Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .Биология.

  • docx
  • 19.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Биология..docx

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая     программа

По предмету (курсу)__Биология __

                                                            Класс ____7___8вид___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

o   Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

o   Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

o   Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»»;

o   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

o   Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

 

-Программа составлена  на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2011. -Сб.1 -224 с.; 

  

 

Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 7 класса индивидуального обучения.

Рабочая программа разработана в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционной школы, обучающихся непосредственно в учреждении.

Программа рассчитана на 7 класс 17  часов  (0,5 ч. в неделю).

Содержание рабочей программы по биологии направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе. Программа содержит материал по биологии, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации. Содержание обучения  биологии  имеет практическую направленность: готовить своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного  производства.

Цель:

- изучение элементарных сведений, доступных школьникам с  ограниченными возможностями здоровья, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Задачи:

- сообщать обучающемуся знания об основных элементах неживой и живой природы;

- формировать правильное понимание таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман и т.д.;

- проводить через весь курс экологическое воспитание, бережное отношение  к природе;

  - первоначально ознакомить с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

Рабочая программа построена по принципу коррекционной направленности. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращается на коррекцию имеющихся у обучающегосяспецифических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.   

Она включает в себя  следующие разделы:

1.      живая природа

2.      знакомство с цветковыми растениями

3.      цветок, плод

4.      семя

5.      корень

6.      лист

7.      стебель

8.      споровые и семенные растения

9.      многообразие покрытосемменных растений

10.  бактерии и грибы

11.  практические работы

Рабочая Программа 7 класса призвана дать обучающемуся основные знания по живой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (практические работы, лабораторные работы, экскурсии) и устный опрос.

   Требования к уровню подготовки обучающегося:

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

-овладение на доступном уровне логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических) в соответствии с содержанием биологии.

Предметные результаты:

  В результате изучения биологии учащиеся  должены знать:

-названия некоторых бактерий, грибов, растений основных групп;

- строение и общие биологические особенности цветковых растений;

-разницу ядовитых и съедобных грибов

Обучающийся должен  уметь:

-обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

 

 

Содержание курса

Тема 1. Повторение. Введение в мир цветковых растений. (1 ч)

Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).

Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

Тема2. Органы цветковых растений. (1 ч)

Культурные и дикорастущие растения нашей страны. Общее понятие о подземных и наземных органах цветкового растения. Органы цветкового растения (корень, лист, стебель, цветок) на примере растения, цветущего осенью.

Лабораторная работа№1. Органы цветкого растения

Тема 3. Цветок. Плод (1 ч)

Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее знакомство). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные

Разнообразие плодов. Многообразие плодов. Сочные и сухие плоды. Ягода и костянка. Орех. Семянка. Зерновка. Коробочка. Горошина. Многообразие способов распространения плодов и с использованием внешних факторов живой и неживой природы. Распространение с помощью животных.

Лабораторная работа №2. Строение цветка

Экскурсия

Тема 4. Семя. (1 ч)

Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.

Лабораторная  работа№3,4. Строение семени двудольного, однодольного растения

Тема 5. Корневая система растений. (1 ч)

Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней.

Тема 6. Лист. (1 ч)

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Ткани, из которых состоит лист. Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения. Дыхание растений. Обмен веществ у разных типов растений. Листопад и его значение в природе и в жизни человека.

Тема 7.Стебель. (1 ч)

Образование стебля. Побег. Виды стеблей по степени одревесневания: травянистые, деревянистые. Строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Виды стеблей по расположению относительно уровня почвы: надземные, подземные. Положение стебля в пространстве (плети, усы), Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).

Тема8. Растение – целостный организм. (1 ч)

Взаимосвязь частей растения. Принципы функционирования растения. Связь растения со средой обитания. Дыхание и питание растения.

Тема 9. Споровые и семенные растения.(1ч)

Мхи, папоротники, голосеменные растения, торфяной мох, образование торфа. Сравнение сосны и ели, отличие от лиственных форм, использование древесины

Тема 10. Многообразие покрытосеменных растений(2ч)

Деление покрытосеменных растений. Деление покрытосеменных растений. Лиственные растения: яблоня, груша, вишня, малина, земляника. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Хвойные растения. Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания.

Хлебные (зерновые) культуры. Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Общие признаки бобовых растений. Пищевые бобовые растения. Кормовые бобовые растения. Общие признаки розоцветных растений. Шиповник.Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощи. Их характерные особенности и свойства в природе и жизни человека. Потребление овощей. Группы, на которые делятся овощи. Овощные лилейные растения.  Овощные паслёновые растения. Картофель. Томат. Баклажан. Перец.

Лабораторная работа №5,6 Строение луковицы. Строение клубня картофеля

Тема 11. Многообразие бактерий и грибов(1ч)

Общие понятие, значение в жизни человека. Строение шляпочного гриба, грибы ядовитые и съедобные, правила сбора.

Тема 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч)

Экскурсия

Тема 13. Повторение (2ч)

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

·         узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

·         отличать цветковые растения от других групп;

·         приводить примеры растений некоторых групп;

·         различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, по цветкам, плодам и семенам;

·         устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);

·         осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;

·         работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

Учащиеся должны знать:

·         названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из основных групп;

·         строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий;

·         внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;

·         общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

·         разницу ядовитых и съедобных грибов, знать вред бактерий и способы предохранения заражения ими;

·         признаки сходства и различия между растениями;

·         особенности выращивания культурных растений: о сроках и способах посева и посадки культур, о некоторых приемах ухода за ними.

 

Тематическое планирование.

        

Содержание тем

Количество часов

1

Повторение. Введение в мир цветковых растений

1

2

Органы цветковых растений

1

3

Цветок. Плод

1

4

Семя.

1

5

Корневая система растений

1

6

Лист.

1

7

Стебель

1

8

Растение – целостный организм

1

9

Споровые и семенные растения

1

10

Многообразие покрытосеменных растений

2

11

Многообразие бактерий и грибов

1

12

Практические работы с комнатными и садовыми растениями(3ч)

Экскурсия

 

3

13

Повторение

2

 

Итого:

17

 

 

Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, согласно федерального перечня учебников, рекомендованных, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях:

Учебники:

-Романов И.В., Козлова Т.А. Биология. Растения.Грибы.Бактерии. 7 класс: учеб. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В.Романов, Т.А.Козлова.- 2-е изд.,стереотип.-М. :Дрофа, 2013.-175,(1)с. с ил.

Методическое пособие для учителя:

- Шелкунова О.В. Преподавание естествознания в специальной   (коррекционных) школе VIII вида: учебное пособие / О. В. Шелкунова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. -266 с.

- Шелкунова О.В. Обучение естествознанию в специальной (коррекционных) школе VIII вида: Хрестоматия: учебное пособие / О. В. Шелкунова.- Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. - 348 с.

 

Интернет-ресурсы

 

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  2. http://www.fcior.edu.ru/
  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
  8. www.floranimal.ru – портал о растениях и животных
  9. http://www.plant.geoman.ru/ – занимательно о ботанике. Жизнь растений

 

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru