АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оценка 5

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Оценка 5
Образовательные программы
docx
труд
1 кл
30.11.2022
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в школе- интернат для 1 класса
ТРУД 1.docx

Министерство образования и науки Алтайского края                                                                                                                                                    Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                   для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                                                                 «Петровская общеобразовательная школа-интернат»

 

 РАССМОТРЕНО

  МО учителей начальных классов Протокол № __      от ________

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» КомароваО.Л. приказом от _______ № ___

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА                                                                                                                                                                                                                                  ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

     «Ручной труд»                                                                                                                                                  

 ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Хуснулина Е.А.,

 учитель начальных классов

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд»  разработана на основе:

 -Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа -интернат»;

 -Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;

 -учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» является в коррекционной школе одним из основных учебных предметов. Работа на уроках технологии носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены, неиссякаемы резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Цель:   создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитации в обществе.

Задачи:

Образовательные

Развитие организационных умений и навыков: самостоятельно подготавливать свое рабочее место, знать и соблюдать правила безопасной работы и иметь санитарно-гигиенические навыки.

Расширение знаний школьников о бумаге и картоне, нитках и ткани, природных материалах.

Совершенствование обще трудовых умений и навыков: ориентироваться в задании, планирование предварительного хода работы над изделием, текущий и заключительный контроль с частичной помощью учителя и самостоятельно.

Обучение новым видам трудовых действий, закрепление и совершенствование двигательных приемов при работе с инструментами.

Ознакомление с профессиональной деятельностью людей в разных сферах культуры и производства.

Коррекционно-развивающие

·                    Коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы и контроля.

·                    Развитие познавательной активности (наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений).

·                    Формирование адекватной реакции на неудачи, побуждение к самостоятельному преодолению трудностей, принятию помощи учителя и т.д.

·                    Коррекция недоразвития моторных функций (плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия).

 

Воспитательные

Осуществление эстетического воспитания (получение представлений о красоте изделий и материалов, умение оценивать эстетические качества изготовленного изделия, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта).

 

Технологии:

разноуровневого  и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные

 

Методы

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

практический метод

наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

 

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

 

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные методы контроля;

фронтальные, индивидуальные;

итоговые и текущие.

 

Формы обучения:

·                    урок

·                    фронтальная работа

·                    индивидуальная работа

·                    работа в парах и группах

·                     коллективная работа.

 

Виды деятельности

работа с глиной и пластилином;

работа с природным материалом;

работа с бумагой и картоном;

работа с нитками;

экскурсии.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Технология».

Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год (33 учебные недели).

Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет I четверть- 35 минут,II-IV четверть — 40минут.

 

Учебный предмет

Часов в неделю

Год

Ручной труд

2 часа

67 часов

 

Характеристика класса по уровню готовности и освоения программного материала по учебному предмету «Ручной труд»

Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:

·                    замедленный темп усвоения программного материала;

·                    затруднение в различении речевых и неречевых звуков;

·                    трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;

·                    нарушения развития слухового внимания;

·                    нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств

·                    нарушения развития мелкой моторики;

·                    нарушение пространственной ориентировки;

·                    несформированность каллиграфических умений.

 

Класс укомплектован из детей с очень низким  уровнем развития, букварный период увеличен до 1,5 лет и его изучение заканчивается в I полугодии 2 класса.

В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:

 

Уровни овладения предметными результатами

Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами

Характеристика выполнения заданий

Достаточный уровень

1 группа

Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа

Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.

Минимальный уровень

3 группа

Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий.

4 группа

Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе.

 

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Основная цель  реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами формирования и развития БУД являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

·                    овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

·                    развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:

·                    определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

·                    определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

На уроках «Ручного труда» формируются следующие БУД:

Личностные базовые учебные действия

(далее по тексту –  ЛУД)

 

·     осознание себя как ученика, заинтересованного

·     посещением школы;

·     способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;

·     самостоятельность в выполнении учебных заданий;

·     самостоятельность в выполнении поручений;

·     стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные  базовые учебные действия

(далее по тексту –  РУД)

 

 

·      самостоятельно организовывать своё рабочее место;

·      элементарным умениям самостоятельного выполнения работ;

·      элементарной самооценке результатов своей деятельности;

·      воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные базовые учебные действия

(далее по тексту –  ПУД)

 

 

·     ориентироваться в учебнике;

·     отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

·     выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления;

·     делать элементарные выводы под руководством учителя;

·     использовать повторение при запоминании.

Коммуникативные базовые учебные действия

(далее по тексту –  КУД)

·     высказывать свое мнение при обсуждении задания.

·     работать индивидуально, в паре;

·     участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других;

·     читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета

Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.

 

Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

·                    освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

·                    использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон).

·                    уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

·                    уметь захватывать и удерживать предмет;

·                    уметь сминать лист бумаги;

·                    уметь открывать емкости для хранения;

·                    уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

·                    уметь погружать руки в сухой бассейн;

·                     уметь доставать из сухого бассейна предметы;

·                    уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

·                    уметь отбирать крупы (единичные представители круп).

 

·                    самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

·                    работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

·                    осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

·                    оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

·                    выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

 

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:

·                    осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

·                    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·                    положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

·                    понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·                    готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа рассчитана на 67 часов, по 2 ч в неделю.

Образовательная область – Технология.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел

Тема

 

Кол-во часов

Дата

Коррекционные цели

Оборудование

1

Вводное занятие

Понятие «урок труда».

«Человек и труд».

1

2.09

Формирование умений узнавать, называть и вспоминать известные предметы.

Презентация, учебники

2.

Работа с глиной и пластилином

«Что надо знать о глине и пластилине».

1

7.09

Развитие осязания.

Учебники, пластилин

3.

Работа с глиной и пластилином

 «Как работать с пластилином». «Аппликация из пластилина: яблоко».

1

9.09

Развитие мышечной системы, пространственной ориентировки.

Образец, учебники, пластилин

4.

Работа с природными материалами

«Что надо знать о природных материалах».

1

14.09

Развитие слухового восприятия.

Презентация, учебники

5.

Работа с природными материалами

«Экскурсия в лес (в парк)».

 

1

16.09

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность.

Сбор природного материала.

6.

Работа с природными материалами

 «Как работать с засушенными листьями».

Аппликация «Бабочка».

1

21.09

Развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Развитие воображения.

Презентация, учебники, природный материал

7.

Работа с бумагой

«Что надо знать о бумаге».

«Какие изделия изготавливаются и бумаги».

«Сорта и виды бумаги».

1

23.09

Расширение социального опыта ребенка.

Развитие осязания и слуховой чувствительности.

Презентация, учебники

8.

Работа с бумагой

 «Что надо знать о треугольнике».

«Как сгибать бумагу треугольной формы».

Складывание из бумаги: «Ёлочка».

1

28.09

Коррекция восприятия пространства. Развитие умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику. Исправление недостатков зрительно-двигательной координации.  Развитие комментирующей речи.

Образец, учебники,

9.

Работа с бумагой

 «Что надо знать о квадрате».

«Как сгибать бумагу квадратной формы».

Складывание из бумаги: стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу».

1

30.09

Формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «квадрат» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона).  Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.

Презентация, учебники, Образец

10

Работа с бумагой

«Что надо знать о прямоугольнике».

«Как сгибать бумагу прямоугольной формы».

Складывание из бумаги: наборная линейка.

1

5.10

Формирование умения устанавливать сходство и различие прямоугольника с квадратом и треугольником. Развитие умения ориентироваться в пространстве фигуры «прямоугольник» Формирование представлений о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги.

Презентация, учебники, Образец

11

Работа с глиной и пластилином

«Как работать с пластилином».

«Приемы работы с пластилином».

«Домик».

1

7.10

Развитие мышечной системы, координации движений рук.

Презентация, учебники, Образец

12

Работа с глиной и пластилином

«Как работать с пластилином».

«Приемы работы с пластилином». «Ёлочка».

1

12.10

Развитие мышечной системы, координации движений рук.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

13

Работа с глиной и пластилином

«Лепка предметов шаровидной формы».

«Приемы работы с пластилином».

«Помидор».

1

14.10

Формирование умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

14

Работа с глиной и пластилином

«Лепка предметов овальной формы».

«Приемы работы с пластилином».

«Огурец».

1

19.10

Формирование умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

15

Работа с бумагой

«Инструменты для работы с бумагой».

«Что надо знать о ножницах».

1

21.10

Формирование правильной посадки при работе ножницами. Формирование умения правильно держать инструмент. Выявление наличия умений работать ножницами.

Презентация, учебники, Образец, ножницы

16

Работа с бумагой

«Как работать с ножницами».

«Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии).

1

26.10

Развитие аккуратности, точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений.

Образец, учебники, ножницы

17

Работа с бумагой

«Как работать с ножницами».

«Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии). Геометрический орнамент из квадратов.

1

28.10

Развитие аккуратности точности при резании по размеченным линиям. Коррекция зрительно-двигательной координации; выработка плавности движений.

Образец, учебники, ножницы

18

Работа с бумагой

«Как работать ножницами».

«Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии).

1

9.11

Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом.

Презентация, учебники, Образец, ножницы

19

Работа с бумагой

«Как работать ножницами».

«Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии).

«Парусник из треугольников».

1

11.11

Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом.

Презентация, учебники, Образец, ножницы

20

Работа с бумагой

 «Как работать ножницами».

«Приемы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии). «Орнамент из треугольников».

1

16.11

Развитие внимания, воображения. Обучение умению работать с предметно-операционным планом.

Презентация, учебники, Образец, ножницы

21

Работа с глиной и пластилином

 «Как работать с пластилином».

«Приемы работы с пластилином» «Морковь».

1

18.11

Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи».

Презентация, учебники, Образец, пластилин

22

Работа с глиной и пластилином

 «Как работать с пластилином».

«Приемы работы с пластилином» (вытягивание одного конца столбика).

«Свекла», «Репка».

1

23.11

Формирование представлений о предметах природного мира группы «Овощи».

Развитие устной речи.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

23

Работа с глиной и пластилином

«Приемы работы с пластилином» (сплющивание шара).

«Пирамидка из четырех колец».

1

25.11

Формирование представлений о предметах рукотворного мира группы «Игрушки». Формирование умения осуществлять контроль за выполнением практического действия, использую для контроля схемы из учебника.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

24

Работа с глиной и пластилином

«Приемы работы с пластилином» (сплющивание шара).

«Грибы».

1

30.11

Формирование представлений о предметах природного мира группы «Грибы». Формирование умения осуществлять контроль за выполнением практического действия, использую для контроля схемы из учебника.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

25

Работа с природными материалами

«Что надо знать о природных материалах».

«Как работать с еловыми шишками».

«Ёжик».

1

2.12

Формирование знаний о еловых шишках как природном материале.

Формирование практических умений работы с различными поделочными материалами.

Коррекция недоразвития механизма мышечного регулирования.

Презентация, учебники, Образец, пластилин, природный материал

26

Работа с бумагой (с применением клея)

«Правила работы с клеем и кистью».

1

7.12

Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений.

Презентация, учебники, Образец

27

Работа с бумагой (с применением клея)

«Как работать с бумагой». Аппликация из обрывных кусочков бумаги.

«Осеннее дерево».

1

9.12

Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений.

Формирование умения анализировать аппликацию по вопросам учителя.

Презентация, учебники, Образец

28

Работа с бумагой

«Складывание фигурок из бумаги».

«Открытка со складным цветком».

1

14.12

Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрических фигур. Коррекция двигательной сферы.

Презентация, учебники, Образец

29

Работа с бумагой

«Складывание фигурок из бумаги». «Открытка со складной фигуркой кошечки».

1

16.12

Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрических фигур Коррекция двигательной сферы.

Презентация, учебники, Образец

30

Работа с глиной и пластилином

«Как работать с пластилином» (приемы работы с пластилином).

«Цыпленок».

1

21.12

Коррекция мелкой моторики: координация движений пальцев, регуляция мышечного усилия.

Презентация, учебники, Образец

31

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям).

Игрушка «Бумажный фонарик».

1

23.12

Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. Формирование умения контролировать мышечное усилие при выполнении короткого разреза. Коррекция восприятия цвета – закрепление умения узнавать, различать и называть цвета (желтый, оранжевый, красный).

Презентация, учебники, Образец

32

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям).

Игрушка «Декоративная веточка».

1

28.12

Коррекция зрительно-двигательной координации. Коррекция дифференциации движения пальцев и координации рук.

Презентация, учебники, Образец

33

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям).

Игрушка «Флажки».

1

11.01

Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. Формирование умения контролировать мышечное усилие при выполнении короткого надреза.

Презентация, учебники, Образец

34

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (прием резания ножницами по прямым длинным линиям).

«Бумажный цветок».

1

13.01

Коррекция недоразвития координации правой и левой рук.

Презентация, учебники, Образец

35

Работа с глиной и пластилином

«Лепка из пластилина многодетальных фигурок». «Животные».

«Котик»

1

18.01

Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Совершенствование умения скатывать заготовки овальной формы.

Презентация, учебники, Образец, пластилин

36

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям).

«Листочки».

1

20.01

Коррекция недоразвития координации правой и левой рук. Обучение синхронной работе обеих рук.

Презентация, учебники, Образец,

37

Работа с бумагой

«Приемы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги в ладонях).

«Ветка рябины».

1

25.01

Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев и координации правой и левой рук, развитие мышечного усилия и т.д.

Презентация, учебники, Образец,

38- 39

Работа с бумагой

«Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по кривым линиям – скругление углов прямоугольных деталей).

«Цветы в корзине»

2

27.01

1.02

Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. Развитие синхронной работы рук. Развитие воображения.

Презентация, учебники, Образец,

40

Работа с нитками

«Что надо знать о нитках».

«Откуда берутся нитки».

«Свойства ниток».

«Цвет ниток».

«Как работать с нитками».

1

3.02

Формирование умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре.

Презентация, учебники, Образец,

41

 Работа с нитками

«Наматывание ниток».

«Клубок ниток».

1

8.02

Формирование умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре.

Презентация, учебники, Образец,

42

Работа с нитками «Наматывание ниток».

«Бабочка». «Кисточка».

1

10.02

Развитие пластичности кисти руки, точности движений.

Презентация, учебники, Образец,

43

Работа с нитками «Наматывание ниток».

 

1

15.02

Развитие пластичности кисти руки, точности движений.

Презентация, учебники, Образец,

44

Работа с бумагой

«Вырезание из бумаги предметов округлой формы».

«Фрукты на тарелке».

1

17.02

Развитие синхронной работы рук.

Презентация, учебники, Образец,

45

Работа с бумагой

«Вырезание из бумаги круга».

«Снеговик».

1

1.03

Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Развитие умения вырезать по кругу, рационально используя приемы резания бумаги.

Презентация, учебники, Образец,

46

Работа с бумагой

«Вырезание из бумаги круга».

«Гусеница».

1

3.03

Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Развитие умения вырезать по кругу, рационально используя приемы резания бумаги.

Презентация, учебники, Образец,

47

Работа с бумагой

«Вырезание из бумаги овала».

«Что надо знать об овале».

Игрушка «Цыпленок в скорлупе» (из четырех овалов).

1

10.03

Развитие аккуратности, точности, плавности движений. Коррекция зрительно-двигательной координации, синхронности работы обеих рук и недостатков развития мышечного усилия.

Презентация, учебники, Образец,

48

49

Работа с бумагой

«Складывание фигурок из бумаги».

«Приемы сгибания бумаги» (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине).

«Пароход»

2

15.03

17.03

Коррекция восприятия пространства

Коррекция анализирующего восприятия в процессе работы с пооперационным изобразительно-графическим планом.

Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.

Презентация, учебники, Образец,

50

Работа с бумагой

«Складывание фигурок из бумаги».

«Приемы сгибания бумаги» (сгибание углов прямоугольника и квадрата к середине).

«Стрела».

1

22.03

Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона, середина).

Презентация, учебники, Образец,

51

Работа с бумагой

«Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».

«Плетеный коврик из полос бумаги».

1

5.04

Коррекция восприятия направления движения (сверху, снизу, выше, ниже). Развитие чувства ритма. Коррекция внимания.

Презентация, учебники, Образец,

52

Работа с бумагой

«Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».

«Птичка».

1

7.04

Развитие воображения, памяти. Воспитание аккуратности.

Презентация, учебники, Образец,

53

54

Работа с бумагой

«Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам».

«Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом».

2

12.04

14.04

Расширение представлений об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

Презентация, учебники, Образец,

55

Работа с бумагой

«Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам».

«Самолет в облаках».

1

19.04

Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки.

Презентация, учебники, Образец,

56

Работа с глиной и пластилином

«Лепка из пластилина макета».

Макет «Снегурочка в лесу».

1

21.04

Развитие умения анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Презентация, учебники, Образец,

57

Работа с природными материалами

«Что надо знать о природных материалах». «Травы».

«Изготовление ежа из тростниковой травы и пластилина».

1

26.04

Развитие воображения.

Презентация, учебники, Образец,

58

Работа с бумагой

«Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз».

«Букет цветов».

1

28.04

Расширение представлений о растениях.

Презентация, учебники, Образец,

59

 

Работа с бумагой

«Складывание из бумаги». «Приемы сгибания бумаги» (сгибание бумаги по типу гармошки).

Декоративная птица со складными крыльями».

1

 

3.05

Развитие воображения.

Презентация, учебники, Образец,

60

61

Работа с нитками (шитьё по проколу)

 «Как работать с нитками». «Приемы шитья».

«Шитье по проколам» (треугольник, квадрат, круг).

2

5.05

10.05

Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки.

Презентация, учебники, Образец,

62 - 63

Работа с нитками (шитьё по проколу)

 «Приемы шитья».

«Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

2

12.05

17.05

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз).

Презентация, учебники, Образец,

64

- 65

Работа с нитками (шитьё по проколу)

Вышивание по рисунку, составленному учителем, самостоятельным прокалыванием.

2

19.05

24.05

 

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз).

Презентация, учебники, Образец,

66

67

 

 

Работа с нитками (шитьё по проколу)

 «Как работать с нитками». «Что делают из ниток».

«Приемы вышивания».

«Вышивание по проколам» (вертикальным, горизонтальным линиям).

2

26.05

31.05

Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений при выполнении практических действий (вверх, вниз).

Презентация, учебники, Образец,

 

итого

66ч

 

 

 

 

Тематическое планирование

                              Наименование разделов и тем

Количество часов

1.                     Вводное занятие

1

  2.    Работа с глиной и пластилином

13

3.     Работа с природными материалами

5

4.     Работа с бумагой

34

5.    Работа с нитками

14

                                                                                                                                                            Всего

67

 

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

1.                   Л.А. Кузнецова. Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 класс. Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013.

Дополнительная литература:

Н. П. Павлова. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1988.

Оборудование и приборы:

1.1.1.      Мультимедийный проектор

1.1.2.      Мультимедийная доска

1.1.3.      Компьютер

Дидактический материал:

Технологические карты, демонстрационный материал, образцы готовых изделий.

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации по изучаемым темам курса.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе: -Федерального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» разработана на основе: -Федерального

Коррекция недоразвития моторных функций (плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия)

Коррекция недоразвития моторных функций (плавности и координации движений рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия)

Виды деятельности работа с глиной и пластилином; работа с природным материалом; работа с бумагой и картоном; работа с нитками; экскурсии

Виды деятельности работа с глиной и пластилином; работа с природным материалом; работа с бумагой и картоном; работа с нитками; экскурсии

Класс укомплектован из детей с очень низким уровнем развития, букварный период увеличен до 1,5 лет и его изучение заканчивается в

Класс укомплектован из детей с очень низким уровнем развития, букварный период увеличен до 1,5 лет и его изучение заканчивается в

На уроках «Ручного труда» формируются следующие

На уроках «Ручного труда» формируются следующие

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения

Работа с бумагой «Что надо знать о треугольнике»

Работа с бумагой «Что надо знать о треугольнике»

Презентация, учебники, Образец, пластилин 14

Презентация, учебники, Образец, пластилин 14

Парусник из треугольников». 1 11

Парусник из треугольников». 1 11

Работа с бумагой ( с применением клея) «Правила работы с клеем и кистью»

Работа с бумагой ( с применением клея) «Правила работы с клеем и кистью»

Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям)

Как работать ножницами» (приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям)

Работа с нитками «Что надо знать о нитках»

Работа с нитками «Что надо знать о нитках»

Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги»

Работа с бумагой «Складывание фигурок из бумаги»

Макет «Снегурочка в лесу». 1 21

Макет «Снегурочка в лесу». 1 21

Работа с нитками (шитьё по проколу) «Как работать с нитками»

Работа с нитками (шитьё по проколу) «Как работать с нитками»

http://nsportal.ru/

http://nsportal.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022