А.А.Фет "Весенний дождь"
Оценка 5

А.А.Фет "Весенний дождь"

Оценка 5
docx
27.01.2023
А.А.Фет "Весенний дождь"
весенний дождь 4 класс а.а.фет.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению

на тему: А.А.Фет «Весенний дождь»

УМК «Школа России», 4 класс

 

 

 

 

 

Выполнила: Юшина Е.Р.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  г. Екатеринбург

2020

 

 

 

Цель:

Перспективная цель: формирование читательской компетенции посредствам работы по разделу «Поэтическая тетрадь» в процессе смены видов учебной деятельности.

         Актуальная цель: создать условия для знакомства обучающихся с биографией и творчеством А.А.Фета посредством чтения и анализа стихотворения «Весенний дождь».

 

Задачи урока:

Дидактические: формировать у обучающихся знания о писателе А.А. Фет и его произведении, умение анализировать стихотворение, навык выразительного чтения посредством работы с произведением.

Развивающие: развивать у обучающихся восприятие, воображение, память и речь в процессе работы с текстом.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к чтению в процессе работы с текстом.

Предметные результаты: умение выразительно рассказывать стихотворения; умение анализировать литературные произведения; знание литературных приёмов

Метапредметные результаты:

          Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; задавать вопросы.

         Познавательные: развитие умения высказывать свою точку зрения о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника; делать выводы; ориентироваться в учебнике.

         Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока, формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

        Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность (самоорганизация), формирование положительной мотивации на урок; умение выстраивать сотрудничество в паре, знание правил при работе в паре; умение слушать других и проявлять уважение к одноклассникам.

Оборудование: доска, компьютер.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: беседа.

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы, приемы: метод выразительного чтения.

Литература: учебник «Литература, 4 класс, 1 часть» УМК Школа России, А. А. Плешаков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.      Организационно-мотивационный этап

 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Романовна, сегодня я проведу у вас урок литературы.

 

Проверьте свою готовность к уроку; учебник, тетрадь, ручка, карандаш, если вы полностью готовы к уроку, тогда садитесь

 

-Хорошо, молодцы, мы начинаем!

 

 

Послушайте: «Дождь… К нему невозможно относится равнодушно, его или любят, или ненавидят. Он волновал человека из испокон веков, о нем слагали легенды, рассказы и стихи, придавая божественную силу. Мягкие дождевые капли могут дробить камни, высекать из гор чудесные фигуры, заставлять делать романтические поступки и просто поднимать настроение. Дождь веселит маленьких детей, помогает им познать мир, поближе «познакомится» с крохотными дождевыми червячками и увидеть росу, которая сверкает на солнце ничуть не хуже настоящих диамантов».

 

Про что сейчас я вам рассказала?

 

Верно, послушайте интересные факты о дожде:

1)      Диаметр крупной дождевой капли может составлять до 6-7 миллиметров. Более крупные капли не долетают до земли, разлетаясь на более мелкие ещё в воздухе, независимо от того, насколько силён дождь;

2)      Радугу можно увидеть только во время дождя.

3)      Согласно летописям, в 1209 году на западе современной Европы дождь шёл, не прекращаясь, около двух с половиной месяцев — с двадцатого мая по девятое августа.

 

 

А какие интересные факты вы знаете о дожде?

 

 

Очень интересно! Давайте начнем наш урок!

Приветствуют учителя.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Про дождь.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают какие интересные факты они знают.

 

 

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность (самоорганизация), формирование положительной мотивации на урок.

Регулятивные: умение организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу.

2.      Актуализация знаний и целеполагание

 

Ребята, сейчас мы разделимся на группы, я вам выдам конверт, а в нем загадка, вам нужно будет отгадать ее.

 

1 ряд-1 команда

2 ряд-2 команда

3 ряд-3 команда

 

 

Выберете главного в команде, от каждого ряда выходит командир и пишет отгаданное слово на доске!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умнички! Давайте объединим наши ответы, и узнаем тему урока.

 

Начнем с 3 ряда, какой у вас ответ?

 

Верно, значит на уроке мы будем знакомиться со стихотворением. Но нам нужно узнать его название. 1 и 2 ряд какие у вас ответы?

 

Можем объединить?

 

 

 

 

Верно! Откроем учебник на стр.143 и проверим, верно ли мы ответили.

 

 

Давайте поставим цель на урок.

 

 

 

 

Согласна!

Слушают учителя.

 

 

 

Делятся на команды.

 

 

 

1 ряд:

Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю
Зимушку-подругу.(ВЕСНА)

 

2 ряд:

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю — (ДОЖДЬ)

 

 

3 ряд:

Стали буквы дружно в ряд,

И все в рифму говорят,

Их поэты очень любят,

Долго пишут, много судят

Угадали вы творение?

Это же (СТИХОТВОРЕНИЕ)

 

Командиры команд пишут ответы загадок у доски.

 

 

 

 

 

-стихотворение

 

 

-весна и дождь

 

 

-да, получится весенний дождь.

 

 

-Открывают учебник на стр.143.

Да, мы ответили верно! Будем знакомиться со стихотворением «Весенний дождь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Познакомиться со стихотворением А.А.Фета «Весенний дождь» и проанализировать его.

Предметные: умение анализировать литературные произведения; умение искать ответ на загадки.

Метапредметные:

П: умение анализировать, делать выводы, производить поиск информации.

Р: умение ставить цель на урок, прогнозировать деятельность на урок;

К: умение выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения.

Личностные: умение слушать других и проявлять уважение к одноклассникам.

3.      Открытие нового знания

Задача: создание условий для целостного и эмоционального восприятия обучающимися текста

   А знаете ли вы автора стихотворения?

 

 

Знакомы ли мы с ним?

 

Давайте познакомимся! Посмотрим видео на слайде (видео в презентации).

 

Ребята, скажите годы жизни Фета?

 

Верно, Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года, умер , 21 ноября (3 декабря) 1892 года.

 

Откуда родом была мама Фета?

 

Да, мама Афанасия Афанасьевича, Шарлотта Фёт (Foeth), была родом из Германии.

 

Почему Фет был лишён дворянского титула?

 

Точно, отец писателя, Афанасий Шеншин, женился на немке Шарлотте Фёт по лютеранским канонам, которые не имели в России никакой силы, а православное браковенчание было совершено после рождения Афанасия.

 

Как называется сборник, в котором впервые были напечатаны стихи Фета?

 

Верно, В 1840 году вышел сборник стихов Фета под названием «Лирический пантеон».

 

 

Молодцы, вы внимательно посмотрели и послушали биографию А.А.Фета

 

-   Предположите, о чем стихотворение?

 

 

-Верно, давайте послушаем его (вкл аудио в презентации).

 

-Какие эмоции у вас вызвало стихотворение?

 

 

 

-У кого еще какие эмоции вызвало стихотворение?

 

-Ребята, а вы хоть раз попадали под дождь?

 

-  Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали?

 

 

-Дааа! Все мы когда-то попадали под дождь! Я предлагаю вам послушать звуки дождя, закрыть глазки и перенестись в то время, когда вы попадали под дождь! (учитель вкл. звук дождя)

 

Получилось представить картину, что вы идете под дождем?

 

В нашем стихотворении поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного.

 

Афанасий Афанасьевич Фет

 

 

-Нет

 

Смотрят видео, знакомятся с автором.

 

-1820-1892

 

 

 

 

 

-Из Германии

 

 

 

-Из-за слишком позднего венчания своих родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

-«Лирический пантеон».

 

 

 

 

 

 

 

-По названию стихотворения мы можем сказать, что оно будет о весеннем дожде.

 

 

-Слушают стихотворение

 

 

-стихотворение вызвало положительные эмоции, представляешь будто весна, идет дождь, и ты смотришь на это из окна.

 

-ответы детей

 

 

-да!

 

-было весело, мы бежали под дождем домой, очень вкусно пахло, была радуга и т.п.

 

 

Слушают звук дождя.

 

 

 

Да!

 

 

 

Слушают учителя.

 

Предметные:

умение анализировать литературные произведения.

 

Метапредметные:

П: умение анализировать, делать выводы.

Р: умение придерживаться цели урока.

К: умение выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения;

Личностные:

умение слушать и проявлять уважение к своим одноклассникам.

4.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача: проверить, как учащиеся в первый раз восприняли текст, и как они поняли смысл рассказа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте прочитаем стихотворение в полголоса все вместе.

 

 

-Прочитайте первую строфу. О чем в ней говорится?

 

 

- Как показал поэт состояние природы перед дождем?

 

Согласна, кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.

 

 

 

- Прочитайте вторую строфу. Что происходит в ней?

 

 

- Становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.

 

 

 

- Прочитайте третью строфу. О чем там говорится?

 

 

 

Да, ведь дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой, и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

 

 

- Какова главная мысль стихотворения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы! Я с вами согласна!

 

Знаете ли вы, что такое завеса?

 

Прочитаем и запомним значение этого слова.

Завеса –

1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.).

2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.

(И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)

 

Как вы видите, слово многозначное.

- В каком значении слово «завеса» представлено в стихотворении?

 

Прочитаем выразительно стихотворение ещё раз. Особо мы остановимся на последних двух строчках стихотворения: «И что-то к саду подошло/ По свежим листьям барабанит».

 

-Ребята, а что подошло к саду? 

 

Верно!

 

 

-Скажите, какие запахи вы почувствовали?

 

- Какие цвета увидели? 

 

 

- Какие звуки услышали? 

 

 

 

- Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому?

 

- Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? 

 

 -Верно, именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас, скорее всего, получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами. Мы как будто переносимся в зарисовку, подаренную поэтом.

Читают стихотворение в полголоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первой строфе показан свет, как трепещут воробьи.

 

 

 

Поэт показал, что на улице светло, что блещет солнце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во второй уже начинается дождь, природа словно оживает, она радуется дождю. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последняя строфа обращает наше внимание на запах ароматного меда, создавая тем самым приятный, привлекательный образ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная мысль стихотворения – передать очарование весеннего пейзажа с помощью ярких приемов словесного описания. Название стихотворения полностью раскрывает его тему. Каждая строфа идет последовательно друг за другом и дополняет предыдущую. Тема развивается размеренно, не торопясь, образуя яркую живую картину весеннего дня, передавая его динамику – от солнечного света к внезапному дождю.

 

 

 

 

(ответы детей)

 

 

 

Читают значение слова из словаря.

 

 

 

 

 

 

В стихотворении слово дано в переносном значении(во втором значении).

 

 

Читают выразительно стихотворение(2-3 ученика), обращают внимание на последние две строчки.

 

-Дождь

 

 

 

 

-Душистым медом тянет

 

-Золотая пыль дождя

 

 

-Трепет крыла воробья, как барабанит дождь

 

 

-Глаголы

 

 

-10

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

Метапредметные:

П: умение анализировать, делать выводы, осуществлять поиск информации в учебнике.

Р: придерживаются цели урока;

К: умение выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения

Личностные:

умение слушать других, проявление уважения к одноклассникам. Проявляют интерес к чтению.

5.      Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Задача: анализ рассказа с учетом темы, идеи;

Ребята, автор применил в стихотворении художественно-изобразительные средства, сейчас мы с вами будем их искать. Но для начала повторим понятия.

 

Что такое метафора?

 

Давайте посмотрим определение на доске (в презентации определение и пример)

 

 

 

 

Что такое сравнение?

 

 

 

 

Что такое олицетворение?

 

Что такое эпитет?

 

 

 

 

 

 

 

Что такое аллегория?

 

 

 

 

 

Что такое ирония?

 

 

 

 

 

Что такое юмор?

 

 

 

Молодцы! Сейчас я вам выдам карточки на парту, на них стихотворение «Весенний дождь», вы работаете в парах, ищете художественных выразительных средства, которые мы с вами только что повторили.

 

 

 

 

Вы подчеркиваете средства, а сверху подписываете какое именно средство использовал автор.

 

 

 

 

 

 

Учитель выдает карточки.

 

https://yebanko.ru/analiz/fet/svetlo.png

 

Кто готов, сядьте красиво.

 

Давайте проверим! Какие художественные средства вы выделили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы! Проверяем! (на доске верные средства подчеркнуты, учитель комментирует).

Слушают учителя.

 

 

 

Метафора (перенос) – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.

 

 

 

 

 

 

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются  союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно и др.

 

Олицетворение  - изображение неживых предметов в виде живых существ.

 

 Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение-эпитет отвечает на вопрос- какой?

 

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

 

 

Ирония – это такой литературный приём, который характеризует того или иного человека в противоположном прямому смыслу. Выражение насмешки, но доброго характера.

 

Юмор  – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освободиться от всего дурного, недоброго.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают:

ЭПИТЕТЫ

«Золотая пыль»

«Душистый мед»

 

МЕТАФОРЫ

«Солнце блещет»

«Качаясь, движется завеса»

«Что-то подошло и барабанит»

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

«Воробей купается»

«Опушка стоит»

 

 

 

 

Предметные: умение анализировать литературное произведение; навык выразительного чтения, понимание смысла произведения; находить средства художественной выразительности в тексте.

 

Метапредметные:

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Р: придерживаются цели урока.

К: умение выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения

 

Личностные: умение выстраивать сотрудничество в паре, знание правил при работе в паре; проявление интереса к чтению.

 

6.      Самостоятельная работа

Ребята, давайте прочитаем стихотворение выразительно!

 

Сейчас у нас будет самостоятельная работа!

 

Проведем викторину по изученной теме урока!

(https://learningapps.org/display?v=pmgpfg3ek20)

 

 

Молодцы!

Читают выразительно стихотворение.

 

 

Слушают учителя.

 

 

Проходят викторину!

 

 

 

Предметные: навык выразительного чтения стихотворения, понимание смысла произведения.

Метапредметные:

Р: результаты своей деятельности и деятельности одноклассников;

К: выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения.

Личностные:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа».

7.      Рефлексия

      

    Задача: подвести итог       деятельности на уроке

Ребята, вот и подошел к концу наш урок!

 

Вам понравилось стихотворение?

 

Какие чудесные открытия мы увидели в стихотворении Фета «Весенний дождь»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно! На парте у вас лежат смайлики:

Зеленый-понравился урок

Желтый-не совсем понравился
Красный-урок не понравился

 

Выйдете и прикрепите на магнит к доске, понравился вам урок или нет.

Слушают учителя.

 

Ответы детей.

 

Что поэт ни разу не использовал слово дождь в стихотворении,

 образ дождя таинственный «что-то к саду подошло,

дождь можно услышать (брызнули, барабанит,

дождь можно почувствовать (мёдом тянет, по свежим листьям барабанит).

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают урок.

 

Предметные: понимание смысла произведения.

Метапредметные:

П: умение анализировать, делать выводы.

Р: умение оценивать себя и свою деятельность на уроке; придерживаются цели урока.

К: выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами речевого общения.

Личностные:

умение слушать других, проявлять уважительное отношение к своим одноклассникам.

8.      Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

 

 

Открываем дневники, записываем домашнее задание

1)Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

2)Нарисовать рисунок «Весенний дождь».

Записывают домашнее задание.

Метапредметные:

Р: способность к саморегуляции.

К: выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами речевого общения

П: умение структурировать знания.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ

Перспективная цель: формирование читательской компетенции посредствам работы по разделу «Поэтическая тетрадь» в процессе смены видов учебной деятельности

Перспективная цель: формирование читательской компетенции посредствам работы по разделу «Поэтическая тетрадь» в процессе смены видов учебной деятельности

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность (самоорганизация), формирование положительной мотивации на урок; умение выстраивать сотрудничество в паре, знание правил при работе в паре; умение слушать…

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность (самоорганизация), формирование положительной мотивации на урок; умение выстраивать сотрудничество в паре, знание правил при работе в паре; умение слушать…

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяПланируемые результаты 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяПланируемые результаты 1

Согласно летописям, в 1209 году на западе современной

Согласно летописям, в 1209 году на западе современной

Умнички! Давайте объединим наши ответы, и узнаем тему урока

Умнички! Давайте объединим наши ответы, и узнаем тему урока

Давайте поставим цель на урок

Давайте поставим цель на урок

Молодцы, вы внимательно посмотрели и послушали биографию

Молодцы, вы внимательно посмотрели и послушали биографию

Задача: проверить, как учащиеся в первый раз восприняли текст, и как они поняли смысл рассказа;

Задача: проверить, как учащиеся в первый раз восприняли текст, и как они поняли смысл рассказа;

Прочитайте третью строфу. О чем там говорится?

Прочитайте третью строфу. О чем там говорится?

Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар

Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар

В ней всё движется, переливается

В ней всё движется, переливается

Что такое ирония?

Что такое ирония?

Кто готов, сядьте красиво.

Кто готов, сядьте красиво.

Молодцы!Читают выразительно стихотворение

Молодцы!Читают выразительно стихотворение

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Инструктаж по выполнению домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023