« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )
Оценка 4.9

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.11.2018
« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )
Цель урока :познакомить с составом и свойствами воздуха. Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюст¬рации учебника для поиска ответов на вопросы. На уроке идёт закрепление знаний свойств воздуха, познакомство с основными источниками загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха.
урок Окр. мира.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 п.Газырь муниципального образования Выселковский район Учитель начальных классов Зинченко Светлана Викторовна                                                 Урок окружающего мира 4 класс                                             Темат урока : « Состав воздуха. Воздух и его охрана.» Цель: познакомить с составом и свойствами воздуха. Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы. Оборудование: колба с трубкой; спиртовка; тряпочка для опыта; лист какого­либо дерева; АРМ, презентация по теме. ПЛАН УРОКА I. Организация на урок. Звенит заливисто звонок, Зовёт детей он на урок. И вот они уже стоят, Образуя стройный ряд. ­ Ребята, сегодня на уроке мы закрепим свойства воздуха, познакомимся с основными источниками  загрязнения воздуха и мерами по охране воздуха. Эпиграфом к уроку будут слова Л. Леонова. Приложение 1.               II. Актуализация знаний.   Слайд 1, 2. 1. Индивидуальные задания —  Какие вещества используют при приготовлении супа? (Соль.) —  Варенья? (Сахар.) —  Консервирования огурцов? (Соль, уксусную кислоту.) —  Соления огурцов? (Соль.) —  Киселя? (Крахмал.) 2. Фронтальный опрос —  Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры. —  Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) —  Какие вещества вы знаете? Назовите их основные свойства. III. Самоопределение к деятельности —  Отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи. Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе. IV. Работа по теме урока 1. Беседа Что такое воздух Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан — самый большой на нашей планете, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. Океан   этот   не   соленый,   не   пресный   и   к   тому   же   без   берегов   и   без   воды.   Словно   огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолеты. —  Как называется этот океан? Это воздушный океан. Пятый океан, очень важный для жизни. —  Почему? Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три... До шестидесяти не досчитаете, как нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения — все живое на Земле не может обойтись без него. Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полет, он обязательно берет с собой запас воздуха. А если бы пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Важен пятый океан еще и вот почему. Воздушная оболочка Земли — это ее удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий, у них­то такой «рубашки» нет. Кроме   того,   воздушная   оболочка,   словно   боевая   кольчуга,   защищает   Землю   от   космических снарядов ­ метеоритов. Когда небесные камни обстреливают Землю, они сначала сталкиваются с ее воздушной   «броней»,   которая   тормозит,   замедляет   их   полет.   При   этом   метеориты   так   сильно раскаляются,   что,   не   достигнув   Земли,   сгорают.   Некоторым   из   них,   особенно   крупным,   все­таки удается пробить «броню», но их удары уже не могут причинить большого вреда... Пятый океан защищает нас и от космических лучей­невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да воздух их не пропускает. Так   что   воздушная   «рубашка»   Земле   просто   необходима,   и   только   благодаря   ей   на   Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует разумная жизнь. —     Какое   значение   имеет   воздух   для   растений,   животных,   человека?  (Нужен   для   дыхания, защищает Землю от перегревания и охлаждения, метеоритных осадков, от вредных солнечных лучей.) 2. Практическая работа  Состав и свойства воздуха —  Что такое воздух? (Воздух — это смесь многих газов. Больше всего в воздухе азота, также он состоит из кислорода, и меньше всего в нем углекислого газа.) —  Какими свойствами обладает воздух? —  Воздух прозрачен или непрозрачен? Докажите. (Через воздух мы видим все окружающие нас предметы, значит, воздух прозрачен.) (Учитель записывает на доске.) Воздух прозрачен. —   Какой цвет имеет воздух? Докажите.  (Шкаф коричневый, мел белый, комнатные растения зеленые. Воздух не имеет цвета, значит, бесцветен.) (Учитель записывает на доске.) Воздух бесцветен. —   Какой запах имеет воздух?  (Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по­разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. И мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.) (Учитель записывает на доске.) Воздух не имеет запаха. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это с помощью опытов. Опыт 1 Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании. Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что пода не входит в трубку ­ ее не пускает воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Вывод: при нагревании воздух расширяется. Опыт 2 Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении. Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Вывод: при охлаждении воздух сжимается. (Учитель записывает на доске.) При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается. У   воздуха   есть   еще   одно   интересное   свойство   ­   он   плохо   проводит   тепло.   Многие   растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз. (Учитель записывает на доске.) Воздух плохо проводит тепло. —  Итак, какие свойства имеет воздух? Слайд 3. ­ Какого газа больше всего в воздухе? (Азота.) ­ Какой газ необходим для дыхания и горения? (Кислород.) ­ Могут ли живые организмы жить без воздуха? (Не могут.) IV.  Выявление основных источников загрязнения воздуха. Постановка учебной проблемы. ­ Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера  неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так! Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных  земных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы. Снижается прозрачность воздуха, он становится насыщенным вредными отработанными газами,  запылённым. Это угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле. ­ Предположите, что является основными источниками загрязнения воздуха? ­ Многие фабрики и заводы ежедневно выбрасывают из своих труб тысячи тонн сажи, золы и вредных веществ. Слайд 4. ­ Над большими промышленными городами висят серые облака вредных отходов предприятий и  транспорта. Время от времени на эти города опускается пелена смеси дыма и парообразной воды.  Это ­ смог. Он может вызвать удушье, головную боль, уменьшить устойчивость живого организма к  различным заболеваниям. ­ Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к  преждевременной гибели. Слайды 5, 6. ­ Из многих городов приходят тревожные вести "Не хватает воздуха! Не чем дышать!". Автомобили  заполнили улицы, проспекты и обрушили на горожан выхлопные газы, в которых очень много  вредных веществ. Слайд 7. ­ Сколько вредных выхлопных газов могут выбросить в сутки 10 автомобилей? 100 автомобилей? ­ Ребята, так что же служит основными источниками загрязнения воздуха? V. Физминутка. Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерочек тише, тише, Деревце всё выше, выше. Раз, два! Выше голова! Три, четыре! Руки шире! Пять, шесть! Тише сесть! ­ Что такое ветер? (Ветер ­ это движение воздуха вдоль поверхности Земли). VI. Роль растений в очищении воздуха. Поиск решения. ­ Вы знаете, что кислород поддерживает горение. Много кислорода сжигается в двигателях  автомобилей и самолётов, в топках тепловых станций и печах заводов. Слайды  8, 9. ­ А сколько летает самолётов! Сколько движется по дорогам автомобилей! Как же восстановить эти  потери кислорода в воздухе? ­ Правильно, в этом нам помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов,  парков, аллей. Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а так же  задерживают пыль и сажу. Например: листья вяза и сирени задерживают пылинки. В городах обычно высаживают растения,  которые легче переносят задымление: тополь, клён остролистный, дуб, липу, желтую акацию, каштан конский, тюльпан, ромашку. (Показ гербария.) ­ Ребята, какова же роль растений в очищении воздуха? ­ Какие растения лучше высаживать в промышленных городах и посёлках? ­ Какую роль играют леса в очищении атмосферы? VII. Подведение итогов операции "Посади дерево". ­ Все ученики нашего класса приняли активное участие в операции "Посади дерево". Всего посадили  18 деревьев и 3 кустарника. ­ Ребята, какие деревья и кустарники вы посадили? VIII. Решение экологической задачи. Слайд 10. ­ Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх  человек. Какое количество деревьев могут обеспечить потребность в кислороде всех учащихся  нашего класса в течение суток? ­ Возле нашей школы посажено много деревьев, которые обогащают воздух кислородом и очищают  от вредных выхлопных газов автомобилей, так как около школы проходят две автомобильные  дороги. Экологи нашей школы сделали подсчёт количества автомобилей, проехавших около школы,  за 1 час. Оказалось: летом ­ 85­90, зимой ­ 62 машины. IX. Польза комнатных растений. Поиск решения. ­ Почему в тесном закрытом помещении, где скопилось много людей, через некоторое время  становится трудно дышать? (Люди вдыхают кислород, а выдыхают ­ углекислый газ.) ­ Как восстановить потери кислорода в помещении? (Проветривание помещений.) ­ А ещё нам в этом помогают комнатные растения. Они обогащают воздух кислородом. А  хлорофитум очищает воздух от газов. Некоторые комнатные растения являются лечебными:  каланхоэ, алоэ. Комнатные растения ­ это твой самый близкий "зелёный друг". Каждое растение ­ это живой  организм, который как ребёнок растёт, развивается, приносит радости и огорчения, радуя нас своими красивыми и сочными листьями, цветами. ­ Ребята, у кого из вас есть дома "зелёный друг"? ­ Как вы ухаживаете за комнатными растениями? ­ Почему так легко дышится там, где много зелени? Х. Проверка знаний. Тест. ­ Ребята, а теперь вам нужно ответить на вопросы, выбрав правильный ответ и записать в таблицу.  (Таблицы у учащихся на партах.) (См. приложение 2. Таблица 1.) Слайды  11, 12. ­ Давайте проверим, что у вас получилось? (Слово­ друг.) ­ А что это значит? (Человек должен стать настоящим другом всего живого на планете.) ­ Я, верю, что вы будете настоящими друзьями природы, будете охранять, беречь и любить природу!  Помните! Природа ­ больна. Природе нужна ваша помощь. XI. Чтение стихотворения о природе. Мы любим лес в любое время года Мы слышим речек медленную речь: Всё это называется природа, Давайте же всегда её беречь! В лучах ромашки солнечного света Такие, что светлей на свете жить: Природой называется всё это, Давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым: Всё это называется природа, XII. Выставление оценок за урок с комментированием. XIII. Домашнее задание. ­ Читать и отвечать на вопросы по учебнику "Окружающий мир" А.А.Плешакова с. 44 ­ 48. XIV. Итог урока. ­ Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. На выставке книжки ­ самоделки о природе, на  стенде ­ рисунки на тему "Береги природу!". Я надеюсь, что вы унесёте в сердце после нашего урока  частицу добра, любви. Вам жить в XXI веке. Вы ­ будущие хозяева планеты. А хозяин должен не  только брать, но и отдавать.

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс )

« Состав воздуха. Воздух и его охрана.» (Урок окружающего мира 4 класс  )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2018