Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Большелогскаясредняя общеобразовательная школа
(МБОУ Большелогская СОШ)
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Большелогской СОШ _______ Т.В.Васильчукова Приказ от 28.08.20г. №13
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
адаптированная для детей с задержкой психического развития
обучающихся инклюзивно в условиях класса
Уровень общего образования, класс: начальное общее образование, 1Б класс_
Количество часов - 132ч._
Учитель–Немошкалова Наталья Евгеньевна
Программа составлена на основе: авторской программы: Русский язык. Сборник рабочих программ (составитель:Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.). – УМК «Школа России» -2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2014г.
2020-2021
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку разработана для _______________(обучающегося с ЗПР. ФГОС вариант 7.2 ) в соответствии
· с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373(в редакции от 31.12.2015) от 06.10.2009г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования»№1577);
· учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;
· Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности МБОУ Большелогской СОШ;
· Рабочая программа учебного предмета – «Русский язык», составлена на основе авторской программы: Русский язык. Сборник рабочих программ (составитель:Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.). – УМК «Школа России» -2-е изд., доп. ,М.: Просвещение, 2014г. .
Цель:
· обучение детей с задержкой психического развития в соответствии с образовательными стандартами начального общего образования для детей с ОВЗ на доступном для них материале.
Коррекционные задачи:
· развитие познавательных, эмоционально-волевых, социально-нравственных и эстетических возможностей учащихся;
· коррекция индивидуальных недостатков развития.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие слухового восприятия и речевого слуха;
· развитие зрительного и пространственного восприятия;
· развитие пространственной ориентировки;
· развитие координации движений кисти руки и пальцев.
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие устной речи и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;
· вырабатывать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
· обеспечивать профилактику и коррекцию дислексии, дисграфии и дизорфографии у школьников с ЗПР, а также коррекцию нарушений устной речи.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-1
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»
-приобретение и систематизация знаний о языке;
-овладение орфографией и пунктуацией;
-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
- развитие чувства языка.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
III. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-1
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
· формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
· развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
· развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
· развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-1
В соответствии с учебным планом школы учебный предмет «Русский язык» рассчитан на 102 часа в год – 4 часа в неделю.
V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-1 И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, предметные) обучения школьников 1 класса.
Обучение русскому языку в первом классе направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; •положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; •представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
В предметном направлении:
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами;
•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
•представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:
•слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
•пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
•составлять текст из набора предложений;
•выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; •различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•определять тему и главную мысль текста;
•соотносить заголовок и содержание текста;
•составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); •составлять текст по его началу и по его концу;
•составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•понимать различие между звуками и буквами;
•устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
•различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
•определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
•различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
•различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
•различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
•различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; •обозначать ударение в слове;
•правильно называть буквы русского алфавита;
•называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков; •определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
•наблюдать над образованием звуков речи;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
•определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
•обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; •располагать заданные слова в алфавитном порядке;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
•определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; •классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
•определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова - приветствия, слова-извинения, слова-благодарения). Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
•различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
•на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
•иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
•подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач. Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); •соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; •соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
•различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; •выделять предложения из речи;
•соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
•соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; •составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); •составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
•писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
•устанавливать связь слов в предложении;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; •отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
•знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
•писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
•писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
•применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
•пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися следующих групп результатов образования: личностных и предметных.
Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Учитель и ученик вместе определяют оценку. Оценка – это словесная характеристика результатов действий ученика. Ученик сам оценивает свой результат через самооценку, так как в 1 классе отметки не ставятся.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-1
Обучение грамоте (92 часа)
Добукварный (подготовительный) период
Обучение письму
Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы
О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и
заглавная буквы У, у.
Знакомство с начертанием больших (заглавных) и маленьких (строчных)
букв Аа, Оо, Ии, ы, Уу основными типами их соединений. Обозначение
звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и
ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение
букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их
слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Знакомство с правилами гигиены письма.
Букварный (основной) период
Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Заглавная буква С. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Л, л. Повторение и закрепление изученного. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы Б, б (3 ч). Строчная и заглавная буквы Д, д (2 ч). Заглавная буква Д. Строчная и заглавная буквы Я, я (4 ч). Строчная и заглавная буквы Г, г (2 ч). Строчная буква ч (2 ч). Заглавная буква Ч. Буква ь (2 ч). Строчная и заглавная буквы Ш, ш (2 ч). Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж (2 ч). Строчная буква ё (2 ч). Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х (3 ч). Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю (2 ч). Строчная и заглавная буквы Ц, ц (2 ч). Письмо слогов и слов с буквами Ц, ци другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э (2 ч). Строчная буква щ (2 ч). Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ.
Повторение. Повторение пройденного (3 ч). Написание слов с
изученными буквами. Проверочный работа. Письмо элементов заглавных
букв. Письмо элементов заглавных букв. Письмо изученных букв, слогов. Строчная
и заглавная буквы А, а. Строчные и заглавные буквы О, о, Э, э (2 ч). Строчные и
заглавные буквы И, и, ы. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная
буквы У, у. Строчные и заглавные буквы Е,е, Ё,е. Строчная и заглавная буквы Я,
я. Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Знакомство с начертанием остальных больших (заглавных) и маленьких (строчных)
букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими
буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их
соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов
и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а
затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с
печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом
и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с
произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале
предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах
людей и кличках животных.
Развитие устной речи.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование
речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на
вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений
различного типа.
Послебукварный период
Развитие устной речи.
Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? Что? (2 ч). Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? (2 ч). Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (2 ч). Правописание безударные гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Правописание жи-ши (2 ч). Правописание ча-ща, чу-щу (2 ч). Правописание чк-чн, щн Правописание чк-чн, щн. Письмо слов, имеющих одинаковую концовку. Письмо слов со сложной слоговой структурой (2 ч). Запись предложений по зрительной памяти. Обучающий слуховой диктант. Проверочный работа.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Русский язык. (40 часов)
Наша речь (2 ч).
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч).
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч).
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (5 ч).
Слово и слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги. Перенос слов. Деление слов на слоги. Ударение (общее представление). Деление слов на слоги.
Звуки и буквы (26 ч).
Звуки и буквы. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словаря. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударного гласного звука. Проверочный диктант. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. .Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (2 ч). Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного звука на конце слова. Способы проверки парного согласного звука. Развитие речи. Работа с текстом. Проверочный диктант. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: ж, ш, ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». Слова с буквосочетаниями чк, чН, чТ. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Проверочный диктант. Заглавная буква в словах. Заглавная буква (общее представление). Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, географических названиях. Заглавная буква в кличках животных. Развитие речи. Правила вежливого обращения. Проект «Сказочная страничка».
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п |
Содержание учебного предмета |
Коли чество часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
Обучение грамоте |
92 |
|
|
1 |
Добукварный период |
20 |
Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте. Применять гигиенические правила письма при выполнении заданий. Соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами и изображениями предметов. Моделировать предметы из элементов букв. Обводить графические элементы, предметы по контуру, штриховать их, не выходя за контур. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с разными слого-звуковыми моделями, находить модель слова, обосновывать свой выбор. Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности гласных и согласных звуков. Различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов. Наблюдать, как гласный образует слог. Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Применять критерии оценивания выполненной работы. |
2 |
Букварный период |
62 |
|
3 |
Послебукварный период |
10 |
|
Русский язык |
40 |
|
|
1 |
Наша речь. |
2 |
Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя» |
2 |
Текст, предложение, диалог. |
3 |
Различать текст и предложение. Подбирать заголовок к тексту. Составлять текст из деформированных предложений. Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать диалог. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям. |
3 |
Слова, слова, слова… |
4 |
Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). Приобретать опыт в различении слов — названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значении и вопросу. Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.)в тематические группы. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению, в речи, приобретать опыт в их различении. Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. Наблюдать этимологию слов пенал, здравствуйте, благодарю. Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. |
4 |
Слово и слог. Ударение. |
5 |
Различать слово и слог. Наблюдать за слоговой структурой различных слов. Определять количество в слове слогов. Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов |
5 |
Звуки и буквы. |
26 |
Различать звуки и буквы. Наблюдать за образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Высказываться о значимости изучения алфавита. Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике. |
VIII. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методическое обеспечение:
Сборник рабочих программ «Школа России» авторская программа «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В.Г., Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкина М. В. Н. А. Федосова. Москва, Просвещение, 2014г.
- Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.1класс. М.: Просвещение. 2016.
- О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2016 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2016
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Учебник:
1. В.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык.1 класс. Учебник. Москва, «Просвещение», 2020 г.
2. В.И. Илюхина « Чудо- пропись» в 4 ч .1 класс . Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2020 г.
3. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства:
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Электронное приложение к учебнику http://www.proshkolu.ru/user/sapelkina/folder/19819/
4. Технические средства:
- компьютер, Promethean интерактивная доска.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ– 1
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Даты изучения темы |
|
|
|
|
дата план.
|
дата факт.
|
|
Обучение грамоте. |
92ч |
|
|
Добукварный период |
20ч |
|
|
|
1. |
Пропись — первая учебная тетрадь. Выполнение геометрических узоров по образцу |
1 |
|
|
2. |
Знакомство с разлиновкой в прописи |
1 |
|
|
3. |
Знакомство с основным алгоритмом. |
1 |
|
|
4. |
Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма. |
1 |
|
|
5. |
Рабочая строка. Выполнение в рабочей строке элементов основного алгоритма. |
1 |
|
|
6. |
Деление рабочей строки на 2 и 3 части и дополнительных строк на 3 части. |
1 |
|
|
7. |
Обозначение соответствующими значками мест соединения элементов в буквах и словах . |
1 |
|
|
8. |
Письмо линий с закруглением снизу и сверху. |
1 |
|
|
9. |
Письмо элементов заглавных букв, схожих по написанию с элементами -буквы и. |
1 |
|
|
10. |
Письмо основного алгоритма письма |
1 |
|
|
11. |
Строчная буква а. |
1 |
|
|
12. |
Заглавная буква А. |
1 |
|
|
13. |
Строчная буква о. |
1 |
|
|
14. |
Заглавная буквы О. |
1 |
|
|
15. |
Строчная буква и. |
1 |
|
|
16. |
Заглавная буква И. |
1 |
|
|
17. |
Строчная буква ы. |
1 |
|
|
18. |
Строчная буква ы. |
1 |
|
|
19. |
Строчная буква у. |
1 |
|
|
20. |
Заглавная буква У |
1 |
|
|
Букварный период |
62ч |
|
|
|
21. |
Строчная буква н. |
1 |
|
|
22. |
Заглавная буква Н. |
1 |
|
|
23. |
Строчная буква с. |
1 |
|
|
24. |
Заглавная буква С. |
1 |
|
|
25. |
Строчная буква к. |
1 |
|
|
26. |
Заглавная буква К. |
1 |
|
|
27. |
Строчная буква т. |
1 |
|
|
28. |
Строчная и заглавная буквы т Т. |
1 |
|
|
29. |
Строчная буква л. |
1 |
|
|
30. |
Заглавная буква Л. |
1 |
|
|
31. |
Написание слов и предложений с изученными буквами. |
1 |
|
|
32. |
Строчная буква р. |
1 |
|
|
33. |
Заглавная буква Р. |
1 |
|
|
34. |
Строчная буква в. |
1 |
|
|
35. |
Заглавная буква В. |
1 |
|
|
36. |
Строчная буква е. |
1 |
|
|
37. |
Заглавная буква Е. |
1 |
|
|
38. |
Строчная буква п. |
1 |
|
|
39. |
Заглавная буква П . |
1 |
|
|
40. |
Строчная буква м. |
1 |
|
|
41. |
Заглавная буква М. |
1 |
|
|
42. |
Строчная буква з. |
1 |
|
|
43. |
Заглавная буква З. |
1 |
|
|
44. |
Строчная буква б. |
1 |
|
|
45. |
Заглавная буква Б. |
1 |
|
|
46. |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
1 |
|
|
47. |
Строчная буква д. |
1 |
|
|
48. |
Заглавная буквы Д. |
1 |
|
|
49. |
Строчная буква я. |
1 |
|
|
50. |
Заглавная буква Я. |
1 |
|
|
51. |
Строчная и заглавная буква Я,я. |
1 |
|
|
52. |
Строчная буква г. |
1 |
|
|
53. |
Заглавная буква Г. |
1 |
|
|
54. |
Строчная и заглавная буквы Г, г. |
1 |
|
|
55. |
Строчная буква ч. |
1 |
|
|
56. |
Заглавная буква Ч. |
1 |
|
|
57. |
Буква ь. |
1 |
|
|
58. |
Буква ь - показатель мягкости согласного звука. |
1 |
|
|
59. |
Буква ь-знак мягкости. Буква ь в середине слова |
1 |
|
|
60. |
Строчная буква ш. |
1 |
|
|
61. |
Заглавная буква Ш. |
1 |
|
|
62. |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
1 |
|
|
63. |
Строчная буква ж. |
1 |
|
|
64. |
Заглавная буква Ж. |
1 |
|
|
65. |
Строчная буква ё. |
1 |
|
|
66. |
Заглавная буква Ё. |
1 |
|
|
67. |
Строчная буква й. |
1 |
|
|
68. |
Слова с буквой й. |
1 |
|
|
69. |
Строчная буква х. |
1 |
|
|
70. |
Заглавная буква Х. |
1 |
|
|
71. |
Строчная буква ю. |
1 |
|
|
72. |
Заглавная буквы Ю. |
1 |
|
|
73. |
Строчная буква ц. |
1 |
|
|
74. |
Заглавная буква Ц. |
1 |
|
|
75. |
Строчная буква э. |
1 |
|
|
76. |
Заглавная буква э. |
1 |
|
|
77. |
Строчная буква щ. |
1 |
|
|
78. |
Заглавная буква Щ. |
1 |
|
|
79. |
Строчная и заглавная буквы Щ, щ. |
1 |
|
|
80. |
Строчная буква ф. |
1 |
|
|
81. |
Заглавная буква Ф. |
1 |
|
|
82. |
Буквы ь, ъ. |
1 |
|
|
Послебукварный период. |
10 |
|
|
|
83. |
Алфавит. Звуки и буквы. |
1 |
|
|
84. |
Оформление предложений в тексте. |
1 |
|
|
85. |
Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? |
1 |
|
|
86. |
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? |
1 |
|
|
87. |
Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какие? |
1 |
|
|
88. |
Контрольное списывание. |
1 |
|
|
89. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
|
90. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
|
91. |
Правописание жи- ши, ча - ща чу-щу |
1 |
|
|
92. |
Правописание чк-чн,щн. |
1 |
|
|
Русский язык. |
40ч |
|
|
|
Наша речь . |
2ч |
|
|
|
93. |
Язык и речь, их значение в жизни людей. |
1 |
|
|
94. |
Русский язык — родной язык русского народа. |
1 |
|
|
Текст, предложение, диалог . |
3ч |
|
|
|
95. |
Общее представление о тексте и предложении. |
1 |
|
|
96. |
Связь слов в предложении. Оформление предложений. |
1 |
|
|
97. |
Диалог.Оформление предложений |
1 |
|
|
Слова, слова, слова… |
4ч |
|
|
|
98. |
Слово как единица языка и речи. Составление текста по рисунку. |
1 |
|
|
99. |
Слова-названия предметов, признаков, действий, предметов. |
1 |
|
|
100. |
Слова- названия предметов. Вежливые слова. |
1 |
|
|
101. |
Однозначные и многозначные. Синонимы, антонимы. . |
1 |
|
|
|
Слово и слог. Ударение |
5ч |
|
|
102. |
Слово. Деление слов на слоги |
1 |
|
|
103. |
Слово и слог. Анализ слоговых моделей слов |
1 |
|
|
104. |
Перенос слов. Правило переноса слов. |
1 |
|
|
105. |
Правило переноса слов. |
1 |
|
|
106. |
Ударение. Слогообразующая роль ударения. |
1 |
|
|
Звуки и буквы |
26 |
|
|
|
107. |
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв.. |
1 |
|
|
108. |
Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. |
1 |
|
|
109. |
Алфавит, или азбука. Значение алфавита |
1 |
|
|
110. |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
|
111. |
Промежуточный годовой контроль. |
1 |
|
|
112. |
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. |
1 |
|
|
113. |
Слова с буквой э. Словарь иностранных слов. |
1 |
|
|
114. |
Ударные и безударные гласные звуки |
1 |
|
|
115. |
Особенности проверочного и проверяемого слова. |
1 |
|
|
116. |
Двухсложные, однокоренные слова. |
1 |
|
|
117. |
Удвоенные согласные. |
1 |
|
|
118. |
Перенос слов с удвоенными согласными |
1 |
|
|
119. |
Буквы й,звук [й’ ] . Перенос слов с буквой й . |
1 |
|
|
120. |
Перенос слов с буквой й . |
1 |
|
|
121. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и. |
1 |
|
|
122. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и. |
1 |
|
|
123. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
|
|
124. |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. |
1 |
|
|
125. |
Особенности глухих и звонких согласных звуков. |
1 |
|
|
126. |
Парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки. |
1 |
|
|
127. |
Способы проверки парного согласного звука. |
1 |
|
|
128. |
Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова. |
1 |
|
|
129. |
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1 |
|
|
130. |
Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн, ча-ща, чу-щу. |
1 |
|
|
131. |
Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|
|
132. |
Заглавная буква в именах собственных. |
1 |
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Программой предусмотрено проведение:
№ урока |
Тема контрольной работы |
Дата |
Дата |
план. |
факт. |
||
88. |
Контрольное списывание. |
|
|
111. |
Промежуточный годовой контроль. |
|
|
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата |
Внесенные изменения и дополнения |
Основание |
Роспись учителя |
Согласовано (роспись зам.директора) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол № 1 от «26» 08. 2020г. заседания методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО __________ Е.Н.Олейникова
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________Н.Е.Немошкалова «27» 08.2020г
|
СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от 27.08.2020г. заседания методического совета МБОУ Большелогской СОШ Председатель методсовета ____________ Н.М.Денисенко
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.