Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 1 класс (вид 7.2)
Оценка 4.9

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 1 класс (вид 7.2)

Оценка 4.9
docx
02.11.2020
Адаптированная образовательная программа  по литературному чтению 1 класс (вид 7.2)
Литературное чтение.docx

 

 

Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района  

Большелогская средняя  общеобразовательная школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Большелогской СОШ

_______     Т.В.Васильчукова

                     Приказ от 28.08.2020 № 13

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированная для детей с задержкой психического развития

обучающихся инклюзивно в условиях класса

 

по  литературному чтению

 

Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 1Б класс_

 

Количество часов - 132ч._

 

 

Учитель–Немошкалова Наталья Евгеньевна

 

 

 

 

Программа составлена на основе: авторской программы Литературное чтение. Сборник рабочих программ 1-4. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.-2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2014г. 

 

 

 

 

2020-2021

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана для _____________________ (обучающегося с ЗПР. ФГОС вариант 7.2 ) в соответствии

·         с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373(в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»№1577);

·         учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;

·         Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе авторской программы:Литературное чтение. Сборник рабочих программ 1-4. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.-2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2014г. 

Цели:

         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран

Коррекционные задачи:

·         развитие фонематических процессов;

·         коррекция произношения звуков;

·         формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;

·         развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления коррекционной работы:

·        развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

·        совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

·       коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

·        развитие артикуляционной моторики;

·       формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·        коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

·        расширение представлений об окружающем мире;

·       коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Для формирования полноценного навыка  чтения   в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:

·         Развитие  зрительного восприятия.

·         Развитие дикции.  

·         Развивитие  смысловой догадки.

·         Развивитие  навыка  периферического зрения.  

·         Развитие артикуляционного аппарата.

·         Развитие зрительной памяти.

·         Развитие фонематического слуха у детей.  

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»-1

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения.

 У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.

При обеспечении коррекционной направленности «Литературное чтение» позволяет младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в формировании навыка чтения. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению.

Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

 Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.

 Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы.Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется учебник «Азбука» авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной. В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебной книгой, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства.

 

III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»-1

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Литературное чтение»  рассчитан на 132  часа в год –4 часа в неделю.

V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»  1 И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, предметные) обучения школьников 1 класса.

Обучение литературному чтению в первом классе направлено на достижение следующих результатов:

В направлении личностного развития:

Учащиеся научатся:

·         называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;

·         понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;

·         знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;

·         размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

·         понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

·         проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;

·         понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;

·         понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

·         относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;

·         относиться с уважением к родному языку.

В предметном направлении:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

·         воспринимать на слух произведения различных жанров  (небольшие рассказы, стихи, сказки);

·         чётко и правильно произносить все звуки;

·         плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

·         читать  и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

·         определять основную  мысль прочитанного произведения    с помощью учителя, а также с помощью пословицы;

·         определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

·         восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

·         соотносить иллюстрации и текст;

·         называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

·         уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

·         выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения; отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

·         отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

·         объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         соотносить название рассказа с его содержанием;

·         отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

·         читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

·         читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя); задавать вопросы по прочитанному произведению;

·         при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

·         пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

·         выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

·         определять особенности прозаического и поэтического текстов;

·         высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

·         сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

·         восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

·         восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

·         составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);

·         придумывать окончание сказок  по образцу.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;

·         самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

·         обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Учащие научатся:

·         на практике различать  загадки, песенки, потешки, небылицы;

·         отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

·         понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание  автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная,    татарская и т. д.).

·         отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);

·         знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко;

сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);  определять тему произведения, выставки;

·         оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.


В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ЗПР  оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»-1

 

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-­изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно­-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-­популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини­ сочинениях, рассказ на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-­популярная, справочно-­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Обучение чтению (92 ч)

Добукварный период (17ч)

«Азбука» — первая учебная книга.

Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац).

Правила поведения на уроке. Правила работы с учебной книгой.

Речь устная и письменная. Предложение.

Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Правила поведения на уроке. Правила работы в группе.

Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Роль знаний в жизни человека.

Слово и предложение.

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии.

Слог.

Слог как минимальная произносительная единица языка. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Дикие и домашние животные. Забота о животных.

Ударение.

Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слого-ударные схемы).

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Семья. Взаимоотношения в дружной семье.

Звуки в окружающем мире и в речи.

Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Игры и забавы детей.

Звуки в словах.

Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков.

Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Природа родного края.

Слог-слияние.

Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния.

Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние, согласный звук за пределами слияния. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. Правила безопасного поведения в быту.

Повторение и обобщение пройденного материала.

Слого-звуковой анализ слов. Работа со схемами-моделями. Любимые сказки.

Гласный звук [а], буквы А, а.

Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Русские народные и литературные сказки. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

Гласный звук [о], буквы О, о.

Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Взаимопомощь.

Гласный звук [и], буквы И, и.

Особенности произнесения звука, его характеристика. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

Гласный звук [ы], буква ы.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы.

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Учение — это труд. Обязанности ученика.

Гласный звук [у], буквы У, у.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика нового звука. Повторение гласных звуков [а], [о], [и], [ы]. Ученье — путь к уменью. Качества прилежного ученика.

Обучение чтению (55 ч)

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Твёрдость и мягкость согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Способ чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Знакомство с двумя видами чтения —орфографическим и орфоэпическим. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Любовь к Родине. Труд на благо Родины.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Особенности артикуляции новых звуков. Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Наблюдение над родственными словами. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текст. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинах художников.

Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Досуг первоклассников: чтение, прогулки, игры на свежем воздухе. Правила поведения в гостях. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Особенности артикуляции звуков [р], [р’]. Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Уход за комнатными растениями.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

Гласные буквы Е, е.

Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Профессии родителей.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Москва — столица России.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. В зоопарке.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Гласные буквы Я, я.

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Гласные буквы Ё, ё.

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Звук [j’], буквы Й, й.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Гласные буквы Ю, ю.

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения.

Русский алфавит.

Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Послебукварный период (20 ч)

Как хорошо уметь читать.
Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Герои произведения. Чтение по ролям .

Одна у человека мать; одна и родина.
К. Ушинский. Наше Отечество. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Активизация и расширение словарного запаса. Наблюдения над значением слов. Пословицы и поговорки о Родине

История славянской азбуки. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста (В. Крупин. Первоучители словенские.) Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации

В. Крупин. Первый букварь. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки

А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. Поучительные рассказы для детей

К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для детей

К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения — небылицы

В.В. Бианки. Первая охота. Самостоятельное озаглавливание текста рассказа

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. Дополнение текста — описания. Глоток молока. Герой рассказа. Рассказ о герое рассказа

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:
С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов
Весёлые стихи Б. Заходера. В. Берестова. Песенка — азбука. Выразительное чтение стихотворений

Проект: «Живая Азбука»

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

Литературное чтение (40 ч)

 

Жили-были буквы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. 3венит капель! (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.

И в шутку и всерьёз (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений.

Я и мои друзья (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений.

О братьях наших меньших (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.

 

 

 

 


VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

№ п/п

Содержание учебного предмета

Количество часов

Характеристика основных видов 

учебной деятельности

1.

Обучение грамоте (чтение)

92

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения  звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.

Различать звуки родной речи.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

 

 

 

1.1

Добукварный период

16

1.2

Букварный период

60

Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Объяснять функцию букв ь и ъ знаков.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи

1.3

Послебукварный период

 

16

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.

Участвовать в учебном диалоге,.

 

 

 

 

1

Жили-были буквы.

7

Прогнозировать содержание раздела. Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Выбирать книгу по заданному параметру. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения. Объяснять название произведения.

2

Сказки, загадки, небылицы.

7

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное. Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Анализировать представленный в учебнике картинный план. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Рассказывать сказку на основе картинного плана. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти. Сравнивать народную и литературную сказку. Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить сходство и различия. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам. Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах, и самостоятельно оценивать свои достижения.

3

Апрель, апрель. 3венит капель!

4

Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги для выставки в соответствии с темой раздела, рассказывать о них в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему, на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим, придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

4

И в шутку и всерьёз.

6

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему, находить сходство и различия.

5

Я и мои друзья.

8

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое настоящая дружба, кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

6

О братьях наших меньших.

8

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет; проявлять внимание друг к другу. Читать произведение с выражением .Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя). Называть особенности сказок-несказок , придумывать свои собственные сказки-несказки, находить сказки-несказки в книгах. Характеризовать героя художественного текста на основе поступков. Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

 


 

 

VIII. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Учебно-методическое обеспечение:

Сборник рабочих программ «Школа России» авторская программа начального общего образования «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной М., «Просвещение», 2014г.

2. Учебник:

1 .Литературное чтение. 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2020.

 

2 .Азбука . 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон.носителе : в 2 ч. / В.Г. Горецкий [и др.]. – М. : Просвещение, 2020.

 

3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:

Детям о писателях, CD, videouroki.net

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение» сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) М.Просвещение 2013

http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа

http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей

4. Технические средства:

- компьютер, Promethean интерактивная доска.

5. Учебно-практическое оборудование:

- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;

-детские книги разных типов из круга детского чтения;

- портреты поэтов и писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ– 1

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Даты изучения темы

 

 

 

дата план.

 

дата факт.

 

Добукварный период

16ч

 

 

1.       

«Азбука» - первая  учебная книга.  Правила этикета.

1

 

 

2.       

Речь устная и письменная.

Предложение .Речевой этикет.

1

 

 

3.       

Слово и предложение.

1

 

 

4.       

Слово и слог

1

 

 

5.       

Слог, ударение (закрепление)

1

 

 

6.       

Деление слов на слоги

1

 

 

7.       

Звуки речи: гласные и согласные

1

 

 

8.       

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным

1

 

 

9.       

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков.

1

 

 

10.   

Гласный звук [а], буквы А,а.

1

 

 

11.   

Звук [о], буквы О , о.

1

 

 

12.   

Звук [и], буквы И, и.

1

 

 

13.   

Гласная буква ы, звук [ы].

1

 

 

14.   

Звук [у], буквы У, у.

1

 

 

15.   

Гласные и согласные звуки. Слог.

1

 

 

16.   

Повторение и обобщение изученного.

1

 

 

Букварный период

60 ч

 

 

17.   

Звуки [н], [н’], буквы Н,н.

1

 

 

18.   

Звуки [н], [н’], буквы Н, н

1

 

 

19.   

Звуки [с], [c’], буквыС, с

1

 

 

20.   

Звуки [с], [c’], буквыС, с

1

 

 

21.   

Звуки [к], [к’], буквыК, к

1

 

 

22.   

Звуки [к], [к’], буквыК, к

1

 

 

23.   

Звуки [т], [т’], буквыТ, т

1

 

 

24.   

Звуки [т], [т’], буквыТ, т

1

 

 

25.   

Чтение слов с изученными буквами.

1

 

 

26.   

Звуки [л], [л’], буквы Л, л 

1

 

 

27.   

Звуки [л], [л’], буквы Л, л

1

 

 

28.   

Повторение и закрепление изученного материала

1

 

 

29.   

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

1

 

 

30.   

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р

1

 

 

31.   

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

1

 

 

32.   

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в

1

 

 

33.   

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] 

1

 

 

34.   

БукваЕ – показатель мягкости согласных

1

 

 

35.   

Чтение слов с буквой Е (закрепление)

1

 

 

36.   

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

1

 

 

37.   

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п 

1

 

 

38.   

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1

 

 

39.   

Чтение слов и текстов с буквами М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М

1

 

 

40.   

Чтение слов с изученными буквами.

1

 

 

41.   

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з 

1

 

 

42.   

 Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) 

1

 

 

43.   

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б

1

 

 

44.   

 Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)

1

 

 

45.   

Чтение слов с изученными буквами.

1

 

 

46.   

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

1

 

 

47.   

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т

1

 

 

48.   

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

1

 

 

49.   

Буква Я – показатель мягкости согласного

1

 

 

50.   

Буква Ё, ё – показатель мягкости

1

 

 

51.   

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г 

1

 

 

52.   

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г

1

 

 

53.   

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

 

 

54.   

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) 

1

 

 

55.   

Буква ь– показатель мягкости  согласных звуков.

1

 

 

56.   

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного

1

 

 

57.   

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков 

1

 

 

58.   

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

 

 

59.   

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

1

 

 

60.   

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

1

 

 

61.   

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж

1

 

 

62.   

Буквы Ё, ё, обозначающие два  звука [й’о] 

1

 

 

63.   

Закрепление пройденного материала

1

 

 

64.   

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й

1

 

 

 

3 четверть

1

 

 

65.   

Чтение слов с буквой й

1

 

 

66.   

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х 

1

 

 

67.   

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]

1

 

 

68.   

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

1

 

 

69.   

Чтение слов с буквами Ц, ц .

1

 

 

70.   

Гласный звук [э]. Буквы Э, э

1

 

 

71.   

Чтение слов с буквами Э, э.

1

 

 

72.   

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ.

1

 

 

73.   

Чтение предложений  и текстов с буквами Щ, щ .

1

 

 

74.   

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф

1

 

 

75.   

Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф

1

 

 

76.   

Мягкий и твердый разделительные знаки

1

 

 

Послебукварный  период

16 ч

 

 

77.   

С. Маршак. «Как хорошо уметь читать» 

1

 

 

78.   

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

1

 

 

79.   

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»

1

 

 

80.   

В. Крупин. «Первоучители словенские», «Первый букварь» 

1

 

 

81.   

 

1

 

 

82.   

 Творчество А. С. Пушкина .

1

 

 

83.   

 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский о детях.  

1

 

 

84.   

К. И. Чуковский «Телефон», «Путаница».

1

 

 

85.   

В. В. Бианки. «Первая охота»

1

 

 

86.   

С. Я. Маршак «Угомон»,»Дважды два».

1

 

 

87.   

М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

1

 

 

88.   

А.Л. Барто «Помощница», «Игра в слова»

1

 

 

89.   

С.В. Михалков «Котята».

1

 

 

90.   

Б.В. Заходер «Два и три».

1

 

 

91.   

В.Д .Берестов «Пёсья песня», «Прощание с другом»,  

1

 

 

92.   

Проект «Живая азбука».

1

 

 

Литературное чтение.

40

 

 

Жили – были буквы

7

 

 

93.   

Знакомство с учебником В. Данько «Загадочные буквы».

1

 

 

94.   

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква  А»

1

 

 

95.   

Г. Сапгир «Про медведя»

1

 

 

96.   

И.Гамазкова «Кто как кричит?»,»Живая азбука».

1

 

 

97.   

С. Маршак  «Автобус номер двадцать шесть».

1

 

 

98.   

С. Черный «Живая азбука».

1

 

 

99.   

Поговорим о самом главном.

1

 

 

Сказки, загадки, небылицы

7

 

 

100.           

 «Курочка Ряба»,»Гуси-лебеди».

1

 

 

101.           

Е. Чарушин «Теремок».

1

 

 

102.           

Русская народная сказка «Рукавичка».

1

 

 

103.           

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

 

 

104.           

Загадки, небылицы. Особенности жанров.

1

 

 

105.           

Английские народные песенки и небылицы.

1

 

 

106.           

К.Д.Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки».

1

 

 

Апрель, апрель, звенит капель!

4

 

 

107.           

Годовой промежуточный контроль.

1

 

 

108.           

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Т. Белозеров «Подснежники».

1

 

 

109.           

С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». 

1

 

 

110.           

Е. Трутнева «Когда это бывает?» Р.Сеф «Чудо»

1

 

 

И в шутку, и в серьёз.

6

 

 

111.           

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки».

1

 

 

112.           

Г. Кружков «Ррры!» .И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

 

 

113.           

К. Чуковский «Федотка», «Телефон».

1

 

 

114.           

Н. Артюхова  «Саша -дразнилка».

1

 

 

115.           

Рассказы К.Д.Ушинского.

1

 

 

116.          Р

М. Пляцковский «Помощник».

1

 

 

Я   и мои друзья.

8

 

 

117.           

Ю. Ермолаева «Лучший друг».

1

 

 

118.           

Е. Благинина «Подарок». В. Орлов  «Кто первый?».

1

 

 

119.           

С. Михалков «Бараны».Р. Сеф «Совет». 

1

 

 

120.           

И. Пивоварова «Вежливый ослик».

1

 

 

121.           

С. Маршак «Хороший день».

1

 

 

122.           

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль»

1

 

 

123.           

Д.Тихомиров «Находка»

1

 

 

124.           

М.Пляцковский «Лучший друг». Ю.Энтин «Про дружбу»

1

 

 

 

О   братьях наших меньших .

8

 

 

125.           

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак».

1

 

 

126.           

И. Токмакова «Купите собаку».

1

 

 

127.           

Н. Сладков «Лисица и Ёж».

1

 

 

128.           

В. Осеева «Плохо»

1

 

 

129.           

М. Пляцковский «Цап Царапыч». Г. Сапгир «Кошка».

1

 

 

130.           

В. Берестов «Лягушата».

1

 

 

131.           

В.Лунин «Никого не обижай»

1

 

 

132.           

С.Аксаков «Гнездо»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Дата

Внесенные изменения и дополнения

Основание

Роспись учителя

Согласовано (роспись зам.директора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО   

Протокол № 1 от  «26» 08. 2020г.  

заседания методического   объединения   учителей начальных классов                    

Руководитель ШМО

__________ Е.Н.Олейникова

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР ____________Н.Е.Немошкалова

  «27» 08.2020г         

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 от 26 .08.2020г.

заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ

Председатель методсовета

 ____________ Н.М.Денисенко

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Администрации

Управление образования Администрации

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

ЗПР. В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с

ЗПР. В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы младшим школьникам с

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения; · понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; · относиться с…

Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения; · понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; · относиться с…

Учащиеся получат возможность научиться: · сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др

Учащиеся получат возможность научиться: · сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др

Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение…

Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение…

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений…

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений…

Фольклор и авторские художественные произведения (различение)

Фольклор и авторские художественные произведения (различение)

Моделирование звукового состава слова

Моделирование звукового состава слова

Сельскохозяйственные работы. Труженики села

Сельскохозяйственные работы. Труженики села

Согласные звуки [д], [д’], буквы

Согласные звуки [д], [д’], буквы

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов

Главная мысль. Характер героя произведения

Главная мысль. Характер героя произведения

VII . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

VII . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Жили-были буквы. 7 Прогнозировать содержание раздела

Жили-были буквы. 7 Прогнозировать содержание раздела

И в шутку и всерьёз. 6

И в шутку и всерьёз. 6

VIII . УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И

VIII . УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Чтение слов с изученными буквами

Чтение слов с изученными буквами

К.Д. Ушинский о детях. 1

К.Д. Ушинский о детях. 1

М.Пляцковский «Лучший друг». Ю

М.Пляцковский «Лучший друг». Ю

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Адаптированная образовательная программа по литературному чтению 1 класс (вид 7.2)

Адаптированная образовательная программа  по литературному чтению 1 класс (вид 7.2)

РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08

РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020