Методическая разработка урока "Куда ведет нас танец?" 2 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 Методическая разработка урока "Куда ведет нас танец?" 2 класс..Методическая разработка урока по музыке во 2 классе (программа Д.Б. Кабалевского) «КУДА ВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ» Тип урока: Урок-путешествие. Цель урока: Расширить представление учащихся о том, куда ведет нас танец. Задачи: • Образовательные: o вспомнить жанр танец; o познакомить учащихся с крупным жанром - балетом как музыкальным спектаклем, содержание которого передается языком танца; o обучение детей умению петь и слушать музыку. • Воспитательные: o приобщение детей к классической музыке; o воспитание любви к музыке. • Развивающие: o развитие навыков эмоционального и осознанного восприятия музыки; o развитие образного мышления; o развитие вокально-хоровых навыков.
Иконка файла материала конспект.docx
Методическая разработка урока по музыке во 2 классе (программа Д.Б. Кабалевского) «КУДА ВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ» Тип урока: Урок­путешествие. Цель     урока: Расширить представление учащихся о том, куда ведет нас танец. Задачи: 1 Воспитательные:  Развивающие:  o приобщение детей к классической музыке; o воспитание любви к музыке.  Образовательные:  o вспомнить жанр танец; o познакомить   учащихся   с   крупным   жанром   ­   балетом   как музыкальным   спектаклем,   содержание   которого   передается языком танца; o обучение детей умению петь и слушать музыку. o развитие   навыков   эмоционального   и   осознанного   восприятия музыки; o развитие образного мышления; o развитие вокально­хоровых навыков. Используемое оборудование:   Оборудование для презентации.  Доска и маркеры.  Фортепиано.  Буклет­подарок «Многообразие танца».  Проигрыватель.  Музыкальный материал: o С.С. Прокофьев, фрагмент из балета «Золушка» в фортепианном исполнении (аудио) и симфонического оркестра (видео); o П.И. Чайковский, фрагмент из оперы «Евгений Онегин» (видео); o В.   Иванников,   песня   «Самая   хорошая»   в   исполнении   детского хора (аудио со словами, минусовка); o Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку» в исполнении детского хора (аудио со словами, минусовка). Используемые образовательные технологии:  Проблемное обучение.  Разноуровневое обучение.  Исследовательские методы в обучении.  Технология использования в обучении игровых методов.  Обучение в сотрудничестве. 2 Информационно­коммуникационные технологии.  Здоровьесберегающие технологии. План урока: 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. (2 мин.) 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. (7 мин.) 3. Подготовка   к   изучению   нового   материала   через   повторение   и актуализацию опорных знаний. (7 мин.) 4. Ознакомление с новым материалом. (20 мин.) 5. Закрепление знаний и умений учащихся. Рефлексия. (5 мин.) 6. Подведение итогов. (2 мин.) 7. Постановка домашнего задания. (2 мин.) Ход урока: 1.       Организационный момент. Музыкальное приветствие. (Слайд № 1) Вход под музыку С.С. Прокофьева из балета «Золушка» (фонограмма в фортепианном исполнении). Приветствие учителя Приветствие детей 2.       Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. 3У. ­ Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся   в   путешествие   по   «Музыкальному   океану»   и   посетим   много интересных мест. Что необходимо для нашего плавания? Д. ­ Карабль. У. ­ Правильно. Будем мы его строить из ритма. На корабле две палубы, каждую из их надо построить из длительностей нот в размере 2/4. Как хотите строить корабль: группой или индивидуально? Ответы детей. У. ­ Кто изобразит схему наших палуб в форме ритма?  2/4 2/4 Ученик выходит к доске и пишет в первом ряду любой ритм в размере 2/4. Другие дети исправляют возможные ошибки. Затем заполняется второй ряд другим учеником. У. ­ А теперь построим наш корабль по ритмической схеме. Разделимся на группы. Первая колонка детей стучит ритм первой палубы (строки), вторая колонка – вторую строку. Первая   колонка   детей   простукивает   ритм.   Вторая   колонка   детей простукивает свой ритм. Затем одновременно две колонки. 4У. ­ Корабль построен. Ждем попутного ветра. Учитель исполняет фрагмент Ф. Шуберта «Экосез» (фортепиано). 1 часть: дети изображают мелодию руками вверх / вниз под музыку. 2 часть: дети тихими и громкими хлопками изображают плеск волн. У. ­ Но, чтобы не заблудиться в путешествии, нам будет помогать один из трех знакомых. Кто это, мы постараемся узнать из ребуса. Он станет  нашим проводником. (Слайд № 2) 5У. ­ Таким образом, сегодняшний урок мы посвятим ответу на вопрос «Куда ведет нас танец?» (Слайд № 3) 3.       Подготовка   к   изучению   нового   материала   через   повторение   и актуализацию опорных знаний    .  Звучит   музыкальный   фрагмент   С.С.   Прокофьева   из   балета   «Золушка» (фонограмма в фортепианном исполнении). У. ­ В какую страну мы попали? Д. ­ Балет. У. ­ Кто в этой стране правит? Д. ­ Танец. У. ­ А что такое танец? Д. ­ Движения рук, ног, головы, тела – выражающие чувства и мысли. У. ­ Что же в этом фрагменте выражала и изображала музыка? Д.   ­   Бал,   вальс,   восторг,   романтизм,   восхищение,   неуверенность,   боязнь, любовь, открытость, блеск, яркость красок, праздник. У. ­ Вспомните, вам когда­нибудь приходилось испытывать похожие чувства, с чем это было связано? 6Д. ­ Да. Когда пришли первый раз в первый класс. 4.       Ознакомление с новым материалом  .    У. ­  Все,  что  вы   сейчас   сказали,  испытала   героиня   всем   известной   сказки «Золушка»,   попав   на   бал.   Рассказал   нас   о   ее   чувствах   в   музыке   русско­ советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в одноименном балете, фрагмент из которого мы только что прослушали.  (Слайд № 4) У. ­ Задержимся еще немного в стране балета и еще раз все переживем вместе с Золушкой. (Слайд №5) У. ­ Долго плавали пора и отдохнуть.  Ритмические упражнения:  1. Движение плечами под музыку вперёд, назад. 2. Танец, сидя на стуле.  a. На раз ­ руки хлопают по коленям, на два ­ правая рука хлопает по правому колену, левая ­ по правому плечу. Затем, снова по коленям. Потом, левая рука ­ по левому колену, правая рука ­ по левому плечу. Повторяется дважды. На раз руки снова хлопают по   коленям,   на   два   ­   крест   накрест   по   плечам   (повторяется дважды). b. Пяточка, носочек, 3 шага на месте (повторить 4 раза). У.   ­   Отправляемся   дальше   путешествовать   с   нашим   проводником.   И   он 7загадал нам музыкальную загадку: какой ритм соответствует какой мелодии. На доске изображены небольшие ритмические фрагменты из двух песен. Учитель наигрывает фрагмент из песен «Самая хорошая» и «Уж как по мосту, мосточку». Как только угадали, звучит песни «Самая хорошая», «Уж как по мосту, мосточку» в исполнении детского хора (фонограмма). У. ­ Что общего между этими песнями и нашим проводником? Д. ­ Одна из них ­ лёгкая, нежная, как будто что­то кружится, летит, радуется, как   будто   танцует.   Другая   ­   веселая,   задорная,   озорная,   так   и   хочется подвигать ногами. У. ­ Так что же их объединяет? Д. ­ Танец. Распевание:  Фрагмент   песни   В.   Иванникова   «Самая   хорошая»   с   использованием болгарской столбицы по секвенциям вверх и вниз. 8Звучит 1 куплет песни В. Иванников «Самая хорошая» (фонограмма). У. ­ Какие чувства передаёт эта музыка? Д. ­ Ласку, любовь, заботу, нежность. Разучивание песни «Самая хорошая»: У. ­ Послушайте первую фразу.  «Нас качая  в колыбели, мамы песенки нам пели»  (пропевается учителем). Теперь вы простучите ритм и произнесите одними губами слова.  Учитель играет мелодию на инструменте. Споём эту фразу в полголоса.  Дети   помогают   себе   дирижированием.   Учитель   играет   мелодию   на инструменте. Споём   её   ещё   раз   более   активно   под   аккомпанемент.   Так   же   разучиваем вторую фразу: «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам».  9Ещё раз учитель пропевает две фразы. За ним повторяют ученики. Припев так  же     делится   на   две   фразы   и  так   же  разучивается.   После   этого звучит фонограмма детского хора первого куплета. Дети пропевают про себя. Затем дети поют под аккомпанемент. Звучит песня «Уж как по мосту, мосточку» (фонограмма в исполнении детского хора). У. ­ Какие чувства передаёт эта песня? Д. ­ Праздник, веселье, беззаботность, игривость. У. ­ Эта песня является ярким примером русской национальной культуры. Во все времена люди любили петь. И как только слышали новую песню, старались сразу   же   ей   подпевать.  С   первого   раза   слова   запомнить   не  просто.  Вот   и придумали различные слоги «ля­ля­ля, тра­та­та, вайну­вайну­вайну.. лада». Запоминали последнюю строчку и пели вместе с исполнителем. Очень важно не забывать традиции национальной культуры. И у других народов есть свои особенности. Такое единение сближает людей, на душе становилось светло и тепло, жизнь снова прекрасна и полна чудес.  Разучивание песни «Уж как по мосту, мосточку»: У. ­ Сейчас мы исполним эту песню. Я буду запевать, а вы поёте   «вайну­ вайну»   и   последнюю   строчку   в   каждом   куплете.   Будьте   внимательны. Попробуем спеть припев и последнюю строчку «вайну­вайну­вайну­вайну, по калиновым досточкам». Исполнение вместе с инструментом. 10После   этого,   учитель   запевает,   дети   подхватывают.   Три   куплета исполняются а капелла. У. ­ Какие слова были не понятны? Д. ­ Калиновым досточкам. У. ­ Калина ­ это дерево, из которого делали доски и из них строили мосты. Д. ­ Детина, малина. У. ­ На Руси это означало сильный, молодой, красивый. Что еще было не понятно? Д. ­ Дубинка, волынка, под полой. (Слайд № 6) У. ­ Дубинка ­ тяжёлая палка, расширенная с одного конца и зауженная к другому,   чтобы   было   удобно   держать.   Где   сейчас   можно   встретить   этот предмет? Д. ­ В игре «В городки». У. ­ Волынка ­ музыкальный  инструмент.   В кожаном мешке проделывали отверстие,   вставляли   трубочку   определённого   диаметра,   надували   мешок, 11давили на него и получался долгий звук. Вам знаком этот инструмент? Д. ­ Да. Это национальный инструмент Шотландии. У.   ­   Вообще   волынка   есть   у   каждого   народа.   В   Россию   она   пришла   из Украины, Волынского княжества. Под полой:  у мальчиков пиджак застёгивается впереди, если его расстегнуть, то получалось две половинки. Вот это и называется полой пиджака. У. ­ Давайте прислушаемся, куда еще нас ведет танец? Фрагмент   из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» ­ «Уж как по мосту, мосточку». (Слайд № 7) У. ­ Кто догадался, куда он нас привел? Д. ­ В оперу. У. ­ Правильно. Это опера великого русского композитора П.И. Чайковского «Евгений Онегин». (Слайд № 8) 5.       Закрепление знаний и умений учащихся. Рефлексия. У. ­ Наше плавание подходит к концу. Прощаемся с нашим проводником  и еще раз вспомним те места, которые мы сегодня посетили вместе с танцем.  12Д. ­ Балет, опера, песня. Учитель задает вопрос одному из учеников. Его ответ комментируют 2­3 учащихся. Если ответ правильный и все согласны ­ значит у всех 5. Если один ошибается ­ оценка снижена. Вопросы: Кто сегодня был нашим проводником? (Танец) С   какими   композиторами   познакомились?   (С.С.   Прокофьев,   П.И. Чайковский) Название балета? («Золушка») Название оперы? («Евгений Онегин») Слова первого куплета «Самая хорошая». Слова первого куплета «Уж как по мосту, мосточку». У.   ­   Все   ли   было   просто   в   путешествии?   С   какими   трудностями   вы столкнулись? Что помогло вам в преодолении этих трудностей? (Ответы детей) У. ­ Изменилось ли ваше отношение к танцу? Как это отразится на вашем поведении, восприятии картин, кинофильмов, мультфильмов? (Ответы детей) 136.       Подведение итогов.  У. ­ Сегодня мы с вами узнали много нового о танце. Танец – это не только беззаботность и веселье. Танец – это язык человеческих чувств, то, что не возможно выразить словами. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать себя и окружающих. На следующем уроке мы продолжим говорить о танце. На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить буклеты. 7.       Постановка домашнего задания. У. ­ Опишите или нарисуйте свои ощущения, когда вы попадаете с танцем в оперу или балет. (Слайд № 9) У. ­ В подготовке к домашнему заданию вам могут быть полезны следующие сайты. (Слайд № 10) У. ­ Встаньте, пожалуйста. Урок закончен. (Слайд № 11) Прощание: 14Выход из класса под музыку «Уж как по мосту, мосточку». 15Список использованной литературы 1. Критская   Е.Д.,   Сергеева   Г.П.,   под   руководством   Кабалевского   Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений "Музыка 1­8 класс. – М.: Просвещение, 2006. 2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972. Использованные материалы и Интернет­ресурсы 1. Прокофьев   С.С.,   фрагмент   из   балета   «Золушка»   в   фортепианном исполнении (аудио) и симфонического оркестра (видео); 2. Чайковский П.И., фрагмент из оперы «Евгений Онегин» (видео); 3. Иванников   В.,   песня   «Самая   хорошая»   в   исполнении   детского   хора (аудио со словами, минусовка); 4. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку» в исполнении детского хора (аудио со словами, минусовка). 5. http://www.noteflight.com 16