Адаптация 10

  • ppt
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптация 10.ppt



Адаптация
десятиклассников
Лекторий для родителей



Цель: актуализировать проблему
возрастных особенностей
десятиклассников.

Задачи:
сформировать представления родителей об основных изменениях подростков;
способствовать взаимопониманию родителей и детей, умению преодолевать конфликтные ситуации.


Последний важный этап,
который проходит школьник
в процессе обучения
в образовательном учреждении.
Это переход в статус
старшеклассника.

В юности
особенно возрастает необходимость в признании и защищённости, становятся
как никогда актуальными потребности в общении
и одновременно в обособлении.


Общаясь с другими,
юноши и девушки
ощущают необходимость
найти свое «Я»,
понять
свои жизненные перспективы.

Поэтому
через всё содержание адаптационного периода
проходит идея самопознания
и самоопределения
в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я»
как собственными глазами,
так и глазами других.


Трудности адаптационного периода 
десятиклассников

Адаптация к новому классному коллективу.

Актуализация  учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

Рост интереса
к противоположному полу.

Первый этап адаптационного периода старшеклассников начинается со знакомства ребят друг с другом. Причём важным условием принятия школьниками друг друга оказывается непосредственное участие во всех процедурах классного руководителя.

Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учёбы.


Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника
взять ответственность
за успешность своего обучения
на самого себя.

И даже если ребята окажутся пока не готовыми к подобной постановке вопроса, стоит пробудить у них желание поразмышлять по этому поводу.


Эта часть работы проводится преимущественно в форме самоисследования:

«Что я могу сделать для того, чтобы...?
Как я могу повлиять на ...?


Что значит занять определённую позицию в жизни?
От чего, прежде всего, зависит мой собственный успех в...?
И др.».

Важно,
чтобы у ребят была возможность поразмышлять самостоятельно
над значимыми вопросами,
а также
соотнести полученные результаты
с представлениями сверстников.

Вторая часть этого этапа связана с полоролевым взаимодействием. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки.


Третий этап адаптационного периода старшеклассников посвящён решению задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества класса с целью достижения определённого результата.




Какие особенности необходимо учитывать родителям взрослых школьников, десятиклассников?




Рекомендации
для родителей десятиклассников


Во-первых, часть детей уже определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя выбор профессии – это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода.



Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному выбору.


Однако старшеклассники
делают этот выбор
не всегда осознанно
и зачастую принимают решение
о предпочитаемой области
будущей трудовой деятельности
под влиянием момента.


Следовательно,
они явно дифференцируют предметы
на "полезные" и "ненужные",
что вызывает
игнорирование последних.

Внимательно отнеситесь
к возникшему интересу
в какой-то области,
помогите углубить ребенку
свои знания в ней,
обязательно найдите возможность познакомить ребенка
с привлекательной профессией –
а вдруг он ошибся с выбором?



Лучше своевременно переориентировать человека,
чем позже расплачиваться
за "мимолётное увлечение".


Другой особенностью
старших подростков
становится возврат интереса
к учебной деятельности,
что не может не радовать родителей.

Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование.


Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют
общеучебные навыки,
умеет ли он учиться?

Чрезмерная акцентуация
на объёме приобретаемых знаний,
а не на способе их получения
может привести к тому,
что после поступления в вуз
для ребенка это и станет
главной трудностью.


Поэтому
постарайтесь пронаблюдать:
умеет ли будущий абитуриент конспектировать,
владеет ли
элементарными умениями
по оформлению письменных работ, написанию реферата.


Если есть возможность,
обучите его работе в сети Интернет,
познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него
очень полезным в будущем.


Однако существуют
и некоторые сложности
во взаимодействии
взрослых и детей.
Это касается
личной жизни подростков,
куда вход родителям зачастую запрещён.


При умелом дозировании общения, уважении права ребенка
на личное пространство
этот этап проходит
достаточно безболезненно.


Мнение сверстников
в данный возрастной период представляется детям
гораздо более ценным
и авторитетным,
чем мнение взрослых.


Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им
на собственном примере,
как надо строить отношения
с миром.


Отметим,
что успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители
и другие члены семьи
помогают ему в этом важном деле.


И мы надеемся,
что знание некоторых
"тонких моментов"
в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь
и вам, и вашим детям.



Принципы общения
со старшим подростком:


Безусловно принимать его.
Не оскорблять достоинства.
Активно слушать его переживания и потребности.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.

Делиться своими чувствами, значит - доверять.
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном  общении приветливые фразы.
Разговаривать «о жизни».
Давать советы, если он их просит.


СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!