Тема нашего выступления - Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Наталья Адамовна Калиман
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции:
Познавательная сфера (Познавательные УУД)
1.Тест К. Йерасик «Мышление, уровень вербального интеллекта»;
2.Методика» Исключение понятий» (обобщающие операции, вербально – логическое мышление), автор Н.Я.Семаго;
3. Общая успешность в 2-х тестах.
Регулятивные УУД
1. Тест «Графический диктант», автор Д. Эльконин;
2. Тест «Образец и правило», автор А. Л. Венгер, Г. Цукерман
Личностные УУД
1.Изучение уровня школьной мотивации по методике Н. Лускановой «Мотивация»;
2. Изучение самооценки по методике «Лесенка» Марцинковской;
3. Изучение эмоционального благополучия по шкале «Эмоциональное благополучие» (Методика Э.М.Александровской)
Коммуникативные УУД
1.Взаимодействие со сверстниками (сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества) по методике «Рукавички» (работа в парах), автор Г.А. Цукерман;
2. Изучение взаимоотношений с одноклассниками по шкале «Взаимоотношения с одноклассниками» (Методика Э.М.Александровской)
Адаптация первоклассников к школе
Схема изучения социально – психологической адаптации ребёнка в школе» (экспертная оценка учителя), автор Э. М. Александровская
Актуальность темы определяется необходимостью объединения усилий школы и семьи по созданию условий, позволяющих первокласснику с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) успешно адаптироваться к школе.
Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.
К категории ОВЗ относятся дети:
С нарушением слуха
С нарушением зрения
С нарушением опорно-двигательного аппарата
С задержкой психического развития
С нарушением интеллекта
С иными ограничениями в здоровье
Дети-инвалиды
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач.
Меняется режим дня, меняются требования, необходима мобилизация всех сил ребенка.
Показателем трудностей процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это могут быть следующие проявления:
заторможенность;
депрессия;
чувство страха;
нежелание идти в школу
(с такими моментами мы нередко встречаемся в гимназии)
Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
• Несформированность «внутренней позиции школьника».
• Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
• Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
• Общение с учителем.
• Принятие учебной задачи.
• Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
• Отношение к себе.
• Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
• Гиперактивность. (в классе есть дети с данным показателем)
• Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Какие же задачи стоят перед учителем:
Задачи адаптации:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой сплочённости;
Этот процесс должен управляться не только педагогами, но и специалистами сопровождения образовательного процесса.
Основные требования к организации образовательного процесса школы, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу:
• использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ таких как:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2.
Предотвращение наступления утомления, используя
для этого разнообразные средства (я применяю: чередование умственной и
практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование
интересного и красочного дидактического материала, и средств
наглядности).
3.
Использование методов, активизирующих
познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Так же эффективными приемами коррекционного
воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в
развитии являются следующие методические приёмы:
Поэтапное разъяснение заданий.
· Последовательное выполнение заданий.
· Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
· Близость к учащемуся во время объяснения задания.
· Смена видов деятельности.
· Чередование занятий и физкультурных пауз Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
· Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
· Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
· Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ.
· Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
· Игровые ситуации;
· Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
· Релаксация, позволяющая снять мышечные спазмы и зажимы.
Необходимо создать следующие специальные условия, которые помогут первокласснику адаптироваться в новых условиях:
· 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
· Введение физминуток через 15-20 минут урока.
· Создание ситуации успеха на занятии.
· Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
· Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. (Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.)
· 11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).
На уроках и в ГПД мы стараемся разнообразить работу, включаем: пальчиковую гимнастику; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; игры моталочки; игры со счетными палочками и др.
Дидактические игры в обучении школьников с ОВЗ применяются для привлечения внимания, интереса к процессу обучения. Учитывая то, что дети с ОВЗ неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, мы стараемся создать такое отношение к игре, которое способствует положительным эмоциям. Поощряем и подбадриваем детей – это необходимый эмоциональный момент. В работе с учениками используются такие дидактическая игра, например, «Что изменилось?». Начинается она с двух или трёх предметов, потом количество увеличивается. Фигурки располагаются на доске, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза. Фигурки можно поменять местами, убрать или добавить новые. Ребенок должен сказать или показать, что изменилось.
Особое место занимают игры со словами и буквами, цифрами, игры-головоломки, пазлы, разнообразные конструкторы и т д.
Адаптации первоклассника способствуют:
• организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост (в гимназии работают кружки шашки, шахматы, изостудия, поделки, посещение библиотеки, игры на воздухе и другие)
Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.
При встрече с родителями мы рекомендуем родителям:
- Развивать внутреннюю мотивацию детей:
- учитывать запросы, интересы и устремления детей;
- самый мощный стимул в обучении «Молодец! Получилось!». Хвалить ребёнка! Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого.
- поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.
• Показывать ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения.
• Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
• Отвечать по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.
• Не стесняться подчеркивать, что вы им гордитесь.
• Всегда говорить ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
• Оценивать только поступки, а не самого ребенка.
• Не добиваться успеха силой.
• Всегда выполнять свои обещания, данные ребенку.
• Быть последовательными в своих действиях и требованиях.
• Признавать право ребенка на ошибки. Относиться с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребенку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалить своих детей. Помнить, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
• Стараться каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Работа принесет результаты лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: медицинских специалистов, педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся.
Список литературы:
1. Абрамова И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски решения. «Педагогическое образование и наука».
2. Мещерякова И. Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации.
Подготовила воспитатель
группы продлённого дня
МБОУ «Гимназии № 8»
г. Мурманска Фомина С. Е.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.