А ГДЕ ХРАНЯТ ВСЕЛЕННУЮ?
Библиотечный урок по словарям русского языка.
Ход урока.
Сразу же после всеобщего «Здрасте!» вопрос классу: Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную в одном месте? Класс слегка ошарашен и растерян. Тем не менее звучит призыв ведущего: Время пошло, каково ваше мнение? Ответы будут самые невероятные и замысловатые. А библиотекарь уже вывешивает на доску готовый плакат с текстом и просит кого – то прочитать его вслух: известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»
Вопрос командам. Вы согласны с данным утверждением? Обоснуйте своё мнение. Для подготовки – 3 минуты.
Затем ведущий просит класс напомнить, из каких основных элементов состоят книги, всем ведь это давно известно.
Следующий вопрос. А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их. А из каких элементов состоят словари? Как вы думаете, у них есть что – то общее, особенное? ( дети потом перечислят – алфавитный порядок, наличие словарных статей, например). Замечательные ответы, но этого мало. Недавно попалось мне на глаза одно необычное, неизвестное, но очень красивое слово – «лексикограф». Хочется узнать, что оно обозначает, как правильно произносится и пишется. Команды, помогите мне! Что мне делать? Среди ответов обязательно прозвучит – «посмотреть в словаре».
Вот и замечательно, давайте обратимся к разнообразным словарям и поищем там это неизвестное пока нам слово «лексикограф». Поскольку с книгой удобнее работать парой, а не командой, каждая пара получает словарь из школьной библиотеки. Здесь могут быть: Ожегов С.И. Словарь русского языка, Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка, малый толковый словарь русского языка, школьный словарь иностранных слов, школьный топонимический словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов и любые другие, имеющиеся в наличии.
В результате кто – то находит нужную информацию, кто – то нет, так как в некоторых словарях и не может быть этого слова ( например, в топонимическом ). Всё это можно обсудить с классом. А затем вместе сформулировать правильный ответ: лексикограф – это учёный, который занимается составлением словарей. Заодно ребята обнаружили ещё и слово «лексикография», т.е. раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей. Таким образом дети сами освоили поиск по словарям, нашли нужную и дополнительную информацию, а также рассказали, как они вели поиск, как работали со своим словарём.
Следующий вопрос командам. Известны ли вам имена лексикографов? Назовите их. Сначала – задумчивая пауза одна на всех. А потом всё равно кто – то сообразит и скажет: Даль, Ушаков, Ожегов. Ведь их словари лежат на партах ( можно ещё оформить выставку ). Здесь можно порассуждать над этой информацией или сообщить детям что – то о работе Института русского языка АН РФ ( журналы «Родина», «Русский язык в школе»), о предполагаемой реформе правописания и т.д.
А затем следующее задание – у всех на партах есть словари. Объявляется презентация словарей! Команды представляют свой, рассказывают кратко о нём, сообщают, что в нём такого особенного и очень необходимого для нас, как и зачем мы можем его использовать. Работа кипит, ведь ребятки уже сработались, да и время поджимает, дали на всё про всё только 4 минуты. В результате можем получить яркие образцы школьной рекламы: «Читайте и используйте только наш словарь, он вам просто необходим для занятий!»
Ведущий, конечно же, благодарит за работу и предлагает выполнить ещё одно практическое задание. Раз уж вы так хорошо убеждали нас воспользоваться вашими словарями, то и давайте действовать. Для начала поменяемся словарями с соседней командой для интереса. Ведь и вы и ваши соседи так хорошо рекламировали своё издание! Затем раздаются карточки с заданиями. Необходимо найти по словарям толкование слов, их написание и произношение. Дети, конечно же, работают парами. После выполнения задания учащиеся рассказывают, как они его выполняли, каков алгоритм поиска. Его, кстати, можно написать на доске для большей наглядности или заранее сделать плакат. А все задействованные в работе словари по мере выступлений ставим на выставку на всеобщее обозрение, завершая таким образом урок.
В заключительном слове ведущий благодарит ребят за работу, обобщает итоги занятия и рекомендует желающим почитать дополнительную литературу по теме прошедшего урока. Например:
1. Любителям чтения - о книгах и библиотеках. Сост. В. Валькова – М. : МИРОС, 1993.
2. Порудоминский В.И. Повесть о Толковом словаре. – М. : Книга, 1981.
3. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М. : Просвещение, 1984.
4. Что такое. Кто такой. Т. 3. – М. : Педагогика-Пресс, 1984. – С. 93-94.
ПЛАН УРОКА.
Задачи урока – в игровой форме обобщить и закрепить разученный ранее материал, содействовать развитию кругозора учащихся, их умению выражать свои мысли и работать в группе.
Оформление урока. Подбираются словари и готовится плакат с высказыванием А. Франса.
Организационная часть
1. Урок проводится для каждого класса отдельно.
2. Время проведения – 45 или 90 минут.
3. Задания рассчитаны на индивидуальную, парную ( по партам ) и командную ( по 4 человека ) работу.
4. За любой ответ учащихся благодарят.
5. По ходу занятия детям разъясняются условия работы ( время, выступающие, группировка и т.д. ).
6. По итогам урока в журнал выставляются только положительные отметки.
Содержательная часть
Вопросы:
1. Как вы считаете, где можно уместить всю Вселенную?
2. Согласны ли вы с утверждением А. Франса: «Словарь – вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!». Обоснуйте своё мнение.
3. А какие словари вы знаете?
4.Вспомните, пожалуйста, из каких основных элементов состоит книга.
5. А из каких элементов состоит словарь?
6. Есть ли, на ваш взгляд, у словарей что – то особенное, только для них характерное, или нет ничего такого?
7. Что обозначает слово «лексикограф», как оно пишется? Правильно ли я его произнесла? Что надо сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?
Практические задания
1. Давайте осуществим на практике ваше предложение и поищем данное слово по имеющимся у нас словарям.
Здесь возможен дополнительный вопрос: знаете ли вы фамилию хотя бы одного лексикографа?
2. Объявляется презентация словарей. Каждая команда должна представить свой словарь, рассказать о нём, показать, как им пользоваться, и доказать, что именно этот словарь нам просто необходим для работы и учёбы. На подготовку отводится 3 – 4 минуты.
3. Поиск по словарям неизвестных слов: проверяется их написание и произношение, уточняется их значение.
Подведение итогов. Даётся краткое заключение; выставляются отметки; рекомендуется дополнительная литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.