1.Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Развитие письменной речи» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) разработана на основе:
· Основной общеобразовательной программы начального общего образования (название школы)
· Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучащихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) (название школы)
Адаптированная программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающийся со слабым зрением (4.1.) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Познавательная цель предполагает:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
• формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления.
Социокультурная цель ориентирована на формирование коммуникативной компетенции учащихся:
• развитие устной и письменной речи;
• развитие монологической и диалогической речи;
• формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами курса «Развитие письменной речи» основных задач :
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение обучающимися умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, развитие познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Основными коррекционно-развивающими целями программы являются:
· развитие зрительного и слухового восприятия, механической зрительной памяти, фонематического слуха, расширение опыта словообразования, мелкой моторики руки, совершенствование координаций движений в системе «глаз-рука»;
· развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, воспитание правильных фонематических представлений, формирование навыков самоконтроля, приучать к проверке правильности собственных действий, развитие устойчивого внимания.
· обучение снимать зрительное и статическое напряжение мышц глаза, повышение зрительной работоспособности для эффективного усвоения учебного материала, развитие двигательной системы глаз, укрепление двигательной системы глаз, расслабление мышечной системы глаз, снижение зрительного напряжения, при помощи выполнения зрительной гимнастики, физминуток, офтальмотренажора В.Ф. Базарного, зрительно - вестибюлярного тренажера «Зевс», формирование мотивационной установки на сознательное выполнение гимнастики для глаз; развитие зрительно-моторной координации; развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации
2. Общая характеристика учебного курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и перспективности, а также преемственности между различными разделами курса.
Занятия спланированы с учетом знаний, умений, навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, экспериментальной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Программа предусматривает реализацию задачи по приобретению учащимися навыков работы с информацией (умения вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, передавать и хранить информацию и т. д.). Для этого учебник снабжен справочными материалами: памятками, орфоэпическим, орфографическим, толковым словарями, словарем слов, близких по значению.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются задачи речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом.
Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, способствует развитию абстрактного мышления, памяти и воображения, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Курс «Развитие письменной речи» помогает детям с ОВЗ освоить в полной мере такой важный и нужный предмет , как «Русский язык»
Содержание курса предусматривает целенаправленную работу по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и контроль своих действий, организовывать сотрудничество)
3.Описание места учебного курса в учебном плане.
На изучение курса «Развитие письменной речи» для обучающегося с ЗПР (7.1) в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, что составляет 68 часа .
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Основными ценностными ориентирами в изучение курса «Развитие письменной речи» является овладение родным языком, как письменной речью, так и устной. Умение составлять правильно предложения, выражать свои мысли, высказывать свое мнение, учиться доказывать свои мысли, приводя примеры из жизни или из прочитанной литературы. Также на уроках воспитывается бережное и уважительное отношение к родному языку, к культуре своего народа.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные УУД
У учащихся будут сформированы:
§ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);осознание роли речи в общении людей;
§ понимание богатства и разнообразия осознание роли речи в общении людей;
§ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
§ устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
§ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
§ адекватно воспринимать оценку учителя;
§ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
§ в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
§ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
§ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
§ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
§ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
§ использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
§ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
§ вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
§ пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
§ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
§ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
§ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно
Предметные результаты:
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста
6. Содержание учебного курса.
1.Содержание учебного курса
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
1 раздел. Расскажу о себе.
2 раздел. Самое сложное.
3 раздел. Секреты речи и текста.
Целевыми установками данного курса являются:
•совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• изучение исторических фактов развития языка;
•расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
• включение учащихся в практическую речевую деятельность.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки (разделы).
Первый блок – «Расскажу о себе» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний о построении предложений, составление текста на наиболее легкие и понятные детям темы о себе, своей семье и классе.
Второй блок – «Самое сложное» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
7.Тематическое планирование курса с определением основных видов учебной деятельности.
4 класс
№ п/п Номер раздела и темы |
Наименование разделов и тем |
Всего часов (ч) |
Основные виды учебной деятельности |
Раздел 1. |
Русский язык: расскажу о себе |
12 |
Составление мини-рассказов о себе. Использование слов, связанных с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Составляем сочинение о своей семье и родных с использованием плана. Коррекционная работа Работать над дикцией и правильным построением предложений
|
Раздел 2. |
Самое сложное |
30 |
Трудные случаи Определение склонения, ставлю слова в нужный падеж, определять род прилагательных, правильно писать окончания прилагательных, глаголов. образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне Изучение рядов синонимов, составление предложений с ними. Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). Коррекционная работа Работать над дикцией и правильным построением предложений
|
Раздел 3. |
Секреты речи и текста |
24 |
Учимся вдумчивому чтению и умению задавать вопросы к тексту Учимся вдумчивому чтению и умению понимать, записывать главную мысль текста и составлять план. Чтение и пересказ коротких рассказов о животных Чарушина, Бианки, Пришвина, Толстого. Учимся вдумчивому чтению и умению понимать главную мысль и пересказывать каждую часть текста Коррекционная работа Работать над дикцией и правильным построением предложений
|
17 |
Итоговый урок. |
2 |
|
|
|
68 ч |
|
8.Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Методические пособия:
1. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.
2. Канакина В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4
3. Канакина В.П. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками.
4. Сборник рабочих программ.1-4 классы.
5.Есенина С.А. “Как научить Вашего ребёнка писать сочинения” 6.Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина “Уроки русского языка”
7.Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова “Проверочные работы”
8.О.Д.Ушакова “65 упражнений на все правила русского языка”
Печатные и электронные учебные пособия:
1. Комплект для обучения грамоте (таблицы)
2. Словари: орфографический, толковый
Технические средства:
1. Классная доска;
2. Персональный компьютер с принтером;
3.Мультимедийный проектор, экран для мультимедийного проектора.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.