Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Катинская основная общеобразовательная школа»
Согласовано Зам. дир. по УВР: __________/И.Е. Потапкина/ |
Утверждаю Директор МБОУ______________/Н.Т. Орехова/ Приказ № 165 от 02.09.2019г. |
Адаптированная рабочая программа по географии
для обучающегося с ЗПР
к образовательной программе ФГОС ООО
9 класс
Колчанова Ольга Ивановна
Рассмотрено на заседании ШУМО учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от 26.08.19
|
2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету география, авторской программой А.И. Алексеева, 9 класс, учебно-методических рекомендаций «Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития» и ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок, обучающегося с задержкой психического развития.
Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «География».
Обучающийся с ЗПР характеризуется в той или иной степени выраженными затруднениями в усвоении учебных программ, которые обусловлены следующими особенностями:
· в разной степени выраженными недостатками в формировании высших психических функций; замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности;
· признаками легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающимися в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам;
· трудностями произвольной саморегуляции;
· нарушениями речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы;
· недостаточными познавательными способностями;
· признаками общей социально-эмоциональной незрелости;
· специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.); нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
При обучении обучающегося с ЗПР учитываются его специфические образовательные потребности:
· адаптация основной общеобразовательной программы (основного общего) образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающегося с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимой психолого-педагогической поддержки, направленного на улучшение деятельности ЦНС, на коррекцию поведения,
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития,
· формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающегося с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающегося с ЗПР;
· профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
· постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Результатами специально организованного обучения ученика с ЗПР являются:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
Требования к результатам освоения программы по географии конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
· Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089)
· Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения:28.08.2016).
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса Алексеев А.И. Просвещение 2018г
Цель изучения учебного предмета.
· Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины.
· О месте России в современном мире.
· Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов.
· Выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
· Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
· Сформировать представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;
· Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных и других процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и её регионов;
· Вооружить ученика необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерами);
· Развивать представление о своем географическом регионе;
· Создать образ своего родного края, научиться сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в 9 классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа. Программа предусматривает проведение практических работ – 8 и экскурсий – 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учебе;
опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Учащийся должен:
осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вы-рабатывая общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать и структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационнокоммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети
Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и вне текстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
приводить примеры географических объектов;
называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками
(астро-номией, биологией, физикой, химией, экологией);
объяснять, для чего изучают географию;
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
описывать представления древних людей о Вселенной; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты; описывать уникальные особенности Земли как планеты;
объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,
«полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли;
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут»,
«географическая карта»; называть масштаб глобуса и показывать изображения
разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море»,
«атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс»,
«биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тек-
тоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
показывать материки и части света;
приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
давать характеристику карты; читать и анализировать карту;
называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств
океанических вод;
приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
приводить примеры природных комплексов;
составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
читать комплексную карту;
показывать наиболее крупные страны мира;
показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов; показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова); описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
показывать наиболее крупные государства на материках; уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека;
приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность;
объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природ-ных ресурсов;
приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время.
называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения;
приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием
циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, ко-личество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов; оценивать водные ресурсы;
называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства; объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресур-сов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов.
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, эт- нический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль»,
«состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «себестоимость»;
объяснять демографические проблемы;
читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
объяснять размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
описывать (характеризовать) отрасль или межотраслевой комплекс
называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;
объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район»,
«специализация территории», «географическое разделение труда»;
объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;
описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.
Формы текущего контроля:
Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.
Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.
В процессе устного опроса работает один учащийся, где на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.
При письменной работе допускается использование атласа и учебника.
Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.
Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География: природа России».
Работа со слабоуспевающим обучающимся
Работа со слабоуспевающим обучающимся в школе необходима, так как слабо наработаны общеучебные умения и навыки за предыдущие годы обучения, отсутствуют навыки самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях.
Цель: повышение уровня обученности и качества обучения обучающегося, повышение мотивации и ликвидирование пробелов в знаниях, формировать умение работать с атласом и контурной картой.
При работе с учащимся придерживаться следующих правил:
· При опросе обучающегося ученика давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
· По возможности задавать наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.
· При опросе создавать ситуации успеха.
· Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
· В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.
· В процессе изучения нового материала внимание ученика концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
· В ходе самостоятельной работы давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.
На уроках географии с обучающим учеником использовать личностно - ориентированный подход, обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, домашняя работа по выбору. С новым материалом знакомить постепенно, использовать образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности.
Слабый ученик не может сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому практиковать дополнительные занятия. В конце каждого блока организовать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо учащегося научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
При организации домашней работы подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагать карточки консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьника.
Требования к уровню подготовки учащегося
1. Называть и (или) показывать:
· предмет изучения географии России;
· основные средства и методы получения географической информации;
· субъекты Российской Федерации;
· пограничные государства;
· особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
· границы часовых поясов;
· основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
· климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
· распределение рек страны по бассейнам океанов;
· основные области современного оледенения и крупные ледники;
· зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
· основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
· важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
· народы, наиболее распространенные языки, религии;
· примеры рационального и нерационального размещения производства;
· объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
· районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
· экологически неблагополучные районы России;
· маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
· географическое положение объектов;
· разницу в поясном времени территорий;
· погоду по синоптической карте;
· параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
· географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
· образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
· особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
· роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
· влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
· образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
·
·
·
· образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
· влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
· как составляют прогноз погоды;
· распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
· почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
Содержание программы
9 класс - 68 час ( 2 часа в неделю)
Тема 1. Регионы России ( 11 часов)
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Тема 2. Европейская Россия ( 35 часов)
Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Тема 3. Азиатская Россия ( 13 часов)
Сибирь. Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Тема 4. Россия в современном мире – заключение (6 часов)
Соседи России. На стыке Европы и Азии. Как проходят границы России. Взаимоотношения России и её соседей. Геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Мой край.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающегося с ЗПР
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Оценка тестовых заданий.
Коэффициент К |
Оценка |
0,9-1 |
"5" |
0,8 - 0,89 |
"4" |
0,6 - 0,79 |
"3" |
Меньше 0,6 |
"2" |
Требования к устным ответам учащегося:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «География 9 класс»
Комплект учебных материалов
Для реализации целей и задач обучения географии по данной программе используется УМК учебно-методический комплект линии «Полярная звезда».
Учебник: А.И. Алексеев и др., «География. Регионы России. 9 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016-18 гг.
Рабочие тетради, сборники заданий:
Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 9 класс , Москва, Просвещение, 2016-18 гг. В.В Николина Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2017г. В.В Николина.
КИМ 9 класс География ФГОС М.- «Вако», Е.А. Жижина, 2017 г.
Подготовка к ОГЭ 9 класс Ростов-на Дону, Легион, А.Б. Эртель, 2017 г.
Карты и атласы:
Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2016- 2018 гг.
Настенные тематические карты по географии России
Энциклопедии, книги для чтения:
Детские энциклопедии. Хочу всё знать: альманах для младшего и среднего возраста; Научно-популярные издания. Мультимедиа-поддержка предмета: Мультимедийное приложение к учебнику «География. 9 класс» -М. Просвещение, 2015 г., электронный оптический диск. Цифровые образовательные ресурсы. Средства обучения: Печатные пособия: тематические карты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, фотографии. Технические средства: компьютер, экран проекционный, телевизор, мультимедийный проектор. Натуральные объекты: глобусы, модели, коллекции, муляжи, диапозитивы, макеты. Учебно-практическое оборудование: приборы, приспособления, материалы. Информационно – коммуникационные средства: мультимедийное приложение, материалы ЦОР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.