Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Наталья Адамовна Калиман
Всего учащихся первых классов, прошедших психологическое обследование - 89 уч.:
1 «А» класс- 30 учащихся
1 «Б» класс – 29 учащихся
1 «В» класс – 30 учащихся
Обследование учащихся проводилось с использованием методик:
Г.С. Ковалевой, О.В. Даниленко, И.В. Ермаковой,
Н.В. Нурминской, М.В. Серковым «Готовность первоклассников к обучению в школе»
Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»
Актуальность темы определяется необходимостью объединения усилий школы и семьи по созданию условий, позволяющих первокласснику с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) успешно адаптироваться к школе.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
• Несформированность «внутренней позиции школьника».
• Недостаточное развитие у ребенка внутренней учебной мотивации.
• Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
• Общение с учителем.
• Принятие учебной задачи.
• Недостаточно развитие способности к взаимодействию с другими детьми.
• Отношение к себе.
• Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
• Гиперактивность.
• Нарушение эмоционально-волевой сферы.
Задачи адаптации:
1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой сплочённости;
7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;
-Индивидуальный подход к каждому ученику. -Предотвращение наступления утомления-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. -Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Необходимо учитывать:
Методические приёмы:
Поэтапное разъяснение заданий.
Последовательное выполнение заданий.
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
Близость к учащемуся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности.
Подготовка учащегося к перемене вида деятельности.
Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Использование листов с упражнениями,
которые требуют минимального заполнения.
Обеспечение учащихся печатными копиями заданий,
написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ.
Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
Для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения
5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. (Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.)
10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут).
12. Точность и краткость инструкции по выполнению задания
Одно из направлений - работа с семьей.
Семья вводит ребенка в общество, прививает ему первые навыки самообслуживания, освоения различных форм коммуникации, удовлетворяющих потребность ребенка с ОВЗ в общении. Поэтому важным является в рамках данного направления организация консультативной поддержки семьи, а также обязательное включение родителей в образовательно-реабилитационную среду обучения и воспитания как условие реального взаимодействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.