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога. Настроения   Серебряного   века   русской   культуры   нашли   глубокое, проникновенное   отражение   в   творчестве   художников:   И.Е.Репина, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.С.Петрова­Водкина.             Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. ( презентация ученика ) Презентация по творчеству Врубеля.  Работа по картине А.Врубеля «Демон»  Учитель литературы: словарь (Словарная работа со словом «ДЕМОН») Проверочная   работа­????   МОЖЕТ   записать   характерные   черты символизма  ДАЛЕЕ все повисло….. Сообщение ученика: Москва голодного 1919 года. Заснеженные улицы,  сугробы, оборванные трамвайные провода, закопченные дома, из окон  которых торчат железные трубы временных печурок (их тогда называли  «буржуйками»), пустые витрины магазинов, с веерами трещин от ударившей в  стекло пули. И вдруг то в одном, то в другом магазинном окне — яркие  плакаты: простые, предельно четкие рисунки, короткие рифмованные подписи под ними, призывы, лозунги. Рядом — телеграфные известия, последние  сводки с фронтов. Перед прохожими вставала выразительная, очерченная  контурной линией и выкрашенная в красный цвет фигура красноармейца. От  красноармейца с винтовкой врассыпную бежали неуклюжие фигурки в  огромных сапогах со шпорами: белые генералы. Москвичи привыкли к этим плакатам, называли их «Окнами Роста» (Роста — Российское телеграфное агентство). В то нелегкое время, когда не хватало бумаги и типографии не работали, «Окна Роста» во многом заменяли газету и сатирический   журнал,   около   витрин   с  плакатами   всегда   стояла   толпа.   Но немногие знали, что большинство плакатов было сделано Маяковским. Сам он вспоминал,   что   нарисовал   около   трех   тысяч   плакатов,   но   сохранилось,   к сожалению, меньше половины из них. 7 Маяковский   тогда   работал   в   Художественном   отделе   Российского телеграфного агентства, по существу, он вел всю работу этого отдела. Вместе с ним плакаты рисовали художники Черемных, Малютин, Лавинский, Моор, Нюренберг. Учитель литературы: Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на науки отличало художественное течение в искусстве футуризм  Необходимым   условием   существования   футуризма   стала   атмосфера литературного   скандала.   Вызывающе   оформлялись   публичные   выступления футуристов.   Футуристы   не   только   обновляли   значения   слов,   но   и   резко изменили   сами   отношения   между   смысловыми   опорами   текста.   Вводили стилистически «неуместные» слова, вульгаризмы. Выразительное чтение стихотворения Маяковского и краткий анализ Рождением   футуризма   принято   считать   опубликованный   в   1909   году   в парижском   журнале   «Фигаро»   «Манифест   футуристов».   Теоретиком   и вождем первой группы футуристов был итальянец Ф.Мариенетти. Главным содержанием   футуризма   было   экстремистское   революционное   свержение старого мира, его эстетики в частности, вплоть до языковых норм. Русский футуризм открывался «Прологом эгофутуризма» И.Северянина и сборником «Пощечина общественному вкусу», в котором принял участие В.Маяковский. Футуризму были свойственны следующие черты:  идея разрушения старого мира;  культ техники, индустриальных городов;  отрицание гармонии как принципа искусства;  словесные   деформации,   напряжённый   интерес   к   «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;  абсолютизация   динамики   и   силы,   творческого   произвола художника;  пафос эпатажа. Учитель   МХК.   Один   из   известных   советских   художников  Александр Александрович Дейнека (1899 – 1969 гг.),  создававший в своем творчестве образы   рождаемого   в   борьбе   и   напряженном   труде   нового   мира,   нового человека. 8 Сообщение   ученика:  Почти   ровесник   века,   он   рос   и   мужал   вместе   со страной,   активный,   решительный,   горевший   революционным   огнем,   живо интересовавшийся всем, происходящим вокруг, Дейнека старается отобразить черты   времени,   черты   эпохи   –   он   один   из   основоположников   советской монументальной живописи. Александр   Дейнека   родился   в   1899   году   в   семье   железнодорожника   в городе   Курске.   В   1914   году   поступил,   по   семейной   традиции,   в железнодорожное училище, но тяга к рисованию пересилила, и Дейнека в 1915 году уехал в Харьков в художественное училище. Когда революция разрушила старый мир, юноше было 18 лет – возраст, когда особенно тянет ко всему новому, бурному, романтическому в жизни. Характер Дейнеки, его наклонности развивались вместе с молодой Советской республикой. С полной отдачей он пробует себя в самой разной деятельности: работает фотографом  в Курском уголовном  розыске, заведует  изосекцией, организует в родном городе Окна Роста, ставит спектакли в красноармейском театре,   расписывает   агитпоезд.   В   1919   году   его,   после   службы   в   армии, отправили   в   Москву   учиться   в   Высшую   художественно   –   техническую мастерскую   (ВХУТЕМАС).   Его   учителем   стал   замечательный   художник   – график  В.А.Фаворский.  Здесь  же,  во  ВХУТЕМАСе,  Дейнека   знакомится   с Маяковским,   приезжавшим   сюда   принять   участие   в   диспутах,   прочитать молодежи   свои   новые   стихи.  И   хотя   знакомство   не   перешло   в  отношения близкие, дружеские, влияние Маяковского на художника было очень сильным. Впрочем, может быть, стоит говорить не о влиянии, а о сходстве натур, сходстве творческих устремлений, о видении окружающего мира. Про него, как и про Маяковского, нельзя сказать, что он отображал действительность – он громил, обличал (в многочисленных журналах 20­х годов: «Красной ниве», «Прожекторе»,   «Смене»,   «Даешь!»),   провозглашал,   звал,   будил,   воспевал (вспомним Маяковского: «Пою мое Отечество…») Дейнеку иногда упрекали в том, что он до конца дней сохранил некоторую плакатность   своей   живописной   и   графической   манеры.   Но   он   по   самой природе своего дарования был монументалистом. Однажды он признался, что всю жизнь «работал для стен, в природе еще не существующих». Каждый новый замысел возникал как эскиз будущего панно, 9 как   часть   фриза   какого­то   здания.   Отсюда   и   своеобразие   художественной манеры:   Фризовый   принцип   композиции,   подчеркнутый   ритм,   отсутствие деталей,   останавливающих   глаз,   стремление   найти   выразительный   жест, четкий силуэт. Так же работает плакатист, ведь плакат – часть стены, улицы, неизбежный свидетель и стимулятор общественной жизни города. Энергия   художника   требовательным   стремлением   заставляет     всех   идти   в ногу со временем, в ногу с революцией: ­Кто там шагает правой? ­Левой! ­Левой!  Кажется, само время подсказывало художнику способ выражения мыслей и чувств, определяло композицию и ритм картин, выбирало краски; он же был только   талантливым   исполнителем,   «Кого   не   захватят   наши   дни?   Кто останется к ним равнодушным?... Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы.   Ярки   и   радостны   они   должны   быть,   как   свобода…»,­   эти   слова двадцатилетнего Дейнеки как нельзя лучше выразили его преданность своему времени, его осознание себя глашатаем революции. картина «Оборона Петрограда» 1928 год (пояснение учителя МХК) учитель МХК:   Перед нами суровый петроградский пейзаж. С широкими просторами Невы, занесенной снегами. Твердо чеканя шаг, плечом к плечу идет на защиту Петрограда от Юденича героический российский пролетариат. Медленно и устало, возвращаясь с совсем близкого фронта, бредут по мосту раненые, подчеркивая тревожность обстановки, опасность момента. В картине даны скупые, но впечатляющие индивидуальные характеристики уходящих   на   фронт.   При   этом   художник   в   образах   рабочих   и   работниц прежде   всего   выявляет   черты   непреклонной   решимости,   беззаветного мужества и патриотизма. Сдержанный, скупой в оттенках колорит картины, строгий ритм повторяющихся линий, четкость силуэтов – все это усиливает эмоциональную действительность художественного образа, сообщает полотну монументальную значительность и внутреннюю силу. 10 Глубокое   осознание   художником   темы   народа,   духа революционного   времени   явилось   источником   подлинного   новаторства. Рассказывая   о   работе   над   этой   картиной,   Дейнека   подчеркивал:   «Всем построением картины, ритмом ее хотелось добиться впечатления мужества, воли   и   тяжелых   страданий.   Хотелось   предать   духовное   величие   людей, идущих на подвиг».   родины, Чтобы добиться этого, художник отказался от всякой бытовщины, лишних деталей,   которых   было   много   в   эскизе   к   картине.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литературное течение и творческая индивидуальность – две ключевые категории в искусстве начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного   течения,   вырабатывая   свою   эстетику,   творческая личность   в   то   же   время   стремилась   преодолеть   не   только   традиции поэтов­   предшественников,   но   и   границы   направления,   к   которым тяготели первоначально. Итог урока:  Учащиеся по желанию продолжают фразу: «Спасибо, писателям, поэтам и  художникам за то, что…» 11

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс

Интегрированный урок "Отображение действительности в искусстве" 10 класс
Скачать файл