А. Доржиев – религиозный и общественный деятель
Оценка 4.8

А. Доржиев – религиозный и общественный деятель

Оценка 4.8
docx
15.10.2023
А. Доржиев – религиозный и общественный деятель
реферат история.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт: филология, иностранных языков и массовых коммуникаций

 

 

 

 

 

 

А. Доржиев – религиозный и общественный деятель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила: Молчанова А.С.

                                                                                        студентка группы 18200з

                                                                                           Проверила: Убеева О.А.

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Биография...........................................................................................4

1.1 Буддийская святыня Петербурга……………………………………………5

1.2 Агван Доржиев в Советской России………………………………………..6

Глава 2. Дань памяти

2.1 Мемориалы……………………………………………………………………7

Глава 3. Вклад в развитие буддизма в России…………………………………9

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы.…………………………………………………………...…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Тема исследования – жизненный путь Агвана Доржиева — выдающего деятеля XX века.

       Агван Лобсан Доржиев (бур. Доржиин Агбан) — буддийский лама, выдающийся духовный, политический, культурный деятель России и Монголии. Свою жизнь он посвятил следованию Дхарме Будды и служению своему народу. Для петербуржцев величайшим наследием нашего соотечественника, достигшего признания и в Тибете, является буддийский храм в Старой Деревне — Дацан Гунзэчойнэй, западный оплот буддизма в столице Российской Империи на момент постройки. Однако это не единственное деяние, благодаря которому имя Цаннид-хамбо Агвана Доржиева вписано в историю культуры нашей страны. История его жизни — это яркий образ судьбы стойкого и преданного своим ценностям человека в драматический период социальных катаклизмов.

         В своём реферата я расскажу о жизненном пути великого буддийского ламы и его вклад в развитие буддизма в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография

      В 1853 году родился в селе Хара-Шибирь Хоринского ведомства (ныне Заиграевский район Республики Бурятия). Был хувараком в Шолотском дацане, с. Шолоты, ныне Заиграевский район Республики Бурятия.

      В 1872 году в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Монголию и Тибет.

      Учился в Урге (совр. Улан-Батор) и в знаменитом Гоман-дацане при монастыре Дрепунг (один из трёх главных монастырей Лхасы). Получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень хларампа (цанньид кхенпо хларампа / цаннид хамба лһарамба).

      Доржиев в числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, обучал его буддийской философии и литературе. Положение наставника-воспитателя Далай-Ламы позволило Доржиеву впоследствии стать одним из его ближайших советников и крупной фигурой в тибетском теократическом правительстве.

       В 1896 году Агван Доржиев получил от Николая II часы с монограммой в знак признательности за помощь агентам Петра Бадмаева, путешествовавшим в Лхасу

       В 1898 году был командирован правительством Тибета в Китай, Россию и Францию для ознакомления с государственным устройством и жизнью.

       В начале 1898 года Доржиев появился в Санкт-Петербурге с официальной целью сбора пожертвований на монастырскую школу[2]. Здесь он познакомился с известным востокофилом Э. Э. Ухтомским, приближённым Николая II, ранее сопровождавшим будущего императора в путешествии на Восток. Ухтомский лично представил Агвана Доржиева императору.

         В 1901 году Доржиев с помощью Буды Рабданова провел первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме во время открытия Всемирной выставки. На богослужении присутствовали Жорж Клемансо, будущая путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль, Иннокентий Анненский, впоследствии написавший об этом стихотворение «Буддийская месса в Париже», которые вошли в «Кипарисовый ларец». Гидом Агвана Доржиева по Парижу был другой русский поэт — Максимилиан Волошин.

        По возвращении в Тибет был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. В это время, будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. С дипломатическими поручениями Доржиев бывал в Монголии, Китае, России, посетил Индию, Цейлон, Японию, Германию, Италию, Великобританию.

        В состоялась встреча Агвана Доржиева с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство дацана в Санкт-Петербурге.

        В 1906 году создал буддийское духовное училище и академию (цанид-чойра) в Калмыкии, передал им 300 томов тибетского канона (Ганджур и Данджур), а также ритуальные предметы. Помимо этого он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Санкт-Петербурге и типографию в Шолотском дацане.

        В Бурятии Доржиев известен как реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку, составитель бурятского письма вагиндра (вагиндрагийн үсег, или Агвановский алфавит), точно передававшего транскрипцию русских слов; было в ходу с 1905 по 1910 годы.

1.1. Буддийская святыня Петербурга

     Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой деревне, за Чёрной речкой. Работами руководил строительный комитет, в который входили академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, князь Э. Э. Ухтомский, приват-доценты В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, врач тибетской медицины П. Бадмаев, путешественники П. Козлов и Д. Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы, Тюмени и Тундутовы, архитектор Г. В. Барановский, инженер Н. М. Березовский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер.

      В 1913 году в храме прошла первая служба. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского Богдо-гэгена VIII.

 

 

1.2. Агван Доржиев в Советской России

      После революции Агван Доржиев полностью отдаёт себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.

      В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировки из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

      Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.

      В 1921 году Доржиев составил на монгольском языке автобиографию, изложив её в стихотворной форме (рукописная копия хранится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН).

      В 1929 году новым антирелигиозным законом запрещена деятельность буддийской церкви Забайкалья[источник не указан 290 дней].

      В 1935 году начались преследования буддийского духовенства в Ленинграде.

      В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала существовать.

      В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев был арестован в Бурятии.

В 1938 Агван Доржиев скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно

Глава 2. Мемориалы

Санкт-Петербург

        14 июля 2004, на 150-летний юбилей рождения Агвана Доржиева, была открыта посвященная ему памятная доска работы архитектора В. Бухаева и скульптора Д. Намдакова на внутренней стене петербургского буддийского храма. К этому событию было также приурочено разрушение мандалы монахами монастыря Дрепунг Гоман (Карнатака, Индия) и лекция специального гостя юбилея Роберта Турмана в СПбГУ.

Улан-Удэ

       Музей литературы Бурятии имени Хоца Намсараева (ул. Советская, д. 27) проводит экскурсию и располагает выездной и обменной выставкой «Агван Доржиев. Жизнь и деятельность.

Дацаны Бурятии

       На территории Иволгинского Дацана (Республика Бурятия) из пяти субурганов один посвящен Агвану Доржиеву.

       В с. Ацагат Заиграевского района (в 50 км от Улан-Удэ) на территории нового Ацагатского Дацана, около минерального источника Хара-Ацагат расположен Дом-музей Агвана Доржиева. Это перенесенное с исходного места в селе Хара-Шибирь бревенчатое здание. Балансовая принадлежность — общественное. Фондовая коллекция — 1 430 ед. хр. Указом Президента Республики Бурятия Л. В. Потапова 2000 года музей получил статус государственного. Последняя же резиденция Хамбо-Ламы Доржиева находилась в Шолотском Дацане. Место рождения Хамбо-Ламы Доржиева, с. Хара-Шибирь, дважды посетил Далай-лама XIV.

Медаль «Агван Доржиев»

        В 2003 году в перечень государственных наград Республики Бурятия была внесена медаль «Агван Доржиев». Согласно положению, медаль может быть присуждена за выдающиеся заслуги перед Республикой, связанные с достижениями в развитии её экономического, культурного, научного и образовательного потенциала, а также деятельностью по укреплению мира и дружеских отношений между народами. Первоначально с предложением учредить такую государственную награду выступила инициативная группа из Фонда Агвана Доржиева.

 

Доржиевские чтения — конференция в С.-Петербурге

        25-27 ноября 2004 года в Санкт-Петербурге прошли Юбилейные Доржиевские Чтения «Буддийская традиция. История и современность», посвященные 150-летию со дня рождения Доржиева. Организаторы: Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры „Ая-Ганга“», Религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», Комитет по внешним связям Администрации г. Санкт-Петербурга, Администрация Президента Республики Бурятия, мемориальный музей-квартира путешественника П. К. Козлова, Российский этнографический музей.

        9-11 ноября 2006 года в Санкт-Петербурге прошли Вторые Доржиевские чтения «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство». Организаторы: Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский филиал ИВ РАН, Музей-квартира П. К. Козлова СПбФ ИИЕТ РАН, религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчойнэй» при поддержке Комитета по внешним связям Администрации г. Санкт-Петербурга и Администрации Республики Бурятии.

       С 8 по 12 июля 2008 года в Бурятии проходили Третьи Доржиевские чтения, ставшие традиционными для их организаторов – Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга», религиозного объединения буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», Института восточных рукописей РАН/СПбФ ИВ РАН. В этом году к организаторам присоединилось еще одно научное учреждение - Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). Именно здесь состоялось открытие конференции, прошло пленарное заседание. Сотрудниками ИМБТ СО РАН было представлено почти половина докладов.

      С 3–10 августа 2010 года. Место проведения: с. Агинское — национальный парк Алханай (Забайкальский край) — Усть-Ордынский Бурятский АО (с посещением о. Ольхон) — Санкт-Петербург. Организаторы: Буддийская Традиционная Сангха России, Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Администрация Агинского округа Забайкальского края. При участии: Института восточных рукописей РАН, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного университета, Музея-квартиры П. К. Козлова (Санкт-Петербург), Агинского краеведческого музея им. Г. Цыбикова (с. Агинское).

Доржиев в художественной литературе

       В литературной трилогии «Похищенное счастье» Д. О. Батожабая (окончена в 1965), виднейшем произведении бурятской литературы, Доржиев является прототипом одного из главных героев трилогии, «его святейшества Тувана хамбы».

       В 2007 году литературный журнал «Сибирские Огни» в ряде выпусков публикует фрагменты романа Ардана Ангархаева «Небо и Земля» под общим заголовком «Учитель Далай-Ламы. О жизни Агвана Доржиева».

 

Глава 3.Вклад в развитие буддизма в России

       Бурятский лама сделал немало для распространения буддийского учения в России. Краткое описание его деятельности таково:

·        открыл богословское учебное и высшее научное заведения в Калмыкии;

·        подарил послушникам религиозные книги Ганджур и Данджур, необходимые предметы для отправления ритуалов;

·        открыл образовательные учреждения и храмы в Бурятии и Калмыкии;

·        основал издательство в Санкт-Петербурге;

·        открыл типографию в Шулутском храме;

·        приспособил монгольское вертикальное письмо к бурятскому;

·        составил вагиндру – Агвановский алфавит, соотносящийся с русской транскрипцией.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В своей работе я выявила, каким выдающимся человеком был Агван Доржиев и какой он бесценный внёс вклад в развитие буддизма в России.

     Итак, Агван Доржиев помимо духовной, культурной, политической деятельности занимался продвижением принципов ненасилия, в современной терминологии «гуманитарных технологий», в жизнь общества. Речь идет о приемах и техниках управления социогуманитарными системами, в том числе характеризующихся публичной сферой применения, ориентацией на будущее, глубинным психоанализом. Его жизненный путь очень хорошо отражал суть учения Будды как отношения к жизни («Здесь я буду жить во время дождей, здесь — зимой и летом», — так рассуждает глупец. Он не думает об опасности; «Такого человека, помешавшегося на детях и скоте, исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение — спящую деревню.» — Дхаммапада. гл.20) — жертвовал комфортом и удобством ради других, ради сохранения буддизма, ради народов его исповедующих.

     Моя работа будет полезна как для студентов, так и школьников в изучении великих людей Бурятии, нашей истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Андреев А. И. Буддийская святыня Петрограда. — Улан-Удэ, 1992.— 126 с.

2.Андреев А. И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в СССР // Реверс: Филос.-религ. и лит. альманах. — СПб., 1992.

3.Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. СПб.: Нартанг, 2004 г. Твердый переплет, 224 стр. ISBN 5-901941-14-4 Тираж: 1000 экз.

4.Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та — «Нартанг», 2005.


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оглавление Введение…………………………………………………………………………3

Оглавление Введение…………………………………………………………………………3

Введение Тема исследования – жизненный путь

Введение Тема исследования – жизненный путь

Глава 1. Биография В 1853 году родился в селе

Глава 1. Биография В 1853 году родился в селе

По возвращении в Тибет был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры

По возвращении в Тибет был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры

Агван Доржиев в Советской России

Агван Доржиев в Советской России

Д. Намдакова на внутренней стене петербургского буддийского храма

Д. Намдакова на внутренней стене петербургского буддийского храма

Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры „Ая-Ганга“»,

Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры „Ая-Ганга“»,

В литературной трилогии «Похищенное счастье»

В литературной трилогии «Похищенное счастье»

Итак, Агван Доржиев помимо духовной, культурной, политической деятельности занимался продвижением принципов ненасилия, в современной терминологии «гуманитарных технологий», в жизнь общества

Итак, Агван Доржиев помимо духовной, культурной, политической деятельности занимался продвижением принципов ненасилия, в современной терминологии «гуманитарных технологий», в жизнь общества

Андреев А. И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в

Андреев А. И. Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2023