Упражнения на артикуляцию, четкость дикции
- Разработка мягкого неба:
1)«Пасть льва» – необходимо было произвести полный зевок с закрытым ртом.
2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки предлагалось достать до мягкого неба и затем вернуться к верхним альвеолам (основание нижних и верхних зубов).
3) Для формирования внутриглоточной артикуляции полезным было использование упражнения на произнесение гласных звуков с позевыванием.
4) С удовольствием ребята выполняли упражнение на имитацию полоскания горла.
- Разработка нижней челюсти, освобождение нижней челюсти через переход от активного к расслабленному состоянию:
1) «Противостояние» – предлагалось попробовать нижней челюстью давить вниз, а кулачками сопротивляться, давя ими снизу на челюсть. При этом рот должен был быть слегка приоткрытым.
2) Аккуратно выполнялись движения челюстью вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые (приходилось контролировать, чтобы не допустить чрезмерности в выполнении упражнения .
- Разработка щёк:
1) «Полоскание» – надо было представить полоскание утром рта после чистки зубов, производя надувание и втягивание обеих щек попеременно и одновременно.
2) «Шарик» – следовало было перегонять воздух из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю, как бы тщательно полоща всю полость рта поочередно.
3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).
4) «Рыбка» – при выполнении упражнения надо было втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть при этом оставалась опущенной, губы собраны (как рыбий рот), работать, смыкая и размыкая их.
- Разработка губ (активизация):
1) «Улыбка – хоботок» – при сомкнутых зубах следовало улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10 (можно меньше, в зависимости от возможностей обучающегося).
2) «Хоботок» – необходимо было выполнять движения губами вверх, вниз, в стороны, круговые. При этом зубы оставались сомкнутыми.
3) «Скольжение» – следовало пожевать верхнюю и нижнюю губу. Рот оставался приоткрытым, губы ребята пробовали как бы натянуть на зубы, затем растянуть в улыбке.
4)«Кролик» – ребята представляли себя в образе кролика, у которого верхняя губа подтянута кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Надо было представить, что губу «тянут» за невидимые ниточки.
5)«Лошадка» – представляли себя в образе лошадок, которые фыркают то от удовольствия, то от удивления, то от возмущения.
6)«Бублик» –следовало представить губы в виде хоботка, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до от 5 до 10 секунд.
- Активизация и освобождение языка:
1) «Вертушка» – совершались вращательные движения языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языком то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).
2) «Печем пироги»:
а) «Месим тесто» – сначала надо было «замесить тесто», размяв язык зубами.
б) «Лепим пирог» – затем - похлопать губами по языку.
в) «Остужаем пирог» – потом - подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.
3) «Лопаточка-иголочка» – следовало попытаться языком тянуться «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет от 5 до 10.
4) «Качели» – ребята пробовали дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка, чередуя напряжение с расслаблением.
5) «Трубочка» – дети складывали язык трубочкой, затем выдвигали его вперед-назад, затем выдували в трубочку воздух.
6) «Спираль» – требовалось поворачивать язык то на один бок, то на другой.
7) «Чашечка» – представляли на кончике языка маленькую чашечку, пытались кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.
8) «Горка» – обращалось внимание на то, что кончик языка находится у основания нижних зубов, середина его поднята к небу и выгнута дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.
9) «Внутренний крестик» – пытались представить как кончиком языка нарисовать внутри ротовой полости крестик: движения к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.
10) «Наружный крестик» – те же движения, но кончик языка движется к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.
11) «Зонтик» – необходимо было представить как внутри ротовой полости открывается зонтик: кончик языка поднимается вверх к нёбу, удержать, затем расслабить.
12) «Прилипала» – надо было как бы «присосать» широкий язык к небу, затем, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.
13) «Болтушка» – «бла-бла-бла» - расслабленным языком следовало выполнять колеблющие движения верхней губой.
14) «Лошадка» – пробовали пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Приходилось следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
15) «Барабан» – пробовали языком упираться в верхние зубы, рот оставался приоткрытым, при этом многократно и отчетливо произносили ДД-Д, затем ТД -ТД-ТД.
16) «Комарик» –представляя себя в роли маленького комарика, язык поднимали за верхние зубы, длительно произнося при этом звук 3-3-3-3.
17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем необходимо было производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.
18) «Ослик» –при положении языка в упоре кончиком на нижние основания зубов, пытались с силой произносить звукосочетание «ИЕ».
19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука «А» широкий кончик языка следовало закусить зубами. При постепенном ускорении темпа был слышен звук «Л».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.