МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы НОО, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели:
— математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
— освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
— воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— развить умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок;
— развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации и доказательства;
— формирование пространственных и геометрических представлений, осознанных способов математической деятельности;
— обеспечение прочного и сознательного овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования, обеспечение интеллектуального развития, формирование качества мышления, характерного для математической деятельности и необходимого для полноценной жизни в обществе;
— формирование представлений о математике как форме описания и методе познания окружающего мира, как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Коррекционно-развивающие задачи:
— активизация математической стороны речи детей в единстве с их мышлением (повторение собственной речи, хоровое чтение, индивидуальное комментирование);
— создание условий для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников как основы их дальнейшего эффективного обучения;
— формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
— выявление и развитие математических и творческих способностей на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
—
Ценностные ориентиры:
— формировать математические отношения, что являются средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
— развивать математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах для целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— формировать умение владеть математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики, что позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
В планировании учебного материала предусмотрены контролирующие задания (репродуктивные, частично-поисковые, тестовые, творческие), позволяющие выявить результаты работы с обучающимися и сделать вывод об уровне усвоения материала. В классе такие работы не обсуждаются, о них детям не сообщается и дети не готовятся к таким заданиям специально. На их выполнение отводится 15—20 минут. Анализ осуществляется индивидуально с каждым ребенком и намечается программа по коррекции знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе следующими разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Обучающиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для ее решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у обучающихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Обучающиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению обучающихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Содержание курса
4-й класс
Повторение. Числа от 1 до 1000
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа больше 1000. Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа больше 1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 - 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4ч в неделю.
В 1 дополнительном и 1 классах — по 132ч в год (33 учебные недели),
во 2-4 классах – по 136ч в год (34 учебные недели).
Результаты освоения курса
Предметные результаты |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||
—учиться ориентироваться в листе бумаги и в пространстве; — овладевать умением вести счет предметов; — учиться сравнивать предметы и группы предметов по различным признакам; — учиться наблюдать, делать выводы, приводить примеры; — учится практически применять усвоенные навыки |
— использовать общие приемы решения задач, поиск информации в учебной книге; — осуществлять рефлексию способов и условий действий: — распознавать объекты, выделяя существенные признаки; — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
|
— формулировать высказывание, задавать вопросы; — согласовывать позиции и находить общее решение, обучать сотрудничеству; — адекватно использовать речевые средства для представления результата; — формулировать свои собственные затруднения, свою собственную позицию; — осуществлять рефлексию способов и условий действий |
— выполнять учебное задание в соответствии с целью; — уметь соотносить учебные действия с известным правилом; — уметь выполнять учебное действие в соответствии с планом; — применять установленные правила в планировании способа решения; — удерживать учебную задачу; — составлять план и последовательность действий; — вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; — адекватно воспринимать предложения окружающих по исправлению допущенных ошибок. |
— формировать мотивацию учебной деятельности; — формировать внутреннюю позицию школьника на основе его положительного отношения к школе; — формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки; — формировать начальные навыки адаптации в новом коллективе |
— учиться называть и записывать цифры натурального ряда чисел от 1 до 10; правильно соотносить цифры с числом предметов. — называть состав числа; — учиться пользоваться математическими терминами; — читать и записывать примеры со знаками «+», «-», «=»; — учиться видеть и строить в тетради геометрические фигуры: точки, прямые, кривые, ломаные, вершины; — учиться устанавливать пространственные отношения «больше», «меньше», «равно»; сравнивать пары чисел, делать выводы о равенствах и неравенствах; — учиться различать понятия «число» и цифра» |
— использовать общие приемы решения задач: случаи образования чисел первого десятка, установление порядкового номера объекта, раскрытие связей между числами; — использовать понятия «много», «один»; — узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: моделирование ситуаций, требующих сравнения предметов; — осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; —развивать первоначальное умение практического исследования математических объектов; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; — осуществлять рефлексию способов и условий действий |
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; — задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, формулировать свои затруднения, слушать собеседника; — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; — координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; — определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль |
— формулировать и удерживать учебную задачу: раскрывать понятие о натуральном ряде чисел; применять установленные правила в планировании способа решения: счет предметов по одному, парами; — соотносить правильность выбора, выполнения и результата действий с требованием конкретной задачи: совершенствование навыков счета, сравнение групп предметов; — определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — предвидеть возможности получения конкретного результата; — применять установленные правила в планировании способа решения: пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия, плана решения задачи |
— формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать мотивацию учебной деятельности; — формировать умение задавать вопросы; — формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
|
— учиться записывать и решать примеры на сложение и вычитание с числами до 10; — учиться правильно читать и слушать задачи, решать текстовые задачи арифметическим способом; — учиться работать над допущенными ошибками: закреплять полученные знания; — учиться приводить примеры, называть состав числа, называть и проговаривать компоненты сложения; — составлять и заучивать таблицу сложения |
— обрабатывать информации, устанавливать аналогии; — использовать знаково-символические средства по заданным критериям; — использовать общие приемы решения задач, рассуждать, моделировать способ действия; — оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; рефлексировать способы и условия действия; — контролировать и оценивать процесс и результат действия; — выбирать наиболее эффективные способы решения задач |
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; — задавать вопросы, просить о помощи одноклассников; — формулировать свои затруднения, предлагать свою помощь; — аргументировать свою позицию и корректировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения; — строить монологическое высказывание; — инициировать сотрудничество в парах
|
— предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; — составлять план и последовательность действий; — ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; — определять последовательность и промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — использовать речь для регуляции своего действия; — адекватно воспринимать предложения окружающих по исправлению своих ошибок; — формулировать и удерживать учебную задачу |
— формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать мотивацию учебной деятельности; — формировать умение задавать вопросы; — формировать сознательный образ «хорошего ученика»; — формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки; — формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе |
— учиться называть и записывать цифры натурального ряда чисел от 10 до 20; — правильно соотносить цифры с числом предметов; — знать таблицу сложения и вычитания; — учиться использовать математические термины, повторять состав числа, запись чисел второго десятка; — учиться выделять структурные части текстовой задачи, выполнять ее решение арифметическим способом, составлять краткую запись; — решать задачи на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток |
— ориентироваться в разнообразии способов решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; — оценивать информацию, устанавливать аналогии; — самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем; — контролировать и оценивать процесс и результат действия, классифицировать по заданным критериям; — рассуждать, моделировать способ действия; — использовать знаково-символические средства |
— адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; — задавать вопросы, просить о помощи одноклассников; — координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; — определять общую цель и пути ее достижения; — осуществлять взаимный контроль |
— предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; — составлять план и последовательность действий; — сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; — вносить коррективы в действие после его завершения, если это необходимо |
— формировать сознательный образ «хорошего ученика»; — формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки; — формировать внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе |
— учиться правильно исправлять и анализировать ошибки; — учиться рассуждать, решать задачи, проговаривая пошаговые действия, используя новый прием вычислений; учиться использовать изученные приемы вычислений при сложении и вычитании чисел второго десятка |
— ориентироваться в разнообразии способов решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; — самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем; — оценивать информацию, устанавливать аналогии; — использовать знаково-символические средства |
— задавать вопросы, просить о помощи одноклассников; — координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; — адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих; — аргументировать свою позицию и корректировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения; — определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль |
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — определять последовательность и промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; —предвосхищать результат, осуществлять контроль и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; — сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; — вносить коррективы в действие после его завершения, если это необходимо |
— формировать сознательный образ «хорошего ученика»; — формировать адекватную самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; — формировать самостоятельность и ответственность за свои поступки; — формировать мотивацию учебной деятельности; — формировать положительную внутреннюю позицию ученика на основе положительного отношения к школе |
— учиться называть и записывать цифры натурального ряда чисел от 10 до 20, правильно соотносить цифры с числом предметов; — знать таблицу сложения и вычитания; — учиться использовать математические термины, повторять состав числа, запись чисел второго десятка; — учиться выделять структурные части текстовой задачи, выполнять ее решение арифметическим способом, составлять краткую запись; — решать задачи на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток
|
— обрабатывать информацию, устанавливать аналогии; — использовать знаково-символические средства по заданным критериям; — использовать общие приемы решения задач; — рассуждать, моделировать способ действия; — оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); — самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем; — выбирать наиболее эффективные способы решения задач
|
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; — задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, формулировать свои затруднения; — инициировать сотрудничество в парах; — формулировать собственное мнение и позицию; — аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
— активизировать силы и энергию к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; — устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; — выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, различать способ и результат действия
|
— формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(для начальной ступени образования)
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счета. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Определение времени по часам.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближенное (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с данными
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Содержание коррекционной работы
Развитие сенсорно-перцептивных функций, обеспечивающих полноценное освоение математических операций. Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения. Развитие всех сторон речи обучающихся. Формирование начальных математических знаний (понятие числа, вычисления, решение простых арифметических задач и другие). Развитие математических способностей. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий. Развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Развитие способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту бытовых задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другое) в различных видах обыденной практической деятельности).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Наименование раздела |
Количество часов по программе |
Количество часов по рабочей программе |
1 |
Числа от 1 до 1000. Повторение |
12 ч |
12 ч |
2 |
Числа, которые больше 1000. Нумерация |
10 ч |
10 ч |
3 |
Величины |
14 ч |
14 ч |
4 |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание |
11 ч |
11 ч |
5 |
Умножение и деление |
17 ч |
17 ч |
6 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) |
40 ч 22 ч |
40 ч 22 ч |
7 |
Итоговое повторение |
10 ч |
10 ч |
|
Всего |
136 ч |
136 ч |
Практическая часть: м.д. – 7; сам.раб. – 6; тесты - №5; к. р. – 11; провер. р. – 10;
проекты - 2: 1.«Числа вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».
2.«Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
Календарно – тематическое планирование учебного курса «Математика».
4 класс (2021 – 2022 уч. г.)
№
|
Дата |
Тема урока |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
||
Повторение (12 ч) |
|
|||||
1 |
Повторение. Счет предметов. Разряды С.4-5 |
Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица |
|
|||
2 |
Числовые выражения. Порядок выполнения действий С. 6-7 |
Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией. Уметь вычислять значение числового выражения,
содержащего Понимать правила порядка выполнения действий в
числовых |
|
|||
3 |
|
Нахождение
суммы нескольких |
Уметь выполнять письменные вычисления |
|
||
4 |
Вычитание трехзначных чисел С. 9 |
Уметь вычитать трехзначные числа, решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки. |
|
|||
5 |
|
Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначное. Самостоятельная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» С. 10 |
Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные |
|||
6 |
Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные С. 11 |
Уметь выполнять |
||||
7 |
Приемы
|
Уметь выполнять приемы письменного деления на
однозначное Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел |
||||
8
|
Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. Тестовая работа №1 по теме: «Приёмы письменного деления» С. 13-14 |
Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа |
||||
9 |
Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль С. 15 |
Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на частного есть нуль однозначное, когда в записи |
||||
10 |
Диаграммы. Проверочная работа №1 по теме: «Нумерация» С. 16-17 |
|
|
|||
11 |
|
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
12 |
|
Входной контроль.
Входная контрольная работа №1 (ВМ)
|
Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) |
|
||
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч) |
|
|||||
1 (13) |
Числа, которые больше 1000. Нумерация. Анализ контрольной работы. Класс единиц и класс тысяч С. 22-23 |
Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы». Уметь читать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых |
|
|||
2 (14) |
Чтение многозначных чисел С. 24 |
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 |
|
|||
3 (15) |
Запись многозначных чисел. Тестовая работа №2 по теме: «Многозначные числа» С. 25 |
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 |
|
|||
4 (16) |
Разрядные
слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных |
Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста |
|
|||
5 (17) |
Сравнение чисел. Математический диктант №2 С.27 |
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 |
|
|||
6 (18) |
|
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз С. 28 |
Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз |
|
||
7 (19) |
Нахождение
общего количества единиц какого-либо разряда |
Знать последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе |
|
|||
8 (20) |
Класс миллионов, класс миллиардов С. 30 |
Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000. Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 |
|
|||
9 (21) |
Наши проекты. Числа вокруг нас. Создание математического справочника. «Наш город (село)» |
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять задачи |
|
|||
10 (22) |
Контрольная работа №2 по теме: «Числа, которые больше 1000. Нумерация» |
|
|
|||
Величины (14 ч) |
|
|||||
1 (23) |
|
Величины. Анализ контрольной работы. Единица длины – километр С.36-37 |
Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
||
2 (24) |
|
Закрепление по теме: «Единицы длины» С. 38 |
Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
||
3 (25) |
|
Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр С. 39 |
Знать единицы площади, таблицу единиц площади.
Уметь использовать |
|
||
4 (26) |
Закрепление по теме: «Единицы площади». Проверочная работа №2 по теме: «Единицы длины» С. 40 |
|
|
|||
5 (27) |
|
Таблица единиц площади С. 41-42 |
Знать единицы площади, таблицу единиц площади.
Уметь использовать |
|
||
6 (28) |
|
Измерение площади фигуры с помощью палетки С. 43-44
|
Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым
значениям, выражать |
|
||
7 (29) |
|
Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы С. 45-46 |
Знать понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах |
|
||
8 (30) |
|
Единицы времени. Определение времени по часам. 24-часовое исчисление времени. С. 47-48 |
Знать единицы времени. Уметь использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах) |
|
||
9 (31) |
Решение
задач (вычисление начала, продолжительности Тестовая работа №3 по теме: «Единицы массы» |
Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах |
|
|||
10 (32) |
|
Единицы времени – секунда и век. Таблица единиц времени С. 50-51 |
Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом |
|
||
11 (33) |
|
Контрольная работа №3 |
Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах) |
|
||
12 (34) |
|
Анализ контрольной |
Знать единицы времени, таблицу единиц времени. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
||
13 (35) |
Закрепление по теме: «Периметр и площадь прямоугольника». С. 54 |
Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом |
|
|||
14 (36) |
|
Составление и решение задач с величинами. Проверочная работа №3 по теме: «Величины» С. 56 |
Знать единицы длины и единицы массы. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах |
|
||
Сложение и вычитание (11 ч) |
|
|||||
1 (37) |
|
Сложение и вычитание. Устные и
письменные приемы |
Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией |
|
||
2 (38) |
|
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) С. 61 |
Уметь выполнять |
|
||
3 (39) |
|
Нахождение неизвестного слагаемого С. 62 |
Знать правило нахождения неизвестного слагаемого. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений |
|
||
4 (40) |
|
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого С. 63 |
Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
5 (41) |
|
Нахождение нескольких долей целого. Самостоятельная работа №2 по теме: «Решение уравнений» С. 64 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
6 (42) |
|
Нахождение целого по его части С. 65 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
7 (43) |
|
Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий С. 66 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
8(44) |
|
Сложение и вычитание величин С. 67 |
Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах |
|
||
9 (45) |
|
Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Проверочная работа №4 по теме: «Решение текстовых задач С. 68 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим
способом,
|
|
||
10 (46) |
Закрепление по теме: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме». С. 74-75 |
Знать прием сложения и вычитания величин. Уметь выражать величины в разных единицах |
|
|||
11 (47) |
|
Контрольная работа №4 по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания» |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений |
|
||
Умножение и деление (79 ч) |
|
|||||
1 (48) |
|
Умножение и деление. Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 С.76 |
Уметь выполнять вычисления с нулем, работу над ошибками
|
|
||
2 (49) |
|
Письменные
приемы |
Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
3 (50) |
|
Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 × 7 С.78 |
Знать приемы письменного умножения для случаев вида 4019 × 7. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
4 (51) |
|
Умножение
чисел, запись которых |
Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями. Уметь проверять правильность выполненных вычислений |
|
||
5 (52) |
|
Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Самостоятельная работа №3 по теме: «Умножение» С.80 |
Знать правило нахождения неизвестного множителя. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
6 (53) |
|
Деление с числами 0 и 1 С.81 |
Знать конкретный смысл деления. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
7 (54) |
|
Деление многозначного числа на однозначное. Тестовая работа №4 по теме: «Деление» С.82 |
Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений |
|
||
8 (55) |
|
Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное С.83 |
Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
9 (56) |
|
Полугодовой контроль. Контрольная работа №5 за 2 четверть (ВМ) |
Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел |
|
||
10 (57) |
|
Анализ контрольной работы. Решение задач на увеличение (уменьшение) в несколько раз, выраженное в косвенной форме С.84 |
Уметь решать текстовые задачи в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
11 (58) |
Деление
многозначных чисел на однозначные, С.85 |
Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
|||
12 (59) |
|
Решение задач на пропорциональное деление С.86 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные |
|
||
13 (60) |
|
Деление многозначных чисел на однозначные (подробная и краткая запись) С.87 |
Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел |
|
||
14 (61) |
|
Проверочная работа №5 по теме: «Письменные приёмы деления» |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) |
|
||
15 (62) |
|
Анализ проверочной работы, работа над ошибками |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений, делить и умножать многозначные числа на однозначные |
|
||
16 (63)
|
|
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
Уметь выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных |
|
||
17 (64) |
|
Повторение по теме: «Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули» |
Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
18 (65) |
2 часть «Решение задач на пропорциональное деление и нахождение периметра прямоугольника (квадрата)» С.4 |
Уметь выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных |
|
|||
19 (66) |
|
Скорость. Время. Расстояние С.5 |
Знать понятие «скорость», единицы скорости. Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
20 (67)
|
|
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Математический диктант №3 С.6 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние |
|
||
21 (68) |
Закрепление по теме: «Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием» С.7 |
|
|
|||
22 (69) |
|
Закрепление
по теме: «Задачи |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния |
|
||
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
|||||
23 (70) |
|
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение числа на произведение С.12 |
Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел |
|
||
24 (71) |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями С.13 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
|||
25 (72) |
Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на движение С.14 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
|||
26 (73) |
Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Проверочная работа №7 по теме: «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями» С.15 |
Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями
|
|
|||
27 (74) |
|
Решение задач на одновременное встречное движение С.16 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений |
|
||
28 (75) |
|
Перестановка и группировка множителей С.17 |
Уметь группировать множители в произведении. Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
||
29 (76)
|
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
Уметь применять прием письменного умножения и деления при вычислениях |
|
|||
30 (77) |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». «Странички для любознательных» |
|
|
|||
31 (78) |
|
Контрольная работа №6 по теме: «Умножение и деление» |
Уметь устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
32 (79) |
|
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление на числа, оканчивающиеся нулями С.25 |
Уметь применять прием письменного умножения и
деления
|
|
||
33 (80) |
|
Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800. Математический диктант №4 С.26 |
Уметь выполнять деление с нулем, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
34 (81) |
|
Деление с остатком на 10, 100, 1000 С.27 |
Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
35 (82) |
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений. Тестовая работа №5 по теме: «Деление с остатком» С.28 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
|||
36 (83) |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями с остатком С.29 |
Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100 |
|
|||
37 (84)
|
|
Письменное
деление С.30 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Проверочная работа |
|
||
38 (85) |
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. С.31 |
|
||||
39 (86) |
Закрепление по теме: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Самостоятельная работа №4 по теме: «Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями» С.32 |
|
||||
40 (87)
|
|
Решение задач на движение в противоположных направлениях С.33 |
Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом |
|
||
41 (88) |
Закрепление по теме: «Решение задач на движение в противоположных направлениях». Математический диктант №5 С.34 |
|
|
|||
42 (89)
|
|
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
Уметь применять прием письменного умножения и
деления |
|
||
43 (90) |
Наши проекты. «Математика вокруг нас. Создание сборника математических задач и заданий» |
|
|
|||
44 (91) |
Промежуточный контроль. Контрольная работа №7 за 3 четверть (ВМ) |
Уметь применять прием письменного умножения и
деления
|
|
|||
Умножение на двузначное и трехзначное число |
|
|||||
45 (92) |
Умножение на двузначное и трехзначное число. Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму С. 42 |
Знать правило умножения числа на сумму. Уметь выполнять письменные вычисления |
|
|||
46 (93) |
Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32 С. 43 |
Знать правило умножения числа на сумму. Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые |
|
|||
47 (94)
|
Письменное умножение на двузначное число С. 44 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления |
|
|||
48 (95) |
Закрепление по теме «Письменное умножение на двузначное число». Самостоятельная работа №5 по теме: «Умножение двузначных чисел» С. 45 |
|
|
|||
49 (96) |
Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям С. 46 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число
|
|
|||
50 (97) |
Закрепление по теме: «Письменное умножение на двузначное число» С. 47 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на двузначное число |
|
|||
51 (98) |
Письменное умножение на трехзначное число С. 48 |
Уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)
|
|
|||
52 (99) |
Письменное умножение на трехзначное число. Решение задач с величинами С. 49 |
|
||||
53 (100) |
Закрепление по теме: «Письменное умножение на трехзначное число» Проверочная работа №8 по теме: «Письменное умножение на трёхзначное число» |
|
||||
54 (101) |
Повторение по теме: «Письменное умножение на трехзначное число. Решение задач изученных типов» |
|
||||
55 (102) |
Обобщение по теме: «Письменное умножение на трехзначное число» |
|
||||
56 (103) |
|
Контрольная работа №8 по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число» |
Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений
|
|
||
57 (104) |
|
Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились» |
Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на двузначное число |
|
||
Деление на двузначное и трехзначное число |
|
|||||
58 (105) |
|
Деление на двузначное и трехзначное число. Письменное деление на двузначное число С.57 |
Уметь выполнять письменное деление
многозначных чисел |
|
||
59 (106) |
|
Письменное деление на двузначное число с остатком С.58 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь выполнять письменное деление на
двузначное число
|
|
||
60 (107) |
Алгоритм письменного деления на двузначное число с остатком С.59 |
|
||||
61 (108) |
Закрепление по теме: «Письменное деление на двузначное число с остатком» С.60 |
|
||||
62 (109) |
Деление многозначного числа на двузначное С.61 |
|
||||
63 (110) |
Закрепление по теме: «Деление многозначного числа на двузначное» С.62 |
|
||||
64 (111) |
Повторение по теме: «Деление многозначного числа на двузначное». Проверочная работа №9 по теме: «Деление многозначного числа на двузначное» С.63 |
|
||||
65 (112) |
Обобщение по теме: «Деление многозначного числа на двузначное» Решение задач с величинами С.64 |
|
||||
66 (113) |
Обобщение по теме: «Деление на двузначное число». Самостоятельная работа №6 по теме: «Решение задач арифметическим способом» С.65 |
Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число |
|
|||
67 (114) |
|
Решение текстовых задач С.66 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
68 (115) |
|
Контрольная работа №9 по теме: «Деление на двузначное число» |
Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений
|
|
||
69 (116)
|
|
Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число С.72 |
Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число |
|
||
70 (117) |
Закрепление по теме: «Письменное деление на трехзначное число» С.73 |
|
|
|||
71 (118) |
|
Закрепление по теме: «Письменное деление на трёхзначное число» Решение задач. Математический диктант №6 С.74 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 |
|
||
72 (119) |
|
Решение задач. Умножение и деление многозначных чисел. С.75 |
Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом |
|
||
73 (120)
|
|
Деление с остатком. Решение текстовых задачи арифметическим способом. С.76 |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100 |
|
||
74 (121) |
Деление с остатком. Деление на двузначное и трёхзначное число. С.77 |
|
|
|
||
75 (122) |
Закрепление по теме: «Деление с остатком» |
|
|
|
||
76 (123)
|
|
Контрольная работа №10 за 4 четверть |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления |
|
||
77 (124) |
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» «Странички для любознательных» |
|
|
|||
78 (125) |
|
Итоговый контроль. Итоговая контрольная работа №11 за 4 класс (ВМ) |
Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений |
|
||
79 (126) |
|
Анализ контрольной работы, |
Уметь устанавливать зависимость между величинами, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное) |
|
||
Повторение (10) |
|
|||||
1 (127) |
|
Повторение. Нумерация |
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий) |
2 (128) |
Выражения и уравнения. Математический диктант №7 |
||
3 (129) |
Арифметические действия: сложение и вычитание |
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
4 (130) |
|
Проверочная работа №10 по теме: «Решение задач. Вычисление выражений» |
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
5 (131) |
Арифметические действия: умножение и деление |
Контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами |
|
6 (132) |
Правила о порядке выполнения действий |
Собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами |
|
7 (133) |
Величины |
Актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств |
|
8 (134) |
Геометрические фигуры |
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
|
9 (135) |
Решение задач изученных видов. |
Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи |
|
10 (136) |
|
Игра «В поисках клада» |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1. 2019
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2. 2019
Проверочные работы
1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 4 класс.
2. Тематический контроль Математика 4 класс В. Голубь
Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1-4 класс.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные
учебные пособия:
Электронное
приложение к учебнику «Математика», 4 класс
(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Компьютер с принтером.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
2. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы С. И. Волкова, С. П. Максимова
3. Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD-ROM), авторы В. Л. Соколов, В. А. Гуружапов
4. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (Диск CD-ROM), автор В. Л. Соколов
Печатные пособия
Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса)
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1 кл.
2. Волкова С. И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 2 кл.
3. Волкова С. И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 3 кл.
4. Волкова С. И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 4 кл.
Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
1. www.google.ru
2. www.rambler.ru
3. www.yandex.ru
4. www.nigma.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru,
http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
6. Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/
7. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
8. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных
ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
9. Школьный портал http://www.portalschool.ru
10. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
11. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
12. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
13. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история
математики http://www.math.ru
14. Газета «Математика» Издательский Дом «Первое сентября» http://www.math.1september.ru
15. Математика в школе – консультационный центр http://www.school.msu.ru
16. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://www.rus.1september.ru
17. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
18. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
19.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
20. Учительская газета www.ug.ru
21. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
22. Газета «1 сентября» www.1september.ru
23. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей www.intergu.ru
20. Сеть творческих учителей www.it-n.ru
24. Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
25. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО www.maro.newmail.ru
26. Сайт образовательной системы Л.В. Занкова www.zankov.ru
27. Сайт Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» www.sch2000.ru
28. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru
29. Сайт издательства «Вентана-Граф www.vgf.ru
30. Сайт издательства «Академкнига/Учебник www.akademkniga.ru
31. сайт издательства «Дрофа» www.drofa.ifabrika.ru
32. ИКТ в начальной школе http://www.nachalka.com/ikt_23
33. «4 ступени»- клуб учителей начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/135-n4
34. Уроки Кирилла и Мефодия http://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8
35. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
36. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
37. Справочник классного руководителя www.klass.resobr.ru
38. Конструктор учебных ресурсов и сценариев www.cit.mart.spb.ru
39. Педсовет http://pedsovet.org
40. ПЕДОПЫТ.РУ. www.pedopyt.ru
Для учащихся
Дорогие ребята! Эти Интерент-ресурсы предназначены для самых любознательных из Вас.
Получение детьми признания своих творческих достижений, оценка специалистами и
сверстниками.
1. Мир моих увлечений.
http://internet.chgk.info/
http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
2.Детский интеллектуальный клуб "Квинт". "Интеллектуальный марафон"
http://www.realmusic.ru/
http://www.jokeclub.ru/
3. Сайты детских писателей.
http://www.mccme.ru/~dima/erunda/naoborot/index.htm - "Всё наоборот" – стихи для детей,
собранные Григорием Кружковым.
http://www.sf.mksat.net/vk/krapivin_index.htm - Писатель Владислав Крапивин.
http://www.literatura1.narod.ru/dmitrij_emets.html - Писатель Дмитрий Емец.
http://www.nikitinsky.com.ua - Детский писательЮрий Никитинский.
4. Электронные версии журналов.
http://e-skazki.narod.ru/index.html - "Сказка для народа" - народные и авторские сказки
http://www.kinder.ru - Каталог детских ресурсов "Kinder.Ru"
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.biblioguide.ru/ - BiblioГид: всё о детской книге
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"
http://murzilka.km.ru - Детский журнал "Мурзилка"
http://vkids.km.ru/ - Детская страничка "Кирилла и Мефодия". Чат, игры, призы, информация для
родителей
http://www.posnayko.com/index.htm - Журнал "Познайка". Детский игровой журнал. Конкурсы,
игры и прочее. Здесь можно найти стихи и песни для детей
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.