"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература +1
Взрослым
25.03.2018
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо". (Смысл названия пьесы Островского "Гроза")
Программа по литературе дает возможность познакомить учащихся с различными жанрами.
Самым трудным является изучение драматических произведений. Настоящей жизнью пьеса живет только на сцене. Но в школе пьесу читают. “И к пьесе отношение у ребят совсем иное, чем к театральному зрелищу. Им нелегко читать драматическое произведение. Чтение для них обычно связано с рассказом, повестью, романом. Даже стихи, которые труднее читать, чем эпические произведения, воспринимаются школьниками легче, чем пьеса” (А.М.Докусов, В.Г. Маранцман “Комедия Гоголя “Ревизор” в школьном изучении”, г.Ленинград, “Просвещение”, 1975, стр.62).
Драма – трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.
Учитель ни на минуту не должен забывать истину, не требующую доказательства: методы изучения драматических произведений определяются их спецификой.
А как же вы в афишке пропустили грозу.doc
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она
тоже действующее лицо". (Смысл названия пьесы
Островского "Гроза")
Программа по литературе дает возможность познакомить учащихся с различными жанрами.
Самым трудным является изучение драматических произведений. Настоящей жизнью пьеса живет только на
сцене. Но в школе пьесу читают. “И к пьесе отношение у ребят совсем иное, чем к театральному зрелищу. Им
нелегко читать драматическое произведение. Чтение для них обычно связано с рассказом, повестью, романом.
Даже стихи, которые труднее читать, чем эпические произведения, воспринимаются школьниками легче, чем
пьеса” (А.М.Докусов, В.Г. Маранцман “Комедия Гоголя “Ревизор” в школьном изучении”, г.Ленинград,
“Просвещение”, 1975, стр.62).
Драма – трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление,
чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании
характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.
Учитель ни на минуту не должен забывать истину, не требующую доказательства: методы изучения
драматических произведений определяются их спецификой.
В течение многих лет я работаю над методикой изучения драматического произведения и пришла к убеждению,
что обычный способ комментирования по актам несостоятелен, потому что он убивает специфику развития
драматического конфликта.
Лучшим способом прочтения пьесы является режиссерский – чтение пьесы дословно, по актам в один прием.
Такой возможности учитель не имеет: больше двух уроков, стоящих рядом, в его распоряжении нет. Наиболее
эффективным методом прочтения пьесы в один прием в условиях школьной практики является литературный
монтаж.
В последнее время много внимания уделяется темам типа “Смысл названия…”, подобные формулировки звучат
на выпускном экзамене. Только подробный анализ пьесы дает возможность говорить о смысле названия.
Многие писатели используют метафорические названия, смысл которых ученик затрудняется раскрыть
самостоятельно. Прелагаемый урок является частью моей сложившейся системы изучения драматических
произведений. Урок раскрывает умение Островского универсально реализовать метафору грозы в своей пьесе
и подготавливает учеников к домашнему сочинению по теме “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.
“А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”.
Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”
Разработка урока. 10 класс. (2 часа.)
Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы, как через образ грозы
показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей; помочь учащимся подготовиться к сочинению
типа “Смысл названия…”
На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет
не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет
сказать автор?”
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке?
Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о
А. Н. Островский. грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет
сказать автор? (Гроза – идея сюжет).
Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический
текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.
II. Беседа по тексту.
– С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)
Проверка домашнего задания.
– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка,
сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)
Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует
метафору грозы.
– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)
Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги
имущего.
– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)
Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант
самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).
– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1м
действии.)
Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка,
корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого
смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: чтото не ладится, чтото сломано в
механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.
– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она
обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)
Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и
здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла,
повышенная эмоциональность.
– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх
Катерины усиливается.)
Таким образом, в завязке действия участвует гроза.
– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена
унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной
сцене?
– “Тиша, не уезжай…” “Ну, бери меня с собой…” “Батюшки, погибаю я…” “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.) – Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на
шею. – Не воет: “Что народто смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”)
Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” –
“Значит, вы ее совсем загубить хотите.” “Съедят, в гроб вколотят”.)
Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.
– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Грозато нам в
наказание посылается…”)
Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого
Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не
будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и
испытания.
– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите
устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой
обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать
не хочется…” “…Красотато ведь погибель…” “…в омут с красотойто…” “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию.
(Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)
И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед
высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более
ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение:
просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.
– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. –
Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед
судией, который милосерднее вас!”)
Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой
образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах
людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета).
Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.
III. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана.
Учащиеся совместно с учителем формулируют вступление, тезис, заключение, а над основной частью работают
дома.
Примерный план.
I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.
II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.
1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.
2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.
3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.
4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.
5. На фоне грозы Катерина признается в измене.
6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.
III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение. IV. Домашнее задание:
1. Разработать план основной части.
2. Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо"
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо"
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо"
"А как же вы в афишке пропустили грозу, ведь она тоже действующее лицо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.