Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Оценка 4.7

Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Оценка 4.7
docx
13.03.2024
Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.
Фомина.docx

 

Тема нашего выступления - Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

 

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

 

Наталья Адамовна Калиман

 

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

 

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции:

 

Познавательная сфера (Познавательные УУД)

1.Тест К. Йерасик  «Мышление, уровень вербального интеллекта»;

2.Методика» Исключение понятий» (обобщающие операции, вербально – логическое мышление), автор Н.Я.Семаго;

3. Общая успешность в 2-х тестах.

 

 

 

Регулятивные УУД

 1. Тест «Графический диктант», автор Д. Эльконин;

 2. Тест «Образец и правило», автор А. Л. Венгер, Г. Цукерман

 

 

Личностные УУД

1.Изучение уровня школьной мотивации  по методике Н. Лускановой «Мотивация»;

2. Изучение самооценки по методике «Лесенка» Марцинковской;

3. Изучение эмоционального благополучия по шкале «Эмоциональное благополучие» (Методика Э.М.Александровской)

 

  Коммуникативные УУД

1.Взаимодействие со сверстниками (сформированность действий по согласованию усилий в    процессе организации и осуществления сотрудничества) по методике «Рукавички» (работа в парах), автор Г.А. Цукерман;

  2. Изучение взаимоотношений с одноклассниками по шкале «Взаимоотношения с   одноклассниками» (Методика Э.М.Александровской)

 

Адаптация первоклассников к школе

Схема изучения социально – психологической адаптации ребёнка в школе» (экспертная оценка учителя), автор Э. М. Александровская

 

Актуальность темы определяется необходимостью объединения усилий школы и семьи по созданию условий, позволяющих первокласснику с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) успешно адаптироваться к школе.

Процесс адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья более протяженный. Он может продолжаться до полугода, а в некоторых случаях может быть и более длительным. Это, как правило, связано с тем, что у детей более медленно формируются новые навыки, необходимые как для адаптации и социализации, так и для обучения.

К категории ОВЗ относятся дети:

 

С нарушением слуха

С нарушением зрения

С нарушением опорно-двигательного аппарата

С задержкой психического развития

С нарушением интеллекта

С иными ограничениями в здоровье

Дети-инвалиды

 

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач.

Меняется режим дня, меняются требования, необходима мобилизация всех сил ребенка.

 

Показателем трудностей процесса адаптации к школе служат изменения в поведении детей. Это могут быть следующие проявления:

заторможенность;

депрессия;

чувство страха;

нежелание идти в школу

(с такими моментами мы нередко встречаемся в гимназии)

 

Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:

• Несформированность «внутренней позиции школьника».

• Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.

• Подчинение новым для него правилам школьной жизни.

• Общение с учителем.

• Принятие учебной задачи.

• Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.

• Отношение к себе.

• Состояние здоровья и уровень физиологического развития.

• Гиперактивность. (в классе есть дети с данным показателем)

• Нарушение эмоционально-волевой сферы.

 

Какие же задачи стоят перед учителем:

Задачи адаптации:

1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;

2) создание доброжелательной атмосферы в классе;

3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;

5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;

6) создание предпосылок для групповой сплочённости;

 

Этот процесс должен управляться не только педагогами, но и специалистами сопровождения образовательного процесса.

 

Основные требования к организации образовательного процесса школы, предполагают комплексную коррекционно-развивающую работу:

 

• использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ таких как:

1.    Индивидуальный подход к каждому ученику. 

 

2.     Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (я применяю: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности). 

3.    Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 

4.     Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 


Так же эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются следующие методические приёмы:

Поэтапное разъяснение заданий.

·       Последовательное выполнение заданий.

·       Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

·       Близость к учащемуся во время объяснения задания.

·       Смена видов деятельности.

·       Чередование занятий и физкультурных пауз Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

·       Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

·       Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

·       Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ.

·       Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

·       Игровые ситуации;

·       Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

·       Релаксация, позволяющая снять мышечные спазмы и зажимы.

 

Необходимо создать следующие специальные условия, которые помогут первокласснику адаптироваться в новых условиях:

 

·       2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

·       Введение физминуток через 15-20 минут урока.

·       Создание ситуации успеха на занятии.

·       Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

·       Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.   (Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.)

·       11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене 15-20 минут).

 

На уроках и в ГПД мы стараемся разнообразить работу, включаем: пальчиковую гимнастику; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; игры моталочки; игры со счетными палочками и др.

 

Дидактические игры в обучении школьников с ОВЗ применяются для привлечения внимания, интереса к процессу обучения. Учитывая то, что дети с ОВЗ неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, мы стараемся создать такое отношение к игре, которое способствует положительным эмоциям. Поощряем и подбадриваем детей – это необходимый эмоциональный момент. В работе с учениками используются такие дидактическая игра, например, «Что изменилось?». Начинается она с двух или трёх предметов, потом количество увеличивается. Фигурки располагаются на доске, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза. Фигурки можно поменять местами, убрать или добавить новые. Ребенок должен сказать или показать, что изменилось.

 

Особое место занимают игры со словами и буквами, цифрами, игры-головоломки, пазлы, разнообразные конструкторы и т д.

 

Адаптации первоклассника способствуют:

 

• организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост (в гимназии работают кружки шашки, шахматы, изостудия, поделки, посещение библиотеки, игры на воздухе и другие)

 

Следующее направление - работа с семьей. Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.

 

При встрече с родителями мы рекомендуем родителям:

- Развивать внутреннюю мотивацию детей:

- учитывать запросы, интересы и устремления детей;

- самый мощный стимул в обучении «Молодец! Получилось!». Хвалить ребёнка! Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого.

- поддерживать веру в себя, ведь уверенность в себе и собственных силах способствует усилению внутренней мотивации.

• Показывать ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не за его достижения.

• Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

• Отвечать по возможности честно и терпеливо на любые вопросы ребенка.

• Не стесняться подчеркивать, что вы им гордитесь.

• Всегда говорить ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

• Оценивать только поступки, а не самого ребенка.

• Не добиваться успеха силой.

• Всегда выполнять свои обещания, данные ребенку.

• Быть последовательными в своих действиях и требованиях.

• Признавать право ребенка на ошибки. Относиться с пониманием к тому, что у ребенка что-то не получается сразу, если родители верят в успех, спокойно и ровно относятся к своему ребенку, то тем самым они помогают ему справиться со всеми трудностями. Чаще хвалить своих детей. Помнить, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

• Стараться каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

 

Работа принесет результаты лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: медицинских специалистов, педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Абрамова И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски решения. «Педагогическое образование и наука».

2. Мещерякова И. Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации.

 

 

 

 

 Подготовила воспитатель

группы продлённого дня

 МБОУ «Гимназии № 8»

г. Мурманска Фомина С. Е.

 

https://origin-style.ru/800/600/https/clubhavana.ru/800/600/https/ds05.infourok.ru/uploads/ex/09fe/0011962d-b372a865/img4.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема нашего выступления - Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению

Тема нашего выступления - Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению

Регулятивные УУД 1. Тест «Графический диктант», автор

Регулятивные УУД 1. Тест «Графический диктант», автор

С нарушением зрения С нарушением опорно-двигательного аппарата

С нарушением зрения С нарушением опорно-двигательного аппарата

Общение с учителем. • Принятие учебной задачи

Общение с учителем. • Принятие учебной задачи

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки

Необходимо создать следующие специальные условия, которые помогут первокласснику адаптироваться в новых условиях: · 2

Необходимо создать следующие специальные условия, которые помогут первокласснику адаптироваться в новых условиях: · 2

Фигурки располагаются на доске, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза

Фигурки располагаются на доске, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми

Список литературы: 1. Абрамова

Список литературы: 1. Абрамова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024