Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР вариант 7.1 по предмету «Окружающий мир» 4 класс
Оценка 4.7

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР вариант 7.1 по предмету «Окружающий мир» 4 класс

Оценка 4.7
doc
25.04.2020
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР вариант 7.1 по предмету   «Окружающий мир» 4 класс
okruzhayushchiy_mir_4_kl_adapt.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Улу-Теляк имени Валерия Лесунова»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

 

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

_______ / Т.Б.Кузнецова/

«___» ____________ 2018 г.

 

 

«Рассмотрено и принято»

на заседании ШМО.

Протокол №____

«___» ______________2018 г.

 

 

 

Директор школы  __________/И.Ф.Закиров/

Приказ №____

от «__» ____________ 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Адаптированная основная

общеобразовательная программа

начального общего образования

для обучающихся с ЗПР вариант 7.1

по предмету

 «Окружающий мир»

4 класс

 

Составитель: учитель начальных классов

 Фахретдинова Любовь Петровна

 

 

Срок  реализации: 2019-2020 гг

 

 

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная  рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  программы  для 1-4классов, А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.

Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых  – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

 

Программа адресована обучающимся с ОВЗ 4 классов общеобразовательной школы, рассчитана  на 68 ч.

 

            Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.

 Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи курса:

•   развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать  творческие задачи;

•  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях  природносоциального; о человеке и его месте в природе и  в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
      1.   Идея многообразия мира.
      2.   Идея экологической целостности мира.
      3.   Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира  ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

            В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

В курсе выделяется несколько содержательных линий:

обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многооб­разии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;

изучение воздуха, воды и других компонен­тов природы через по­лученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, га­зообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассмат­риваются его особенности, значение в природе и жизни челове­ка, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в при­роде: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и челове­ком;

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;

изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;

получение элементарных экономических знаний;

формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

Перечисленные содержательные линии содержания выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

 

Используемые технологии:

Технология «Обучение в сотрудничестве». Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Технология разноуровневого и дифференцированного обучения. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом: природных задатков; способностей; условий социализации в современной школе. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей. Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.

Игровые технологии обучения. Моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения. Формы: деловые игры, ролевые игры и сюжетные игр, дидактические игры.

Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Исследовательские технологии (проблемно-поисковые) Обучение через открытие. Организационная форма- совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Планируемые результаты освоения предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

Регулятивные УУД:

-   Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-   Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-   В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-   Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-   Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.

-   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять лростой план учебно-научного текста.

-    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

-   Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,

Коммуникативные УУД:

-   Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-   Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

-   Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-   Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се­бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

-   Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи).

-   Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1)  понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2)  уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

3)  осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра­мотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4)  осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по­лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2)  создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

3)  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.

Система оценки достижения планируемых результатов

 освоения предмета. Критерии оценивания

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предпола­гает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познава­тельные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достиже­ний ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня v его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достиже­ний являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизи­рованных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность де­монстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высо­ких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - сис­темы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окру­жающему миру.

   В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагно­стических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освое­ния темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализует­ся в рамках накопительной системы, которая:

•    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование каче­ства образования;

•    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсаль­ных учебных действий;

•    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных дей­ствий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

•    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятель­ность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

•   динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

-   неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-   нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-   неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-   ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-   незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-   отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-   ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-   неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-   преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-   неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-   отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;

-   неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;

-   неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 не­дочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуж­даемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ 4 КЛАСС (68 ч)

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЖИЗНИ.

  Земля  и  человечество

 Мир  глазами  астронома. Что  изучает  астрономия.  Небесные  тела: звёзды, планеты  и  спутники  планет.  Земля – планета  Солнечной  системы. Луна – естественный  спутник  земли.  Движение  Земли  в  космическом  пространстве; причины  смены  дня  и  ночи   и времён  года.. Звёздное  небо – великая  книга  природы. Мир  глазами  географа.  Что  изучает  география.   Изображение  Земли  с  помощью  глобуса  и  географической  карты.  Распределение  солнечного  тепла  на  земле  и  его  влияние  на  живую  природу.  Мир  глазами  историка. Что  изучает  история.  Исторические  источники.  Счёт  лет  в  истории.  Историческая  карта. Прошлое  и  настоящее  глазами  эколога.  Представление  о  современных  экологических  проблемах планеты. Охрана  окружающей  среды – задача  всего  человечества.  Международное  сотрудничество в  области  охраны окружающей  среды. Всемирное  наследие.   Международная  красная  книга.

 Практические   работы:  знакомство  с  картой  звёздного  неба,  поиск  изучаемых  объектов  на глобусе и географической  карте,  знакомство  с  историческими  картами.

Природа 

Разнообразие  и  красота  природы  России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны  России: Общее  представление, знакомство  с 2 – 3 природными зонами (растительный и животный мир, особенности  труда и быта людей,  влияние человека на природу изучаемых зон,  охрана  природы,  виды растений и животных, внесённые  в  Красную книгу России.). Представление  об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной  деятельности  людей.

Практические   работы:  поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России;  рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон,  выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной  край – малая родина

Наш  край на  карте  Родины.  Карта  родного  края.  Формы  земной поверхности  в нашем  крае. Изменения  поверхности края в результате деятельности  человека. Охрана поверхности края. Водоёмы  края, их значение в природе и жизни человека. Изменение  водоёмов в результате деятельности  человека.  Карты.

Охрана  водоёмов   края.  Полезные  ископаемые нашего  края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр в нашем  крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи и сообщества.  Охрана природных сообществ.

Особенности  сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды. Животноводство в нашем  крае, его  отрасли. породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями  и  животными леса, их распознавание в природных  условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы:  знакомство с картой края,  рассматривание  образцов  полезных ископаемых  своего края,  определение их свойств;  рассматривание гербарных экземпляров растений различных  сообществ,  их  распознавание с помощью атласа-определителя;  знакомство с культурными растениями  края.

ОБЩЕСТВО.

Страницы  всемирной  истории

Что такое история. Счёт лет  в  истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; средние века;  новое время:   достижения науки и техники, великие географические события;  новейшее  время.  Представление о скорости перемен. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности  за  сохранение мира на планете. 

Страницы  истории  Отечества  

Кто  такие славяне.  Восточные  славяне.  Природные условия жизни  восточных  славян, их быт, нравы,  верования. Времена   Древней  Руси. Территория и население  Древней  Руси. Княжеская власть.  Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев, Великий Новгород, Москва.  Культура, быт и нравы  древней  Руси. Наше  Отечество в 13 – 15 вв.   Нашествие хана Батыя. Русь  и  Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси.  Выдающиеся люди: князь Александр Невский,  московские князья, Дмитрий  Донской.  Куликовская  битва. Иван  Третий. Образование единого Русского  государства. Культура, быт и нравы страны  в  13 – 15 вв. Наше  Отечество  в  16 – 17 вв. Патриотический  подвиг Кузьмы  Минина  и  Дмитрия  Пожарского.. Утверждение  новой  царской  династии  Романовых.  Освоение Сибири.  Землепроходцы.  Культура, быт и нравы России  в  16 – 17 в в  Россия в 18 в.  Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. .М. В. ломоносов. Россия при Екатерине  Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.  Культура, быт и нравы России   в  18 в. Россия в 19  - начале 20 в. Отечественная война  1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель  Александр  Второй. Культура, быт и нравы России  в  19 – начале 20 в. Россия в  20 в. Участие России в  первой  мировой  войне.  Николай  Второй – последний  император  России. Революция 1917 г. Гражданская  война. Образование СССР. Жизнь страны  в  20 – 30- гг. Великая  Отечественная  война  1941 -1945 гг.  Героизм  и  патриотизм народа.  День Победы- всенародный праздник. Наша страна  в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного  спутника  Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая  станция «Мир». Преобразования  в   России в 90 гг.  Культура  России в 20 в. Прошлое  родного  края. История  страны  и  родного  края в названиях  городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с  историческими достопримечательностями родного  города.

Практические работы:  Россия  на  карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических  событий);  работа  с  «лентой времени» (определение последовательности исторических событий,  соотнесение года с веком).

Современная  Россия

Человек – член общества.  Россия – наша Родина. Россия на  карте. Государственная  граница  России.

Государственная  символика  России: Государственный герб России, Государственный  флаг  России, Государственный гимн  России,  правила поведения при  прослушивании  гимна. Конституция -  Основной закон  Российской Федерации.  Права  ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства.  Федеральное  собрание. Государственные  праздники. Важнейшие события, происходящие в стране. Народы, населяющие  Россию. Названия разных  национальностей  Их обычаи, особенности  быта.  Уважительное  отношение  к  своему  и другим народам  Регионы  России.   Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры.

 

Тематический учебный план

 Окружающий мир.

4 класс (68 ч)

Номер

урока

Тема  раздела

Тема  урока

 

Земля  и  человечество (10 ч)

1

Мир  глазами  астронома. Что  изучает  астрономия.  Небесные  тела: звёзды.

2

Планеты  и  спутники  планет.  Земля – планета  Солнечной  системы. Луна – естественный  спутник  земли.  Движение  Земли  в  космическом  пространстве; причины  смены  дня  и  ночи   и времён  года.

3

Звёздное  небо – великая  книга  природы. Пр. р.:  знакомство  с  картой  звёздного  неба.

4

Мир  глазами  географа.  Что  изучает  география.   Изображение  Земли  с  помощью  глобуса  и  геогр. карты.  Пр. р.:   поиск  изучаемых  объектов  на глобусе и геог.  Карте.              

5

Распределение  солнечного  тепла  на  земле  и  его  влияние  на  живую  природу.

6

Мир  глазами  историка. Что  изучает  история.  Исторические  источники. 

7

Счёт  лет  в  истории.  Историческая  карта. Пр. р.: знакомство  с  историческими  картами.

8

Прошлое  и  настоящее  глазами  эколога.  Представление  о  современных  экологических  проблемах планеты.

9

Охрана  окружающей  среды – задача  всего  человечества.  Международное  сотрудничество в  области  охраны окружающей  среды. Международная  красная  книга

   10

Обобщающий  урок.  Проверочная  работа  по  теме  «Земля  и  человечество»

 

           Природа  России (10 ч)

   11

Разнообразие  и  красота  природы  России. Важнейшие равнины и горы.    Практ.  р.:  поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;          

   12

Моря, озёра и реки нашей страны. Практ.   р.:  поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;

   13

Природные зоны  России. Зона  Арктических  пустынь.

Растительный и животный мир, особенности  труда и быта людей,  влияние человека на природу,  охрана  природы,  виды растений и животных, внесённые  в  Красную книгу России.).Пр. р. : поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России;

   14

Зона  тундры. Пр. р. : поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России;

   15

Леса  России. Пр. р. : поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России;

   16

Человек  и  лес.

   17

Зона  степей. Практ. р. : поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России

   18

Пустыни. Пр. р. : поиск и показ изучаемых объектов на карте  природных зон России

19

У  Чёрного  моря.                  

20

Представление  об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной  деятельности  людей. Обобщение  по  теме.

   

       Родной  край – часть  большой  страны  (14 ч)

21

Наш  край на  карте  Родины.  Карта  родного  края.   Пр. р.:  Знакомство с картой края

22

Формы  земной поверхности  в нашем  крае.   Изменения  поверхности края в результате деятельности  человека. Охрана поверхности края.              

23

Водоёмы  края, их значение в природе и жизни человека. Изменение  водоёмов в результате деятельности  человека.  карты.  

 

 

Охрана  водоёмов   края.

24,25

Полезные  ископаемые нашего  края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана  недр в нашем  крае.  Пр. р. Рассматривание  полезных ископаемых своего края.

26

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

28

Лес – природное  сообщество. Разнообразие растений и животных леса. Экологические связи и сообщества.  Охрана  леса. Практ. р.  Рассматривание  гербарных экз. растений.

29

Природное  сообщество – луг.  Разнообразие растений и животных луга.. Экологические связи и сообщества.  Охрана  луга..Пт. р.  Рассматривание  гербарных экз. растений.

30

Жизнь  пресного  водоёма. Экологические связи и сообщества. Охрана.

31

 

Особенности  сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений.   Пр. р.  Знакомство  с  культурными  растениями  края.

32

Контрольная  работа  за  2  четверть.

33

 Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды.

34

Животноводство в нашем  крае, его  отрасли. породы домашних животных.                 

35

Обобщающий  урок  по  теме  «Наш  край – часть  большой  страны»       

   

          Страницы  всемирной  истории (5 ч)

36

Что такое история. Счёт лет  в  истории. Начало истории человечества: первобытное общество.

37

Древний мир.               

38

Средние века.

39

Новое время:   достижения науки и техники, великие географические события;  новейшее  время.  Представление о скорости перемен.

40

 

Новейшее  время.  Представление о скорости перемен. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности  за  сохранение мира на планете. 

   

       Страницы  истории  Отечества  (20 ч)

41

Кто  такие славяне.  Восточные  славяне.  Природные условия жизни  восточных  славян, их быт, нравы,  верования

42

Времена   Древней  Руси. Территория и население  Древней  Руси. Княжеская власть.  Крещение Руси.

43

Русь – страна  городов. Киев, Великий Новгород, Москва.  Культура, быт и нравы  древней  Руси. Пр. р.  Найти  и  показать объекты  на  исторической   карте.

44

Наше  Отечество в 13 – 15 вв.   Нашествие хана Батыя. Русь  и  Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Пр. р.  Найти  и  показать объекты  на  историч.   карте

45

Выдающиеся люди: князь Александр Невский,  московские князья, Дмитрий  Донской.            

46

Куликовская  битва.  Пр. р.  Найти  и  показать объекты  на  исторической   карте

47

Иван Третий. Образование единого Рус.  гос-ва. Культура, быт и нравы страны  в  13–15 вв.

48

Наше  Отечество  в  16 – 17 вв. Патриотический  подвиг Кузьмы  Минина  и  Дмитрия  Пожарского. Утверждение  новой  царской  династии  Романовых.  Освоение Сибири.  Землепроходцы.  Культура, быт и нравы России  в  16 – 17 в

49

Россия в 18 в.  Пётр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург

50

М. В. Ломоносов..

51

Россия при Екатерине  Второй. Дворяне и крестьяне. Выдающиеся люди: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков.  Культура, быт и нравы России   в  18 в.

52

Россия в 19  - начале 20 в. Отечественная война  1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Пр. р.  Найти  и  показать объекты  на  исторической   карте

53

Царь-освободитель  Александр  Второй. Культура, быт и нравы России  в  19 – начале 20 в.

54

Россия в  20 в. Участие России в  первой  мировой  войне.  Николай  Второй – последний  император  России. Революция 1917 г.  Гражданская  война.           

55

Образование СССР. Жизнь страны  в  20 – 30- гг.

56

Великая  Отечественная  война  1941 -1945 гг.  Героизм  и  патриотизм народа. 

День Победы- всенародный праздник.

57

Наша страна  в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного  спутника  Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая  станция «Мир».

58

Преобразования  в   России в 90 гг.  Культура  России в 20 в.            

59

Прошлое  родного  края. История  страны  и  родного  края в названиях  городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

60

Знакомство с историческими достопримечательностями родного  города.

   

                 Современная  Россия (9 ч)

61

Человек – член общества.  Россия – наша Родина.  Россия на  карте. Государственная  граница  России.

62

Государственная  символика  России: Государственный герб России, Государственный  флаг  России, Гос-ый гимн  России,  правила поведения при  прослушивании  гимна.

63

Конституция -  Основной закон  Российской Федерации.  Права  ребёнка.

64

Президент Российской Федерации – глава государства.  Федеральное  собрание.

65

Государственные  праздники. Важнейшие события, происходящие в стране.

66

Народы, населяющие  Россию. Названия разных  национальностей  Их обычаи, особенности  быта.  Уважительное  отношение  к  своему  и другим народам.

67

Регионы  России.   Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры.

68

Обобщающий  урок  по  теме  «Современная  Россия»

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики,…

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики,…

При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта,

При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта,

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра­мотности, элементарных правил нравственного…

России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической гра­мотности, элементарных правил нравственного…

Критериями оценивания являются: • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования

Критериями оценивания являются: • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не…

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не…

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон

Николай Второй – последний император

Николай Второй – последний император

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей

Новое время: достижения науки и техники, великие географические события; новейшее время

Новое время: достижения науки и техники, великие географические события; новейшее время

Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война

Россия в 19 - начале 20 в. Отечественная война
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020