Адаптированная программа по географии в 9 классе
Оценка 4.9

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Оценка 4.9
doc
06.12.2019
Адаптированная программа по географии в 9 классе
география-9.doc

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа»

 

Согласовано

Зам. дир. по УВР: __________/И.Е. Потапкина/

Утверждаю

Директор МБОУ______________/Н.Т. Орехова/

Приказ № 165   от  02.09.2019г.

 

 

 

Адаптированная рабочая программа по географии

для обучающегося с ЗПР

к образовательной программе ФГОС ООО

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Колчанова Ольга Ивановна

 

                                           

 

 

                                                

Рассмотрено

на заседании ШУМО учителей естественно-научного цикла

Протокол №1   от 26.08.19

 

                                              2019 – 2020 уч. год


                                     Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету география, авторской программой А.И. Алексеева,  9 класс, учебно-методических рекомендаций «Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития» и ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок, обучающегося с задержкой психического развития.

Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР  и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «География».

Обучающийся с ЗПР характеризуется в той или иной степени выраженными затруднениями в усвоении учебных программ, которые обусловлены следующими особенностями:

·                                 в разной степени выраженными недостатками в формировании высших психических функций; замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности;

·                                 признаками легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающимися в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам;

·                                 трудностями произвольной саморегуляции;

·                                 нарушениями речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы;

·                                 недостаточными познавательными способностями;

·                                 признаками общей социально-эмоциональной незрелости;

·                                 специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.); нарушениями в организации деятельности и/или поведения.

При обучении обучающегося с ЗПР учитываются его специфические образовательные потребности:

·                                 адаптация основной общеобразовательной программы (основного общего) образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

·                                 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающегося с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

·                                 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимой психолого-педагогической поддержки, направленного на улучшение деятельности ЦНС, на коррекцию поведения,

·                                 специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития,

·                                 формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

·                                 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающегося с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

·                                 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающегося с ЗПР;

·                                 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

·                                 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

·                                 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

·                                 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

·                                 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

·                                 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

·                                 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

·                                 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.

Результатами специально организованного обучения ученика с ЗПР являются:

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

способность к наблюдательности, умение замечать новое;

овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;

оценивать процесс и результат деятельности.

Требования к результатам освоения программы по географии конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

 

 

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

 

·                                 Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089)

·                                 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения:28.08.2016).

 

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса Алексеев А.И. Просвещение 2018г

 

 

 

Цель изучения учебного предмета.

·                                 Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины.

·                                 О месте России в современном мире.

·                                 Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов.

·                                 Выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 

Основные задачи курса:

·                                 Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

·                                 Сформировать представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;

·                                 Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных и других процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;

·                                 Вооружить ученика необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерами);

·                                 Развивать представление о своем географическом регионе;

·                                 Создать образ своего родного края, научиться сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин.

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в 9 классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа. Программа предусматривает проведение практических работ – 8 и экскурсий – 1.

 

                     Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты обучения

 

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе;

 

опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

 

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

 

российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

 

осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

 

усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;

 

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

 

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

 

гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

 

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

 

Учащийся должен:

 

осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

 

осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

 

осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;

 

овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

 

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;

проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

 

уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;

 

уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

 

уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вы-рабатывая общее решение;

 

уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.

 

 

Метапредметные результаты обучения

 

Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи;

 

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

 

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

 

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

 

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

 

классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

 

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

 

систематизировать и структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

 

владеть навыками анализа и синтеза;

 

искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети

Интернет;

 

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

 

работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

 

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

 

вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

 

Предметные результаты обучения

 

Учащийся должен уметь:

 

приводить примеры географических объектов;

 

называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

(астро-номией, биологией, физикой, химией, экологией);

 

объяснять, для чего изучают географию;

 

называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

 

показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

 

приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

 

объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

 

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

 

работать с компасом;

 

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

 

описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты;

 

объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

 

называть методы изучения Земли;

 

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,

«полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли;

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут»,

«географическая карта»; называть масштаб глобуса и показывать изображения

 

разных видов масштаба на глобусе;

 

приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

 

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

 

читать план местности и карту;

 

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

 

производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

 

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

 

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

 

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

 

объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море»,

«атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс»,

«биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

 

называть и показывать основные географические объекты;

 

работать с контурной картой;

 

называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

 

приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тек-

тоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

 

объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

 

измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности;

называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

 

называть меры по охране природы рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

 

приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

 

составлять описание природного комплекса;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

 

показывать материки и части света;

 

приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;

 

давать характеристику карты; читать и анализировать карту;

 

называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;

 

объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;

 

называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;

 

делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;

 

показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств

океанических вод;

 

приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;

 

приводить примеры природных комплексов;

 

составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;

 

рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;

 

читать комплексную карту;

 

показывать наиболее крупные страны мира;

 

показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова); описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;

показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;

 

приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека;

 

приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;

 

объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природ-ных ресурсов;

приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

 

называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;

 

определять географическое положение России;

 

показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;

 

определять поясное время.

 

называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;

 

показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

 

объяснять закономерности их размещения;

 

приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;

 

делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;

 

определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием

 

циклонов и антициклонов;

 

давать описания климата отдельных территорий;

 

с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, ко-личество суммарной радиации и т. д.;

 

приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;

называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы;

называть факторы почвообразования;

 

используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;

 

объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

 

показывать на карте основные природные зоны России, называть их;

 

приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;

 

объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;

 

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;

 

приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;

 

показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);

 

давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;

 

отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;

 

оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;

 

приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресур-сов регионов;

выделять экологические проблемы природных регионов.

 

объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;

 

объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;

 

объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.

 

называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;

 

объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, эт- нический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль»,

«состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;

 

объяснять демографические проблемы;

 

читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;

 

объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;

 

описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс

 

называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

 

объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район»,

«специализация территории», «географическое разделение труда»;

 

объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;

 

описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

                        

                                 Формы текущего контроля:

Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.

Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.

В процессе устного опроса работает один учащийся, где на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.

При письменной работе допускается использование атласа и учебника.

Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.

Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География: природа России».

Работа со слабоуспевающим обучающимся

Работа со слабоуспевающим обучающимся в школе необходима, так как слабо наработаны общеучебные умения и навыки за предыдущие годы обучения, отсутствуют навыки самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях.

Цель: повышение уровня обученности и качества обучения обучающегося, повышение мотивации и ликвидирование про­белов в знаниях, формировать умение работать с атласом и контурной картой.

При работе с учащимся придерживаться следующих правил:

·                     При опросе обучающегося ученика давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

·                     По возможности задавать  наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.

·                     При опросе создавать ситуации успеха.

·                     Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

·                     В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.

·                     В процессе изучения нового материала внимание ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

·                     В ходе самостоятельной работы давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.

На уроках географии с обучающим учеником использовать личностно - ориентированный подход, обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, домашняя работа по выбору. С новым материалом знакомить постепенно, использовать образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности.

Слабый ученик не может сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому практиковать дополнительные занятия. В конце каждого блока организовать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо учащегося научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

При организации домашней работы подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагать карточки консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьника.

Требования к уровню подготовки учащегося

1.                  Называть и (или) показывать:

·                     предмет изучения географии России;

·                     основные средства и методы получения геогра­фической информации;

·                     субъекты Российской Федерации;

·                     пограничные государства;

·                     особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

·                     границы часовых поясов;

·                     основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

·                     климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

·                     распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

·                     основные области современного оледенения и крупные ледники;

·                     зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

·                     основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

·                     важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные;

·                     народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

·                     примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

·                     объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

·                     районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

·                     экологически неблагополучные районы России;

·                     маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

·                     географическое положение объектов;

·                     разницу в поясном времени территорий;

·                     погоду по синоптической карте;

·                     параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

·                     географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

·                     образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

·                     особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

·                     роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем страны;

·                     влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

·                     образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

·                      

·                      

·                      

·                     образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

·                     влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

·                     как составляют прогноз погоды;

·                     распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

·                     почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; 

                          

Содержание программы

9 класс - 68 час ( 2 часа в неделю)

 

Тема 1. Регионы России ( 11 часов)

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.



Тема 2. Европейская Россия ( 35 часов)

Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

 

Тема 3. Азиатская Россия ( 13 часов)

Сибирь. Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

 

 

Тема 4. Россия в современном мире – заключение (6 часов)

Соседи России. На стыке Европы и Азии. Как проходят границы России. Взаимоотношения России и её соседей. Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Мой край.

 

 

        Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося с ЗПР

 

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Оценка тестовых заданий.

  • Проводится с помощью коэффициента усвоения К.
  • К=А/Р
  • где А - число правильных ответов в тесте
  • Р - общее число ответов

 

Коэффициент К

Оценка

0,9-1

"5"

0,8 - 0,89

"4"

0,6 - 0,79

"3"

Меньше 0,6

"2"

 

Требования к устным ответам учащегося:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

 

  

 

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География 9 класс»

 

Комплект учебных материалов

Для реализации целей и задач обучения географии по данной программе используется УМК учебно-методический комплект линии «Полярная звезда».

Учебник: А.И. Алексеев и др., «География. Регионы России. 9 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016-18 гг.

Рабочие тетради, сборники заданий:

Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 9 класс , Москва, Просвещение, 2016-18 гг. В.В Николина Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2017г. В.В Николина.

КИМ 9 класс География ФГОС М.- «Вако», Е.А. Жижина, 2017 г.

Подготовка к ОГЭ 9 класс Ростов-на Дону, Легион, А.Б. Эртель, 2017 г.

Карты и атласы:

Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2016- 2018 гг.

Настенные тематические карты по географии России

Энциклопедии, книги для чтения:

Детские энциклопедии. Хочу всё знать: альманах для младшего и среднего возраста; Научно-популярные издания. Мультимедиа-поддержка предмета: Мультимедийное приложение к учебнику «География. 9 класс» -М. Просвещение, 2015 г., электронный оптический диск. Цифровые образовательные ресурсы. Средства обучения: Печатные пособия: тематические карты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, фотографии. Технические средства: компьютер, экран проекционный, телевизор, мультимедийный проектор. Натуральные объекты: глобусы, модели, коллекции, муляжи, диапозитивы, макеты. Учебно-практическое оборудование: приборы, приспособления, материалы. Информационно – коммуникационные средства: мультимедийное приложение, материалы ЦОР.

 

 

 

 

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе

Адаптированная программа по географии в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2019