МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52 г. ШИЛКИ
Адаптированная образовательная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по информатике и ИКТ
7-9 класс
|
Шилка, 2019
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы по информатике и ИКТ составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
- Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Приказ Минобрнауки РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п);
- Программы основного общего образования по информатике. Авторы программы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Срок реализации рабочей программы 3 года.
Настоящая рабочая программа является адаптированной, т.к. в ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников с умственной отсталостью. Содержание программы по информатике и ИКТ распределяется следующим образом:
7 класс – (программа 5 кл)
8 класс – (программа 5 кл)
9 класс – (программа 6, 7 кл)
Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Актуальность
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Планируемые результаты освоения информатики в 7-9 классах.
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, об деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
-формирование информационной и алгоритмической культуры;
-формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
-развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
-развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Координатный тренажер.
Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».
Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».
Практическая работа №5 «Вводим текст».
Практическая работа №6 «Редактируем текст».
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
Практическая работа №8 «Форматируем текст».
Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы».
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
Контрольная работа №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса».
Раздел 3. Информационное моделирование
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №10 «Строим диаграммы».
Контрольная работа №2 «Информация и информационные процессы».
Раздел 4. Алгоритмика
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Компьютерный практикум.
Практическая работа №14 «Создаем списки».
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»
Практическая работа №17 «Создаем анимацию».
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».
Контрольная работа №3 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».
Контрольная работа №4 «Информационные процессы и информационные технологии».
Информация и информационные процессы
Информация и её свойства. Информационные процессы. Обработка информации. Информационные процессы. Хранение и передача информации. Всемирная паутина как информационное хранилище. Представление информации.
Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией
Основные компоненты компьютера и их функции. Персональный компьютер. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.
Обработка графической информации
Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика.
Создание графических изображений.
Обработка текстовой информации
Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере
Прямое форматирование. Стилевое форматирование. Визуализация информации в текстовых документах Оценка количественных параметров текстовых документов.
Мультимедиа
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации. Создание мультимедийной презентации.
Тематическое планирование информатики в 7 классе
№ п/п |
тема |
всего часов |
1 |
Информация вокруг нас. |
4 |
2 |
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. |
2 |
3 |
Ввод информации в память компьютера. |
3 |
4 |
Управление компьютером. |
3 |
5 |
Хранение информации. |
2 |
6 |
Передача информации. |
3 |
7 |
Кодирование информации. |
4 |
7 |
Текстовая информация. |
10 |
9 |
Резерв |
3 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 7 класс
Номер урока |
Тема урока |
д/з |
Корректировка |
1,2 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас. |
Введение §1 |
|
3,4 |
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. |
§2 |
|
5,6 |
Ввод информации в память компьютера. П/р №1 «Вспоминаем клавиатуру». |
§3 |
|
7,8,9 |
Управление компьютером. П/р №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».Контрольная работа №1 «Устройство компьютера и основы пользовательского интерфейса». |
§4 |
|
10,11 |
Хранение информации. П/р №3 «Создаем и сохраняем файлы». |
§5 |
|
12 |
Передача информации. |
§6(1) |
|
13 |
Электронная почта. П\Р №4 «Работаем с электронной почтой». |
§6(2) |
|
14,15 |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
§7(1) |
|
16,17,18 |
Метод координат Контрольная работа №2 «Информация и информационные процессы» |
§7(2) |
|
19,20 |
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. |
§8(1,2) |
|
21,22 |
Основные объекты текстового документа. П/р №5 Вводим текст. |
§9(3,4) |
|
23,24 |
Редактирование текста. П/р №6 Редактируем текст. |
§9(5) |
|
25,26 |
П/Р №7 Работаем с фрагментами текста. |
§8(6) |
|
27,28,29 |
Форматирование текста. П/р №8 Форматируем текст. Контрольная работа №3 «Обработка информации средствами текстового редактора». |
§8(7) |
|
30,31, |
Поиск информации. П/р №15.Ищем информацию в сети Интернет. |
§12 (4) |
|
32 |
Итоговая контрольная работа №4 |
|
|
33 |
Повторение. |
|
|
34 |
Резерв. |
|
1 |
Тематическое планирование информатики в 8 классе
№ п/п |
тема |
всего часов |
1 |
Текст как форма представления информации |
5 |
2 |
Представление информации в форме таблиц. |
3 |
3 |
Наглядные формы представления информации. |
6 |
4 |
Компьютерная графика. |
6 |
5 |
Обработка информации. |
11 |
6 |
Резерв |
3 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 8 класс
Номер урока |
Тема урока |
д/з |
Корректировка |
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. |
Введение
|
|
2,3 |
Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст». |
§9(5) |
|
4,5 |
Форматирование текста. Практическая работа № 8 «Форматируем текст». Контрольная работа №1 «Обработка информации средствами текстового редактора». |
§8(7) |
|
6,7,8 |
Структура таблицы. Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы». |
§9(1) |
|
9,10,11 |
Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. |
§10(1,2) |
|
12,13,14 |
Диаграммы. Практическая работа № 10 «Строим диаграммы». |
§10(3) |
|
15,16 |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint.Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора». |
§11(1) |
|
17,18 |
Устройства ввода графической информации. Практическая работа № 12. «Работаем с графическими фрагментами». |
§11(2) |
|
19,20 |
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе». |
§11 |
|
21,22 |
Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки». Контрольная работа №2 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов». |
§12 (3) |
|
23 |
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет». |
§12 (4) |
|
24,25 |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». |
§12 (5) |
|
26,27,28 |
Создание презентаций. Контрольная работа №3 «Информационные процессы и информационные технологии». |
§12 (6,7,8,9) |
|
29,30,31 |
Практическая работа №17 «Создаём слайд- шоу». |
|
|
32 |
Итоговая контрольная работа №4 |
|
|
33 |
Повторение. |
|
|
34 |
Резерв. |
|
|
Тематическое планирование информатики в 9 классе
№ п/п |
тема |
всего часов |
1 |
Компьютерные объекты |
5 |
2 |
Персональный компьютер как система. |
10 |
3 |
Алгоритмика. |
9 |
4 |
Обработка текстовой информации |
3 |
5 |
Мультимедиа |
6 |
6 |
Резерв |
1 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 9 класс
1-20 темы программа 6 класса; 21-30 – программа 7 класса
Номер урока |
Тема урока |
д/з |
Корректировка |
1 |
Вводный инструктаж по охране труда. Объекты окружающего мира. |
Введение
|
|
2, 3 |
Компьютерные объекты. П/р №1Работаем с основными объектами операционной системы |
§2 (1) |
|
4.5 |
Файлы и папки. Размер файла. П/Р №2 Работаем с объектами файловой системы. |
§3 (2,3) |
|
6.7 |
Персональный компьютер как система. П/р №6 Создаем компьютерные документы. |
§6 |
|
8.9 |
Как мы познаем окружающий мир. П/р №6 Создаем компьютерные документы (продолжение). |
§7 |
|
10,11 |
Зачем нужны графики и диаграммы.П/р №13 Создаем информационные модели — графики и диаграммы |
§12(1,2) |
|
12,13 |
Наглядное представление о соотношении величин. П/р №13 Создаем модели — графики и диаграммы(продолжение). |
§12(3) |
|
14 |
Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. |
§14 |
|
15,16. |
Линейные алгоритмы. П/р №15 Создаем линейную презентацию «Часы». |
§17 (1) |
|
17,18 |
Алгоритмы с ветвлениями. П/р №16.Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года». |
§17 (2) |
|
19,20 |
Алгоритмы с повторениями .П/р №17.Создаем циклическую презентацию «Скакалочка». |
§17 (3) |
|
21.22 |
Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. |
§1.3 |
|
23,24 |
Практическая работа № 13: Форматирование текстовых документов |
§4.2 |
|
25 |
Практическая работа № 15: Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. |
§4.3 |
|
26,27 |
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Практическая работа № 19: Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда. |
§5.1 |
|
28,29 |
Компьютерные презентации. Практическая работа № 20: Запись изображений и звука с использованием различных устройств. |
§5.2 |
|
30 |
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». |
§5.3 |
|
31 |
Итоговая проверочная работа |
|
|
33 |
Повторение. |
|
|
34 |
Резерв. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.