Рабочая программа
По предмету (курсу)__Биология __
Класс ____7___8вид___________________________
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
o Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»»;
o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
o Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
-Программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011. -Сб.1 -224 с.;
Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 7 класса индивидуального обучения.
Рабочая программа разработана в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении.
Программа рассчитана на 7 класс 17 часов (0,5 ч. в неделю).
Содержание рабочей программы по биологии направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе. Программа содержит материал по биологии, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации. Содержание обучения биологии имеет практическую направленность: готовить своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Цель:
- изучение элементарных сведений, доступных школьникам с ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи:
- сообщать обучающемуся знания об основных элементах неживой и живой природы;
- формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман и т.д.;
- проводить через весь курс экологическое воспитание, бережное отношение к природе;
- первоначально ознакомить с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Рабочая программа построена по принципу коррекционной направленности. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращается на коррекцию имеющихся у обучающегосяспецифических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Она включает в себя следующие разделы:
1. живая природа
2. знакомство с цветковыми растениями
3. цветок, плод
4. семя
5. корень
6. лист
7. стебель
8. споровые и семенные растения
9. многообразие покрытосемменных растений
10. бактерии и грибы
11. практические работы
Рабочая Программа 7 класса призвана дать обучающемуся основные знания по живой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, лабораторные работы, экскурсии) и устный опрос.
Требования к уровню подготовки обучающегося:
Личностные результаты:
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
-овладение на доступном уровне логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических) в соответствии с содержанием биологии.
Предметные результаты:
В результате изучения биологии учащиеся должены знать:
-названия некоторых бактерий, грибов, растений основных групп;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений;
-разницу ядовитых и съедобных грибов
Обучающийся должен уметь:
-обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание курса
Тема 1. Повторение. Введение в мир цветковых растений. (1 ч)
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Тема2. Органы цветковых растений. (1 ч)
Культурные и дикорастущие растения нашей страны. Общее понятие о подземных и наземных органах цветкового растения. Органы цветкового растения (корень, лист, стебель, цветок) на примере растения, цветущего осенью.
Лабораторная работа№1. Органы цветкого растения
Тема 3. Цветок. Плод (1 ч)
Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее знакомство). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные
Разнообразие плодов. Многообразие плодов. Сочные и сухие плоды. Ягода и костянка. Орех. Семянка. Зерновка. Коробочка. Горошина. Многообразие способов распространения плодов и с использованием внешних факторов живой и неживой природы. Распространение с помощью животных.
Лабораторная работа №2. Строение цветка
Экскурсия
Тема 4. Семя. (1 ч)
Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Лабораторная работа№3,4. Строение семени двудольного, однодольного растения
Тема 5. Корневая система растений. (1 ч)
Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней.
Тема 6. Лист. (1 ч)
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Ткани, из которых состоит лист. Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения. Дыхание растений. Обмен веществ у разных типов растений. Листопад и его значение в природе и в жизни человека.
Тема 7.Стебель. (1 ч)
Образование стебля. Побег. Виды стеблей по степени одревесневания: травянистые, деревянистые. Строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Виды стеблей по расположению относительно уровня почвы: надземные, подземные. Положение стебля в пространстве (плети, усы), Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Тема8. Растение – целостный организм. (1 ч)
Взаимосвязь частей растения. Принципы функционирования растения. Связь растения со средой обитания. Дыхание и питание растения.
Тема 9. Споровые и семенные растения.(1ч)
Мхи, папоротники, голосеменные растения, торфяной мох, образование торфа. Сравнение сосны и ели, отличие от лиственных форм, использование древесины
Тема 10. Многообразие покрытосеменных растений(2ч)
Деление покрытосеменных растений. Деление покрытосеменных растений. Лиственные растения: яблоня, груша, вишня, малина, земляника. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Хвойные растения. Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.
Хлебные (зерновые) культуры. Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Общие признаки бобовых растений. Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения. Общие признаки розоцветных растений. Шиповник.Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощные лилейные растения. Овощные паслёновые растения. Картофель. Томат. Баклажан. Перец.
Лабораторная работа №5,6 Строение луковицы. Строение клубня картофеля
Тема 11. Многообразие бактерий и грибов(1ч)
Общие понятие, значение в жизни человека. Строение шляпочного гриба, грибы ядовитые и съедобные, правила сбора.
Тема 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч)
Экскурсия
Тема 13. Повторение (2ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
· отличать цветковые растения от других групп;
· приводить примеры растений некоторых групп;
· различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;
· устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
· осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
· работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Учащиеся должны знать:
· названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из основных групп;
· строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;
· внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
· общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
· разницу ядовитых и съедобных грибов, знать вред бактерий и способы предохранения заражения ими;
· признаки сходства и различия между растениями;
· особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.
Тематическое планирование.
№ |
Содержание тем |
Количество часов |
1 |
Повторение. Введение в мир цветковых растений |
1 |
2 |
Органы цветковых растений |
1 |
3 |
Цветок. Плод |
1 |
4 |
Семя. |
1 |
5 |
Корневая система растений |
1 |
6 |
Лист. |
1 |
7 |
Стебель |
1 |
8 |
Растение – целостный организм |
1 |
9 |
Споровые и семенные растения |
1 |
10 |
Многообразие покрытосеменных растений |
2 |
11 |
Многообразие бактерий и грибов |
1 |
12 |
Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч) Экскурсия
|
3 |
13 |
Повторение |
2 |
|
Итого: |
17 |
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, согласно федерального перечня учебников, рекомендованных, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:
Учебники:
-Романов И.В., Козлова Т.А. Биология. Растения.Грибы.Бактерии. 7 класс: учеб. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В.Романов, Т.А.Козлова.- 2-е изд.,стереотип.-М. :Дрофа, 2013.-175,(1)с. с ил.
Методическое пособие для учителя:
- Шелкунова О.В. Преподавание естествознания в специальной (коррекционных) школе VIII вида: учебное пособие / О. В. Шелкунова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. -266 с.
- Шелкунова О.В. Обучение естествознанию в специальной (коррекционных) школе VIII вида: Хрестоматия: учебное пособие / О. В. Шелкунова.- Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. - 348 с.
Интернет-ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.