Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохопёрского муниципального района Воронежской области
«Новохопёрская гимназия № 1»
|
|
|
Адаптированная общеобразовательная
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по предмету « Алгебра» 8 класса, для детей с ОВЗ
(УМК: Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.- М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2016.- 256 с.: ил.)
Разработал: учитель математики ВКК
Звягинцева Нина Петровна
Срок реализации: 1 год
Объем учебной нагрузки: 3ч./нед.(105 ч./год)
Новохоперск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 8 класса для детей с ОВЗ и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
В настоящую программу внесены изменения: количество часов на изучаемые разделы распределено в соответствии с учебным планом и спецификой образовательного учреждения.
Данная программа, сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы и отличается тем, что предусматривает коррекционную работу с учащимися имеющие ограниченные возможности здоровья. Занятия по математике проводятся в форме уроков по утверждённому расписанию.
На основании решения заседания ШМО учителей математики предполагается применение неурочных форм реализации урочной деятельности (около 10 % от общего количества часов). Для проведения таких занятий из школьного компонента выделяется по 0,5ч на спецкурсы «Математический тренажер» и «Увлекательная математика».
Основные направления коррекционной работы с учащимися имеющие ОВЗ
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих учащихся, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития. Поэтому учащиеся с ОВЗ, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Содержание программы направлено на решение следующих коррекционных задач:
-продолжить формировать познавательные интересы учащихся и их самообразовательные навыки;
- создать условия для развития учащегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов;
-приобрести (достигнуть) учащимся уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития;
Важнейшим условием построения учебного процесса для учащихся с ОВЗ, является доступность, что достигается выделением в каждой теме главного, дифференциацией материала, многократного повторения пройденного материала, выполнение заданий по алгоритму, ликвидация пробелов.
В процессе обучения уделяется внимание словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у учащихся понятий и определений. Учащиеся развивают память путем усвоения и многократного повторения определений, понятий. К основным методам, применяемым на уроках относятся: беседа, объяснение, рассказ, упражнения (тренировочные, по шаблону, самостоятельные), метод наблюдения, дидактические игры.
Недостаточность внимания, памяти, логического мышления, быстрая утомляемость отрицательно влияют на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса алгебры 8 класса были внесены изменения в объем теоретических сведений для детей с ОВЗ. Некоторый материал программы дается без доказательств, только в виде формул и алгоритмов, как ознакомительный для обзорного изучения.
Темы изучаются как ознакомительные: «Функция у=k/x и ее график», «Функция у = √х и ее график», «Элементы статистики», «Иррациональные числа», «Нахождение приближенных значений квадратного корня», «Стандартный вид числа», «Приближенные вычисления», «Решение квадратных уравнений, выделением квадрата двучлена», «Вывод формулы корней квадратного уравнения», «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни в знаменателе дроби» «Теорема Виета». Освободившие часы, направлены для коррекции индивидуальных пробелов.
Содержание курса по сравнению с традиционным пересмотрено таким образом, чтобы оно было адекватно особенностям восприятия данной категории школьников. Объем изучаемого материала в целом меньше, чем в традиционном курсе, что позволяет принять небыстрый темп продвижения в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений). Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры
Цели обучения:
Цель обучения алгебре для учащихся с ОВЗ:
Задачи обучения:
Задачи обучения алгебре в классе для учащихся с ОВЗ:
Формы и методы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, работа по информационным карточкам.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучении алгебры в 8 классе отводиться 105 часа из расчета 3 часа в неделю.
I.Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемой ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение в различных источниках находить информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности ( графики, диаграммы, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
Так же к метапредметным результатам относятся умения, проверяемые при прохождении процедуры независимого оценивания.
№ п.п. |
Наименование блока |
№ умения |
Проверяемые умения |
1.2. |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации |
1.4. |
Объяснять порядок частей / инструкций, содержащихся в тексте. |
1.6. |
Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). |
||
1.8. |
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. |
||
1.10. |
Выделять не только главную, но и избыточную информацию. |
||
1.13. |
Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей. |
||
1.14. |
Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. |
||
2.2. |
Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. |
||
2.3. |
Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. |
||
2.4. |
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. |
||
2.5. |
Делать выводы из сформулированных посылок. |
||
3. |
Работа с текстом: оценка информации.
|
3.1. |
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. |
3.3. |
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. |
||
3.4. |
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
||
4. |
Регулятивные универсальные учебные действия.
|
4.1. |
Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. |
4.2. |
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале. |
||
4.3. |
Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. |
||
4.5. |
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
||
4.6. |
Использовать основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
||
5. |
Познавательные универсальные учебные действия.
|
5.1. |
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. |
5.2. |
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
||
5.3. |
Давать определение понятиям. |
||
5.4. |
Устанавливать причинно-следственные связи. |
||
5.5. |
Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. |
||
5.6. |
Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. |
||
5.7. |
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
||
5.8. |
Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). |
||
5.9. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
||
5.10. |
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. |
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Выпускник научится:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления:
- умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать языки математики;
- умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение распознавать виды математических утверждений
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
Выпускник получит возможность научиться:
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
- овладение системой функциональных понятий;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
-
II.Содержание изучаемого предмета
-
Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ
Математика
Проверка знаний и умений по математике.
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Оценка «5»ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной по мощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает, незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: во втором полугодии I класса 25—35 мин, во II — IV классах 25—40 мин, в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей. небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
З. Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.