АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Рано или поздно практически перед всеми родителями, чьи подросшие дети в ближайшее время должны знакомиться с детским садом, встаём много разнообразных вопросов. И это абсолютно естественно, так как детский сад на насколько лет станет важной частью жизни ребёнка. Родителей интересуют вопросы, связанные с ускорением и облегчением процесса привыкания ребёнка к изменившимся требованиям и условиям. Но вопросы по адаптации ребёнка к детскому саду должны волновать родителей намного ранее, чем ребёнок перешагнёт порог дошкольного учреждения. Многочисленные исследования учёных, таких как Э.Торндайк, И.П.Павлов, В.Шторн и других, доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям ДОУ, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Так что же такое адаптация? Под адаптацией понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Адаптация ребёнка к детскому саду вызывает у него огромные энергетические затраты. Ребёнок на определённое время лишается близости с мамой, папой и другими членами семьи. Ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Ребёнок вынужден соблюдать чёткий распорядок дня. И, конечно, подросшему малышу приходится подчиняться требованиям взрослых. Всё это вызывает определённое стрессовое состояние. Часто в этот период у ребёнка наблюдается снижение иммунитета, нарушение сна, снижение аппетита, появляется агрессия или, наоборот, апатия. Таким образом, во время адаптации ребёнка к детскому саду поведение его может кардинально меняться. Но по мере привыкания дошкольника к новым условиям в саду подобные проблемы исчезают или сглаживаются. Выделяют несколько видов адаптации: лёгкая, средней тяжести и тяжёлая. Лёгкая адаптация проходит в течении 2-4 недель. Ей присущи следующие особенности: - ребёнок без слёз заходит в группу; - способен озвучить свою просьбу о помощи; - может занят себя на короткий промежуток времени; -адекватно реагирует на одобрительные и неодобрительные высказывания; - рассказывает членам семьи, чем занимались в саду; - с лёгкостью подстраивается под режим дня; - часто первый идёт на контакт с ровесниками. Не менее 1,5 месяцев проходит адаптация средней тяжести. Ей присущи следующие особенности: - ребёнок с трудом расстаётся с матерью, после разлуки ещё немного плачет; - после того как забывает о расставании он включается в игру; - придерживается правил и распорядка; - общается со сверстниками и взрослыми; - адекватно реагирует на замечания; - редко становится зачинщиком конфликтов. Тяжёлая адаптация встречается довольно редко. Некоторые дошкольники проявляют открытую агрессию, а другие, наоборот, уходят «в себя». Основными особенностями тяжёлой адаптации являются: - нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми; - истерики при расставании с родителями в течение длительного времени; - отказ выходить из раздевалки в группу; - нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кровать; - агрессия или замкнутость. Абсолютное неприспособленность к саду – это явление очень редкое. Поэтому при нём необходимо обратиться к специалистам – психологу, неврологу, педиатру и сообща выбрать план действий. На адаптацию ребёнка в саду влияют возраст (самый благоприятный считается 3 года), состояние здоровья, степень психологического здоровья, уровень социализации. Чтобы процесс адаптации прошёл максимально успешно и быстро специалисты советуют заранее, прививать будущему дошкольнику важные навыки. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок трёхлетнего возраста должен снимать и одевать нижнее бельё, кофточку, куртку. Конечно, с застёжками могут возникать проблемы. Для этого можно купить игрушки-шнуровки, игрушки с молниями и разнообразными застёжками. Облегчению привыкания способствует умение пользоваться столовыми приборами. Специалисты советуют минимум за полгода до детского сада отказаться от поильников, непроливаек, бутылок. Следует отказаться от подгузников до полуторагодовалого возраста. Ребёнок должен уметь проситься и ходить на горшок. Необходимо учить общаться с взрослыми и сверстниками, отказаться от замены ребенком слов на жесты, использование лепетных слов. Ребёнку необходимо давать возможность договорить фразу до конца. Также специалисты советуют приблизить домашнее меню к «садиковскому». Ребёнок должен воспринимать разную пищу. Пусть не любить, но хотя бы познакомится с разнообразной пищей и напитками, которые готовят для дошкольников в ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.