Адаптированная рабочая программа по истории для 7 класса создана на основе:
Одобрена решением Федерального учебно – методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15
1. Пояснительная записка
эмоционально – волевой сферы.
Рабочая программа по предмету «История» в 7 классе предусматривает
цели и задачи:
Цель:
Формировать систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до конца ХV века.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с событиями отечественной древнейшей истории, фактами, биографиями исторических деятелей;
- развивать у обучающихся способности к использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории;
- воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России.
2. Общая характеристика учебного предмета «История»
Изучая предмет историю, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Изучение истории в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
Для детей с нарушением интеллекта в курсе «История» основное внимание сосредоточено на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ эпохи для наиболее яркого и эмоционального восприятия, исторического
деятеля олицетворяющего данную эпоху.
Весь учебный материал разбит на главы и параграфы. Предполагается разно уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизических особенностей обучающихся.
На уроках истории использую: беседу, рассказ, объяснение, чтение текста учебника, работу с исторической картой, с картинкой, со схемами, с «Лентой времени».
Создавая историческую картину события, включаю в рассказ культурно-бытовые сведения (внешний облик древнего города или села, характеристика жилья, одежды, орудий труда, оружия) соответствующей эпохи.
Свой рассказ сочетаю с выборочным чтением текста учебника или другого источника. Ответ учащихся должен содержать историческую терминологию, т. к. это развивает словарный запас, мыслительную деятельность, логику.
Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей.
Историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала».
Краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья выделяется в отдельный урок.
Программа заканчивается планированием уроков краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Наиболее эффективными в организации учебного процесса являются проблемный урок.
На проблемных уроках перед обучающими ставиться проблема (задача), которую они самостоятельно должны решить, доказать в конце урока.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы:
составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, работа с документами, школьная лекция.
Применяются ИКТ: фрагменты кинофильмов, мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, диафильмы, видео, презентации.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, на уроках обобщения и систематизации знаний.
3. Описание места учебного предмета.
Уроки истории в 7 классе рассчитаны на 68 часов (2 часа в неделю), из них 59 уроков по фактическому материалу, 6 уроков – повторительно – обобщающие, 3 урока отводится на изучение краеведческого материала.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты учащихся на уроках истории определяют следующие уровни:
Класс |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
7 |
- слушать и понимать речь других; - формировать ответственное отношение к учению; - ориентироваться в учебнике, по карте и у доски; - уметь отвечать на вопросы учителя.
|
- правильно выражать свои мысли; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы; - находить общее и различие с помощью учителя; - работать индивидуально и в группе. |
8 |
- участвовать в диалоге на уроке; - правильно выражать свои мысли; - формировать ответственное отношение к учению; - уважать культуру своего и других народов, толерантность;
|
- участвовать в паре, контролировать свои действия; - определить план выполнения заданий на уроках под руководством учителя; - корректировать, оценивать выполнение задания; - знание истории, языка, культуры своего народа, своего края. |
9
|
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - ориентироваться в учебнике, по карте и у доски; - понимать культурное многообразия мира; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
|
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; - активно включаться в общеполезную социальную деятельность; - бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
Предметные результаты учащихся на уроках истории определяют следующие уровни:
Класс |
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
7 |
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - объяснять значение словарных слов; - пользоваться учебником, иллюстрациями учебника; - умение описывать предметы, события с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя; - пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану. |
- объяснять значение словарных слов, -соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - умение давать характеристику историческим героям; - пересказывать содержание изученного материала близко к тексту.
|
8 |
- объяснять значение основных исторических словарных слов; - знание дат важнейших событий отечественной истории России XV - XIX вв; - умение описывать события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя; - знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры).
|
- умение «читать» историческую карту; - умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - умение находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события; - умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - объяснять значение словарных слов и понятий; - читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины 19 века. |
9
|
- знание имен наиболее известных исторических деятелей; - нахождение и показ на исторической карте основных исторических объектов и событий; - умение описывать события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя. |
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - какие исторические даты называются точными, приблизительными; - умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - умение давать характеристику историческим героям; - пересказывать содержание изученного материала близко к тексту. |
7а класс
Учащиеся должны уметь:
- повторять исторические словарные слова;
- выполнять простейшие закрашивания исторических объектов;
- делать небольшие записи в тетради;
- уметь находить нужную страницу в учебнике.
Учащиеся должны знать:
- название занятий восточных славян;
- имена первых русских князей.
5. Содержание учебного предмета
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
- «Введение»
- «История нашей страны древнейшего периода»
- «Киевская Русь»
- «Распад Киевской Руси»
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями»
- «Начало объединения русских земель»
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
Введение
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и письменные памятники истории. Наша Родина ―Россия. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. История края – часть истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода
Древняя Русь в VIII–I половине XII века
Появление и расселение людей на территории России. Восточные славяне ― предки русских, украинцев и белорусов. Роды и племена восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь
Образование государства восточных славян - Киевской Руси. Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси при князе Владимире Святославиче: причины и значение. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древнерусская культура.
Распад Киевской Руси.
Раздробленность Киевской Руси.
Борьба с иноземными завоевателями (30-е гг. XII – XIII века)
Причины распада единого государства Киевская Русь. Образование самостоятельных княжеств, особенности их социально-политического и культурного развития. Киевское княжество.
Владимиро-Суздальское княжество. Господин Великий Новгород.
Культура Руси в XII-XIII веках.
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Монгольские кочевые племена.
Сражение на Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя.
Героическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Начало объединения русских земель
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества.
Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Князь Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного ига. Образование единого Русского государства и его значение.
Становление самодержавия. Система государственного управления. Культура и быт Руси в XIV–XV вв.
6. Календарно - тематическое планирование.
История России. 7 класс.
№ п\п урока |
Содержание учебного материала |
Термины и основные приемы работы |
Число уроков по теме |
|
1. |
История – наука о прошлом. |
История, историки, предки |
Работа по иллюстративному материалу. Портрет историка С.М.Соловьева. |
1 |
2. |
Исторические памятники. |
Археологи, памятники |
Составление схемы: «Исторические памятники», предметы раскопок. |
1 |
3. |
Наша Родина – Россия. |
Родина, Отчизна |
Работа по иллюстративному материалу: герб, флаг, гимн. Презентация «О символах». |
1 |
4. |
Моя родословная. |
Имена, прозвища, фамилия |
Составление рассказа «Моя родословная»
|
1 |
5. |
Счет лет в истории. |
Дата, век |
Работа по иллюстративному материалу. Лента времени. |
1 |
6. |
Историческая карта. |
Историческая карта |
Работа по исторической карте.
|
1 |
7. |
Повторительно – обобщающий урок. Тема «Введение в историю». |
|
Самостоятельная работа.
|
1 |
8 |
История нашей страны древнейшего периода
|
|
|
1 |
9 |
Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов |
Славяне, племена, народы |
Составление схемы. Презентация «Мы славяне». |
1 |
10 |
Роды и племена восточных славян и их старейшины. |
Семья, вече, князь, дружина |
Составление схемы по картине «Вече». |
1 |
11 |
Славянский поселок. |
Изба, мазанка, амбар, хлев, лохань, сусеки. |
Работа по иллюстративному материалу: по карте «Киевская Русь» и картине «Славянский поселок». |
1 |
12 |
Занятия восточных славян. |
Пашня, невод, лукошко, туесок, плуг, рогатина |
Составление схемы. Предметы старины. Презентация «Занятия славян». |
1 |
13 |
Ремесла восточных славян. |
Земледелие, бортничество, охота |
Составление схемы. Предметы старины. Презентация «Ремесла славян». |
1 |
14 |
Обычаи восточных славян. |
Курган, тризна, каравай, оберег |
Составление схемы. Предметы старины: каравай, обереги. Презентация «Обычаи славян». |
1 |
15 |
Верование восточных славян. |
Идол, обряд, кудесник, жертва, духи |
Составление схемы. Работа по иллюстративному материалу: кроссворд «Обычаи», презентация «Верование славян». |
1 |
16 |
Соседи восточных славян. |
Варяги, кочевники, дань, базар |
Составление схемы: по карте «Древнерусское государство Киевская Русь», карта «Путь из варяг в греки». |
1 |
17 |
Славянские воины и богатыри. |
Секира, палица, колчан, булава. |
Работа по иллюстративному материалу: по картине «Три богатыря» и презентации «Славянские богатыри». |
1 |
18 |
Объединения восточных славян под властью Рюрика. |
Послы, княжество |
Составление галереи образов. |
1 |
19 |
Повторительно – обобщающий урок. Тема: «История нашей страны древнейшего периода» |
|
Самостоятельная работа. |
1 |
|
Киевская Русь |
|
|
1 |
20 |
Образование государства восточных славян – Киевская Русь. |
Полюдье |
Работа по иллюстративному материалу: по картине «Полюдье». Карта «Древнерусское государство Киевская Русь». |
1 |
21 |
Киевские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
|
Договор, династия |
Составление галереи образов по презентации «Киевские князья».
|
1 |
22 |
Укрепление власти князя. |
Боярин, ополчение, пир |
Составление схемы. |
1 |
23 |
Оборона Руси от врагов. |
Дозорная служба |
Составление схемы. Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», картина «Три богатыря». |
1 |
24 |
Крещение Руси при князе Владимире. |
Христиане, религия, священник |
Работа по картине «Крещение киевлян», лента времени, презентация «Крещение Руси». |
1 |
25 |
Былины – источник знаний о Киевской Руси. |
Былина |
Работа по иллюстративному материалу: Картина «Три богатыря», былина «Садко». |
1 |
26 |
Культура и искусство Киевской Руси. |
Алтарь, икона, мозаика, фреска |
Составление схемы. |
1 |
27 |
Княжеское и боярское подворье. |
Горница, терем, челядь. |
Составление таблицы. |
1 |
28 |
Жизнь и быт людей в Киевской Руси. |
Усадьба, вотчина, смерды. |
Составление схемы. Видеофильм «Жизнь в Киевской Руси» |
1 |
29 |
Правление Ярослава Мудрого. |
Закон, царь |
Составление образа.
|
1 |
30 |
Образование и грамотность на Руси. |
Библиотекапереписчики |
Составление схемы. Видеофильм «Первая русская книга». |
1 |
31 |
Летописи и летописцы. |
Летопись, свиток |
Работа по иллюстративному материалу: Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стих. А.С.Пушкина «Б. Годунов» |
1 |
32 |
Киевский князь Владимир Мономах. |
Царский венец, бармы |
Составление образа. Презентация «Владимир Мономах». |
1 |
33 |
Рост и укрепление древнерусских городов. |
Корчма, посад, торг |
Работа по иллюстративному материалу: презентация «Древние русские города». |
1 |
34 |
Повторительно – обобщающий урок. Тема: «Киевская Русь» |
|
Самостоятельная работа. |
1 |
|
Распад Киевской Руси |
|
|
1 |
35 |
Причины распада Киевской Руси. |
Распад |
Работа по карте «Древнерусское государство Киевская Русь 9 – 12вв.» |
1 |
36 |
Образование самостоятельных княжеств. |
Раздроблен ность |
Работа по карте «Древнерусское государство Киевская Русь 9 – 12вв.». |
1 |
37 |
Киевское княжество в 12 веке. |
Титул |
Работа по карте «Древнерусское государство Киевская Русь 9 – 12вв.». Работа по иллюстративному материалу. |
1 |
38 |
Владимиро – Суздальское княжество. |
Хан, торжок |
Работа по карте «Древнерусское государство Киевская Русь 9 – 12вв.» |
1 |
39 |
Господин Великий Новгород. |
Хоромы |
Работа по карте «Древнерусское государство Киевская Русь 9 – 12вв.», презентация «Великий Новгород». |
1 |
40 |
Торговля и ремесла Новгородской земли. |
Пристань, пошлина |
Составление схемы по картине «Новгородский торг». |
1 |
41 |
Новгородское вече. |
Вече, республика посадник |
Составление рассказа по картине «Новгородский торг», схема управления, картина «Новгородское вече». |
1 |
42 |
Русская культура в 12 – 13 веках. |
Культура |
Составление схемы. Видеофильм «Искусство Древней Руси», иллюстрации соборов, предметы художественного ремесла. |
1 |
43 |
Повторительно – обобщающий урок. Тема: «Распад Киевской Руси» |
|
Самостоятельная работа.
|
1 |
|
Борьба Руси с иноземными завоевателями. |
|
|
|
44 |
Монголо – татары. |
Орда, пастбища, караул, кумыс. |
Составление рассказа. Карта «Борьба народов страны против иноземных захватчиков в13 в», реквизиты.
|
1 |
45 |
Нашествие монголо – татар на Русь. |
Таран |
Работа по карте. «Борьба народов страны против иноземных захватчиков в13 в», реквизиты, презентация «Нашествие». |
1 |
46 |
Героическая борьба русских людей против монголо – татар. |
Стойкость, храбрость |
Работа по карте.
|
1 |
47 |
Русь под монголо – татарским игом. |
Иго, ярлык, баскаки |
Составление рассказа. по картине «Баскаки». |
1 |
48 |
Рыцари – крестоносцы. |
Ливония, рыцарь, магистр |
Работа по иллюстративному материалу: презентация «Рыцари – крестоносцы». |
1 |
49 |
Александр Невский и новгородская дружина. |
Князь
|
Работа по иллюстративному материалу. |
1 |
50 |
Невская битва. |
Герцог |
Презентация «Невская битва», составление рассказа о Невской битве. |
1 |
51 |
Ледовое побоище. |
Побоище |
Работа по карте. Видеофильм «Ледовое побоище», схема «Ледового побоища» |
1 |
|
Начало объединения Русских земель. |
|
|
|
52 |
Возвышение Москвы. |
Кремль, династия |
Работа по карте. презентация «Москва столица», картина «Москва при Иване Калите». |
1 |
53 |
Московский князь Иван Калита и его успехи. |
Калита, свита
|
Составление образа по картине «Москва при Иване Калите». |
1 |
54 |
Возрождение сельского и городского хозяйства. |
Дворяне, крестьяне, десятина |
Работа по иллюстративному материалу: по теме «Жизнь простых людей». |
1 |
55 |
Жизнь простых людей. |
|
|
1 |
56 |
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. |
Объедине ние
|
Работа по карте Картина «Московский Кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени. |
1 |
57 |
Сергий Радонежский. |
Отшельник игумен, послушник |
Составление рассказа о иконописном портрете Сергия Радонежского, презентация «Сергий Радонежский».
|
1 |
58 |
Битва на Куликовом поле. |
Полк, пехота, воевода |
Работа по карте. Составление рассказа.по картине «Поединок Пересвета с Челубеем». |
1 |
60 |
Значение Куликовской битвы для русского народа. |
Памятник |
Работа по карте и по иллюстрации по теме «Памятник на Куликовом поле».
|
1 |
61 |
Иван III. Освобождение от иноземного ига. |
Пищаль, тюфяки |
Работа по иллюстративному материалу. Лента времени, стихотворение Н.Кончаловской. |
1 |
|
Присоединение Великого Новгорода к Московскому княжеству. |
|
|
1 |
62 |
Укрепление Московского государства. |
Монархия, скипетр, держава |
Картина «Московский Кремль при Иване III».
|
1 |
63 |
Хронологическая таблица |
Даты, события |
Составление понятийного словаря. |
1 |
64 |
Краеведческая работа. Знаменитые люди города района, села. |
|
Презентация |
1 |
65 |
Краеведческая работа. Знаменитые люди города, района, села. |
|
Фильм о Героях Отечества |
1 |
66 |
Краеведческая работа. Знаменитые люди города. « Поэты, художники, артисты» |
|
Презентация |
1 |
67 |
Краеведческая работа. Знаменитые люди города. « Поэты, художники, артисты» |
|
Презентация |
1 |
68 |
Краеведческая работа. Промышленные предприятия города. |
|
Презентация «Предприятия города». |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.