Методическая разработка урока "Куда ведет нас танец?" 2 класс..Методическая разработка урока по музыке во 2 классе
(программа Д.Б. Кабалевского)
«КУДА ВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ»
Тип урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Расширить представление учащихся о том, куда ведет нас танец.
Задачи:
• Образовательные:
o вспомнить жанр танец;
o познакомить учащихся с крупным жанром - балетом как музыкальным спектаклем, содержание которого передается языком танца;
o обучение детей умению петь и слушать музыку.
• Воспитательные:
o приобщение детей к классической музыке;
o воспитание любви к музыке.
• Развивающие:
o развитие навыков эмоционального и осознанного восприятия музыки;
o развитие образного мышления;
o развитие вокально-хоровых навыков.
Методическая разработка урока по музыке во 2 классе
(программа Д.Б. Кабалевского)
«КУДА ВЕДЕТ НАС ТАНЕЦ»
Тип урока: Урокпутешествие.
Цель
урока: Расширить представление учащихся о том, куда ведет нас танец.
Задачи:
1 Воспитательные:
Развивающие:
o приобщение детей к классической музыке;
o воспитание любви к музыке.
Образовательные:
o вспомнить жанр танец;
o познакомить учащихся с крупным жанром балетом как
музыкальным спектаклем, содержание которого передается
языком танца;
o обучение детей умению петь и слушать музыку.
o развитие навыков эмоционального и осознанного восприятия
музыки;
o развитие образного мышления;
o развитие вокальнохоровых навыков.
Используемое оборудование:
Оборудование для презентации.
Доска и маркеры.
Фортепиано.
Буклетподарок «Многообразие танца».
Проигрыватель.
Музыкальный материал:
o С.С. Прокофьев, фрагмент из балета «Золушка» в фортепианном
исполнении (аудио) и симфонического оркестра (видео);
o П.И. Чайковский, фрагмент из оперы «Евгений Онегин» (видео);
o В. Иванников, песня «Самая хорошая» в исполнении детского
хора (аудио со словами, минусовка);
o Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку» в исполнении детского хора
(аудио со словами, минусовка).
Используемые образовательные технологии:
Проблемное обучение.
Разноуровневое обучение.
Исследовательские методы в обучении.
Технология использования в обучении игровых методов.
Обучение в сотрудничестве.
2 Информационнокоммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
План урока:
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. (2 мин.)
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
(7 мин.)
3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний. (7 мин.)
4. Ознакомление с новым материалом. (20 мин.)
5. Закрепление знаний и умений учащихся. Рефлексия. (5 мин.)
6. Подведение итогов. (2 мин.)
7. Постановка домашнего задания. (2 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
(Слайд № 1)
Вход под музыку С.С. Прокофьева из балета «Золушка» (фонограмма в
фортепианном исполнении).
Приветствие учителя
Приветствие детей
2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
3У. Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы
отправимся в путешествие по «Музыкальному океану» и посетим много
интересных мест. Что необходимо для нашего плавания?
Д. Карабль.
У. Правильно. Будем мы его строить из ритма. На корабле две палубы,
каждую из их надо построить из длительностей нот в размере 2/4. Как хотите
строить корабль: группой или индивидуально?
Ответы детей.
У. Кто изобразит схему наших палуб в форме ритма?
2/4
2/4
Ученик выходит к доске и пишет в первом ряду любой ритм в размере 2/4.
Другие дети исправляют возможные ошибки. Затем заполняется второй
ряд другим учеником.
У. А теперь построим наш корабль по ритмической схеме. Разделимся на
группы. Первая колонка детей стучит ритм первой палубы (строки), вторая
колонка – вторую строку.
Первая колонка детей простукивает ритм. Вторая колонка детей
простукивает свой ритм. Затем одновременно две колонки.
4У. Корабль построен. Ждем попутного ветра.
Учитель исполняет фрагмент Ф. Шуберта «Экосез» (фортепиано).
1 часть: дети изображают мелодию руками вверх / вниз под музыку.
2 часть: дети тихими и громкими хлопками изображают плеск волн.
У. Но, чтобы не заблудиться в путешествии, нам будет помогать один из
трех знакомых. Кто это, мы постараемся узнать из ребуса. Он станет нашим
проводником.
(Слайд № 2)
5У. Таким образом, сегодняшний урок мы посвятим ответу на вопрос «Куда
ведет нас танец?»
(Слайд № 3)
3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний
.
Звучит музыкальный фрагмент С.С. Прокофьева из балета «Золушка»
(фонограмма в фортепианном исполнении).
У. В какую страну мы попали?
Д. Балет.
У. Кто в этой стране правит?
Д. Танец.
У. А что такое танец?
Д. Движения рук, ног, головы, тела – выражающие чувства и мысли.
У. Что же в этом фрагменте выражала и изображала музыка?
Д. Бал, вальс, восторг, романтизм, восхищение, неуверенность, боязнь,
любовь, открытость, блеск, яркость красок, праздник.
У. Вспомните, вам когданибудь приходилось испытывать похожие чувства,
с чем это было связано?
6Д. Да. Когда пришли первый раз в первый класс.
4. Ознакомление с новым материалом
.
У. Все, что вы сейчас сказали, испытала героиня всем известной сказки
«Золушка», попав на бал. Рассказал нас о ее чувствах в музыке русско
советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев в одноименном балете,
фрагмент из которого мы только что прослушали.
(Слайд № 4)
У. Задержимся еще немного в стране балета и еще раз все переживем вместе
с Золушкой.
(Слайд №5)
У. Долго плавали пора и отдохнуть.
Ритмические упражнения:
1. Движение плечами под музыку вперёд, назад.
2. Танец, сидя на стуле.
a. На раз руки хлопают по коленям, на два правая рука хлопает
по правому колену, левая по правому плечу. Затем, снова по
коленям. Потом, левая рука по левому колену, правая рука по
левому плечу. Повторяется дважды. На раз руки снова хлопают
по коленям, на два крест накрест по плечам (повторяется
дважды).
b. Пяточка, носочек, 3 шага на месте (повторить 4 раза).
У. Отправляемся дальше путешествовать с нашим проводником. И он
7загадал нам музыкальную загадку: какой ритм соответствует какой мелодии.
На доске изображены небольшие ритмические фрагменты из двух песен.
Учитель наигрывает фрагмент из песен «Самая хорошая» и «Уж как по
мосту, мосточку».
Как только угадали, звучит песни «Самая хорошая», «Уж как по мосту,
мосточку» в исполнении детского хора (фонограмма).
У. Что общего между этими песнями и нашим проводником?
Д. Одна из них лёгкая, нежная, как будто чтото кружится, летит, радуется,
как будто танцует. Другая веселая, задорная, озорная, так и хочется
подвигать ногами.
У. Так что же их объединяет?
Д. Танец.
Распевание:
Фрагмент песни В. Иванникова «Самая хорошая» с использованием
болгарской столбицы по секвенциям вверх и вниз.
8Звучит 1 куплет песни В. Иванников «Самая хорошая» (фонограмма).
У. Какие чувства передаёт эта музыка?
Д. Ласку, любовь, заботу, нежность.
Разучивание песни «Самая хорошая»:
У. Послушайте первую фразу.
«Нас качая в колыбели, мамы песенки нам пели» (пропевается учителем).
Теперь вы простучите ритм и произнесите одними губами слова.
Учитель играет мелодию на инструменте.
Споём эту фразу в полголоса.
Дети помогают себе дирижированием. Учитель играет мелодию на
инструменте.
Споём её ещё раз более активно под аккомпанемент. Так же разучиваем
вторую фразу: «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам».
9Ещё раз учитель пропевает две фразы. За ним повторяют ученики. Припев
так же делится на две фразы и так же разучивается. После этого
звучит фонограмма детского хора первого куплета. Дети пропевают про
себя. Затем дети поют под аккомпанемент.
Звучит песня «Уж как по мосту, мосточку» (фонограмма в исполнении
детского хора).
У. Какие чувства передаёт эта песня?
Д. Праздник, веселье, беззаботность, игривость.
У. Эта песня является ярким примером русской национальной культуры. Во
все времена люди любили петь. И как только слышали новую песню, старались
сразу же ей подпевать. С первого раза слова запомнить не просто. Вот и
придумали различные слоги «ляляля, тратата, вайнувайнувайну.. лада».
Запоминали последнюю строчку и пели вместе с исполнителем. Очень важно
не забывать традиции национальной культуры. И у других народов есть свои
особенности. Такое единение сближает людей, на душе становилось светло и
тепло, жизнь снова прекрасна и полна чудес.
Разучивание песни «Уж как по мосту, мосточку»:
У. Сейчас мы исполним эту песню. Я буду запевать, а вы поёте «вайну
вайну» и последнюю строчку в каждом куплете. Будьте внимательны.
Попробуем спеть припев и последнюю строчку «вайнувайнувайнувайну, по
калиновым досточкам».
Исполнение вместе с инструментом.
10После этого, учитель запевает, дети подхватывают. Три куплета
исполняются а капелла.
У. Какие слова были не понятны?
Д. Калиновым досточкам.
У. Калина это дерево, из которого делали доски и из них строили мосты.
Д. Детина, малина.
У. На Руси это означало сильный, молодой, красивый. Что еще было не
понятно?
Д. Дубинка, волынка, под полой.
(Слайд № 6)
У. Дубинка тяжёлая палка, расширенная с одного конца и зауженная к
другому, чтобы было удобно держать. Где сейчас можно встретить этот
предмет?
Д. В игре «В городки».
У. Волынка музыкальный инструмент. В кожаном мешке проделывали
отверстие, вставляли трубочку определённого диаметра, надували мешок,
11давили на него и получался долгий звук. Вам знаком этот инструмент?
Д. Да. Это национальный инструмент Шотландии.
У. Вообще волынка есть у каждого народа. В Россию она пришла из
Украины, Волынского княжества.
Под полой: у мальчиков пиджак застёгивается впереди, если его расстегнуть,
то получалось две половинки. Вот это и называется полой пиджака.
У. Давайте прислушаемся, куда еще нас ведет танец?
Фрагмент из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» «Уж как по
мосту, мосточку».
(Слайд № 7)
У. Кто догадался, куда он нас привел?
Д. В оперу.
У. Правильно. Это опера великого русского композитора П.И. Чайковского
«Евгений Онегин».
(Слайд № 8)
5. Закрепление знаний и умений учащихся. Рефлексия.
У. Наше плавание подходит к концу. Прощаемся с нашим проводником и
еще раз вспомним те места, которые мы сегодня посетили вместе с танцем.
12Д. Балет, опера, песня.
Учитель задает вопрос одному из учеников. Его ответ комментируют 23
учащихся. Если ответ правильный и все согласны значит у всех 5. Если
один ошибается оценка снижена.
Вопросы:
Кто сегодня был нашим проводником? (Танец)
С какими композиторами познакомились? (С.С. Прокофьев, П.И.
Чайковский)
Название балета? («Золушка»)
Название оперы? («Евгений Онегин»)
Слова первого куплета «Самая хорошая».
Слова первого куплета «Уж как по мосту, мосточку».
У. Все ли было просто в путешествии? С какими трудностями вы
столкнулись? Что помогло вам в преодолении этих трудностей?
(Ответы детей)
У. Изменилось ли ваше отношение к танцу? Как это отразится на вашем
поведении, восприятии картин, кинофильмов, мультфильмов?
(Ответы детей)
136. Подведение итогов.
У. Сегодня мы с вами узнали много нового о танце. Танец – это не только
беззаботность и веселье. Танец – это язык человеческих чувств, то, что не
возможно выразить словами. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше
понимать себя и окружающих. На следующем уроке мы продолжим говорить
о танце. На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить буклеты.
7. Постановка домашнего задания.
У. Опишите или нарисуйте свои ощущения, когда вы попадаете с танцем в
оперу или балет.
(Слайд № 9)
У. В подготовке к домашнему заданию вам могут быть полезны следующие
сайты.
(Слайд № 10)
У. Встаньте, пожалуйста. Урок закончен.
(Слайд № 11)
Прощание:
14Выход из класса под музыку «Уж как по мосту, мосточку».
15Список использованной литературы
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., под руководством Кабалевского Д.Б.
Программы общеобразовательных учреждений "Музыка 18 класс. – М.:
Просвещение, 2006.
2. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская
литература, 1972.
Использованные материалы и Интернетресурсы
1. Прокофьев С.С., фрагмент из балета «Золушка» в фортепианном
исполнении (аудио) и симфонического оркестра (видео);
2. Чайковский П.И., фрагмент из оперы «Евгений Онегин» (видео);
3. Иванников В., песня «Самая хорошая» в исполнении детского хора
(аудио со словами, минусовка);
4. Р.н.п. «Уж как по мосту, мосточку» в исполнении детского хора (аудио
со словами, минусовка).
5. http://www.noteflight.com
16