Начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе,
обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и
воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем
начального образования.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
адаптация.doc
Адаптация первоклассников к школе.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает
приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к
условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием
"готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию
физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все
составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из
них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии
здоровья первоклассника,
умении
взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным
правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для
дальнейшего обучения уровень развития психических функций
свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической
готовности ребенка.
его работоспособности,
Физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:
1. Острая адаптация (первые 23 недели) это самое тяжелое время для
ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка
отвечает значительным напряжением практически всех своих систем,
в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
2. Неустойчивое приспособление организм ребенка находит
приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые
условия.
3. Период относительно устойчивого приспособления организм
реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от
индивидуальных особенностей первоклассника. Некоторые дети к концу
первой четверти худеют, у многих отмечается снижение артериального
давления (что является признаком утомления), а у некоторых
значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У
многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость,
плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце,
нарушения нервнопсихического здоровья и другие недомогания.
Большинство (56%) адаптируется в течение первых двух месяцев обучения.
Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в
классе, приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение,
они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя. Второй группе детей (30%)
нужно больше времени; они и месяц, и другой, и третий могут играть на
уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируя на замечания
учителя (или реагируя слезами и истерикой). И с освоением учебной
программы дела у них складываются непросто. Лишь к концу первого
полугодия их поведение становится «правильным». Третья группа (14%) –
дети, у которых к значительным трудностям в учебных делах прибавляются
трудности более серьёзного характера. У них проявляются негативные
формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций. Если вовремя не
разобраться в причинах такого поведения, это может привести к нервному
срыву и нарушению психического здоровья.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно
психические отклонения, возрастает примерно на 1416%, а к концу
учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Как помочь..?
Самое элементарное – соблюдение режима. Выполнение режима дня
позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что
даёт возможность сохранения эмоционального равновесия. После школы
первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть. Отдохнуть на
воздухе, в активных играх, в движении. Для ослабленных детей лучшим
отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной
комнате. Сон способствует ещё и разгрузке опорнодвигательного аппарата.
Уроки лучше делать в середине дня. Считается, что у мозговой активности
в течение суток имеется два пика: 912 часов и 1618 часов, когда и имеет
смысл делать уроки. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера.
Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки.
Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и
окончательно проснуться перед уроками.
Нельзя:
Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;
Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей,
бутербродами;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого
права; Ждать папу и маму, чтобы начать выполнение домашних заданий;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 4045 минут в день;
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Больше движений.
От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который
заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и
пищеварения. Между тем достаточно два раза в неделю хотя бы по
тридцать минут поиграть, например, в футбол и в мозгу человека
возникнет новый очаг радостного возбуждения, который со временем, если
занятия физкультурой станут систематическими, подавит очаг застойного
отрицательного возбуждения, откроет путь к выздоровлению. С приходом в
школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что
такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост,
развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут
же тормозятся и рост и развитие. И к этому нужно быть готовым. Поэтому,
если ребенок рвется на улицу побегать во дворе, не запрещайте, даже если
уроки еще не сделаны, ведь здоровье дороже! Педиатры и детские
невропатологи считают, что ребенок должен активно двигаться 34 часа.
Если ваш ребенок не очень любит уличные «гонки», можно записать его в
бассейн или спортивную секцию. Специальные исследования показали, что
у школьников, которые ежедневно занимаются физическими упражнениями,
много двигаются, бывают на свежем воздухе, отмечаются несколько
большие прибавки в росте, значительнее увеличивается окружность
грудной клетки, повышается жизненная ёмкость лёгких и сила мышц.
Влияет это и на обмен веществ.
Нельзя:
Лишать игр на свежем воздухе изза плохих отметок в школе;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних
заданий;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время. Психологическая адаптация.
Последние дни перед 1 сентября и начало учебы трудное время для
ребенка. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против
школы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, даже истерики.
Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, общий
фон положительный, трудностей пока никаких. А у первоклассника тем не
менее откудато возникают резкие перепады настроения. Даже у самых
послушных детей могут начаться капризы. Хочу не хочу, буду не буду,
пойду не пойду. Что же происходит? У вашего ребенка – стресс. Стресс
любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных
возможностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим,
например,
и
психологическим, например, смена работы или переезд в другой город. У
вашего ребенка психологический стресс, он вступил в новую, неизвестную
жизнь. А все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто
сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним
происходит.
оно стимулирует организм,
холодное обливание,
Как помочь..?
Вопервых, важно, не кричать на ребенка и тем более не наказывать его
физически, а просто разговаривать с ребенком в спокойном тоне.
Вовторых, уделяйте больше внимания своему ребенку, это так важно для
него. Внимание это то, от чего делается хорошо, приятно. Поощрение,
одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, просто
констатация факта, что родители тебя видят. Например, дочка читает
книжку. Входит мама и, не останавливаясь, мимоходом спрашивает «Что,
Репку читаешь?» И все, пошла мимо. Казалось бы, пустая фраза,
риторический вопрос. А дочка слышит в нем: "Я тебя вижу. Я заметила, что
у тебя в руках «Репка». Я рада, что ты есть на свете. Иду делать свои дела,
а потом мы с тобой почитаем вместе».
Нельзя:
Требовать от ребёнка только отличных хороших результатов в
школе, если он к ним не готов;
Кричать на ребёнка вообще и во время домашних заданий в
частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; Ругать ребёнка перед сном;
Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и
назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Социальная адаптация.
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением
ребенка принять новую роль школьника и достигается целым рядом
условий.
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя,
планировать свою работу, анализировать полученный результат то
есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в
начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать
отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для
окружающих то есть умений, позволяющих устанавливать
межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия
одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и
самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их
объем, глубина; возможность использовать знания в различных
ситуациях, то есть практически, и т д.) то есть устойчивой учебной
мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и
низкого уровня школьной тревожности.
Еще один важный момент. Успешность адаптации во многом зависит от
наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с
другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе,
о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и
человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок
впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть,
сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка
складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Безусловно,
адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как
завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что
начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами
самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет,
помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и
чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение
родителей, а при необходимости консультации профессиональных
психологов.
Обучение первоклассников.
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы,
должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность
определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной
образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим
возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни
пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества
детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость,
неумение управлять своим поведением, связаны
особенностями их
психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать
их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях
ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности
ребёнка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребёнку
возможность работать в присущем ему темпе. Объём работы школьников
должен увеличиваться постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированности
психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень
произвольности) обеспечивающих успешность обучения,
диктуют
необходимость предостановления детям разных по сложности учебных
заданий, и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их
выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут
выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает
последовательность действий.
Это не является отрицательной
характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные
особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать
особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со
взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в
коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие
учителю вести урок, так и боящиеся классноурочной обстановки,
стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих
или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм
доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим
авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя
пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять
ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и
вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится.
Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для
первоклассников существенно важно доброе, позитивное отношение к нему
учителя которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Требования к выполнению школьных норм должны вводиться
постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны
учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует
терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей
важно
положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже
неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать
детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят,
рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности.
Главная задача учителя – проявлять любое проявление инициативы,
желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
В первом классе следует специально учить детей организовывать
свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы.
Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит
пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.
При организации деятельности по решению учебной задачи
необходимо учить детей планировать свои действия. Очень важно
побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий,
осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с
образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить
исправления. Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе.
Она должна быть «дробной», то есть включать несколько видов
деятельности.
Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности,
которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего
относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный
процесс, а не запрещать игру, не исключать её из жизни первоклассника.
Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые игры и
игры с правилами. Игра с правилами, также как и учебная деятельность,
обязательно даёт результат, развивает самооценку, самоконтроль и
самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом
уроке (дидактические), заполнять перемены и динамические паузы
(подвижные, настольнопечатные). Дидактические игры всегда имеют
учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок
усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических.
Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения,
воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Учитывая нагляднообразный характер мышления детей этого
возраста, необходимо существенное место на уроках отводить
моделирующей деятельности со схемами,
моделями звуков,
геометрическими формами, объектами природы. Опора на наглядно
действенное и нагляднообразное мышление первоклассников в обучении
способствует формированию логического мышления.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.
Начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе,
обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и
воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем
начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.78299
"Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных общеобразовательных учреждений",
введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 309, в
первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут
каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется
целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями,
развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического
напряжения школьников предлагается на четвертых уроках
использовать не классно урочную, а иные формы организации
учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними
часами уроки физической культуры, а также уроки по другим
предметам в форме уроков игр, уроков театрализаций, уроков
экскурсий, уроков импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также
являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме
изучается или закрепляется программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения
урока, если урок проводится не в классно урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16
уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на
развитие и совершенствование движений детей и по возможности
проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные
игры и игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев
четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные
уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку
ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков
физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить
между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября октября
4 5 экскурсий по окружающему миру, 3 4 по изобразительному
искусству, 4 6 по труду, 4 5 уроков театрализаций по
музыке и 6 7 уроков игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в
адаптационный период, выявляется специфика организации уроков по
отдельным предметам.
Материалы для проведения родительских собраний в
начале учебного года.
№ 1
Первоклассники. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого
ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь
его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность,
погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством
требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый
день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать
режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной
жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что
определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания,
добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический
облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные
возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но
обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал
взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего
нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции
школьника" (Л.И. Божович).
Наличие "внутренней позиции школьника" имеет для первоклассника
большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать
превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно
важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком
учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма
искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная
подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д.
зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для
ребенка элемент новизны, мешает пережить значимость этого события.
В поддержании у первоклассника "внутренней позиции школьника"
неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к
школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение,
обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка
помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности,
способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Новые правила.
Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно",
"неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением
ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными
желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно
адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно
успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда
психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий
строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных
проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее начало школьного обучения является для каждого
ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их
чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего
происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается
сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без
повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее
основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у
одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих –
растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от
индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него
предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологическая зрелость.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной
деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и
организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще
достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями
психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является
уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность
перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные,
специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за
программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической
деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14
годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего
регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в
свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации
деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к
длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и
быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны,
что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с
бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1х классов еще слабо организовано, имеет
небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита
непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные
для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память,
опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания,
в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для
первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих
мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно нагляднообразное.
Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения,
обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на
наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с
трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана
действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных
ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также
нередко
несобранностью,
недисциплинированностью.
неорганизованностью,
отличается
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной
деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить
свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в
школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств.
Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка
требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому
поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения
таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не
научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности,
прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не
заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие
умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки".
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются
более зрелыми в плане психофизиологического, психического и
социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние
дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в
учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную
жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых
совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Памятка родителям первоклассников.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша
искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное
отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут
первокласснику подтвердить значимость его нового положения и
деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился
в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится,
у него может чтото не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет
право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его
соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе
овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть
логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году
обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В
каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так
хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные
достижения человека.
Если вас чтото беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах,
не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или
школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек
более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение
первоклассника о своем педагоге.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу
существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия,
радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени
для игровых занятий. № 2
Первый раз в первый класс!
1 сентября! Ваш ребенок начинает новую жизнь. И вся семья вместе с ним.
Позади беззаботное детство, впереди ответственность и реальная
подготовка к новой жизни. И вот вы ведете своего первоклассника к школе,
а волнуетесь так, как будто сами идете учиться. У вас в голове куча
вопросов: «Успешен ли он там будет?», «Не возникнет ли серьезных
проблем?», «Полюбят ли его учителя?»
Действительно, школа это другая жизнь. Вот только успешность в школе
слабо связана с успешностью в жизни. Например, многие троечники
успешно закончили ВУЗы и имеют свое дело, а отличники до сих пор грызут
гранит науки, но материально нуждаются и таких примеров тысячи. Так
давайте отнесемся к началу школьной жизни как к новому этапу да,
несомненно! Но не судьбоносному, не обязательно краеугольному камню
будущей карьеры и счастья. Это просто очередной отрезок на пути. Часть
дороги.
Напутствия в дорогу…
Родители беспокоятся о своем первокласснике и конечно же дают
напутствия. Только очень часто эти напутствия не помогают вашему
ребенку, а наоборот пугают и путают: «Слушай внимательно, не то будешь
плохо учиться!», «Не отвлекайся на уроках», «Веди себя хорошо, а то
будешь наказан», «Учись хорошо, не расстраивай родителей». Такие вот
напутствия выдвигают условия, и в случае отклонения, по мнению
ребенка, ведут к наказанию или того хуже, родители вовсе перестанут
любить.
Полезные советы.
Так что же полезного и доброго мы можем сказать первокласснику на
пороге школьной жизни?
Вопервых, еще раз показать свою любовь и безусловное приятие.
Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с
дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных
успехов и неуспехов. Обнимите его перед школьным порогом, поцелуйте,
еще раз скажите, как любите его, как рады, что он уже вырос, что он
первоклассник! Вовторых, расскажите ребенку простую схему действий в затруднительных
ситуациях в школе:
Если чегото не успел, позови учительницу, скажи.
Если чегото не понял, подними руку, спроси.
Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: "Можно выйти?",
то есть давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на
конкретные действия. Именно это им понадобится, пока, на первых порах,
они не знают, как правильно поступать.
Втретьих, можно и даже нужно поделиться с ребенком своими
впечатлениями о школе, что и у вас были трудности, но вы их
преодолевали. Так ребенок почувствует большую уверенность в себе и в
том, что получит от вас помощь и поддержку. Наши воспоминания о
детстве работают на авторитет. Они делают родителей ближе, понятнее,
раскрывают с неожиданной стороны.
И, наконец, создайте традицию этого праздника. Ваше чадо сегодня
отправилось первый раз в первый класс. Этот день надо преподнести не как
окончание беззаботного детства, а как праздник, который станет началом
интересного и познавательного периода в жизни ребенка. Возможно после
школьной линейки вы сходите всей семьей в кинотеатр, парк или кафе –
есть мороженое, это зависит от вашего настроения.
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
"Адаптация первоклассников к школе."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.