Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»
Оценка 4.9

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Оценка 4.9
docx
16.12.2019
Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»
Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей ОВЗ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная дополнительная образовательная программа

 для детей с  ограниченными возможностями здоровья

    художественной направленности «Мастерилка»

 

 

Возрастная категория: 9 лет                                                                                                                       Срок реализации: 1 год

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

Автор/разработчик:

Березова Екатерина Владимировна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

р.п. Майна                                                                                                                                                                   2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.     Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной образовательной  программы для детей с ОВЗ

1.1.  Пояснительная записка ………………………………………………..  

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………..   

1.3. Содержание программы ……………………………………………….   

1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….

2.     Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график ………………………………………….

2.2. Условия реализации программы ………………………………………..

2.3. Формы аттестации ……………………………………………………….

2.4. Методические материалы ……………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………..…...

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Мир творчества, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки.

Программа "Мастерилка" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

1. Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год)

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

1.     Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;

2.     Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

3.     Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;

4.     Письмо Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося в УВП в условиях модернизации образования»;

5.     Письмо Минобрнауки РФ от 23.03.2000 № 27/90-6 «О псих.-мед.-пед. консилиуме образовательного учреждения»

6.     Новая редакция федеральных требований к образовательным программам   (от 11.12.2006).

 Программа дополнительного образования детей с ОВЗ - это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи,   верили в свои возможности  и реализовывали их, а те, кто способны помочь,   понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

 

Модульная адаптированная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.

Программа имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании детей с ОВЗ.  Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерилка»– рассчитана на 1 год обучения, 72 часа, учащихся в возрасте 9 лет.

Данная программа рассчитана на 72 часов в год обучения (общее количество часов –  72 часа). Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 занятия продолжительностью 30 минут каждое с перерывом 15 минут.

 

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности, а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

 

Программа «Мастерилка»  посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Актуальность. Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».   Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и развивает интерес к творческой деятельности.

В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

- способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Новизна программы для детей с ограниченными возможностями  здоровья»  опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию  детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются .

 Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Данной программы заключается  работа с разными материалами,  большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в  ребенке  интерес к творчеству

Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:

  • обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
  • обогащают представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;
  • формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;
  • являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;
  • ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся.

Адресат программы: Программа рассчитана для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возрастная категория – 9 лет, имеющего различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающего минимальными знаниями в области художественной направленности.

Объем программы: 1 год, 72 учебных часа, необходимых для освоения программы, запланировано на весь период обучения.

Форма обучения: индивидуальная

Направления деятельности:

·        Художественная  направленность;

·        сетевое взаимодействие.

Формы организации деятельности:

        индивидуальная

Виды занятий:

·        практические занятия;

·        экскурсии;

·        выставки;

·        мастер-классы.

Кроме того, предусмотрено активное участие   в подготовке и проведении акций, мероприятий, участие в конкурсах разного уровня. Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.

Режим занятий:  Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью два академических часа  с перерывом 15 минут.

Общее кол-во учебных часов в год: 72 часа, по 2 часа в неделю, 36 учебных недель.

Уровень программы: базовый.

Цель программы – Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей  детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.

Задачи:

Личностные:

Сформировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознанность своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

Развить способности к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Сформировать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.

Метапредметные:

Развить умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Сформировать желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;

Сформировать мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.

Предметные:

Развить понимание и значение искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей и их отличительные особенности.

 Сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности, характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

 

ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Модуль №1

36

11

25

 

Модуль №2

36

12

24

 

3.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название раздела

Теория

Практика

Всего

Формы контроля

 

Модуль 1

 

 

 

 

1

Подготовительный этап (презентация объединения, набор и комплектация групп обучающихся)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами

2

 

2

 

2

Поделки из салфеток

6

14

20

 

3

Оригами

1

1

2

 

4

Новогодняя мастерская

2

10

12

 

 

Всего

 

 

 

 

 

Модуль 2

 

 

 

 

1

Бумагопластика

12

24

36

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

23

49

72

 

 

 

 

 

Содержание учебного плана (72 часа)

Программа для детей с ограниченными возможностями  здоровья направлена на гармоничное развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.

Творческая реабилитация

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. 

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.   Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию об обучающем, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые обучающийся привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Развить и повысить самооценку. Побочным продуктом социальной реабилитации является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
7. Развить художественные способности. Основные цели творческой реабилитации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Предлагаемая программа содержит 5 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами 

Поделки из салфеток. 

Бумагопластика 

Новогодняя мастерская

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся, возможностей. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

В программе уделено время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

 

Раздел 1.   Вводное занятие

Теория. Подготовительный этап (презентация объединения, набор и комплектация групп обучающихся)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Знакомство с материалами, инструментами

Раздел 2. Поделки из салфеток

Теория. Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике. Знакомство со свойствами материала.

Практика. Изготовление поделок из салфеток некоторыми способами. Научиться  скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Раздел 3. Оригами

Теория. Изучить искусство складывания фигурок из бумаги.

Практика. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе. Изготовление животных, рыб, бабочек, блокнотов из цветной бумаги.

Раздел 4. Новогодняя мастерская

Теория. Изучение истории праздника.

Практика. Изготовление поделки к новому году. Изготовление для оформления снежинок из бумаги. Елка из шишек. Дед Мороз из бросового материала. Поделка символ года. Новогодняя открытка.

Раздел 5. Бумагопластика

Теория. Знакомство с данным видом искусства, с видами моделирования. Просмотр работ в этой технике. Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика.

Практика. Изготовление объемных открыток к праздникам. Научиться складывать бумагу в определенной последовательности.

 

 

 

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

Модуль №1

01.09.2019

31.12.2019

17

34

1 раз в неделю по 2 академических часа

Модуль №2

01.01.2020

31.05.2020

19

38

1 раз в неделю по 2 академических часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 модуль

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планируе мая (число, месяц)

Дата фактичес кая (число, месяц)

Причина изменения даты

 

1

Введение в образовательную программу  1 год обучения, инструктаж по технике безопасности

Вводное занятие. Входная диагностика

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

06.09.2019

 

 

2

Поделки из салфеток

1 Балерина из салфетки

 

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

13.09.2019

 

 

3

Цветы гвоздики

Из салфеток

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

20.09.2019

 

 

4

Фоторамка

 

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

27.09.2019

 

 

5

Фоторамка

 

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

04.10.2019

 

 

6

 

 

Открытка к празднику

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

11.10.2019

 

 

 

7

 

Топиарий

 Цветочный шар

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

18.10.2019

 

 

8

Цветы из бумаги

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

25.10.2019

 

 

9

 

Трубочки для панно

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

01.11.2019

 

 

10

 

 

Цветы «Панно»

 

 

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

08.11.2019

 

 

11

 

 

Цветочный шар

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

15.11.2019

 

 

 

Оригами

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Изготовление поделки «Собака Кусака»

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

22.11.2019

 

 

13

Новогодняя мастерская

Изготовление поделки «Блокнот

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

29.11.2019

 

 

14

Поделка из картона «Елка»

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

06.12.2019

 

 

15

Поделка «Снежинка»

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

13.12.2019

 

 

16

 Объёмная

«Снежинка»

2

Беседа, наблюдение,

практические занятия

 

Творческий показ

20.12.2019

 

 

17

Изготовление поделки «Копилка»

 

2

34

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

27.12 2019

 

 

 

Модуль 2

N

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планируе мая (число, месяц)

Дата фактичес кая (число, месяц)

Причина изменения даты

17

 Подарочная упаковка

«Коробочка»

2

Беседа, практические занятия

Творческий показ

10.01.2020

 

 

18

 Подарочная упаковка

«Сумочка»

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

17.01.2020

 

 

19

Бумагопластика 12 часов

 

Изготовление цветов «Ромашка».

 

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

24.01.2020

 

 

20

Изготовление открытки «Цветы к празднику».

2

Беседа, практические занятия

Творческий показ

31.01.2020

 

 

21

Открытка к 23 февраля

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

07.02.2020

 

 

22

Открытка к 23 февраля

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

14.02.2020

 

 

23

 Открытка к 23 февраля

2

Беседа, практические занятия

Творческий показ

21.02.2020

 

 

24

 

Открытка к 8 марта

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

28.02.2020

 

 

 25

 

Открытка к 8 марта

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

06.03.2020

 

 

26

 Изготовление открытки «Цветы к празднику».

2

 

Беседа, практические занятия

Творческий показ

13.03.2020

 

 

27  

 Изготовление открытки «Цветы к празднику».

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

20.03.2020

 

 

28

 

Изготовление открытки «Пасхальная открытка».

 

 

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

27.03.2020

 

 

29

Изготовление открытки «Пасхальная открытка».

 

 

2

Беседа, практические занятия

Творческий показ

03.04.2020

 

 

30

Открытка к 9 мая

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

10.04.2020

 

 

31

Открытка к 9 мая

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

17.04.2020

 

 

32

Голубь из бумаги

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

24.04.2020

 

 

33

Голубь из бумаги

2

Беседа, практические занятия

Творческий показ

08.05.2020

 

 

34

Изготовление поделки «Лошадка»

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

15.05.2020

 

 

 35

Изготовление поделки «Подкова»

 

2

Беседа, практические занятия.

Творческий показ

22.05.2020

 

 

36

 

Всего

72

 

 

 

 

 

 

 

Понятийный и терминологический аппарат и методы

 

Оригами - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Бумагопластика - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Планируемые результаты

В итоге освоения программы учащиеся должны:

  • приобрести знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  • сформировать представление  о месте  и роли  декоративно - прикладного  искусства в жизни человека;
  • познакомиться с видами декоративно - прикладного искусства;
  • приобрести знания о главных отличительных признаках художественного образа произведений народного искусства;
  • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности; уметь работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • расширить представление о современном декоративно-прикладном искусстве;
  • объемным конструированием из бумаги (папье-маше), технологией изготовления торцевание;
  • познакомиться с техникой  - кусудама;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям.

-Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы у обучающихся

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – сформированность эмоционально-ценностного отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознанность своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере – развитость способностей к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – сформированность навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

Развитость умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

Сформированность желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;

Сформированность мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

Сформированность способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – развитость понимания значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды росписей и их отличительные особенности.

В ценностно-эстетической сфере – сформированность умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – развитость способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умения обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере – развитость умения использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

В результате обучения  по программе 1-го года  обучения  обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- познакомятся с основами знаний в области составления композиции;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Материалы и инструменты для занятия.

Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;
  • передавать ножницы кольцами вперёд;
  • при резании следить за положением левой руки;
  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;
  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;
  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».

Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.

Оборудование помещения

Стол письменный с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий).

Для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается расположение комнаты в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Комната оборудована мебелью, необходимой для занятий. Стол и стул соответствуют росту обучающегося.

Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, фото- и видеоматериалы.

Кадровое обеспечение -  Березова Е.В., педагог дополнительного образования в области образовательной деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии в области коррекционной педагогике».

Формы аттестации

- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения.

Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД.

- формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

В конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень овладение навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой (после прохождения соответствующего блока),
  • Проведение выставок работ обучающихся,
  • Участие в краевых, районных и городских выставках,
  • Тестирование, собеседование.

Внешний контроль

После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанника проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост  ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.

Внутренний контроль

предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ ребёнка на занятии, самоконтроль.

Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос,  наблюдения. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность ребенка самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Оценочные материалы (Закон №273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5) В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанника по программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. 

 Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающегося выступает сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в художественно-эстетическую деятельность. Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Методические материалы 

 

Образовательный процесс организован очно.

 

Метод обучения-

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Педагогические технологии

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии

 

Методическое обеспечение

 

Тема или раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал,

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

 

Беседа, игра.

 

Словесные, наглядные, игровые

Иллюстрации, слайды, работы обучающихся.

 

собеседование

2.

 

Поделки из салфеток

 

Беседа, практические занятия

Наглядные, словесные, практические

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

 

Собеседование, просмотр изделий,

 

3

 

 

 

 

Оригами

Беседа, практические занятия наблюдения,

Наглядные, практические, словесные

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

видеофильмы о мастер-классах по технике оригами

 

Собеседование, просмотр изделий,

 

4.

Бумагопластика

 

Беседа, практические занятия, наблюдения,

Словесные, наглядные, практические изобразительные

Иллюстрации, слайды, работы обучающихся, видеофильмы о мастер-классах по технике бумагопластике

 

Собеседование, просмотр изделий

 

5.

Новогодняя

мастерская

Беседа, наблюдения,

практические занятия

 

Наглядные, словесные,

практические,

Иллюстрации, слайды видеофильмы о мастер-классах по технике  папье-маше

 

 

 

Собеседование, просмотр изделий

 

 

Технология коллективной творческой деятельности

- помогает ребенку адаптироваться;

- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;

- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;

- создает условия для развития творческих способностей обучающихся.

Досуговая  деятельность:

  • этнокультурное просвещение, патриотическое воспитание: «Святки», «В гостях у Масленицы»,
  • экологическое воспитание: «День Земли», природоохранные акции,
  • патриотическое воспитание «Георгиевская ленточка»,
  • сплочение коллектива: «День именинника», «Новый год», «8 Марта»,
  • воспитание ЗОЖ: «День здоровья», беседы о вреде курения и наркотиков.

Экскурсионная работа: посещение выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству в районном музее, выставка в с. Арское

Организация выставок: рабочие выставки, тематические, участие в районных и городских выставках.

Работа в рамках акции «Жизнь дана на добрые дела»: изготовление сувениров к праздникам для ветеранов.

 

 

Алгоритм учебного занятия

1.     Исторический аспект

2.     Связь с современностью

3.     Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.     Выполнение творческих работ (индивидуальных).

Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.  

 

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

 

Правила обращения с ножницами.

 

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

 

 

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

                                               

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.


Мониторинг результатов обучения обучающегося по дополнительной
общеобразовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Протокол промежуточной аттестации учащихся 1 года обучения

По образовательной программе «Мастерилка»

 Педагог дополнительного образования: Березова Е.В.

Форма проведения: «Зачетное занятие»

№  ФИО учащегося

 Знание базовых форм

 Владение специальной терминологией

Умение грамотно изготавливать базовые формы

Владение приемами сборки деталей в композицию

Умение организовывать рабочее место

 Дата:

Подпись педагога:

 

 

 

 

 

 

Входной этап аттестации первого года обучения

для учащихся художественной направленности декоративно-прикладного творчества

Знание правил техники безопасности, их соблюдение, организация рабочего места

Тест № 1

Вопрос № 1. Выбери три правильных ответа при работе с ножницами.

а. Перебрасывать ножницы через стол.

б. Ножницы должны быть с острыми концами.

в. Передавать ножницы кольцами от себя.

г. Использовать ножницы по назначению.

д. Следить за движением лезвий во время работы.

Г. Хранить ножницы в чехле или отведенной коробочке.

 

Вопрос № 2. Выбери три правильных ответа при работе с клеем.

а. Выбирать кисточку в зависимости от выполняемой работы (большая или маленькая поверхность для нанесения клея).

б. Набирать большое количество клея на кисть.

в. Излишки клея убирать, осторожно прижимая её к краю ёмкости.

г. Кисточку после работы хорошо промыть или поставить в ёмкость с водой (подготовить для мытья все кисточки).

д. После работы с клеем руки мыть необязательно.

 

Вопрос № 3. Выбери три правильных ответа при работе с канцелярским ножом.

а. Для резания бумаги небольшую часть лезвия.

б. Когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть внутри.

в. При работе с канцелярским ножом необязательно быть внимательным.

г. При резании картона удобно пользоваться линейкой.

 

 

Промежуточный этап аттестации первого года обучения

для учащихся художественной направленности декоративно-прикладного творчества

Знание и использование материалов, инструментов и терминологии.

Тест № 2

Вопрос № 1. Виды декоративно-прикладного искусства. Выбери правильный ответ.

а. Теннис, шахматы, гимнастика.

б. Вышивание, витраж, мозаика, оригами.

в. Футбол, фигурное катание.

 

Вопрос № 2. В каких видах декоративно прикладного искусства используется бумага?

а. Вышивка шёлковой лентой.

б. Оригами.

в. Витраж.

 

Вопрос № 3. Техника оригами (базовые формы). Выбери правильный ответ.

а. Рыба, птица, воздушный змей.

б. Утка, ёж, крокодил.

в. Шар, квадрат, ромб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточный этап аттестации первого года обучения

для учащихся художественной направленности декоративно-прикладного творчества

Знание приемов работы и умение применять их на разных этапах работы

Тест 3

 

Вопрос № 1. Восстанови правильную последовательность выполнения изделия в технике «оригами».

а. Декоративное оформление работ.

б. Подбор бумаги определённого цвета.

в. Изготовления исходной формы.

г. Определение последовательности работы.

д. Складывание базовой формы.

е. Сборка и склеивание деталей.

ж. Работа по схеме.

 

Вопрос № 2. Восстанови правильную последовательность выполнения аппликации из бумаги.

а. Наклеивание деталей изображения.

б. Раскладывание деталей изображения на фоне.

в. Подбор бумаги.

г. Вырезание деталей изображения.

д. Высушивание аппликации.

е. Выбор сюжета(натуры, узора).

 

 

 

Итоговый этап аттестации первого года обучения

для учащихся художественной направленности декоративно-прикладного творчества

История возникновения и используемые материалы в различных техниках.

Тест № 4

Вопрос № 1. Что означает слово «Оригами»?

а. Фамилия автора техники.

б. Кроить, вырезать.

в. складывать.

г. Составлять композицию.

 

Вопрос № 2. Техника «оригами». В какой стране зародилось «Оригами». Выбери правильный ответ.

а. Россия

б. Англия

в. Япония.

г. Китай

 

Вопрос № 3. Исходная форма в «оригами». Выбери правильный ответ.

а. Треугольник

б. Квадрат

в. Круг.

г. Овал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»

Адаптированная дополнительная образовательная программа  для детей с  ограниченными возможностями здоровья     художественной направленности «Мастерилка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2019