Задачи:
сформировать представления родителей об основных изменениях подростков;
способствовать взаимопониманию родителей и детей, умению преодолевать конфликтные ситуации.
Последний важный этап,
который проходит школьник
в процессе обучения
в образовательном учреждении.
Это переход в статус
старшеклассника.
В юности
особенно возрастает необходимость в признании и защищённости, становятся
как никогда актуальными потребности в общении
и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими,
юноши и девушки
ощущают необходимость
найти свое «Я»,
понять
свои жизненные перспективы.
Поэтому
через всё содержание адаптационного периода
проходит идея самопознания
и самоопределения
в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я»
как собственными глазами,
так и глазами других.
Адаптация к новому классному коллективу.
Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
Рост интереса
к противоположному полу.
Первый этап адаптационного периода старшеклассников начинается со знакомства ребят друг с другом. Причём важным условием принятия школьниками друг друга оказывается непосредственное участие во всех процедурах классного руководителя.
Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учёбы.
Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника
взять ответственность
за успешность своего обучения
на самого себя.
И даже если ребята окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, стоит пробудить у них желание поразмышлять по этому поводу.
Эта часть работы проводится преимущественно в форме самоисследования:
«Что я могу сделать для того, чтобы...?
Как я могу повлиять на ...?
Что значит занять определённую позицию в жизни?
От чего, прежде всего, зависит мой собственный успех в...?
И др.».
Важно,
чтобы у ребят была возможность поразмышлять самостоятельно
над значимыми вопросами,
а также
соотнести полученные результаты
с представлениями сверстников.
Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки.
Во-первых, часть детей уже определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя выбор профессии – это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода.
Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору.
Однако старшеклассники
делают этот выбор
не всегда осознанно
и зачастую принимают решение
о предпочитаемой области
будущей трудовой деятельности
под влиянием момента.
Следовательно,
они явно дифференцируют предметы
на "полезные" и "ненужные",
что вызывает
игнорирование последних.
Внимательно отнеситесь
к возникшему интересу
в какой-то области,
помогите углубить ребенку
свои знания в ней,
обязательно найдите возможность познакомить ребенка
с привлекательной профессией –
а вдруг он ошибся с выбором?
Другой особенностью
старших подростков
становится возврат интереса
к учебной деятельности,
что не может не радовать родителей.
Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование.
Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют
общеучебные навыки,
умеет ли он учиться?
Чрезмерная акцентуация
на объёме приобретаемых знаний,
а не на способе их получения
может привести к тому,
что после поступления в вуз
для ребенка это и станет
главной трудностью.
Поэтому
постарайтесь пронаблюдать:
умеет ли будущий абитуриент конспектировать,
владеет ли
элементарными умениями
по оформлению письменных работ, написанию реферата.
Если есть возможность,
обучите его работе в сети Интернет,
познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него
очень полезным в будущем.
Однако существуют
и некоторые сложности
во взаимодействии
взрослых и детей.
Это касается
личной жизни подростков,
куда вход родителям зачастую запрещён.
При умелом дозировании общения, уважении права ребенка
на личное пространство
этот этап проходит
достаточно безболезненно.
Мнение сверстников
в данный возрастной период представляется детям
гораздо более ценным
и авторитетным,
чем мнение взрослых.
Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им
на собственном примере,
как надо строить отношения
с миром.
Отметим,
что успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители
и другие члены семьи
помогают ему в этом важном деле.
И мы надеемся,
что знание некоторых
"тонких моментов"
в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь
и вам, и вашим детям.
Безусловно принимать его.
Не оскорблять достоинства.
Активно слушать его переживания и потребности.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами, значит - доверять.
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Разговаривать «о жизни».
Давать советы, если он их просит.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.