Познакомить учащихся с героическим прошлым нашего города; учить ребят любить и знать свой родной край; воспитывать чувство патриотизма,гордости за свой город, за свой народ, желание быть достойными своих предков,воспитывать чувство благодарности живущим ветеранам и чтить память о погибших, знать расположение памятников и уметь объяснить в честь кого они поставлены.
Тема: « Севастополь город легендарной славы, город герой».
Цель: Познакомить учащихся с героическим прошлым нашего города; учить
ребят любить и знать свой родной край; воспитывать чувство гордости за свой
город, свой народ, желание быть достойными своих предков.
Оборудование: Карта Крыма; фотопортреты выдающихся людей
Севастополя; иллюстрации памятников г. Севастополя; рисунки учащихся на
тему: «Севастополь лучший город на земле».
ХОД
ЗАНЯТИЯ:
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
• Как Вы понимаете название темы урока.
• Если нас спросят ответить на вопрос «Где ты живешь?». О чем мы рас
сказываем?
• Назовите свой адрес и адрес гимназии № 10.
• Какое общее слово есть во всех наших адресах? (Севастополь).
• А что вы уже знаете о Севастополе?
• Расскажите о проспекте Победы, почему он так назван?
II. МОТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Сегодня на уроке мы прикоснемся к страницам истории нашего города. У
каждого народа, города, страны есть своя история.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
« Севастополь город легендарной славы, город герой».
IV. ВИКТОРИНА
1. Повторение правил мозгового штурма.
• Не выкрикивать;
• Правило поднятой руки;
• Не критиковать;
• Уважать мнение другого.
2. Работа в парах.• Когда основан г. Севастополь? (1783 г.);
• По чьему указу был основан г. Севастополя? (по повелению царицы
Екатерины II);
• Почему г. Севастополь назван городом крепостью? (удобные бухты для
укрытия кораблей)
• Что означает слово Севастополь в переводе с греческого языка? (высокий,
величественный)
• Кто впервые оценил великолепные качества бухт Севастополя? (русский
полководец А.В. Суворов);
• С именами каких знаменитых людей города связаны названия площадей и
улиц нашего города? (П.С. Нахимова, М.П. Лазарева, Коли Пищенко, матроса
Кошки и др.)
ВЫВОД: Итак, в 1783 г. в городе были заложены первые 4 здания
будущего города. На следующий год город получил название Севасто
поль, что в переводе с греческого означает «Величественный». Великий
русский полководец А.В. Суворов оценил великолепные качества бухт
для базирования здесь кораблей русского флота и строительства го
рода крепости.
V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Почему же г. Севастополь назван городом легендарной славы, городом
героем?
1. Словарная работа.
ИСТОРИЯ
сохраняется в памяти людей).
ОБОРОНА
(действия лиц для обороны и защиты).
относящаяся к прошлой жизни, то прошлое, которое
ОСАДА
( окружение войсками укрепленного места с целью его захвата).ПАНОРАМА (широкий вид какой либо местности, открывавшейся с
высоты; широкий обзор; громадная картина с объемным первым планом).
ДИОРАМА (картина, написанная с обеих сторон просвечивающейся ткани,
специально освещенная; картина с расположенными впереди нее объемными
фигурами).
2. Рассказ учителя.
а) Звучит гимн Севастополя «Легендарный Севастополь» (Прошу всех
встать).
б) Историческая справка
В эти годы у стен Севастополя решалось судьба России. Осажденные англо
франко турецкой армией, имевшей значительное превосходство в силах,
защитники Севастополя в короткие сроки превратили город в мощную
крепость.
В тяжелых условиях осады под непрерывным обстрелом, защитники города
стойко сражались с врагами.
Большую роль в обороне г. Севастополя сыграли выдающиеся адмиралы
Нахимов П.С., Корнилов В.А., Истомин В.И. и их учитель Лазарев М.П.
Но положение защитников оставалось более тяжелым.
У врага были лучшие ружья (русские ружья стреляли на 300 шагов, а
вражеские на 1200 шагов). Подкрепление и боеприпасы враги получали быст
рее и в большем количестве.
Большой утратой для армии была гибель адмиралов Нахимова П.С. и
Корнилова В.А.
Спустя 349 дней, потерпев ряд сложных поражений, удерживать более руины
Севастополя было невозможно. Боевые действия прекратились (более 70%
зданий было разрушено, уцелело 14 домов. Более 300 000 вражеских солдат
полегло у стен Севастополя).Однако мужество и героизм защитников Севастополя были высоко оценены
Л.Н. Толстой, великий русский писатель, который сам воевал в Севастополя,
писал: «В этой войне героем был народ русский». Навсегда остались в памяти
народа имена великих адмиралов Нахимова П.С, Корнилова В.А., Истомина
В.И., генерала Хрулева, инженера Тотлебена, матроса Петра Кошки, сестры
милосердия Даши Севастопольской, отважных мальчиков Коли Пищенко и
Максима Рыбальченко, сражавшихся рядом со своими отцами.
в) Рассмотрение фотопортретов героев и памятников I обороны г. Сева
стополя.
г) Чтение стихотворений учащимися.
VI. ФИЗПАУЗА.
VII. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ.
1. В июне 1941 г. мирная жизнь жителей г. Севастополя была нарушена.
Началась ВО война. Фашисты рассчитывали взять г. Севастополь
молниеносно.
«Ни шагу назад» стало девизом севастопольцев. «Лишь почта покидала
город и только мертвый мог покинуть строй».
Бессмертный подвиг совершили 5 моряков черноморцев в 1941г. На
подступах к Севастополю в районе с. ВерхнееСадовое моряки Фильченков,
Цибулько, Паршин, Красносельский и Одинцов вооруженные винтовками и
бутылками с зажигательной смесью, отразили удар 15 вражеских танков, сами
все погибли, но танкам пройти не удалось. Им посмертно присвоено звание
Героев Советского Союза. Их именами названы улицы нашего города. (Мы с
вами видели фрагмент борьбы воинов черноморцев в диораме «Подвиг
пяти»).
2. Рассказ учащихся о подвигах:
• Л. Павлюченко (снайпере,);• Н. Ониловой (пулеметчице, уничтожившей около 2 ООО фашистов);
• М.К. Байде (санинструкторе, вынесшей сотни раненных солдат с поля боя);
3. Продолжение рассказа учителя.
Но силы были не равны. 250 дней длилась оборона города. 3 июля 1942 г . по
приказу Верховного Главнокомандующего воины покинули Севастополь.
Газеты во всем мире писали: «Подвиг севастопольцев, их бесстрашие и
мужество, ярость в борьбе с врагами будут жить в веках».
Занявшие город фашисты, жестоко расправлялись с жителями города (город
был разрушен на 98%, остались уцелевшими 7 зданий; 27 ООО жителей было
убито; 42 ООО жителей угнано в Германию; 2 ООО жителей остались в жи
вых).
VIII.
ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ ФОТОГРАФИЙ ПАМЯТНИКОВ.
РАССМАТРИВАНИЕ ФОТОПОРТРЕТОВ ГЕРОЕВ
ВЫВОД: Можете ли Вы сейчас ответить на вопрос «Почему же Сева
стополь назван городом героем:».
IX. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ.
1. 3е возрождение г. Севастополя.
Сейчас это город труженик, город песен, садов и парков. Прекрасен
Севастополь своими площадями, проспектами, культурными и историческими
центрами, а главное морем. Это город моряков, двух флотов России и
Украины, которые стоят на страже мира и труда севастопольцев и двух стран
России и Украины.
2. Просмотр отрывка видеофильма «Легендарный Севастополь».
X. ИТОГ УРОКА
• Чем знаменит наш город?
• Назовите героев, о которых вы сегодня узнали.
• Какие памятники в нашем городе вы теперь знаете?• Как мы должны относиться к памятникам, ветеранам, к родному городу?
Рассматривание и оценка иллюстраций учащихся, подготовленных к
уроку.
ВИКТОРИНА
ГОРОДГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬ
1. Талантливый флотоводец и военачальник, один из руководителей
первой обороны Севастополя, смертельно раненый на Малаховом
кургане. (П.С. Нахимов)
2. В каком севастопольском храме находится усыпальница русских
адмиралов? (во Владимирском соборе)
3. Название величественной пристани в античном стиле. (Графская)
4. Участники первой обороны Севастополя: известный русский писатель и
знаменитый хирург. (Л.Н. Толстой и Н. И. Пирогов)
Легендарная высота и мемориальный комплекс Севастополя. (Малахов
5.
курган)
6. Уникальный памятник крымского средневековья, построенный для
защиты порта и принадлежавший княжеству Феодоро. (Крепость
Каламита 615 век)
7. В каком районе Севастополя добывают камень, из которого построен
городгерой ?(в Инкермане)
8. Назовите 1ого командующего Черноморским флотом России, который
привёл 13 (2) мая 1783г русские корабли в Ахтиарскую бухту, а также
книгу севастопольских авторов, посвящённую его жизни. (13(2) мая
1783 г в Ахтиарскую бухту вошли 11 кораблей Азовской флотилии, а
позже 17 судов Днепровской флотилии. Эскадрой командовал вице
адмирал Федот Алексеевич Клокачев; один из героев Чесменского
сражения. С. Горбачев, В. Симоненко «Карьера Федота Коклачева»
9.
в журнале «Маринист» №1 2000г)
В.А.Корнилов, П.С. Нахимов, В.И.Истомин легендарные герои
обороны Севастополя 18541855гг. А знаете ли вы, какие должности ивоинские звания они тогда имели? (Истомин В.И.(18091855г) контр
адмирал. В 18541855гг командовал 4м отделением оборонительной
линии Севастополя и большую часть времени находился на
Малаховом кургане. За героизм проявленный при отражении
бомбардировки 5.10.1854г. награжден орденом Св. Георгия 3ей
степени. Похоронен в склепе Владимирского собора г. Севастополя.
Нахимов П.С. (18021855гг.) адмирал, уроженец Смоленской
губернии. Закончил Морской кадетский корпус в 1818г. Участник
Нахимовского сражения. На Черноморском флоте с 1834г.
Командуя эскадрой Черноморского флота, разбил турецкую эскадру
в Синопском сражении 18.11.1853г. Один из главных организаторов и
руководителей обороны –командовал эскадрой судов,
был
помощником начальника севастопольского гарнизона, командиром
Севастопольского порта, временным военным губернатором города.
28.06.1855г смертельно ранен на Малаховом кургане. Погребен во
Владимирском соборе.
Корнилов В.А. (18061854гг) вицеадмирал. В1832г переведен с
Балтийского на Черноморский флот. В18381841гг флагофицер при
адмирале М.П.Лазареве. С1849 начальник штаба Черноморского
флота. В начале Крымской войны А.В.Корнилов руководил боевыми
действиями Черноморского флота, а затем стал организатором и
руководителем обороны Севастополя. В полдень 5(17)октября 1854г
И.А. Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане)
10.Сколько бастионов «обороняло» Севастополь? (Главная линия
обороны состояла из 8ми бастионов. Она начиналась с Килен
бухты, проходила по ближайшим к городу высотам и выходила к
Северной бухте у батареи №8)