
|
Согласовано Педагогическим советом (протокол от _________№____)
|
Утверждено Директор школы-интерната ___________Н.В. Филиппова
|
Адаптированная образовательная программа
по формированию элементарных навыков устной речи
у дошкольников после кохлеарной имплантации.
Разновозрастная группа
Срок реализации: 1год
Авторы:
Блескина Анастасия Игоревна,
учитель- дефектолог
Абраменко Мария Анатольевна, воспитатель, педагог-психолог
Томск 2021
Пояснительная записка.
Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе. В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.
Долингвальная глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.
Дети с кохлеарным имплантом учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.
Актуальность. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного развития устной речи. Кохлеарный имплант (КИ) заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуки в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему - в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы ребенок с КИ мог понимать речь и говорить необходима педагогическая реабилитация. Успешность слухоречевой реабилитации в целом обусловливается результатами запускающего этапа, а он, в свою очередь, зависит от многих факторов, среди которых немаловажное место для прооперированных дошкольников занимает выполнение следующих условий:
1. Ежедневное полноценное перестроенное на естественную сенсорную основу общения ребенка в семье.
2. Наличие регулярных занятий по развитию слуха и речи со специалистами: сурдопедагогом, логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и воспитателем в дошкольном учреждении.
Цель: формировать элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной, развивать языковую способность, речевую активность у детей; учить овладевать значениями слов и высказываний, использовать их в различных ситуациях общения. Применять разные виды речевой деятельности: говорение, дактилирование, глобальное и аналитическое чтение, письмо.
Задачи:
· Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
· Развитие интонационной, просодической стороны речи.
· Развитие артикуляционной моторики.
· Коррекция звукопроизношения.
· Развитие импрессивной и экспрессивной речи, обогащение словарного запаса.
· Коррекция лексико-грамматического строя речи.
· Коррекция слоговой структуры слова.
· Развитие общей и мелкой моторики.
· Развитие понимания обращенной речи.
· Формирование сенсорных эталонов.
· Обучение классификации и обобщению, обучение установлению причинно-следственных связей.
· Развитие представлений об окружающем мире, развитие пространственных отношений.
· Стимулирование игровой инициативы.
· Подготовка к обучению в школе.
Принципы работы с ребёнком после КИ.
1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.
2. Деятельностный принцип, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.
3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.
4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.
5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.
Предполагаемый результат.
· различает изолированные звуки;
· пишет под диктовку знакомые буквы;
· различает и опознаёт слоги;
· определяет наличие/отсутствие звука в слове;
· распознает правильное и дефектное произношение звуков;
· выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;
· выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;
· обнаруживает ошибку в словах;
· определяет место звука в слове;
· подбирает слово на заданный звук;
· различает на слух похожие по звучанию слова;
· использует в речи существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);
· называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;
· различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.
· говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе;
· различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё;
· проявляет речевую активность.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
Учитель-дефектолог использует в своей работе следующие направления:
· развитие фонематического слуха;
· развитие речи.
Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии - от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.
|
№ |
Направления работы |
Содержание |
|
1 |
Развитие фонематического слуха |
Различение изолированных звуков. Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р. Различение слогов. Слоги АУ, УА. Слоги УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА. Определение наличия звука в слове. Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов, заканчивающихся на определённый звук. Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово». Определение места звука в слове - «Гусеница», «Поезд». Подбор слова на заданный звук. – «Азбука». Различение слов, похожих по звучанию. – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?». |
|
2 |
Развитие речи. |
Сентябрь. Темы: «Давайте познакомимся», Время года «Осень»», «Явления природы. Погода»
Октябрь. Темы «Семья.Люди.», «Игрушки», «Учебные вещи», «Части тела».
Ноябрь. Темы: «Предметы гигиены», «Овощи», « Фрукты», «Домашние животные».
Декабрь. Темы: «Домашние птицы», «Птицы леса», «Дикие животные», «Новогодний год. Зимние развлечения».
Январь. Обследование детей. Темы «Мебель», «Одежда», «Обувь».
Февраль. Темы: «Посуда», «Продукты питания», «Инструменты»
Март. Темы: «Жилое помещение», «Спальня», «Профессия», «Транспорт».
Апрель. Темы: «Растения», «Деревья», «Цветы», «Ягоды».
Май. Темы: «Времена года», «Насекомые», «Животные жарких стран», «Двор.Участок». Обследование детей. Составление характеристик.
|
Воспитатель использует такие направления работы как - дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел. Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно взаимодействуют на его чувства. Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются, скрыты, у них наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформированность фразовой речи.
В игре у дошкольников возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого ведения диалога. Дети в общение начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки. Появляется желание говорить более четко и внятно.
|
№ |
Направления работы |
Содержание |
|
Дидактические, сюжетно-ролевые игры |
Сентябрь. Темы: «Время года «Осень»», «Явления природы. Погода».
Октябрь. Темы: «Семья. Люди», «Игрушки», «Учебные вещи», «Части тела».
Ноябрь. Темы: «Предметы гигиены», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные».
Декабрь.Темы: «Домашние птицы», «Птицы леса», «Дикие животные», «Зимние развлечения. Новый год».
Январь. Темы: «Повторение и закрепление», «Мебель», «Одежда», «Обувь». · Сюжетно-ролевая игра: «Все звери встали вокруг елки в хоровод». · Дидактическая игра: «Расшифруй слово по цифрам». · Сюжетно-ролевая игра: «Новая комната для куклы». · Дидактическая игра: «Составь из частей целое». · Сюжетно-ролевая игра: «Одень куклу на прогулку». · Дидактическая игра: «Подбери зимнюю одежду для мальчика, а летнюю для девочки». · Сюжетно-ролевая игра: «Обувной магазин». · Дидактическая игра: «Расставь обувь по погоде».
Февраль. Темы: «Посуда (чайная)», «Посуда (кухонная)», «Пища», «Инструменты».
Март. Темы: «Жилое помещение», «Спальня», «Профессии», «Транспорт. Улица. Город».
Апрель. Темы: «Растения (обобщающие понятия)», «Деревья», «Цветы», «Ягоды».
Май. Темы: «Времена года, их признаки. Весна», «Насекомые», «Животные жарких стран», «Двор. Участок».
|
Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности.
Словесные - для включения детей в предстоящую учебно-познавательную деятельность, концентрации внимания, сообщение новых знаний и обеспечение их успешного восприятия и закрепление используются игровые моменты с изображением эмоционально-мимических упражнений для работы артикуляционного аппарата.
Наглядные - объяснение нового материала с использованием наглядного дидактического материала в плоскостном и объемном изображении, таблички для дактилирования и прикладывания, непосредственный показ правильной устной речи.
Практические - закрепление полученных знаний на занятиях, прогулке, при освоении культурно- гигиенических навыков, трудовой деятельности и т.п.
Cредства обучения.
Наглядно дидактические: мультимедийные и медиапособия, учебная доска, телевизор, компьютер, сюжетно-ролевые, дидактические, коррекционно-развивающие игры, плоскостные и объемные предметы, раздаточный материал на каждого ребенка, таблички, книжки-малышки для чтения дактилем.
Условия реализации:
· Учебная зона.
· Зона игр и пособий (грамматический строй речи, связная речь, фонетико-фонематические представления, слоговая структура слов, общие речевые навыки).
· ИКТ
Используемая литература.
1. Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
2. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.
3. Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
4. Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.
5. Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.
6. Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.