Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа курса «Цветоводство».
Оценка 5

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа курса «Цветоводство».

Оценка 5
Образовательные программы
docx
технология
7 кл—11 кл
15.02.2020
Адаптированная дополнительная  общеобразовательная программа курса   «Цветоводство».
Учебная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Цветоводство» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. - 304 с., в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями приказ Минобрнауки РФ №1598 и №1599 от 19 декабря 2014 г. и базисного учебного плана коррекционных образовательных учреждений (1-2 вариант).
Раб. программа кружка «Цветоводство».docx

Государственного казенного образовательного учреждения Ленинградской области           «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».

 

 

 

 

Адаптированная дополнительная

общеобразовательная программа

курса 

«Цветоводство»

 

 

 

 

 

                                                                                  Срок реализации программы: 1 год

                                       Программу разработала

учитель: Молчанова А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт Ефимовский 2019г.

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Учебная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Цветоводство» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.: В 2 сб./ Под. Ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. - 304 с., в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями приказ Минобрнауки РФ №1598 и №1599 от 19 декабря 2014 г. и базисного учебного плана коррекционных образовательных учреждений (1-2 вариант).

Озеленение помещений (жилых, служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение, интерес к декоративным растениям, пригодным для этой цели, постоянно растет. В связи с этим по уходу за комнатными растениями, в разъяснениях об их влиянии на организм человека, их пользе или вреде.

Научные исследования, проведенные в этом направлении, дают основание утверждать, что растения в комнатах оздоравливают воздух. Они повышают влажность воздуха, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35 %. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, так как ночью растения выделяют ее во много раз меньше, чем поглощают днем. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы или замедляющие их рост и размножение, как бы дезинфицируя окружающий нас воздух.

Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса, а также на переменах, где учащиеся отдыхают. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума и т.д.

Вся работа кружка направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними. Часто учащиеся закрепляют полученные знания на уроках растениеводства на комнатных растениях, так как зимой нет возможности изучать растения в дикой природе, поэтому данная работа также является целесообразной.

Практическая работа на занятиях по освоению программного материала формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая любимыми растениями окружающую среду, также знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунтов, изучают видовой состав, учатся работать на земле, получать радость от создания уголка природы по своему вкусу.

 

Программа составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья в ГКОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» и направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементы ухода за ними, их социально-бытовую адаптацию.

Направленность программы: цветоводство.

 

Цель программы:

 научиться осуществлять квалифицированный уход за растениями и использовать их при оформлении интерьера помещений, создании цветников.

Задачи:

Общеобразовательные

1. Показать влияние зеленых растений на здоровье и работоспособность человека.

2. Сформировать систему знаний об экологических факторах и адаптации к ним растений.

3. Ознакомиться с основными правилами и приемами ухода за растениями.

Развивающие

1. Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать,

определять, делать выводы.

2. Формировать умения и навыки в работе с комнатными растениями.

3.  Развивать навыки самостоятельной, групповой работы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

2. Воспитание личностных качеств учащихся (ответственность и т.д.).

3. Воспитание трудовых навыков по выращиванию растений и уходу за ними. Основная практическая задача кружка - озеленение школы.

   

Особенности организации занятий.

            В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия. Средствами  эффективного  усвоения  программы  курса  являются  творческие  задания, практические  работы,  проекты,  изготовление  этикеток,  паспортизация  растений, экскурсии по подбору материала для составления композиций, ведение календаря ухода за комнатными растениями.

 

   Актуальность программы заключается в том, что она  направлена на подготовку обучающихся к ручному труду в озеленительном хозяйстве. Специальные коррекционные занятия позволяют обратить внимание на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития, изучение декоративных растений, условия их содержания, элементы ухода за ними.

Адресат программы.

Участники программы являются дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся в группе дополнительного образования ГКОУ ЛО «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» в возрасте от 15 до 18 лет, ограниченными возможностями здоровья, имеющие желание заниматься  цветоводством. Формирование группы осуществляется вначале года. Наполняемость учебной группы составляет 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Объем программы.

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей.  Объем учебных часов на 1 год -  68 (из расчета 2 часа в неделю, 34 недель в году).

Форма обучения.

При реализации программы используется групповая форма организации.

Методы обучения:

·         словесные - устное изложение, беседа, объяснение;

·         наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом операционное исполнения, работа по образцу и др.;

·         практическая работа.

Тип занятия: комбинированный, практический.

Форма проведения занятий:

·         беседа;

·         практические занятия;

·         презентации.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий:

2 раза в неделю, по 40 минут (68 часов, 2 часа в неделю)

 

Содержание программы.

Введение.

Ознакомление с планом работы. Разбивка на звенья и закрепление участков работы.

Строение декоративных растений.

Особенности  строения  комнатных  растений.  Стебель.  Классификация  стеблей  (по сочности,  по  деревянистости,  по  характеру  роста  и  положению  в  пространстве).

Видоизменения  стебля  (колючки  и  усики).  Побег.  Корневище.  Луковица.  Клубень. Клубнелуковица. Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов. Практическая работа. Полив теплой водой комнатных растений. Практическая работа. Рыхление почвы, после полива растений. Практическая работа. Опрыскивание комнатных растений.

Особенности содержания комнатных растений.

Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня.

Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений. Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь. Практическая работа. Приготовление земельной смеси. Практическая работа. Подсыпка почвы в комнатные растения.

Уход за комнатными растениями.

Пересадка  и  перевалка  комнатных  растений.  Прищипка,  обрезка  и  омолаживание. Подвязка и купание растений. Практическая работа. Пересаживание растений. Практическая работа. Перевалка комнатных растений. Практическая работа. Обрезка цветочно-декоративных растений. Практическая работа. Подвязка растений. Практическая работа. Купание растений. Практическая работа. Протирание крупных листьев влажной тряпкой.

Основные способы размножения комнатных растений.

Размножение листовыми и стеблевыми черенками.

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями. Практическая работа. Размножение листовыми черенками цветочных культур.

Ассортимент комнатных растений.

Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые.

Древесные. Ассортимент комнатных растений. Сказки. Легенды. Загадки.

Композиции из цветов.

Аранжировка.  Композиции  из  цветов  (уголок  пустыни,  тропического леса,  садик  из орхидей,  кактусарий,  каменистые  мини-садики,  «расцветающие  камни»,  эпифитное дерево).

Сочетание  цветов.  Виды  букетов.  Свободные  композиции  из  цветов.  Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов.

Практическая работа.  Изготовление композиций из природного материала.

Практическая работа. Рисование цветка с натуры.

Паспортизация растений.

Паспортизация растений. Практическая работа. Изготовление паспортов комнатных растений.

Размещение растений в комнате.

Размещение  растений  в  комнате.  Декоративные  столики.  Подставки  и  подиумы.

Настенное  расположение.  Вертикальное  расположение  растений.  Оформление  комнат (прихожей, гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты).

Защита  комнатных  растений  от  вредителей.  Методы  борьбы.  Болезни

комнатных растений. (2 часа)

Вредители  (зеленая  листовая  тля,  паутинный  клещ,  белокрылка,  щитовка  и ложнощитовка,  мучнистые  червецы,  трипсы,  ногохвостки  (подуры)).  Классификация болезней.  Болезни:  мучнистая  роса  (бель),  ложная  мучнистая  роса,  ржавчина,  белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль. Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений.

Тематическая прогулка.

Сбор природного материала.

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

 

3. Тематическое планирование.

 

8-9 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)

 

 

№      

 

Дата

 

Кол-во часов

      

Тема урока.

 

Знания, умения.

  Примечание.

1.

 

1

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы.

Применять инструкции по назначению.

 

 

 

11 часов

Строение декоративных растений.

 

 

 

2.

 

1

Особенности строения комнатных растений.

 

Знать особенности строения комнатных растений.

 

 

 

3.

4.

 

2

Практическая работа. Полив теплой водой комнатных растений.

Уметь поливать комнатные растения.

 

5.

 

1

Классификация стеблей.

 

Знать классификация стеблей.

 

 

6.

 

1

Видоизменения стебля.

 

Знать видоизмененный стебель.

 

 

7.

8.

 

2

Практическая работа. Рыхление почвы, после полива растений.

Уметь рыхлить почву.

 

9.

 

1

Строение листа.

 

Знать строение листа.

 

 

10.

 

1

Строение цветка.

Знать строение цветка.

 

11.

12.

 

2

Практическая работа. Опрыскивание комнатных растений.

Уметь опрыскивать комнатные растения.

 

 

 

9

часов

Особенности содержания комнатных растений.

 

 

 

13.

 

1

Световые условия. Тепловой режим.

Знать тепловой режим.

 

14.

 

1

Воздушный режим.

Знать воздушный режим.

 

15.

 

1

Водный режим.

Знать водный режим.

 

16.

 

1

Почвенные условия.

Знать почвенную смесь.

 

17.

18.

 

2

Практическая работа.

Приготовление почвенной смеси.

 

Уметь приготавливать почвенную смесь.

 

19.

 

1

Питание комнатных растений и их удобрение.

 

Знать виды удобрений.

 

20.

21.

 

2

Практическая работа. Подсыпка почвы в комнатные растения.

Уметь подсыпать почву в комнатные растения.

 

 

 

20

часов

Уход за комнатными растениями.

 

 

 

22.

 

1

Пересадка комнатных растений.

Знать пересадку комнатных растений.

 

23.

24.

 

2

Практическая работа.

Пересаживание растений.

Уметь пересаживать растения.

 

25.

 

1

Перевалка комнатных растений.

Знать перевалку растений.

 

26.

27.

 

2

Практическая работа.

Перевалка комнатных растений.

Уметь выполнять перевалку растений.

 

28.

 

1

Прищипка растений.

 

 

29.

 

1

Обрезка цветочно-декоративных растений.

Знать обрезку цветочно-декоративных растений.

 

30.

31.

 

2

Практическая работа.

Обрезка цветочно-декоративных растений.

Уметь выполнять обрезку растений.

 

32.

 

1

Омолаживание комнатных растений.

Знать омолаживание комнатных растений.

 

33.

 

1

Подвязка растений.

Знать подвязку растений.

 

34.

35.

 

2

Практическая работа.

Подвязка растений.

 

 

36.

 

1

Купание растений.

Знать купание растений.

 

37.

38.

 

2

Практическая работа.

Купание растений.

 

Уметь выполнять купание растений.

 

39.

 

1

Цветочная посуда для посадки комнатных растений.

Знать цветочную посуду.

 

40.

41.

 

2

Практическая работа.

Протирание крупных листьев влажной тряпкой.

Уметь удалять пыль на листочках.

 

 

 

4 часа

Основные способы размножения комнатных растений.

 

 

 

42.

 

1

Размножение листовыми черенками.

Знать размножение растений листовыми черенками.

 

43.

44.

 

2

Практическая работа. Размножение листовыми черенками цветочных культур.

Уметь выполнять черенкование листочками.

 

45.

 

1

Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

 

Знать размножение цветочных культур.

 

 

 

3 часа

Ассортимент комнатных растений.

 

 

46.

 

1

Жизненные формы растений.

 

Знать жизненные формы растений.

 

 

47.

 

1

Ассортимент комнатных растений.

 

Знать ассортимент комнатных растений.

 

 

48.

 

1

Сказки. Загадки. Легенды. Стихи.

 

Уметь отгадывать загадки.

 

 

 

6 часов

Композиции из цветов.

 

 

49.

 

1

Аранжировка.

 

Знать аранжировку.

 

 

50.

 

1

Сочетание цветов.

 

Знать сочетание цветов.

 

 

51.

52.

 

2

Практическая работа.

Изготовление композиций из

природного материала.

 

Уметь выполнять композиции из природного материала.

 

53.

54.

 

2

Практическая работа. Рисование цветка с натуры.

Уметь рисовать цветы с натуры.

 

 

 

3 часа

Паспортизация растений.

 

 

 

55.

 

1

Паспортизация растений.

 

Знать паспортизацию растений.

 

 

56.

58.

 

2.

Практическая работа. Изготовление паспортов

комнатных растений.

 

Уметь проводить  паспортизацию   растения.

 

 

 

4 часа

Размещение растений в комнате.

 

 

59.

 

1

Оформление комнат.

 

Знать размещение цветов в комнате.

 

60.

 

1

Защита комнатных растений от вредителей.

Знать вредителей и меры борьбы сними.

 

61.

 

1

Болезни. Меры борьбы с ними.

Знать болезни и меры борьбы сними.

 

62.

 

1

Профилактика болезней комнатных растений. 

 

 

 

 

5 часов

Тематическая прогулка.

 

 

63.

 

1

Правила по  сбору природного материала.

Знать правила сбора природного материала.

 

64.

65.

 

2

Сбор природного материала.

 

Уметь выполнять сбор природного материала.

 

66.

67.

 

2

Заготовка природного материала.

Знать заготовку природного материала.

 

 

 

1

Итоговое занятие.

 

 

68.

 

1

Подведение итогов.

 

 

 

Планируемые предметные результаты освоения предмета «Цветоводство».

Знать:

- Строение декоративных растений.

- Особенности содержания растений в комнатах.

- Способы ухода за комнатными растениями.

- Основные способы размножения комнатных растений.

- Жизненные формы растений.

- Ассортимент комнатных растений.

- Правила размещения растений в комнате.

- Способы защиты от вредителей.

Уметь:

- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.

- Высаживать растения в приготовленную смесь.

- Подвязывать растения.

- Подбирать вазоны для комнатных растений.

- Составлять композиции из соленого теста, природного материала.

- Классифицировать растения.

- Проводить паспортизацию растений.

- Изготавливать этикетки.

- Вести календарь ухода за комнатными растениями.

- Проводить уход за комнатными растениями.

 

Форма аттестации в дополнительном образовании.

 В конце каждой темы планируется проведение контрольного  занятия. В конце года проводиться итоговое занятие.

Список использованной литературы для педагога.

1.      Программа  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:  5-9 классы,  сборник 1  под  ред.  В.В.Воронковой, М..: Гуманитарный  издательский  центр ВЛАДОС , 2011г.

2.      Е.А. Ковалёва «Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, М., Просвещение, 2006г.,

3.      О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

4.      Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

5.      В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва «Издательство

Мир книги», 2010.

6.      Токарева Е. Мои цветы – М.: Эксмо, 2012.

7.      Плотникова Т.Ф. Поделки из засушенных цветов и листьев - М.: РИПОЛ классик,  2012.

8.      Карман Н.М., Ковалева Е.А. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство – М.:  «Просвещение», 2019.

9.      Палеева Т.В. Ваши цветы: уход и лечение. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002.

 

 


 

Государственного казенного образовательного учреждения

Государственного казенного образовательного учреждения

Пояснительная записка . Учебная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Цветоводство» составлена на основе

Пояснительная записка . Учебная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Цветоводство» составлена на основе

Задачи: Общеобразовательные 1

Задачи: Общеобразовательные 1

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей

Пересадка и перевалка комнатных растений

Пересадка и перевалка комнатных растений

Дата Кол-во часов Тема урока

Дата Кол-во часов Тема урока

Ассортимент комнатных растений

Ассортимент комнатных растений

Заготовка природного материала

Заготовка природного материала

Плотникова Т.Ф. Поделки из засушенных цветов и листьев -

Плотникова Т.Ф. Поделки из засушенных цветов и листьев -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020