Адаптированная образовательная программа по формированию элементарных навыков устной речи у дошкольников после кохлеарной имплантации

  • Документация
  • docx
  • 05.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Иконка файла материала Программа Блескина, Абраменко.docx

  

Согласовано

Педагогическим советом

(протокол от _________№____)

 

Утверждено

Директор школы-интерната

___________Н.В. Филиппова

 

               

 

Адаптированная образовательная программа

по формированию элементарных навыков устной речи

у дошкольников после кохлеарной имплантации.

Разновозрастная группа

 

 

Срок реализации: 1год

 

 

                                                      Авторы:

Блескина Анастасия Игоревна,

учитель-  дефектолог

                                                                  Абраменко Мария Анатольевна, воспитатель, педагог-психолог

 

Томск 2021

 

Пояснительная записка.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная  речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.

Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе.  В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.

Долингвальная  глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.

Дети с кохлеарным имплантом  учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.

Актуальность. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация. Успешность слухоречевой реабилитации в целом обусловливается результатами запускающего этапа, а он, в свою очередь, зависит от многих факторов, среди которых немаловажное место для прооперированных дошкольников занимает выполнение следующих условий:

1. Ежедневное полноценное перестроенное на естественную сенсорную основу общения ребенка в семье.

2. Наличие регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами: сурдопедагогом, логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем в дошкольном учреждении.

Цель: формировать элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной, развивать языковую способность, речевую активность у детей; учить овладевать значениями слов и высказываний, использовать их в различных ситуациях общения. Применять разные виды речевой деятельности: говорение, дактилирование, глобальное и аналитическое чтение, письмо.

Задачи:

·        Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

·        Развитие интонационной, просодической стороны речи.

·        Развитие артикуляционной моторики.

·        Коррекция звукопроизношения.

·        Развитие импрессивной и экспрессивной речи, обогащение словарного запаса.

·        Коррекция лексико-грамматического строя речи.

·        Коррекция слоговой структуры слова.

·        Развитие общей и мелкой моторики.

·        Развитие понимания обращенной речи.

·        Формирование сенсорных эталонов.

·        Обучение классификации и обобщению, обучение установлению причинно-следственных связей.

·        Развитие представлений об окружающем мире, развитие пространственных отношений.

·        Стимулирование игровой инициативы.

·        Подготовка к обучению в школе.

 

Принципы работы с ребёнком после КИ.

1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.

2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.

3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.

4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.

5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым. 

 

Предполагаемый результат.

·        различает изолированные звуки;

·        пишет под диктовку знакомые буквы;

·        различает и опознаёт слоги;

·        определяет наличие/отсутствие звука в слове;

·        распознает правильное и дефектное произношение звуков;

·        выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;

·        выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;

·        обнаруживает ошибку в словах;

·        определяет место звука в слове;

·        подбирает слово на заданный звук;

·        различает на слух похожие по звучанию слова;

·        использует в речи  существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);

·        называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;

·        различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.

·        говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе;

·        различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё;

·        проявляет речевую активность.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации

Учитель-дефектолог  использует в своей работе следующие направления:

·                     развитие фонематического слуха;

·                     развитие речи.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии - от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

 

Направления работы

Содержание

1

Развитие фонематического слуха

Различение изолированных звуков.  Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р.

Различение слогов. Слоги АУ, УА.  Слоги  УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА.

Определение наличия звука в слове.  Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов, заканчивающихся на определённый звук.

Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово».

Определение места звука в слове - «Гусеница», «Поезд».

Подбор слова на заданный звук. – «Азбука».

Различение слов, похожих по звучанию.  – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?».

2

Развитие речи.

Сентябрь. Темы:  «Давайте познакомимся», Время года «Осень»», «Явления природы. Погода»

  • Развитие речевого дыхания  - упр. «Осенние листочки», «Укачаем гномиков».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Когда это бывает?», «Один – много», «Подбери признаки».
  • Рассказ логопеда по картинам «Осень».
  • Пальчиковые гимнастики «Листочки», «Капли».
  • Дежурные звуки: А, О, У, И.

 

Октябрь. Темы «Семья.Люди.», «Игрушки», «Учебные вещи», «Части тела».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Перышки», «Пароходы».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один – много», «Что лишнее», «Чего не стало», «Назови ласково», «Поможем клоуну Роме». Рассказ об игрушке.
  • Пальчиковые гимнастики «Семья», «Карандашики», «Ладушки».
  • Дежурные звуки: П, Ю, Я, Т, В

Ноябрь. Темы: «Предметы гигиены», «Овощи», « Фрукты», «Домашние животные».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Приятный запах», , «Подуй на снежинку», «Волшебная дудочка».
    Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Что изменилось», «Что лишнее», «Четвёртый лишний», «Чего не стало», «Назови ласково».
  • Рассказ логопеда об овощах и фруктах. Разговор о домашних животных.
  • Пальчиковые гимнастики «Ягоды», «Компот», «Кошка»
  • Дежурные звуки: И, М, Н, К, Т

Декабрь. Темы: «Домашние птицы», «Птицы леса», «Дикие животные», «Новогодний год. Зимние развлечения».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Снежинки», «Подуем на чай», «Снеговики», «Снежки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Подскажи словечко», «Сосчитай – ка», «Кто в домике живёт» , Мамы и детёныши».
    Пальчиковые гимнастики «Снежок», «Снеговик», «Дятел»
  • Рассказ логопеда о птицах, диких животных и о зиме.
  • Дежурные звуки: Е, Ё, С, З, К-Г

Январь. Обследование детей.

               Темы «Мебель», «Одежда», «Обувь».

  • Развитие речевого дыхания «Пингвины на льдине», «Дельфины».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Кого не стало», «Кто лишний», «Повтори за мной».
  • Рассказ о мебели, одежде, обуви.
  • Пальчиковые гимнастики «Мебель», «Посуда».
  • Дежурные звуки: Р, Ш, Ф

Февраль. Темы: «Посуда», «Продукты питания», «Инструменты»

  • Развитие лексико-грамматических категорий «В магазине», «Что перепутал художник?», «Подбери картинки», «Подскажи словечко»,
  • Развитие речевого дыхания «Снежинки», «Снеговики», «Вьюга».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые гимнастики с массажными мячиками. Су-джок
  • Игры «Весёлый магазин», «Покупки», «Ремонт»
  • Дежурные звуки: Н, Т, Б, Х, Л

Март. Темы: «Жилое помещение», «Спальня», «Профессия», «Транспорт».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Повтори за мной», «Что лишнее», «Подскажи словечко».
  • Развитие речевого дыхания «Вьюга», «Футбол», «Снеговики».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Заяц и ёжик». «Дорожки».
  • Беседа по картинкам «Профессии».
  • Дежурные звуки: Э, А, О, Т, Д

Апрель. Темы: «Растения», «Деревья», «Цветы», «Ягоды».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто лишний», «Кого не стало?»
  • Развитие речевого дыхания «Кораблики», «Прожорливые ягоды», «Вертушки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Медведь», «Бурундук».
  • Дежурные звуки: В, Ф, П, Б, Ш, Ж, И

Май. Темы: «Времена года», «Насекомые», «Животные жарких стран», «Двор.Участок». Обследование детей. Составление характеристик.

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто как передвигается», «Повтори за мной».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Развитие речевого дыхания «Пчёлки», «Бабочки».
  • Пальчиковые игры «Весёлые гонзики», «Гуси».
  • Дежурные звуки: М, Н, П, Ы, Е, Ё, Ю, Я

 

Воспитатель использует такие направления работы как - дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно взаимодействуют на его чувства. Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются, скрыты, у них наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформированность фразовой речи.

В игре у дошкольников возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого ведения диалога. Дети в общение начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко и внятно.

 

Направления работы

Содержание

Дидактические, сюжетно-ролевые игры

Сентябрь. Темы: «Время года «Осень»», «Явления природы. Погода».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Пойдем гулять!».
  • Дидактическая игра «Одень куклу по сезону на прогулку».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
  • Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?».

Октябрь. Темы: «Семья. Люди», «Игрушки», «Учебные вещи», «Части тела».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Дом. Семья».
  • Дидактическая игра: «Семья» (Лото).
  • Сюжетно-ролевая игра: «Кукла Маша в магазине игрушек».
  • Дидактическая игра: «Волшебный мешочек».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Как Буратино в школу собирался».
  • Дидактическая игра: «Что лишнее?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы».
  • Дидактическая игра: «Собери целое».

Ноябрь. Темы: «Предметы гигиены», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Утро Буратино».
  • Дидактическая игра: «Что нужно для умывания?».
  • Сюжетно-ролевая игра: драматизация сказки «Репка».
  • Дидактическая игра: «Угадай на вкус».
  • Сюжетно-ролевая игра: магазин «Фрукты».
  • Дидактическая игра: «Что растет в саду, а что в огороде?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Теремок» (с домашними животными).
  • Дидактическая игра: «Угадай, чей хвост?».

Декабрь.Темы: «Домашние птицы», «Птицы леса», «Дикие животные», «Зимние развлечения. Новый год».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Поездка к бабушке в деревню».
  • Дидактическая игра: «Кто лишний?».
  • Дидактическая игра: «Кто чем питается?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Прогулка в лесу».
  • Дидактическая игра: «Какая птица улетела?».
  • Дидактическая игра: «Где чей хвост?»
  • Сюжетно-ролевая игра: «Колобок».
  • Дидактическая игра: «Кто где живет?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Новый год. Карнавал».
  • Дидактическая игра: «Подбери картинки с развлечениями к временам года».

Январь. Темы: «Повторение и закрепление», «Мебель», «Одежда», «Обувь».

·         Сюжетно-ролевая игра: «Все звери встали вокруг елки в хоровод».

·         Дидактическая игра: «Расшифруй слово по цифрам».

·         Сюжетно-ролевая игра: «Новая комната для куклы».

·         Дидактическая игра: «Составь из частей целое».

·         Сюжетно-ролевая игра: «Одень куклу на прогулку».

·         Дидактическая игра: «Подбери зимнюю одежду для мальчика, а летнюю для девочки».

·         Сюжетно-ролевая игра: «Обувной магазин».

·         Дидактическая игра: «Расставь обувь по погоде».

 

Февраль. Темы: «Посуда (чайная)», «Посуда (кухонная)», «Пища», «Инструменты».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Дом» (чайная посуда).
  • Дидактическая игра: «Что лишнее?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Идем в гости».
  • Дидактическая игра: «Чего не стало».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Продуктовый магазин».
  • Дидактическая игра: «Угадай на вкус» (соль, сахар, горько, сладко, кисло).
  • Сюжетно-ролевая игра: «Построим теремок».
  • Дидактическая игра: «Кому что надо для работы?».

Март. Темы: «Жилое помещение», «Спальня», «Профессии», «Транспорт. Улица. Город».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Построим кукле дом и нарисуем его помещение».
  • Дидактическая игра: «Как и почему нужно ухаживать за помещением?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Уложим куклу спать».
  • Дидактическая игра: «Помоги Мишке заправить кровать».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Врач».
  • Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
  • Дидактическая игра: «Что едет, идет, летает, плывет?».

Апрель. Темы: «Растения (обобщающие понятия)», «Деревья», «Цветы», «Ягоды».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в страну чудес».
  • Дидактическая игра: «Кто самый главный?».
  • Сюжетно-ролевая игра: Драматизация сказки «Путешествие семечки».
  • Дидактическая игра: «Будем делать Хорошо! И не будем Плохо!».
  •  Сюжетно-ролевая игра: Драматизация сказки «Красная Шапочка».
  • Дидактическая игра: «Собери цветок».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Поезд» (едем в лес за ягодой).
  • Дидактическая игра: «Лото. Ягоды и фрукты».

Май. Темы: «Времена года, их признаки. Весна», «Насекомые», «Животные жарких стран», «Двор. Участок».

  • Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по временам года».
  • Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
  • Сюжетно-ролевая игра: Драматизация сказки «Стрекоза и муравей».
  • Дидактическая игра: «Кто ползает, прыгает, летает».
  •  Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк».
  • Дидактическая игра: «Кто где живет?».
  • Сюжетно-ролевая игра: «Наша безопасная прогулка».
  • Дидактическая игра: «Что такое хорошо, что такое плох (о правилах поведения на участке».

 

Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности.

Словесные  - для включения детей в предстоящую учебно-познавательную деятельность, концентрации внимания, сообщение новых знаний и обеспечение их успешного восприятия и закрепление используются игровые моменты с изображением эмоционально-мимических упражнений для работы артикуляционного аппарата.

Наглядные - объяснение нового материала с использованием наглядного дидактического материала в плоскостном и объемном изображении, таблички для дактилирования и прикладывания, непосредственный показ правильной устной речи.

Практические - закрепление полученных знаний на занятиях, прогулке, при освоении культурно- гигиенических навыков, трудовой деятельности и т.п.

 

Cредства обучения.

 Наглядно дидактические: мультимедийные и медиапособия, учебная доска, телевизор, компьютер, сюжетно-ролевые, дидактические, коррекционно-развивающие игры, плоскостные и объемные предметы, раздаточный материал на каждого ребенка, таблички, книжки-малышки для чтения дактилем.

 

Условия реализации:

·                    Учебная зона.

·                    Зона игр и пособий (грамматический строй речи, связная речь, фонетико-фонематические представления, слоговая структура слов, общие речевые навыки).

·                    ИКТ

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1.                Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.

2.                Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.

3.                Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.

4.                Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.

5.                Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.

6.                Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.