Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» КомароваО.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Ручной труд»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе:
-Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа -интернат»;
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;
-учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» является в коррекционной школе одним из основных учебных предметов. Работа на уроках технологии носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены, неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитации в обществе.
Задачи:
Образовательные
Развитие организационных умений и навыков: самостоятельно подготавливать свое рабочее место, знать и соблюдать правила безопасной работы и иметь санитарно-гигиенические навыки.
Расширение знаний школьников о бумаге и картоне, нитках и ткани, природных материалах.
Совершенствование обще трудовых умений и навыков: ориентироваться в задании, планирование предварительного хода работы над изделием, текущий и заключительный контроль с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Обучение новым видам трудовых действий, закрепление и совершенствование двигательных приемов при работе с инструментами.
Ознакомление с профессиональной деятельностью людей в разных сферах культуры и производства.
Коррекционно-развивающие
· Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы и контроля.
· Развитие познавательной активности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений).
· Формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя и т.д.
· Коррекция недоразвития моторных функций (плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия).
Воспитательные
Осуществление эстетического воспитания (получение представлений о красоте изделий и материалов, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта).
Технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
игровые;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные
Методы
Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные методы контроля;
фронтальные, индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
· урок
· фронтальная работа
· индивидуальная работа
· работа в парах и группах
· коллективная работа.
Виды деятельности
работа с глиной и пластилином;
работа с природным материалом;
работа с бумагой и картоном;
работа с нитками;
экскурсии.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Технология».
Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год (33 учебные недели).
Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет I четверть- 35 минут,II-IV четверть — 40минут.
Учебный предмет |
Часов в неделю |
Год |
Ручной труд |
2 часа |
67 часов |
Характеристика класса по уровню готовности и освоения программного материала по учебному предмету «Ручной труд»
Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
Класс укомплектован из детей с очень низким уровнем развития, букварный период увеличен до 1,5 лет и его изучение заканчивается в I полугодии 2 класса.
В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Ручного труда» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
· осознание себя как ученика, заинтересованного · посещением школы; · способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; · самостоятельность в выполнении учебных заданий; · самостоятельность в выполнении поручений; · стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД)
|
· самостоятельно организовывать своё рабочее место; · элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; · элементарной самооценке результатов своей деятельности; · воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
· ориентироваться в учебнике; · отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; · выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; · делать элементарные выводы под руководством учителя; · использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
· высказывать свое мнение при обсуждении задания. · работать индивидуально, в паре; · участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; · читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
· освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами · использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон). · уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). · уметь захватывать и удерживать предмет; · уметь сминать лист бумаги; · уметь открывать емкости для хранения; · уметь разрывать полоски бумаги на кусочки; · уметь погружать руки в сухой бассейн; · уметь доставать из сухого бассейна предметы; · уметь пересыпать крупы с помощью кулака; · уметь отбирать крупы (единичные представители круп).
|
· самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; · работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; · осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; · оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; · выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
|
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Программа рассчитана на 67 часов, по 2 ч в неделю.
Образовательная область – Технология.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел Тема
|
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционные цели |
Оборудование |
1 |
Вводное занятие Понятие «урок труда». «Человек и труд». |
1 |
2.09 |
Формирование умений узнавать, называть и вспоминать известные предметы. |
Презентация, учебники |
2. |
Работа с глиной и пластилином «Что надо знать о глине и пластилине». |
1 |
7.09 |
Развитие осязания. |
Учебники, пластилин |
3. |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином». «Аппликация из пластилина: яблоко». |
1 |
9.09 |
Развитие мышечной системы, пространственной ориентировки. |
Образец, учебники, пластилин |
4. |
Работа с природными материалами «Что надо знать о природных материалах». |
1 |
14.09 |
Развитие слухового восприятия. |
Презентация, учебники |
5. |
Работа с природными материалами «Экскурсия в лес (в парк)».
|
1 |
16.09 |
Развивать зрительное восприятие, наблюдательность. |
Сбор природного материала. |
6. |
Работа с природными материалами «Как работать с засушенными листьями». Аппликация «Бабочка». |
1 |
21.09 |
Развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Развитие воображения. |
Презентация, учебники, природный материал |
7. |
Работа с бумагой «Что надо знать о бумаге». «Какие изделия изготавливаются и бумаги». «Сорта и виды бумаги». |
1 |
23.09 |
Расширение социального опыта ребенка. Развитие осязания и слуховой чувствительности. |
Презентация, учебники |
8. |
Работа с бумагой «Что надо знать о треугольнике». «Как сгибать бумагу треугольной формы». Складывание из бумаги: «Ёлочка». |
1 |
28.09 |
Коррекция восприятия пространства. Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. |
Образец, учебники, |
9. |
Работа с бумагой «Что надо знать о квадрате». «Как сгибать бумагу квадратной формы». Складывание из бумаги: стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». |
1 |
30.09 |
Формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «квадрат» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона). Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. |
Презентация, учебники, Образец |
10 |
Работа с бумагой «Что надо знать о прямоугольнике». «Как сгибать бумагу прямоугольной формы». Складывание из бумаги: наборная линейка. |
1 |
5.10 |
Формирование умения устанавливать сходство и различие прямоугольника с квадратом и треугольником. Развитие умения ориентироваться в пространстве фигуры «прямоугольник» Формирование представлений о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги. |
Презентация, учебники, Образец |
11 |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином». «Приемы работы с пластилином». «Домик». |
1 |
7.10 |
Развитие мышечной системы, координации движений рук. |
Презентация, учебники, Образец |
12 |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином». «Приемы работы с пластилином». «Ёлочка». |
1 |
12.10 |
Развитие мышечной системы, координации движений рук. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
13 |
Работа с глиной и пластилином «Лепка предметов шаровидной формы». «Приемы работы с пластилином». «Помидор». |
1 |
14.10 |
Формирование умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
14 |
Работа с глиной и пластилином «Лепка предметов овальной формы». «Приемы работы с пластилином». «Огурец». |
1 |
19.10 |
Формирование умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
15 |
Работа с бумагой «Инструменты для работы с бумагой». «Что надо знать о ножницах». |
1 |
21.10 |
Формирование правильной посадки при работе ножницами. Формирование умения правильно держать инструмент. Выявление наличия умений работать ножницами. |
Презентация, учебники, Образец, ножницы |
16 |
Работа с бумагой «Как работать с ножницами». «Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии). |
1 |
26.10 |
Развитие аккуратности, точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений. |
Образец, учебники, ножницы |
17 |
Работа с бумагой «Как работать с ножницами». «Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии). Геометрический орнамент из квадратов. |
1 |
28.10 |
Развитие аккуратности точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений. |
Образец, учебники, ножницы |
18 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами». «Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии). |
1 |
9.11 |
Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом. |
Презентация, учебники, Образец, ножницы |
19 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами». «Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии). «Парусник из треугольников». |
1 |
11.11 |
Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом. |
Презентация, учебники, Образец, ножницы |
20 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами». «Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии). «Орнамент из треугольников». |
1 |
16.11 |
Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом. |
Презентация, учебники, Образец, ножницы |
21 |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином». «Приемы работы с пластилином» «Морковь». |
1 |
18.11 |
Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи». |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
22 |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином». «Приемы работы с пластилином» (вытягивание одного конца столбика). «Свекла», «Репка». |
1 |
23.11 |
Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Развитие устной речи. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
23 |
Работа с глиной и пластилином «Приемы работы с пластилином» (сплющивание шара). «Пирамидка из четырех колец». |
1 |
25.11 |
Формирование представлений о предметах рукотворного мира группы «Игрушки». Формирование умения осуществлять контроль за выполнением практического действия, использую для контроля схемы из учебника. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
24 |
Работа с глиной и пластилином «Приемы работы с пластилином» (сплющивание шара). «Грибы». |
1 |
30.11 |
Формирование представлений о предметах природного мира группы «Грибы». Формирование умения осуществлять контроль за выполнением практического действия, использую для контроля схемы из учебника. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
25 |
Работа с природными материалами «Что надо знать о природных материалах». «Как работать с еловыми шишками». «Ёжик». |
1 |
2.12 |
Формирование знаний о еловых шишках как природном материале. Формирование практических умений работы с различными поделочными материалами. Коррекция недоразвития механизма мышечного регулирования. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин, природный материал |
26 |
Работа с бумагой (с применением клея) «Правила работы с клеем и кистью». |
1 |
7.12 |
Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений. |
Презентация, учебники, Образец |
27 |
Работа с бумагой (с применением клея) «Как работать с бумагой». Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево». |
1 |
9.12 |
Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений. Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя. |
Презентация, учебники, Образец |
28 |
Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги». «Открытка со складным цветком». |
1 |
14.12 |
Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрических фигур. Коррекция двигательной сферы. |
Презентация, учебники, Образец |
29 |
Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги». «Открытка со складной фигуркой кошечки». |
1 |
16.12 |
Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрических фигур Коррекция двигательной сферы. |
Презентация, учебники, Образец |
30 |
Работа с глиной и пластилином «Как работать с пластилином» (приемы работы с пластилином). «Цыпленок». |
1 |
21.12 |
Коррекция мелкой моторики: координация движений пальцев, регуляция мышечного усилия. |
Презентация, учебники, Образец |
31 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Игрушка «Бумажный фонарик». |
1 |
23.12 |
Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. Формирование умения контролировать мышечное усилие при выполнении короткого разреза. Коррекция восприятия цвета – закрепление умения узнавать, различать и называть цвета (желтый, оранжевый, красный). |
Презентация, учебники, Образец |
32 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Игрушка «Декоративная веточка». |
1 |
28.12 |
Коррекция зрительно-двигательной координации. Коррекция дифференциации движения пальцев и координации рук. |
Презентация, учебники, Образец |
33 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям). Игрушка «Флажки». |
1 |
11.01 |
Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. Формирование умения контролировать мышечное усилие при выполнении короткого надреза. |
Презентация, учебники, Образец |
34 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (прием резания ножницами по прямым длинным линиям). «Бумажный цветок». |
1 |
13.01 |
Коррекция недоразвития координации правой и левой рук. |
Презентация, учебники, Образец |
35 |
Работа с глиной и пластилином «Лепка из пластилина многодетальных фигурок». «Животные». «Котик» |
1 |
18.01 |
Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Совершенствование умения скатывать заготовки овальной формы. |
Презентация, учебники, Образец, пластилин |
36 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям). «Листочки». |
1 |
20.01 |
Коррекция недоразвития координации правой и левой рук. Обучение синхронной работе обеих рук. |
Презентация, учебники, Образец, |
37 |
Работа с бумагой «Приемы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги в ладонях). «Ветка рябины». |
1 |
25.01 |
Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев и координации правой и левой рук, развитие мышечного усилия и т.д. |
Презентация, учебники, Образец, |
38- 39 |
Работа с бумагой «Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей). «Цветы в корзине» |
2 |
27.01 1.02 |
Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. Развитие синхронной работы рук. Развитие воображения. |
Презентация, учебники, Образец, |
40 |
Работа с нитками «Что надо знать о нитках». «Откуда берутся нитки». «Свойства ниток». «Цвет ниток». «Как работать с нитками». |
1 |
3.02 |
Формирование умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре. |
Презентация, учебники, Образец, |
41 |
Работа с нитками «Наматывание ниток». «Клубок ниток». |
1 |
8.02 |
Формирование умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре. |
Презентация, учебники, Образец, |
42 |
Работа с нитками «Наматывание ниток». «Бабочка». «Кисточка». |
1 |
10.02 |
Развитие пластичности кисти руки, точности движений. |
Презентация, учебники, Образец, |
43 |
Работа с нитками «Наматывание ниток».
|
1 |
15.02 |
Развитие пластичности кисти руки, точности движений. |
Презентация, учебники, Образец, |
44 |
Работа с бумагой «Вырезание из бумаги предметов округлой формы». «Фрукты на тарелке». |
1 |
17.02 |
Развитие синхронной работы рук. |
Презентация, учебники, Образец, |
45 |
Работа с бумагой «Вырезание из бумаги круга». «Снеговик». |
1 |
1.03 |
Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Развитие умения вырезать по кругу, рационально используя приемы резания бумаги. |
Презентация, учебники, Образец, |
46 |
Работа с бумагой «Вырезание из бумаги круга». «Гусеница». |
1 |
3.03 |
Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Развитие умения вырезать по кругу, рационально используя приемы резания бумаги. |
Презентация, учебники, Образец, |
47 |
Работа с бумагой «Вырезание из бумаги овала». «Что надо знать об овале». Игрушка «Цыпленок в скорлупе» (из четырех овалов). |
1 |
10.03 |
Развитие аккуратности, точности, плавности движений. Коррекция зрительно-двигательной координации, синхронности работы обеих рук и недостатков развития мышечного усилия. |
Презентация, учебники, Образец, |
48 49 |
Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги». «Приемы сгибания бумаги» (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). «Пароход» |
2 |
15.03 17.03 |
Коррекция восприятия пространства Коррекция анализирующего восприятия в процессе работы с пооперационным изобразительно-графическим планом. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. |
Презентация, учебники, Образец, |
50 |
Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги». «Приемы сгибания бумаги» (сгибание углов прямоугольника и квадрата к середине). «Стрела». |
1 |
22.03 |
Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона, середина). |
Презентация, учебники, Образец, |
51 |
Работа с бумагой «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам». «Плетеный коврик из полос бумаги». |
1 |
5.04 |
Коррекция восприятия направления движения (сверху, снизу, выше, ниже). Развитие чувства ритма. Коррекция внимания. |
Презентация, учебники, Образец, |
52 |
Работа с бумагой «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам». «Птичка». |
1 |
7.04 |
Развитие воображения, памяти. Воспитание аккуратности. |
Презентация, учебники, Образец, |
53 54 |
Работа с бумагой «Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам». «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом». |
2 |
12.04 14.04 |
Расширение представлений об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться). |
Презентация, учебники, Образец, |
55 |
Работа с бумагой «Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам». «Самолет в облаках». |
1 |
19.04 |
Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки. |
Презентация, учебники, Образец, |
56 |
Работа с глиной и пластилином «Лепка из пластилина макета». Макет «Снегурочка в лесу». |
1 |
21.04 |
Развитие умения анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. |
Презентация, учебники, Образец, |
57 |
Работа с природными материалами «Что надо знать о природных материалах». «Травы». «Изготовление ежа из тростниковой травы и пластилина». |
1 |
26.04 |
Развитие воображения. |
Презентация, учебники, Образец, |
58 |
Работа с бумагой «Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз». «Букет цветов». |
1 |
28.04 |
Расширение представлений о растениях. |
Презентация, учебники, Образец, |
59
|
Работа с бумагой «Складывание из бумаги». «Приемы сгибания бумаги» (сгибание бумаги по типу гармошки). Декоративная птица со складными крыльями». |
1 |
3.05 |
Развитие воображения. |
Презентация, учебники, Образец, |
60 61 |
Работа с нитками (шитьё по проколу) «Как работать с нитками». «Приемы шитья». «Шитье по проколам» (треугольник, квадрат, круг). |
2 |
5.05 10.05 |
Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки. |
Презентация, учебники, Образец, |
62 - 63 |
Работа с нитками (шитьё по проколу) «Приемы шитья». «Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям). |
2 |
12.05 17.05 |
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз). |
Презентация, учебники, Образец, |
64 - 65 |
Работа с нитками (шитьё по проколу) Вышивание по рисунку, составленному учителем, самостоятельным прокалыванием. |
2 |
19.05 24.05
|
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз). |
Презентация, учебники, Образец, |
66 67
|
Работа с нитками (шитьё по проколу) «Как работать с нитками». «Что делают из ниток». «Приемы вышивания». «Вышивание по проколам» (вертикальным, горизонтальным линиям). |
2 |
26.05 31.05 |
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз). |
Презентация, учебники, Образец, |
|
итого |
66ч |
|
|
|
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. Вводное занятие |
1 |
2. Работа с глиной и пластилином |
13 |
3. Работа с природными материалами |
5 |
4. Работа с бумагой |
34 |
5. Работа с нитками |
14 |
Всего |
67 |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 класс. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013.
Дополнительная литература:
Н. П. Павлова. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1988.
Оборудование и приборы:
1.1.1. Мультимедийный проектор
1.1.2. Мультимедийная доска
1.1.3. Компьютер
Дидактический материал:
Технологические карты, демонстрационный материал, образцы готовых изделий.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.