Тема урока Самое главное вещество
Цели урока Создание условий для формирования представлений о роли воды для человека, живых организмов, расширить общий кругозор
Задачи урока 1. Систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей;
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к воде и её экономии, трудолюбию, самостоятельности, умению сотрудничать.
УУД
Личностные: умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполнения работы на уроке, оценивать результаты собственной деятельности, уважительно относиться к чужому мнению, развивать навыки сотрудничества;
Метапредметные:
- Познавательные УУД: умение формулировать сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
-Коммуникативные УУД: читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Технологическая карта урока "Самое главное вещество" 3 класс УМК «Перспектива»
конспект.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ
«САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО» Технологическая карта открытого урока по окружающему миру
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 Г
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК «Перспектива»
Тема урока
Цели урока
Самое главное вещество
Создание условий для формирования представлений о роли воды для человека, живых организмов, расширить общий
кругозор
Задачи урока
УУД
1. Систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность и любознательность детей;
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к воде и её экономии, трудолюбию, самостоятельности, умению
сотрудничать.
Личностные: умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполнения работы на уроке, оценивать
результаты собственной деятельности, уважительно относиться к чужому мнению, развивать навыки сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение формулировать сообщения в устной и письменной форме
включающее установление причинноследственных связей.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи, адекватно воспринимать предложения и оценку
учителя, товарищей.
Коммуникативные УУД: читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и
письменной речи.
Планируемые результаты Предметные:
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы
основные
дополнительные
Форма организации
деятельности
Технология объяснительноиллюстрационная
Ученик узнает, в каких трёх состояниях встречается вода в природе.
Ученик научится определять состояние воды.
Ученик получит возможность осознать значение воды и необходимость её охраны.
Личностные: умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполнения работы на уроке, оценивать
результаты собственной деятельности, уважительно относиться к чужому мнению, развивать навыки сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение формулировать сообщения в устной и письменной форме
включающее установление причинноследственных связей.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
оценивать правильность выполнения действия требованиям данной задачи, адекватно воспринимать предложения и оценку
учителя, товарищей.
Коммуникативные УУД: читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и
письменной речи.
Вода, свойства воды, состояние воды
Русский язык, литературное чтение
Основные: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, 1 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, 1 часть. Дополнительные: карточка с таблицей, проектор, интерактивная доска,
компьютер, мультимедийная презентация.
Фронтальная, индивидуальная.
2 Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивационный этап
Время: 1 мин
Этап актуализации знаний
по предложенной теме и
осуществление
первого
пробного действия
Время:35 мин
Выявление затруднения: в
чем сложность нового
материала,
что именно
создает проблему, поиск
противоречия
Время: 5 мин
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
Добрый день ребята! Сегодня я у вас
проведу урок окружающего мира. Так
как я только начинаю с вами знакомится
и ещё не всех вас знаю по имени, то
перед тем, как вы будите отвечать на
вопросы по поднятой руке, попрошу вас
называть своё имя. А я постараюсь вас
всех запомнить.
Договорились? Тогда давайте начнем.
Прежде чем нам начать изучать новую
тему, давайте вспомним, что вы
проходили на прошлом уроке.
Кто мне скажет, что вы изучали на
прошлом уроке? (Свойства воздуха).
Сколько свойств вы изучили на
прошлом уроке? Перечислите их. (5
свойств: Воздух прозрачен, бесцветен,
воздух не имеет запаха, при нагревании
воздух расширяется, а при охлаждении
сжимается, воздух плохо проводит
тепло).
Из чего состоит воздух? (Из азота,
кислорода, углекислый газ).
Ребята, а какой газ самый важный?
(Кислород).
Отлично, на прошлом уроке вы очень
хорошо поработали, надеюсь и на моём
уроке вы будите активными.
А чтобы узнать тему сегодняшнего
урока, вам нужно отгадать кроссворд.
Вы должны будете угадать ключевое
слово,
которое находится по вертикали. По
горизонтали вы должны угадать 4
определения. (На слайде будет
изображён кроссворд)
Первая загадка:
1. Он прозрачныйневидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас. (Воздух)
Приветствуют, слушают учителя.
Слушают учителя, отвечают на
вопросы, повторяют пройденный
материал прошлого урока.
Слушают учителя, отгадывают
загадки для выявление новой темы
урока.
3 Разработка проекта, плана
по выходу из создавшегося
затруднения, рассмотрения
множества
вариантов,
поиск
оптимального
решения
Время: 35 мин
Реализация
выбранного
плана по разрешению
затруднения. Это главный
этап,
на котором и
происходит «открытие»
нового знания
Время: 10 мин
2. Жёлтая звезда, расстояние до которой
от Земли составляет 150 млн. км
(Солнце)
3. Огромное раскалённое небесное тело,
которое излучает свет и тепло (Звезда)
4. Планета Солнечной системы, которая
имеет хорошо заметные кольца (Сатурн)
Какова же тема нашего урока? (Вода.
Вода самое главное вещество)
О чем мы будем говорить сегодня на
уроке? (О воде).
И прежде, чем начать говорить о нашей
теме урока, я вам предлагаю заполнить
таблицу. С помощью, которой, мы
узнаем, что мы знали до сегодняшнего
урока о воде, что хотим узнать и что
узнали.
Заполняют таблицу, с помощью
наводящих вопросов.
Знаю
Хочу знать
Что вы знаете о воде? (Жидкая, мы ее
пьем)
Хорошо. Давайте запишем это в 1
столбик заполнить первый столбик
А что хотели бы еще узнать о воде?
(Различные варианты детей).
Давайте запишем во второй столбик
основные вопросы:
Сколько воды на Земном шаре?
Почему вода главное вещество?
В течение урока мы заполним 3ий
столбик таблицы.
Сегодня на уроке вам предстоит стать
исследователями воды и получить
ответы на некоторые свои вопросы.
Вода самое распространённое
вещество на Земле.
Какие ассоциации у вас возникают,
когда вы произносите слово «вода»?
(Ручей, море, река, озеро, снег, град,
иней, родник)
Как вы думаете, много ли воды на
Земле? (Ответы обучающихся).
На слайде изображён глобус
Посмотрите на глобус. Такой видят
космонавты Землю из космоса. Если
быстро вращать глобус, то покажется,
что он одноцветный голубой. А всё
потому, что голубой краски на нём
Слушают учителя, отвечают на
вопросы, рассуждают, вступают в
диалог.
4 больше, чем белой, зелёной, коричневой.
Голубым цветом изображены моря,
океаны нашей планеты. Вода занимает ¾
поверхности земного шара.
Вода
повсюду.
Вода входит в состав любого живого
организма.
Смотрите, я взяла листик цветка и
помяла его.
Учитель всё это показывает.
Что вы увидели? Объясните, что это
доказывает? (Ваша рука стала мокрая,
это доказывает, что в растениях есть
вода).
Правильно. А какие сочные плоды,
овощи, ягоды вы знаете, которые
выделяют сок? (арбуз, клубника, огурец,
помидор, апельсин, лимон…)
- Этот сок вода с растворёнными в ней
различными веществами. Но даже в
сухих семенах растений есть вода, хотя
не в таком большом количестве.
Вода справедливо считается самым
главным веществом, потому что без неё
была бы невозможна жизнь на Земле,
потому что она входит в состав всех
живых организмов, а организм человека
на 2/3 состоит из воды.
Почти все живые существа, кроме
океанических и морских обитателей,
нуждаются в пресной воде, а её по
сравнению с солёной не так уж и много,
поэтому пресную воду нужно беречь.
Скажите, а какая бывает вода?
Питьевая,
святая,
родниковая, пресная, соленая, морская,
минеральная, кипяченая…)
А что значит «пресная», «солёная»
вода? (Ответы обучающихся)
Пресная (не солёная) — это вода из
обычных водоемов, колодцев, рек, озер и
т. д. А соленая моря и океаны.
А теперь давайте немного отдохнём и
проведём физминутку.
ФИЗМИНУТКА
А вот как о себе говорит вода:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
водопроводная,
5 63.
жидком,
И стеклянной быть могу.
Как вы понимаете строки? (Ответы
детей)
Вода, не всегда жидкая, а какая ещё
бывает, мы узнаем с вами из учебника на
стр.62
Прочитайте каждый
самостоятельно.
Какая вода ещё может быть? Кто мне
скажет? (Работа с учебником).
Вода в природе существует в трёх
состояниях:
твёрдом,
газообразном.
Кто мне сможет привести примеры всех
трёх состояний воды?
(Ответы
обучающихся)
Демонстрация на слайдах
В жидком состоянии мы воду можем
увидеть в реках, озёрах, дождь, вода из
крана, наблюдать можно круглый год.
В твёрдом состоянии мы воду чаще
видим зимой, это лед, снег, иней,
сосульки, снег, айсберг, град.
А в газообразном состоянии воду мы
наблюдаем, когда видим пар, туман.
Если вы потрёте мокрой тряпкой
классную доску, через несколько минут
доска снова станет сухой. Вода с неё
испарится, т.е. превратится в пар
прозрачный и бесцветный.
Кто догадался, от чего зависит
различное состояние воды?
(От
температуры).
Правильно, состояние воды прежде
всего
зависит от температуры
окружающей среды, в которой она
находится.
А сейчас я вам предлагаю побыть
исследователями, будем исследовать
свойства воды. Я буду проводить опыты,
а ваша задача за ними внимательно
следить, и делать выводы, что мы
доказали данным опытом.
Давайте приступим.
Опыт 1. Я набрала в стакан воды.
Опускаю туда палочку.
Видна ли она? О каком свойстве воды
это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Правильно, и первое свойство воды –
6 вода прозрачна.
Опыт 2. У меня в руках цветные
полоски. С их помощью мы определим
цвет воды. Приложите и сравните цвет
воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя,
зелёная, красная, жёлтая, белая? (Нет,
цвет воды не совпадает ни с одной из
полосок)
Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Отлично, вот мы и узнали второе
свойство воды.
Опыт 3. У меня в стакане вода. Сейчас я
подойду к вам. Понюхайте её.
Чем пахнет чистая вода? (Вода ничем
не пахнет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4. Я насыпаю в стакан с водой
сахара. Помешаю воду.
Что можно заметить? О чём говорит
этот опыт? (Вода растворила сахар)
Вывод: водарастворитель
Опыт 5. Что произойдёт с водой, если её
вылить из посуды? (Она растекается в
разные стороны).
Можно ли воду из одного стакана
перелить в другой?
Вывод: вода течёт (свойство текучесть)
Опыт 6. Насыпьте в стакан с водой мел.
Что произошло? В воде мел не
растворился. Есть вещества, которые не
растворяются.
Опыт 7. Что происходит с водой при
охлаждении и нагревании?
Вывод:
при нагревании
расширяется,
а при охлаждении
сжимается. Казалось бы, превращаясь в
лёд, она должна особенно сильно
сжиматься. На самом деле происходит
наоборот: превращаясь в лёд, вода
расширяется. Изза этого могут лопнуть
зимой водопроводные трубы. Вода в них
замерзает и, расширяясь, так сильно
давит на трубы, что они разрываются.
Знали ли вы раньше, что вода имеет
столько много свойств?
(Ответы
обучающихся)
Кто мне их все перечислит?
вода
7 Первичное закрепление
нового знания
Время:1012 мин
Все свойства воды будут перечислены
на слайде.
Ребята, мы с вами не назвали самое
главное свойство. И чтобы его узнать,
вам нужно открыть учебник на стр.64 –
65., и вы узнаете об ещё, самом главном,
свойстве воды.
И кто же мне назовёт это свойство?
Конечно, это круговорот воды в
природе. Во время осадков (дождь, снег)
какая то часть воды попадает в ручей.
реку, затем в море или океан. Там, под
воздействием солнца, вода испаряется и
поднимается вверх в виде тумана, из
которого образуются облака, которые
при помощи ветра переносятся на сушу.
Из облаков выпадают осадки и всё
повторяется.
На слайде показан круговорот воды
А сейчас немного отдохнем, а чтобы
отдых прошел с пользой, повторим, в
каких состояниях бывает вода в природе.
Вы любите отгадывать загадки? Сейчас
я буду вам загадывать загадки, а вы
называете отгадку и говорите в каком
состояние находится вода. Отвечать по
поднятой руке.
Готовы? Тогда начинаем.
1.Чего в гору не вкатить,
В решете не унести,
состояние жидкое.
2.В небе родился,
состояние жидкое.
3.Клубится, а не дым,
состояние газообразное.
4.Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит. (снег) – состояние
твёрдое.
5.Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (сосульки) –
состояние твёрдое.
6.День вначале был хороший,
Вдруг посыпался горошек!
Ложится, а не снег. (туман) –
В земле схоронился. (дождь) –
В руках не удержать? (вода) –
Отгадывают загадки, для
закрепления изученного материала.
Слушают учителя, отвечают на
вопросы, рисуют экологический
знак.
Выставка.
8 Как опасен великан (Айсберг) –
Я принес домой штук тридцать,
А в руках – одна водица! (град) –
состояние твёрдое.
7. Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там, где раньше все текло,
Превратилось все в стекло…(Лёд) –
состояние твёрдое.
8. Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной
Знает каждый капитан
состояние твёрдое.
9. Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю (Пар) –
состояние газообразное.
10. Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (Река) –
состояние жидкое.
Молодцы! Я вижу, что вы разбираетесь
в состоянии воды.
Вода одно из главных богатств на
Земле. Трудно представить, что стало бы
с нашей планетой, если бы исчезла
пресная вода.
А такая угроза существует. От
загрязнения воды страдает всё живое,
она вредна для жизни человека. Поэтому
воду надо беречь!
А как беречь воду?
обучающихся).
И сейчас я вам предлагаю нарисовать
экологический знак о бережном
отношении воды.
— Вот и подошёл наш урок к концу. В
начале урока мы с вами начали заполнять
таблицу, допишите в последнем
столбике, что вы сегодня узнали.
А теперь говорите свои ответы вслух, а
я заполню таблицу на доске.
Спасибо за внимание.
(Ответы
Рефлексия, включающая в
себя и рефлексию учебной
деятельности, и
самоанализ, и рефлексию
чувств и эмоций
Время: 2 мин
Заполняют таблицу до конца,
подводят итоги урока.
Список используемой литературы:
1. Учебник по окружающему миру 3 класс 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива»;
9 2. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса 1 часть А.А. Плешаков, М.Ю.
Новицкая, УМК «Перспектива».
10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.