ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкиной (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы).
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение направлен на достижение следующих целей:
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
· развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
· учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
· формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
· развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
· формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
· обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
· формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
· формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
· создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
· расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
· обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
· работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, который формирует у школьников читательскую самостоятельность.
Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему
или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразитель-
ные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности.
Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится по 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/не успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
ведения;
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности:
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с различными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно – изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского от-
ношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Наименование разделов |
Часы |
Универсальные учебные действия |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2 |
Летописи, былины, жития «И повесил Олег щит свой на врата Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского |
7 |
Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
3 |
Чудесный мир классики П. П. Ершов «Конёк-горбунок». А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб». Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень». А. П. Чехов «Мальчики |
16 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач |
4 |
Поэтическая тетрадь Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». А. А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...». А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». И. А. Бунин «Листопад» |
8 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
5 |
Литературные сказки В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». B. 1\/1. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П. П. Бажов «Серебряное копытце». C. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
12 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов |
6 |
Делу время — потехе час Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» |
9 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
7 |
Страна детства Б. С. Житков «Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Ёлка» |
7 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
8 |
Поэтическая тетрадь B. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». C. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
5 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
9 |
Природа и мы Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». A. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. М. Пришвин «Выскочка». Е. И. Чарушин «Кабан». B. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
9 |
Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного |
10 |
Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка» |
4 |
Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста |
11 |
Родина И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». |
8 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения |
12 |
Страна Фантазия Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». |
6 |
Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста |
13 |
Зарубежная литература Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете» |
10 |
Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла |
|
Всего |
102 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов |
Кол-во часов по программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
1 |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
1 |
1 |
2 |
Летописи, былины, жития |
7 |
7 |
3 |
Чудесный мир классики |
16 |
16 |
4 |
Поэтическая тетрадь |
8 |
8 |
5 |
Литературные сказки |
12 |
12 |
6 |
Делу время — потехе час |
9 |
9 |
7 |
Страна детства |
7 |
7 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
5 |
5 |
9 |
Природа и мы |
9 |
9 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
4 |
4 |
11 |
Родина |
8 |
6 |
12 |
Страна Фантазия |
6 |
6 |
13 |
Зарубежная литература |
10 |
12 |
|
Всего |
102 |
102 |
Практическая часть:
проверочных работ - 11,
проектов - 2. («Создание календаря исторических событий», «Они защищали Родину»)
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Литературное чтение».
4 класс (2021 – 2022 уч.г.)
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
|
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) |
|
||||
1. |
|
Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Словарь с.4-5 |
|
|
|
Летописи. Былины. Жития (7 ч) |
|||||
2. |
|
Летописи. Былины. Жития. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» с.6-9 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица ее героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать свое отношение. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника |
|
|
3. |
|
Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов с.9-12 |
|
||
4. |
|
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Сравнение текста летописи и исторических источников с.13-15 |
|
||
5. |
|
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» с.16-17 |
|
||
6. |
|
«Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы. Входной контроль. Проверка навыков чтения (ВМ) с.18-23 |
|
||
7. |
|
Рассказ о Куликовской битве на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря исторических событий» с.24-26 |
|
||
8. |
|
Проверочная работа №1 по разделу: «Летописи, былины, жития» |
|
||
|
|
Чудесный мир классики (16 ч) |
|
9. |
|
Чудесный мир классики. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок с.30 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Планировать работу на уроке.
|
10. |
|
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героя с.30-31 |
|
11. |
|
А. С. Пушкин. Биография писателя. Стихи А. С. Пушкина. «Няне» с.32-35 |
|
12. |
|
А. С. Пушкин. «Унылая пора!». Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства с.36-37 |
|
13. |
|
А. С. Пушкин. «Туча». Авторское отношение к изображаемому с.38 |
|
14. |
|
Что такое внутренняя красота. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.39-57 |
|
15. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев с.39-57 |
|
16. |
|
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление текста сказки на части, составление плана. Пересказ основных эпизодов с.39-57 Презентация проекта: «Создание календаря исторических событий» |
|
17. |
|
М. Ю. Лермонтов. Биография писателя. А. Шан-Гирей из «Воспоминаний о Лермонтове» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (библ.) |
|
18. |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки с.61-71 |
|
19. |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним с.61-71 |
|
20. |
|
С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича» Л.Н. Толстой «Детство». Характеристика главного героя с.74-81 |
|
21. |
|
Л.Н. Толстой «Детство». Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Особенности басни (библ.) с.74-81 |
|
22. |
|
А.П. Чехов из воспоминаний М. Семановой. А. П. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа с.84-93 |
|
23. |
|
А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени с.84-93 |
|
24. |
|
Проверочная работа №2 по теме: «Чудесный мир классики» с.94-96 |
|
|
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
|
25. |
|
Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Ушинский. «Четыре желания» с.98-103 |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте
Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать свое чтение. |
26. |
|
Стихи Ф. И. Тютчева «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» Средства художественной выразительности для создания картины природы с.104-105 |
|
27. |
|
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении с.106-107 |
|
28. |
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». «Где сладкий шёпот…». Передача настроения и чувств с.108-109 |
|
29. |
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы с.110 |
|
30. |
|
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...». Выразительное чтение с.111 |
|
31. |
|
Картина осени в стихах И.А. Бунина «Листопад» с.112-113 |
|
32. |
|
Проверочная работа №3 по разделу: «Поэтическая тетрадь» с.114 |
Литературные сказки (12 ч) |
|||
33. |
|
Литературные сказки. Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности литературной сказки с.116-127 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
34. |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои сказки с.116-127 |
|
35. |
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки с.116-127 |
|
36. |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. Главные герои сказки (библ.) |
|
37. |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте с.128-137 |
|
38. |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Заглавие с.128-137 |
|
39. |
|
П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Полугодовой контроль. Проверка навыков чтения (ВМ) с.128-137 |
|
40. |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте с.138-153 |
|
41. |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие тексте с.138-153 |
|
42. |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки тексте с.138-153 |
|
43. |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ тексте с.138-153 |
|
44. |
|
Проверочная работа №4 по разделу: «Литературные сказки» с.154-155 |
Делу время – потехе час (9 ч) |
|||
45. |
|
Делу время – потехе час. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» с.4-15 |
Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
46. |
|
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца с.4-15 |
|
47. |
|
Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» Инсценирование произведения с.4-15 |
|
48. |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста с.16-21 |
|
49. |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки». Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев с.16-21 |
|
50. |
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому (библ.) |
|
51. |
|
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка с.23-27 |
|
52. |
|
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения с.23-27 |
|
53. |
|
Проверочная работа №5 по разделу: «Делу время – потехе час» с.28 |
Страна детства (7 ч) |
|||
54. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» с.30-38 |
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. |
55. |
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета с.30-38 |
|
56. |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий с.39-48 |
|
57. |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев с.39-48 |
|
58. |
|
М.М. Зощенко «Елка». Проверка умений работать с текстом с.49-53 |
|
59. |
|
М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ с.49-53 |
|
60. |
|
Проверочная работа №6 по разделу: «Страна детства» с.57 |
Поэтическая тетрадь (5 ч) |
|||
61. |
|
Поэтическая тетрадь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. И. Цветаева. «Наши царства» с.54 |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать свое чтение. |
62. |
|
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». Тема детства с.55 |
|
63. |
|
Стихотворения М. И. Цветаевой. Выразительное чтение (библ.) |
|
64. |
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения с.56 |
|
65. |
|
Проверочная работа №7 по разделу: «Поэтическая тетрадь» с.57-58 |
Природа и мы (9 ч) |
|||
66. |
|
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» с.60-68 |
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения |
67. |
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка с.60-68 |
|
68. |
|
С. Есенин. «Лебёдушка» Средства художественной выразительности Промежуточный контроль. Проверка навыков чтения (ВМ) с.69-73 |
|
69. |
|
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя с.74-76 |
|
70. |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения с.77-81 |
|
71. |
|
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Авторское отношение к изображаемому с.82-89 |
|
72. |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа с.82-89 |
|
73. |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части с.82-89 |
|
74. |
|
Е. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков (библ.) Проверочная работа №8 по разделу «Природа и мы» с.90 |
Поэтическая тетрадь (4 ч) |
|||
75. |
|
(библ.) Поэтическая тетрадь. Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать свое чтение. |
76. |
|
(библ.) Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях |
|
77. |
|
(библ.) Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности |
|
78. |
|
(библ.) С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Проверочная работа №9 по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Родина (6 ч) |
|||
79. |
|
Родина. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте с.91-97 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
80. |
|
И.С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения с.91-97 |
|
81. |
|
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому с.98-99 |
|
82. |
|
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения с.100 |
|
83. |
|
Проверочная работа №10 по разделу «Родина» |
|
84. |
|
Проект: «Они защищали Родину» |
Страна фантазии (6 ч) |
|||
85. |
|
Страна фантазии. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Чемодан с четырьмя ручками с.106-111 |
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
86. |
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Белый халат или формулы? с.112-113 |
|
87. |
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои рассказа (-) |
|
88. |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра с.114-119 |
|
89. |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев с.114-119 |
|
90. |
|
Проверочная работа №10 по разделу: «Страна Фантазия» |
|
|
Зарубежная литература (12 ч) |
|
91. |
|
Зарубежная литература. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт «Путешествие Гулливера» с.122-129 |
Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории ( с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
92. |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета с.122-129 |
|
93. |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров с.122-129 |
|
94. |
|
Знакомство с произведением Г.Х. Андерсена «Русалочка» с.130-149 |
|
95. |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторское отношение к героям сказки |
|
96. |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев с.130-149 |
|
97. |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление рассказа о Русалочке с.130-149 Презентация проекта: «Они защищали Родину» |
|
98. |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования с.150-155 |
|
99. |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев. Итоговый контроль. Проверка навыков чтения (ВМ) с.150-155 |
|
100. |
|
С. Лагерлеф «Святая ночь». Нравственный смысл произведения (библ.) |
|
101. |
|
С. Лагерлеф «В Назарете». Скрытый смысл произведения. Проверочная работа №11 по разделу: «Зарубежная литература» |
|
102. |
|
Дифференцированный зачёт |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения |
Количество |
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд) |
|
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. - М.: «Просвещение», 2019. |
|
Н. А. Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 2020. |
|
Книгопечатная продукция (для личного пользования учащихся) |
|
М.В. Бойкина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. - М.: «Просвещение», 2020. |
|
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
|
Ноутбук |
1 |
Колонки |
1 |
Портреты писателей |
1 |
Мультимедийные средства обучения |
|
Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс |
|
Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
1. www.google.ru
2. www.rambler.ru
3. www.yandex.ru
4. www.nigma.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
6. Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/
7. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
8. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
9. Школьный портал http://www.portalschool.ru
10. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
11. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
12. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
13. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история
математики http://www.math.ru
14. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» http://www.math.1september.ru
15. Математика в школе – консультационный центр http://www.school.msu.ru
16. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://www.rus.1september.ru
17. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
18. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
19.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
20. Учительская газета www.ug.ru
21. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
22. Газета «1 сентября» www.1september.ru
23. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru
20. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
24. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
25. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru
26. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru
27. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» www.sch2000.ru
28. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru
29. Сайт издательства «Вентана-Граф www.vgf.ru
30. Сайт издательства «Академкнига/Учебник www.akademkniga.ru
31. сайт издательства «Дрофа» www.drofa.ifabrika.ru
32. ИКТ в начальной школе http://www.nachalka.com/ikt_23
33. «4 ступени»- клуб учителей начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/135-n4
34. Уроки Кирилла и Мефодия http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8
35. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
36. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
37. Справочник классного руководителя www.klass.resobr.ru
38. Конструктор учебных ресурсов и сценариев www.cit.mart.spb.ru
39. Педсовет http://pedsovet.org
40. ПЕДОПЫТ.РУ. www.pedopyt.ru
Для учащихся
Дорогие ребята! Эти Интерент-ресурсы предназначены для самых любознательных из Вас.
Получение детьми признания своих творческих достижений, оценка специалистами и
сверстниками.
1. Мир моих увлечений.
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
2.Детский интеллектуальный клуб "Квинт". "Интеллектуальный марафон"
http://www.realmusic.ru/
http://www.jokeclub.ru/
3. Сайты детских писателей.
http://www.mccme.ru/~dima/erunda/naoborot/index.htm - "Всё наоборот" – стихи для детей,
собранные Григорием Кружковым.
http://www.sf.mksat.net/vk/krapivin_index.htm - Писатель Владислав Крапивин.
http://www.literatura1.narod.ru/dmitrij_emets.html - Писатель Дмитрий Емец.
http://www.nikitinsky.com.ua - Детский писательЮрий Никитинский.
4. Электронные версии журналов.
http://e-skazki.narod.ru/index.html - "Сказка для народа" - народные и авторские сказки
http://www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов "Kinder.Ru"
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.biblioguide.ru/ - BiblioГид: всё о детской книге
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"
http://murzilka.km.ru - Детский журнал "Мурзилка"
http://vkids.km.ru/ - Детская страничка "Кирилла и Мефодия". Чат, игры, призы, информация для
родителей
http://www.posnayko.com/index.htm - Журнал "Познайка". Детский игровой журнал. Конкурсы,
игры и прочее. Здесь можно найти стихи и песни для детей
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.