Адаптация детей в ясельной группы в условиях дошкольного учреждения. Рекомендации из опыта работы. Адаптация детей ясельной группы Воспитатели ясельной группы в нашем ДОУ долгое время работали по обычной схеме приема детей в ясельную группу, проходя через все трудности адаптационного периода, который в среднем длился около полугода. Постепенное поэтапное привыкание детей к детскому саду начинается с прогулки с родителями на участке. Затем ребенку с родителями предлагают зайти в группу, осмотреться. Через некоторое время делается попытка оставить ребенка в группе без матери. Тем временем, в группу поступают новые дети. И так – с каждым ребенком. Не имея возможности принять одновременно всех детей группы, мы столкнулись с проблемой, когда в группе находятся одновременно дети с родителями и дети без родителей. Одних детей родители забирают раньше, других позже. Эмоциональная ситуация в группе была нестабильной и плохо поддавалась регулированию. Воспитателям трудно было контролировать ситуацию: дети, только было привыкшие к группе, начинали снова плакать, глядя на чужих родителей. Новый подход к проблеме адаптации в ясельной группе. В 2006 году наши воспитатели решили попробовать новый подход к приему детей в группу и адаптации. Родители будущей ясельной группы были приглашены на собрание в мае 2006 года. Мы описали им недостатки стандартной схемы адаптации, и они согласились на новый подход, который предполагалось осуществлять в тесном сотрудничестве между воспитателями, родителями, психологом, медицинскими работниками и администрацией. Также родители получили инструкции по соблюдению нового режима (режима ДОУ), на который они должны перевести детей за лето, для того, чтобы настроить организм ребенка на быструю адаптацию. Суть новой схемы заключалась в том, что дети должны оставаться в группе с 8.00 до 15.30 уже через неделю после прихода в детский сад. Прием детей осуществляется тройками: каждую неделю в группу приходят 3 новых ребенка. Родители поступивших в группу малышей не заходят в помещение группы, где с детьми работают воспитатели. Родители находятся дома и ждут звонков от воспитателей о самочувствии ребенка и возникших или не возникших проблемах, а также о времени, когда они должны прийти за своим ребенком. Основа новой схемы – доверительные отношения между родителями и воспитателями: родители вместе с воспитателями принимают на себя ответственность за адаптацию и здоровье своих детей, выполняя рекомендации по соблюдению режима дня, налаживанию взаимопонимания с ребенком и чуткого отношения к его эмоциональным реакциям, трудностям и проблемам нового переходного состояния. Психолог проводит беседу с каждым из родителей, и также находится в постоянном контакте с ними. Работают индивидуальные схемы общения с каждым ребенком и с каждым родителем. Нашим воспитателям, как правило, удается адаптировать детей через 3-4 дня, так, чтобы к концу первой недели их пребывания, они уже спокойно оставались в группе без родителей, играли, кушали и засыпали в тихий час. Конечно, бывают и исключения. Во вторую неделю сентября приходят три новых ребенка. Наличие в группе уже адаптированных детей помогает воспитателям быстрее подключить вновь прибывших к режимным моментам. В течение сентября-октября в группу поступают все дети. К этому времени адаптация практически заканчивается, и воспитатели могут начинать развивающие занятия. Подходы и методы работы наших воспитателей носят одновременно традиционный и инновационный характер и будут описаны ниже. Сейчас остановимся подробнее на методологической основе нашей системы адаптации. Методологическая основа адаптации. Из психиатрии и психологи известно, что «…привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Она несколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда в поведении ребенка отчетливо намечаются другие тенденции – стремление к самостоятельности и самоутверждению, связанные с развитием самосознания» К возрасту 2-3 лет, когда малыш поступает в дошкольное детское учреждение, у ребенка помимо первичной привязанности к матери уже сформировалось чувство привязанности к другим близким людям, которые способны заменить мать в условиях ее кратковременного отсутствия. В этих привязанностях существует иерархия. Задача воспитателя – завоевать доверие ребенка и стать объектом его привязанности на период пребывания в ясельной группе. В психиатрии так же имеются сведения о позитивном влиянии замещающих привязанностей на психическое развитие детей в дошкольном и раннем школьном возрасте. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны в общении со сверстниками, часто проводят время в контактах с другими детьми и в социальных играх. Надежная замещающая привязанность проявляет себя также отсутствием агрессивности, враждебности, позитивном отношении к играм и общению. Прием детей в ясельную группу и адаптационный период являются испытанием не только для ребенка, приходящего в ДОУ, но и для самих воспитателей. Успешная работа воспитателей зависит не только от их профессиональных навыков и опыта работы, но и от их мировоззрения, жизненных установок, взглядов, позиций. В условиях каждодневных испытаний на прочность, которые предъявляет к воспитателям период адаптации, на передний план выходят такие личные качества, как твердость духа и уравновешенность. Как утверждал А.С. Макаренко: «Хороший педагог должен быть хорошим актером». Для того чтобы продемонстрировать ребенку всю гамму разнообразных эмоций (в зависимости от ситуации), воспитатель должен хорошо владеть собой и чутко ощущать потребности ребенка раннего возраста. Воспитатель стоит не на позиции жалости и сострадания к малышу (даже в глубинен души), а на позиции милосердия. Милосердие – это помощь духу ребенка в преодолении испытания, переживании страдания, отделения от первичного объекта привязанности – его матери. Если воспитатель убежден, что малышу по силам преодолеть свое испытание, что эти переживания в дальнейшем сделают его душу более чуткой, а дух – закаленным, что новая социальная среда наполнит жизнь ребенка и новым развивающим полезным содержанием, - установки воспитателя передадутся малышу и он сможет легче справиться со своими эмоциями. Предварительная работа с родителями непременно затрагивает и эти моменты адаптации. Родители должны сами подготовить себя к необходимости временной разлуки с ребенком, и их настрой обязательно передастся малышу. Воспитатель также просит родителей заранее сформировать позитивное отношение к детскому саду, к будущей интересной и содержательной жизни малыша. Не нужно обманывать ребенка, что в детском садике все будет замечательно и прекрасно, иначе ребенок может столкнуться с проблемой обманутых ожиданий. Ребенок сам в состоянии разобраться и оценить новую обстановку. Только при таком подходе мы сможем мобилизовать психику малыша. помочь ему сконцентрировать все свои силы для преодоления своего жизненного испытания. Наши наблюдения за детьми в последующие годы показали, что дети, прошедшие адаптацию в таких условиях более жизнеспособны, ответственны, внимательны, общительны, практически не страдают личностной тревожностью, хорошо осваивают программу обучения. Другим важным принципом в работе воспитателя является демократичность. Воспитатель выступает для малышей не авторитетным педагогом, а старшим товарищем. Мы не забываем, что не только взрослые учат детей, но и дети учат нас, и, возможно, даже в большей степени, так как «…устами младенца глаголет истина…». Пока наши младенцы не умеют разговаривать, - их поведение и эмоциональные реакции являются для нас источником информации не только о психическом благополучии ребенка в группе, но и об особенностях его характера, и часто - об укладе жизни в семье и семейных проблемах. Помогая детям в преодолении себя, мы помогаем самим себе в преодолении ограниченности своих познаний о мире и о человеке. В общении с детьми мы замечаем свои недостатки и слабые стороны, надо которыми нужно работать. Наши воспитатели воспринимают ребенка как личность, с мнением которой взрослым необходимо считаться. Любить детей нужно всех вместе и каждого в отдельности, и в то же время не идти у них на поводу. Очень непросто каждую минуту держать под контролем ситуацию в группе, не допуская нервозности. Это трудно, но выполнимо. Контролируя психическое состояние каждого ребенка, мы держим под контролем психическое состояние всей группы. Основные принципы, от которых отталкивается воспитатель в своей работе в адаптационный период, это: • посильность требований • постепенность усложнения. На практике это выглядит так. В первый и второй день своего пребывания в группе ребенку позволяется вести себя так, как ему хочется. Он осматривается в новых условиях, плачет или не плачет, приглядывается к другим детям, которые уже привыкли к группе и режиму. Новому ребенку не обязательно следовать за ними и соблюдать режимные моменты. По мере привыкания малыша воспитатель предлагает ему попробовать присоединиться к группе. Наличие уже адаптированных детей облегчает новому ребенку приспосабливание, так как срабатывает рефлекс подражания. Ориентировочный рефлекс (из которого при правильном развитии впоследствии может развиться любознательность) лежит в основе возникновения интереса к окружающей действительности, помогает малышу преодолеть свои страхи и начать игровую деятельность и общение. Общение с ребенком. Речь. Игра. Разговаривая с детьми, воспитатель очень требовательно относится к собственной речи, помня о том, что ребенок раннего возраста позитивно реагирует на эмоциональное общение, короткие емкие фразы, наглядность. Воспитатель представляет себя детям не по имени/отчеству, а просто по имени (напр. Света, Галя), - так легче наладить доверительный контакт. Слово «нельзя» исключается из обихода общения, используются такие формы воздействия, как переключение ребенка на другой вид деятельности: предложить малышу другую игру, другую игрушку, включиться в игру вместе с ним и т.д. Если ребенок сильно возбужден или агрессивен, воспитатель мягко предлагает ему посидеть на стульчике, отдохнуть, успокоиться. Как только ребенок успокоился, он может в любой момент по своему желанию встать со стульчика и продолжить игру. Мы посвящаем родителей в особенности нашего общения с детьми в группе, что помогает им дома налаживать контакты взаимодействия с ребенком. Представим как пример наши рекомендации по организации игры. • - играть с ребенком надо, чувствуя себя партнером, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях; • - сопровождать движения стихотворным текстом; ритм не только воспитывает слуховое внимание и восприятие, но и организует темп игры • - текст произносить четко, эмоционально, с повторениями • - играть против желания ребенка недопустимо Плач. Родители часто спрашивают нас, как правильно реагировать на слезы ребенка. Как разъясняет психотерапевт А.И.Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», адресованной воспитателям детских садов: «Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми». «Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер ее выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик». «С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребенка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более теплыми и отзывчивыми в выражении ответных чувств. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желания». «Иногда плач проявляется только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода, разрядки, облегчение, испытываемое после плача, в какой-то мере способствует улучшению настроения, представляя таким образом средство регуляции эмоционального тонуса. Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру – то, что мы определили как язык плача». В своих беседах мы объясняем эти особенности эмоционального развития ребенка родителям. Воспитатели стараются отвлечь плачущего от протеста ребенка, переключить его внимание (а вслед за этим эмоции) на созидательно-деятельное направление: «Нам в ясельках некогда плакать, у нас очень много дел. Мы должны расти большими, кшать, играть, отдыхать (слово «спать» не употребляется)! Потом вырастем вот такими, и в школу пойдем, учиться будем и т.п.» Если ребенка обидел другой малыш, мы зовем обидчика и просим обнять и погладить обиженного, если обидчик отказывается, обиженного малыша «жалеют» другие дети. Список литературы 1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. 2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53. 3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1991. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. 5. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.